Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 13:28, реферат
Экономическая наука, прежде всего изучает экономические потребности и способы их удовлетворения.
В зависимости от того, являетесь ли вы пессимистом или оптимистом, можно выбрать одно из двух определений экономических потребностей. С точки зрения пессимиста, под экономическими потребностями обычно понимается недостаток чего-либо, необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности, фирмы и общества в целом.
Потребности их классификация
Экономическая наука, прежде всего изучает экономические потребности и способы их удовлетворения.
В зависимости от того, являетесь ли вы пессимистом или оптимистом, можно выбрать одно из двух определений экономических потребностей. С точки зрения пессимиста, под экономическими потребностями обычно понимается недостаток чего-либо, необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности, фирмы и общества в целом. Оптимисты предпочитают определять экономические потребности как внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности.
Потребности (economic needs) - это объективная нужда людей в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, развития личности, требующая удовлетворения.
Потребности для любого человека на земном шаре зависят от:
1. географического места проживания (Сибирь, Африка);
2. статуса личности в стране (президент, с/х работник);
3. экономических факторов.
Потребности человека многообразны.
Наибольшее распространение получила
теория американского ученого А.Маслоу
Первые две группы потребностей
– физиологические и
Эту классификацию потребностей можно дополнить выделением потребностей материальных и духовных, рациональных и иррациональных, абсолютных и действительных, осознанных и не осознанных, ложно понятых и др. Известны также потребности, которые возникают в процессе развития цивилизации (современное медицинское обслуживание, транспорт, и т. д.)
За способом удовлетворения потребности разделяют на индивидуальные (одежда, еда, жильё, и т. д.) и коллективные (общественный порядок, безопасность, и т. д.).
Существуют потребности первой необходимости (еда, одежда, и т. д.) и изысканные, которые удовлетворяются предметами роскоши (духи, украшения, и т. д.). Стоит отметить, что нельзя чётко определить критерии деления таких потребностей. Так, для одного человека машина может удовлетворять потребность первой необходимости, а для другого быть предметом роскоши.
Только при осознании потребностей возникает мотивация к труду. В этом случае потребности приобретают конкретную форму - форму интереса.
Экономический интерес - это форма проявления экономических потребностей.
Интересы выражают хозяйственную пользу, выгоду, реализуя которые субъект хозяйствования обеспечивает самостоятельность, саморазвитие. Без этого он не сможет стать достойным партнёром в следующем цикле хозяйственных связей, не сможет сохранить и воспроизвести себя и сойдет с арены экономической жизни, обанкротится.
Многообразие субъектов
хозяйствования порождает многообразие
экономических интересов. Классификация
экономических интересов
Все эти интересы существуют в единстве, но между ними есть и противоречия. Так, личный интерес в получении наибольших благ может находиться в противоречии с коллективным интересом.
Закон возвышения потребностей.
Все люди в чем-то нуждаются. Прежде всего в том, что им необходимо для жизни, в средствах и условиях существования. И естественно, в том, что требуется для получения, создания средств и условий существования. Нужды людей, принявшие форму конкретной необходимости в определенных благах, товарах, услугах, называют потребностями. Круг потребностей современного человека крайне разнообразен. Тем более что человеческие потребности включают не только индивидуальныенужды, но и потребности семьи, социальной группы, производственного коллектива, населения, народа, государства.
Количество видов благ, товаров, услуг, в которых испытывают потребности люди, исчисляется миллионами, тем не менее круг их непрерывно расширяется. Об этом свидетельствует тот простой факт, что в течение каждых десяти лет количество видов потребительских товаров и услуг увеличивается более чем в два раза при одновременном увеличении объема потребления многих видов. Так что потребности растут в количественном и в еще большей степени в качественном отношении.Эта подтверждаемая многолетней историей человечества закономерность заслуживает выделения и может быть названазаконом возвышения потребностей.
Применение слова «возвышение» взамен напрашивающихся слов «увеличение», «рост» призвано подчеркнуть, что имеется в виду не только стремление к количественному возрастанию потребления, но в не меньшей степени изменение структуры потребностей, расширение их круга, разнообразия, смещение приоритетов, развитие взаимозаменяемости, качественное совершенствование. Во многих случаях изменение потребностей объективно обусловлено переменами в условиях жизни, в среде, окружающей людей. Стремление к увеличению продолжительности жизни, снижению заболеваемости, духовному совершенствованию, самовыражению личности, личной и общественной безопасности также служит объективным фактором расширения круга потребностей.
Таким образом, прогресс человечества,
рост его культуры, знаний, преобладание
духовных начал, расширяющиеся возможности
экономики неизбежно