Потребительная стоимость, Стоимость и Потребительская стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2013 в 17:42, контрольная работа

Описание работы

Этим общим не могут быть геометрические, физические, химические, или какие-либо иные природные свойства товаров. Их телесные свойства принимаются во внимание вообще лишь постольку, поскольку от них зависит полезность товаров, т. е. поскольку они делают товары потребительными стоимостями. Очевидно, с другой стороны, что меновое отношение товаров характеризуется как раз отвлечением от их потребительных стоимостей. В пределах менового отношения товаров каждая данная потребительная стоимость значит ровно столько же, как и всякая другая, если только она имеется в надлежащей пропорции. Или, как говорит старик Барбон:

Файлы: 1 файл

Маркс.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

Из этого высказывания видно, что К. Маркс и сам видел, что в условиях рыночного производства, постоянно присутствует какая-то “добавочная прибавочная стоимость”, которой он не придавал особого значения и считал её простым отклонением от стоимости.

Но систематическое  присутствие данной  “добавочной прибавочной стоимости” в стоимости товара, все-таки наводит на мысль, что она занимает определенное место при обмене товарами и, следовательно, в существовании и развитии общества. Поэтому она требует, чтобы на неё обратили более пристальное внимание.

Для определения сущности данной “добавочной прибавочной  стоимости” или в приведенном  выше примере добавочной стоимости (ДС), разобьем цикл производства пшеницы на три одинаковых товарных акта. Первый акт – просев пшеницы, второй акт – полив пшеницы и третий акт – сбор пшеницы. Соответственно каждый из этих актов представляет собой производство товара, следовательно, в каждом из актов продавец будет представлять потребительную стоимость, а покупатель – меновую стоимость. Поэтому меновая стоимость пшеницы (МС) будет содержать в себе меновую стоимость сева (МСс), меновую стоимость полива (МСп) и меновую стоимость сбора урожая (МСу).

МС = МСс + МСп + МСу

Потребительная стоимость  пшеницы (ПнС) будет объединять в  себе Потребительную стоимость сева (ПнСс), Потребительную стоимость полива (ПнСп) и Потребительную стоимость  сбора урожая (ПнСу)

ПнС = {ПнСс; ПнСп; ПнСу} 

Покупая товар, покупатель приобретает Потребительную стоимость, предлагая за него его меновую  стоимость, продавец же продавая товар, предлагает её Потребительную стоимость, а намерен получить за неё Стоимость, т.е. эквивалент затраченного труда или общественно необходимого времени на производство данного товара. Так как Стоимость позволяет продолжить производство данного товара.

Исходя из этого, можно  утверждать, что когда в первом акте производства пшеницы покупатель покупает Потребительную стоимость в виде поля засеянной пшеницей, оплачивает Стоимость продавца или его общественно необходимый труд для засева данного поля, продающего эту Потребительную стоимость. Во втором акте покупатель оплачивает Потребительную стоимость в виде поля политой пшеницы, т.е. Стоимость продавца или общественно необходимый труд, затраченный на полив данного поля. И в третьем акте покупатель оплачивает Потребительную стоимость сбора урожая или платит Стоимость продавцу за его общественно необходимый труд, затраченный на уборку урожая.

Но во всех трех актах  покупатель, как можно заметить, платит за Потребительную стоимость, а  не за общественно необходимый труд. Хотя при этом он фактически оплачивает общественно необходимый труд, так  как продавец не продаст товар, если его стоимость не будет эквивалентна Стоимости. Поэтому в общем случае меновая стоимость (МС) производства пшеницы будет складываться из Стоимости сева (Сс), Стоимости полива (Сп) и Стоимости уборки урожая (Су)

МС = Сс + Сп + Су

Которая обладает Потребительной стоимостью производства пшеницы (ПнС) объединяющую в себе Потребительную стоимость сева (ПнСс), Потребительную стоимость полива (ПнСп) и Потребительную стоимость сбора урожая (ПнСу)

ПнС = {ПнСс; ПнСп; ПнСу} 

И если вернуться к  рассмотрению примера с циклами производства пшеницы, то можно заметить, что данный общий случай полностью совпадает с первым циклом производства пшеницы, когда затрачивается труд на сев пшеницы, на полив её и на уборку урожая. Но для второго цикла, где отсутствует труд по поливу посевов, где не затрачено ни одной секунды на данный полив, меновая стоимость производства пшеницы не может содержать в себе Стоимость полива, так как её просто нет. Но как было выяснено, покупатель платит за Потребительную стоимость, т.е. за сам факт, в данном случае, полива посевов, а не за факт труда, а поле полито, следовательно, присутствует Потребительная стоимость и, следовательно, присутствует оплата данной Потребительной стоимости.

Поэтому во втором цикле  производства пшеницы её меновая  стоимость (МС) будет складываться из Стоимости сева (Сс), Потребительной стоимости полива (ПнСп) и Стоимости уборки урожая (Су)

МС = Сс + ПнСп + Су

При этом Потребительная стоимость  полива образовалась в результате воздействия  природных сил, т.е. в результате выпадения дождя, следовательно, данную Потребительную стоимость создала природа и поэтому это является Потребительной стоимостью природы.

Исходя из вышеизложенного, можно  утверждать, что дополнительная стоимость (ДС) в приведенном примере является ни чем иным как Потребительной стоимостью, в данном случае Потребительной стоимостью природы. Что полностью опровергают слова К. Маркса, “Как потребительные стоимости товары  различаются прежде всего качественно, как меновые стоимости они могут иметь лишь количественные различия, следовательно не заключают   в себе ни одного атома потребительной стоимости”. Как было только что выяснено, в меновой стоимости может содержаться Потребительная стоимость.

Но какая величина характеризует  данную Потребительную стоимость? Т.е. если Стоимость является характеристикой текущего труда то, что характеризует данная Потребительная стоимость?

Если обратиться, к  примеру, то можно заметить, что Потребительная стоимость полива во втором цикле  производства равняется Стоимости  полива при первом цикле производства. При этом если бы первоначально рассматривался бы второй цикл производства пшеницы, когда отсутствует искусственный полив, то тогда бы меновая стоимость (МС) производства пшеницы в этом цикле складывалась бы из Стоимости сева (Сс) и Стоимости уборки урожая (Су)

МС = Сс + Су

Следовательно, Потребительная стоимость полива отсутствовала  бы в данной меновой стоимости  производства пшеницы.

Поэтому, исходя из этого, можно утверждать, что Потребительная стоимость, в данном случае полива, характеризует труд, который когда-то характеризовал Стоимость, в данном случае полива. Т.е. Потребительная стоимость, которая присутствует в меновой стоимости товара, есть полезность прошлого труда, и является характеристикой этого труда, и как следствие этого величина данной Потребительной стоимости в данном случае не может превышать величину Стоимости прошедшего труда.

Все это справедливо  для случаев, когда присутствовал  прошлый труд, а если его не было?

Обратимся опять, к примеру, производства пшеницы, только предположим, что  посевы ни кто не проливает, следовательно, стоимость (Спш) производства пшеницы складывается из Стоимости сева (Сс) и Стоимости уборки урожая (Су)

Спш = Сс + Су

Но при этом количество собранной пшеницы не удовлетворяет потребности в ней.

Следовательно, спрос  будет превышать предложение  и соответственно рыночная цена (Ц)  товара пшеницы превысит стоимость данного товара (Спш), а это означает появление дополнительной стоимости (ДС).

Ц = Спш + ДС

Что же представляет собой данная дополнительная стоимость?

С точки зрения производителя  товара, это дополнительная прибавочная  стоимость, не связана ни с каким  его трудом, так как когда он, предлагал данный товар для обмена, то исходил из его стоимости, которая   эквивалентна затратам его труда. Но в процессе обмена из-за конкуренции среди потребителей данного товара и образовалась данная дополнительная стоимость. Для потребителя, являющегося носителем меновой стоимости, покупаемый товар, способный удовлетворить его потребность, представляет собой потребительную стоимость, следовательно, причиной конкуренции между потребителями является потребительная стоимость товара. Поэтому дополнительная стоимость (ДС), образовавшаяся в результате превышения спроса над предложениями есть не что иное, как Потребительная стоимость товара (ПнСт), т.е. полезность товара потребителю. Следовательно, цена товара (Ц) будет складываться из стоимости производства товара, в нашем примере пшеницы (Спш) и Потребительной стоимости товара.

Ц = Спш + ПнСт

Но при этом Потребительная стоимость товара, не может являться характеристикой прошедшего труда, так как данного труда ещё не было, но есть стоимость, которой потребитель готов оплатить труд производителя. Следовательно, Потребительная стоимость товара характеризует будущий труд. Тем самым, давая сигнал производителям о готовности общества к оплате необходимого ей труда.

При провидении исследования выяснено, что Потребительная стоимость  характеризует, как прошедший, так  и будущий труд, но это не объясняет  различия в стоимости однотипных товаров наблюдаемых повсеместно при производстве их в странах с различными климатическими условиями. А данные различия привели к тому, что в конце ХХ века стала наблюдаться тенденция переноса производства в страны с более благоприятным климатом. При капиталистическом способе производства производитель данную тенденцию объясняет сокращением издержек производства. Основными факторами издержек производства – это стоимость рабочей силы и создание приемлемых условий для труда человек. Стоимость рабочей силы в общем случае складывает из двух частей, это стоимость жизни и стоимость наслаждения. Если величина стоимости наслаждения практически не имеет верхней границы, то величина стоимости жизни имеет определенную минимальную  границу и эта граница определяется климатическими условиями проживания человека. При этом и стоимость создания и поддержания приемлемых условий для труда человека, также зависят от климатических условий местности. Так как чем благоприятнее среда  обитания для человека, тем меньше необходимо затрачивать средств, а значит и труда, для обеспечения жизни человека.

Следовательно, если абстрагироваться от величины стоимости наслаждения, то объективно можно утверждать, что  при одинаковом количестве труда, затраченного на производство однотипного товара,  его стоимость (Ст), произведенного в более благоприятных климатических условий, будет меньше чем стоимость того же товара, но произведенного в менее благоприятных климатических условиях. Но так как данные товары обмениваются на одном и том же рынке, то его цена (Ц) объективно будет складываться из стоимости товара (Ст) произведенного в конкретных климатических условиях и дополнительной стоимости (ДС).

Ц = Ст + ДС

При этом величина дополнительной стоимости  может иметь, как положительные, так и отрицательные значения, в зависимости от того, где был произведен данный товар и от условий рынка. Условия ранка определяют пропорциональность распределения данной дополнительной стоимости между производителями. Если рыночная цена определяется ценой товара произведенного в наилучших климатических условиях, то дополнительная стоимость для данного производителя будет нулевой, для производителя товара в худших климатических условиях она будет иметь отрицательную величину. Если же рыночная цена определяется ценой товара произведенного в худших климатических условиях, то дополнительная стоимость для данного производителя будет нулевой, для производителя товара в лучших климатических условиях она будет иметь положительную величину. Соответственно, если рыночная цена лежит внутри этого диапазона, то для производителя производящего товар в лучших климатических условиях, дополнительная стоимость будет иметь положительную величину, а для другого производителя отрицательную.

Но условия рынка  не являются предметом данного исследования, поэтому можно от них абстрагироваться и предположить, что  цена товара определяется стоимостью товара произведенного в лучших климатических условиях. Следовательно, в этом случае дополнительная стоимость для товара, произведенного в данных условиях, будет нулевой, а для товара произведенного в худших условиях будет иметь отрицательную величину.

Рассмотрим, что собой  представляет данная дополнительная стоимость.

С точки зрения производителя  товара, производящего его в лучших условиях, этой дополнительной стоимости не существует, а для производителя товара, производящего его в худших условиях она уменьшает его Стоимость и если предположить, что производство товара невозможно ниже его Стоимости, то производитель данного товара прекращает его выпуск. И если предложение товаров производимых в лучших климатических условиях не удовлетворяет спрос на них, то среди потребителей данного товара возникает конкуренция. Результатом данной конкуренции является образование данной дополнительной стоимости. Для потребителя, являющегося носителем меновой стоимости, покупаемый товар, способный удовлетворить его потребность, представляет собой потребительную стоимость, следовательно, причиной конкуренции между потребителями является потребительная стоимость товара. Поэтому дополнительная стоимость (ДС), образовавшаяся в результате превышения спроса над предложениями есть не что иное, как Потребительная стоимость товара (ПнСт), т.е. полезность товара потребителю. Следовательно, цена товара (Ц) будет складываться из стоимости производства товара в лучших условиях (Спт) и Потребительной стоимости товара.

Ц = Спт + ПнСт

При этом, как только величина потребительной стоимости товара станет такой, что позволит производителю  данного товара в худших климатических условия получать за его производство Стоимость в данных условиях, то произойдет восстановление производства и в этих условиях. А это означает, что данная Потребительная стоимость характеризует полезность труда в худших климатических условиях. Поэтому её можно назвать Потребительной стоимостью природы. Соответственно цена товара (Ц) будет складываться из стоимости товара (Ст) и Потребительной стоимости природы (ПнСпр)

Ц = Ст + ПнСпр

Но так как в процессе производства товара также возможно образование Потребительной стоимости прошлого и будущего труда, то в общем случае цена товара (Ц) или её меновая стоимость (МС) складывается из Стоимости (С) производства данного товара и его Потребительной стоимости (ПнС).

Ц (МС) = С + ПнС

При исследовании вопроса  о Потребительной стоимости было выявлено, что Потребительная стоимость имеет стоимость потому что, это либо труд был когда-то уже затрачен, но он полезен обществу, либо труд должен быть затрачен, так как он будет полезен обществу, а также, что труд полезен при неблагоприятных природных условиях. Следовательно, товар ни как не может быть просто Потребительной стоимостью.

Но что же тогда  в данном случае представляет собой  такой товар, например как пшеница?

Потребительная стоимость  определяет полезность данного товара, поэтому любая пшеница полезна как продукт, но при этом есть различные сорта пшеницы, например твердая, мягкая и каждый из этих сортов имеет свою рыночную цену или меновую стоимость, так как каждый из них, наравне с полезностью несет в себе свои собственные потребительские свойства.

Следовательно, потребитель  в условиях рынка оплачивает, не просто полезность товара, но ещё и  его потребительские свойства, т.е. его Потребительскую стоимость. Поэтому в условиях рынка товар  имеет как меновую стоимость, так и Потребительскую стоимость.

Поэтому Потребительская  стоимость имеет стоимость, так  как в ней овеществлен, или  материализован абстрактно человеческий труд и совместно с ним  присутствует полезность прошлого труда, полезность и желательность будущего труда, и полезность труда при неблагоприятных природных условиях.

 

Добавочная  прибавочная стоимость

 

Но нельзя отрицать и  того, что К. Маркс видел возможность  возникновения стоимости вне  зависимости от текущего труда. Он её называл добавочной прибавочной  стоимостью или добавочной прибылью.

“Предположение, что товары различных сфер производства продаются по их стоимостям, означает, конечно, лишь то, что их стоимость является центром тяготения, вокруг которого вращаются их цены и по которому уравниваются их постоянные колебания вверх и вниз. Необходимо, кроме того, всегда отличать рыночную стоимость, — о которой мы поговорим позднее, — от индивидуальной стоимости отдельных товаров, произведенных различными производителями. Индивидуальная стоимость некоторых из этих товаров будет, стоять ниже их рыночной стоимости (т. е. для их производства требуется меньше рабочего времени, чем выражает рыночная стоимость), индивидуальная стоимость других товаров - выше их рыночной стоимости. Рыночная стоимость должна рассматриваться, с одной стороны, как средняя стоимость товаров, произведенных в данной сфере производства, с другой стороны, как индивидуальная стоимость товаров, которые производятся при средних условиях данной сферы и которые составляют значительную массу продуктов последней. Только при исключительных комбинациях рыночная стоимость регулируется товарами, произведенными при наихудших или наиболее благоприятных условиях, причем эта рыночная стоимость, в свою очередь, является центром колебаний для рыночных цен, которые, однако, всегда одинаковы для товаров одного и того же вида. Если обычный спрос удовлетворяется предложением товаров по средней стоимости, т. е. по средней стоимости той массы, которая лежит между обеими крайностями, то товары, индивидуальная стоимость которых ниже рыночной, реализуют добавочную прибавочную стоимость, или добавочную прибыль, тогда как товары, индивидуальная стоимость которых выше рыночной, не могут реализовать части заключающейся в них прибавочной стоимости.  (8)”

Информация о работе Потребительная стоимость, Стоимость и Потребительская стоимость