Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 18:38, курсовая работа
Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы. Потребительский выбор становится все более обширным и разнообразным по мере углубления общественного разделения труда, увеличения числа предлагаемых потребителю товаров, услуг и способов проведения свободного времени. Цель написания работы: изучение теории потребительского поведения и ее развития на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…….....3
ГЛАВА I ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА…………………………………..............5
Понятие экономических благ и их полезность…………………….…5
Предпосылки и сущность теории потребительского поведения…….9
ГЛАВА II ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ………………………………………………………………...12
Кардиналистская теория потребительского выбора………….…..…12
Ординалистская теория потребительского выбора…………..……..16
ГЛАВА III СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ
РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ……………………………………………….20
Анализ доступности товаров на потребительском
рынке России………………………………………………….………20
Проблемы потребительского выбора,
существующие на современном российском рынке……………..…21
Потребительские инновации в рыночной экономике,
как способ решения проблем потребительского выбора……….…24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...….…32
Подешевели в последние
двадцать лет и многие продукты.
Доступность лука репчатого, яиц, птицы
и яблок выросла в 1,8 - 2,4 раза. Также
россиянам стало «дешевле»
Однако некоторые товары
по сравнению с советскими временами
стали для потребителя
Таким образом, представленные данные опровергают расхожее мнение о том, что хоть сейчас товаров и стало больше, но их невозможно купить. Несмотря на издержки для населения, становление рыночной экономики в России имеет и вполне явные выгоды. Ценовая доступность не менее половины товаров стала выше. При этом не стоит забывать, что, несмотря на то, что в 1990 году на среднюю зарплату можно было купить больше мяса и рыбы, чем сейчас, в реальности достать эти продукты было большой проблемой.
Среди актуальных
проблем российской экономики выделяются
проблемы формирования региональных потребительских
рынков, обеспечения населения
Анализ территориальной дифференциации регионального потребительского рынка осуществляется в два этапа. На первом этапе проводится априорное формирование базы данных, на втором выполняются количественные операции с применением системы показателей.
Априорный анализ потребительского
рынка убеждает в существовании
устойчивой тенденции к усилению
его территориальной
Можно привести следующие показатели обеспеченности регионов и прожиточного минимума населения России:
Правительство установило величину прожиточного минимума в целом по РФ за I квартал 2012 г. в расчете на душу населения -6536 руб., для трудоспособного населения - 7070 руб., пенсионеров -5120 руб., детей – 6392 руб.
Величина прожиточного минимума в целом по РФ в I квартале 2010 года составила 5902 рубля в месяц в расчете на человека.
В целом же, по данным Федеральной службы государственной статистики, численность населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, установленного в целом по России, сократилась с 29,8 млн. человек во втором квартале до 26,7 млн. человек в третьем, а его доля в общей численности населения - с 20,8 до 18,7 процента соответственно.2)
Далее можно привести индексы потребительских цен по регионам страны и в целом по России:
Прирост потребительских цен январе-мае 2012 года составил 4,1 процент.
По
данным, предоставленным
Среди остальных наблюдаемых
По данным Федеральной службы государственной статистики, с 2007 года происходит постоянное увеличение заработной платы, всех групп населения. Наибольшее увеличение заработной платы у руководителей организаций и специалистов высшего уровня классификации. Средняя заработная плата руководителей возросла до 30-35 тыс. руб. по сравнению с 15 тыс. руб. в 2007 году. Но даже заработная плата низкоквалифицированных и неквалифицированных рабочих возросла практически в 2 раза за последние 5 лет, средняя заработная плата таких рабочих оказалась на уровне выше 5 тыс. руб. что стало превышать минимальный прожиточный уровень.
Эти цифры говорят о том, что реальная покупательская способность увеличивается, благодаря высокому темпу прироста заработной платы.
Другой проблемой
С распадом СССР появилось
множество частных компаний, но на
сегодняшний день они не обладают
достаточно эффективными каналами доведения
информации до потребителей, поэтому
потребительский выбор
Еще одной серьезной проблемой покупательского выбора в России является все более значимое влияние западных компаний на российском рынке. В этом аспекте хотелось бы затронуть вопрос скорого вступления России в ВТО, что может только усугубить уже имеющиеся проблемы. Ведь зачастую западные компании, недостаточно изучившие русский менталитет, не могут предложить блага, необходимые потребителям, а российские компании попросту выходят из игры, так как не могут конкурировать с более сильными противниками.
Таким образом, на современном российском рынке имеется специфический ряд проблем, связанный с потребительским выбором, и для его решения потребуется целый комплекс, в который будут входить как помощь и поддержка со стороны государства, инициатива компаний, так и желание самих потребителей изменить сложившуюся неблагоприятную ситуацию.
Общественные преобразования, осуществляемые в России, предполагают активный поиск инновационных путей и средств для кардинального обновления экономики. В связи с этим понятен интерес к феномену инновации со стороны отечественных ученых, которые наряду с зарубежными специалистами предпринимают активные попытки к его всестороннему изучению.
Основным направлением совершенствования работ по осуществлению инновационной деятельности становится переосмысление их роли, места, методов оценки и выбора, а также способов создания новшеств с точки зрения современной концепции маркетинга и отношения потребителей к инновациям.
Сегодня компании, все чаще используя новые методы, собирают и коллекционируют идеи собственных клиентов, выбирают лучшие инновационные решения и воплощают их в реальных продуктах.
Проблеме инноваций в рыночной
экономике посвящается немало научных
трудов, но сфере потребительских
инноваций в настоящее время
уделяется недостаточное
В соответствии с усилением роли маркетинговых коммуникаций, каждый из четырех основных инструментов маркетинговой деятельности (продукт, цена, место и продвижение) имеет ярко выраженную коммуникационную составляющую, другими словами, выполняет коммуникационную функцию.
Формирование представления об инновациях в рамках маркетинговых коммуникаций связывается с понятием потребительской инновации, которая является таким ее видом, который отражает коммуникационные функции, выполняемые различными элементами комплекса маркетинга, обладающими новизной для потребителя.
Понимание потребительской инновации меняет представление об организации инновационной деятельности и о новизне, представляющей собой ключевое понятие новшества. В соответствии с понятием потребительской инновации новизна — это совокупность свойств, характеризующих радикальность изменений объекта, исходя из восприятия этих изменений потребителем, и дающих ему право считать их новыми.
Итак, изучение потребительских инноваций
позволяет выделить один важнейший
аспект — коммуникативную
Управлять такими потребительскими инновациями
целесообразно через
Таким образом, можно предложить следующее
определение потребительских
Исследование составляющих понятия "инновации" позволяет сделать вывод, что инновациям присущи следующие основные особенности:
разработка нововведения;
материализация нововведения в новом продукте;
востребованность рынком, т.е. удовлетворение потребностей потребителей;
способность нововведения приносить доход.
Вместе с тем вопрос о том, кто осуществляет генерацию идеи, остается открытым. С этой точки зрения, на наш взгляд, целесообразно классифицировать все инновации по субъекту разработки нововведений на две группы: производственные (традиционные) и потребительские.
Причем под производственными
или традиционными инновациями
будем понимать результат научных
знаний и опыта специалистов предприятия,
воплощенный в новой идее, на основании
которой создается новый
Разработку инноваций
Потребительские инновации имеют
значительно большую
Таким образом, инновации различаются
в зависимости от генератора идей,
на основании которых рождаются
инновации. В качестве генератора могут
выступать как специалисты
Теперь уделим внимание процессу производства потребительских инноваций.
В современном обществе развитие большинства
сфер деятельности в значительной степени
определяется тем, насколько эффективно
организовано их информационное обеспечение.
Конкурентоспособность
Использование системы потребительских
инноваций невозможно без создания
целостной системы
Важным аспектом при этом служит анализ информации, поступающей от потребителей. Но так как такая информация носит особый характер (имеет свои особенности: многомерность, сложность, научно-техническая новизну), то соответственно необходимы специальные современные информационные технологии, способные понять ее и выдать соответствующие аналитические сведения.
Особенностью процесса производства инноваций является то, что его условно можно разделить на два этапа. Первый этап можно назвать "интеллектуальное производство", а второй — "материальное производство".
Любому нововведению, прежде чем оно будет создано, предшествует возникновение новой идеи. "Производство" идеи можно представить в виде системы, на входе которой находятся интеллектуальные ресурсы в виде накопленных знаний и опыта, а также трудовые — научно-технический потенциал. Взаимодействие этих ресурсов на выходе из системы дает результат в виде новой идеи14. Конкретное воплощение идеи происходит на этапе "материального производства", в котором результат "интеллектуального производства" предстает уже как интеллектуальный ресурс материального производства и, взаимодействуя с другими факторами производства, создает инновацию в виде конкретного оригинального продукта.