Поведение фирм в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 23:30, курсовая работа

Описание работы

На поведение каждой фирмы влияет характер, тип рынка, на котором она функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм на нем, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.д.
В отличие от часто встречающегося представления о том, что рыночная экономика является совершенно свободной, что производители - фирмы и крупные их объединения - могут назначать практически любые цены на свои товары, манипулируя потребителем для достижения наивысшего объема продаж или прибыли, современная рыночная экономика демонстрирует достаточно жесткие правила игры, характеризующиеся использованием методов и форм ценовой и неценовой конкуренции.

Содержание работы

Введение 3

Глава №1 Теоретические аспекты функционирования фирмы в условиях рынка 4

1.1. Понятие фирмы, ее отличительные черты 4
1.2. Поведение фирмы в условиях различных рыночных структур 8
1.3. Фирма — основной агент рыночной системы 11
1.4. Цели фирмы 13
Глава №2 Экономическое поведение фирмы на российском рынке 16

2.1. Проблемы развития российских предприятий в условиях перехода к рынку и их решение 16
2.2. Особенности функционирования российских фирм в условиях рынка 24

Заключение 28

Список литературы 30

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

Определим основные отличительные черты данных типов рынка. Для этого выявим параметры, используемые для классификации рынков продавцов и покупателей, а также определим показатели, описывающие тип рыночной структуры.

К таким параметрам, используемым для классификации типов рынка продавца, относят численность продавцов и характер продукта (табл. 1.1).


Таблица 1.1 Типология рыночных структур

Тип продукта

Количество продавцов

Один

Несколько

Много

Однородные продукты

Чистая монополия

Гомогенная олигополия

Чистая конкуренция

Дифференцированные продукты

Чистая многопродуктовая монополия

Олигополия с дифференциацией продукции

Монополистическая конкуренция

 

Согласно другим авторам, в основу типологизации положено различие в количестве субъектов рыночных отношений (табл. 1.2).

 

Таблица 1.2 Типы и виды рынков

Покупатели

Продавцы

Много

Несколько

Один

Много

Совершенный рынок

Олигопольный рынок

Монопольный рынок

Несколько

Рынок с олигопсонией

Рынок с двойной олигополией

Монопольный рынок

Один

Рынок с монопсонией

Рынок с монопсонией

Рынок с двойной монополией

 

Однородность продукта и незначительная доля экономических индивидов относительно размера рынка (т.е. атомистическая структура рынка) являются достаточным условием для существования чистой конкуренции. При добавлении некоторых дополнительных структурных условий, таких как - отсутствие барьеров и мобильность ресурсов, конкуренция в экономической теории считается совершенной.

Подход к вычислению показателей монопольной власти основан на сравнении реальных рынков с рынком совершенной конкуренции. Насколько рынок приближается к идеалу свободной конкуренции, можно судить по поведению фирм в отношении цены и издержек: чем больше назначаемая фирмой цена отклоняется от предельных издержек, тем большей рыночной властью обладает фирма, и тем в большей степени рынок становится несовершенным.

Согласно парадигме «структура-поведение-результат», монопольная власть находится в прямой зависимости от концентрации. Однако связь эта не прямолинейна. Существует множество других факторов - нестратегические факторы рыночной структуры, поскольку они не зависят от сознательных действий фирм, - которые, наряду с концентрацией, определяют поведение фирм, действующих на рынке.

Уровень концентрации влияет на поведение фирм на рынке: чем выше уровень концентрации, тем в большей степени фирмы зависят друг от друга. Результат самостоятельного выбора фирмой объема выпуска и цены продукции определяется ответной реакцией действующих на рынке конкурентов. Уровень концентрации влияет на склонность фирм к соперничеству или сотрудничеству: чем меньше фирм действует на рынке, тем легче им осознать взаимную зависимость друг от друга, и тем скорее пойдут они на сотрудничество.

Таким образом, в зависимости от характеристик, выделяют несколько типов рыночных структур - рынки совершенной и монополистической конкуренции, монополии, олигополии. Тип организации рынка, как было отмечено выше, в свою очередь влияет на характер поведения фирмы, тем самым делая анализ рыночной структуры отрасли, к которой принадлежит фирма, необходимым условиям для ее успешного функционирования и развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Фирма — основной агент рыночной системы

Фирма — это имущественный комплекс, используемый собст­венниками этого имущества для осуществления предприниматель­ской деятельности. В состав фирмы входят все виды имущества, предназначенные для ее деятельности, включая земельные участ­ки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, нереализованную продукцию, права требований, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие ее деятельность (фирменное наименование, товарные знаки), и другие исключительные права.

Фирма изначально являлась опорой предпринимательства, продуктом рыночной экономики. На последующих стадиях эконо­мического развития и научно-технического прогресса ее функции расширяются, роль возрастает. Первоначально термин «фирма», (от итал. firma — подпись) означал «торговое имя» коммерсанта. Ныне - это организационная структура бизнеса, предпринима­тельская единица во всех сферах экономики, обладающая не только юридической, но и реальной экономической самостоятельностью. Правовые формы функционирования современной фирмы много­образны: акционерное общество, общество с ограниченной ответ­ственностью, коммандитное общество и др.

Современная фирма — это сложный многоотраслевой комплекс промышленных, торговых и финансовых предприятий националь­ного и международного уровня. Главное в нынешней фирме — ее кадровая компонента: предприниматели, менеджеры, ученые, ин­женеры, рабочие с их мастерством, профессионализмом, компе­тентностью, инновационным потенциалом, конкурентной энергией, управленческими новациями, опирающимися на конкретную ма­териально-техническую базу и реальную величину функциони­рующего капитала. Процветание фирмы, ее известность — произ­водные от таланта и труда ее коллектива.

Одним из серьезных препятствий, стоящих на пути развития российской экономики, является низкое качество корпоративного управления, предопределяющего уровень культуры ведения бизнеса, его инвестиционную привлекательность, значимость финансовых результатов. Результаты проведенных McKinsey за последние годы исследований корпоративного управления показали, что локальные и глобальные инвесторы готовы платить значительно больше за акции компаний, в которых приняты жесткие стандарты корпоративного управления, обеспечивающие соблюдение их интересов. Особую актуальность это имеет для компаний с развивающихся рынков. Размер премии, которую готовы платить инвесторы на этих рынках за акции компаний с эффективным корпоративным управлением, по сравнению с ценными бумагами компаний с аналогичными финансовыми показателями, но менее качественным управлением, составляет до 30%. Исследования лишь подтвердили существующую гипотезу о наличии прямой связи между уровнем корпоративного управления и капитализацией компании. Корпорации, имеющие более совершенную систему корпоративного управления, имеют более высокое отношение рыночной цены акций компании к балансовой стоимости ее активов, а также более высокие показатели доходности капитала.

Фирма влияет на судьбы своих сотрудников, воздействует на жизнь многих людей разных стран. «Дженерал моторс», «Крупп», «Нобель», «Тоёта», «Грундиг», «ИБМ», «Форд» - олицетворяют экономическую власть, могущество, политическое влияние. Фир­мы насыщают рынок высококачественной продукцией, поднимают на транснациональную высоту авторитет президентов и премьер-министров. На сильные фирмы опирается государственная поли­тика макроэкономической стабилизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Цели фирмы

Принятие фирмой тех или иных решений предполагает нали­чие данных о спросе на выпускаемые ею товары и издержках их производства. Но нахождение оптимального решения требует также знания целей, которые ставит перед собой фирма.

Традиционная теория фирмы, основывается на принципе получения максимальной при­были, то есть на принципе максимизации разности между дохода­ми и издержками фирмы. Однако нет оснований считать, что все предприниматели преследуют одинаковую цель. Более того, в дей­ствительности фирмы ставят перед собой несколько целей, которые они стремятся достичь, выстроив их в определенной последова­тельности. Нередко цели фирмы могут формироваться исходя из личных побуждений менеджера, особенно если он одновременно является ее собственником. В больших компаниях, где функция управления отделена от собственности, простые акционеры не в состоянии принимать решения, поскольку практическое руководство сосредоточено в руках наемных менеджеров. В этом случае далеко не всегда интересы менеджеров будут совпадать с интересами вла­дельцев акций. Менеджеры могут ставить перед собой задачу со­хранить свои места, поэтому вместо того чтобы идти на разумный риск, без чего невозможно максимизировать прибыль, они будут склоняться к более безопасным решениям. Наоборот, в интересах собственной материальной выгоды менеджеры могут идти на неоп­равданные риски, совершать сомнительные операции с ценными бумагами и другим имуществом компании.

Существуют два подхода к внутрифир­менной эффективности:

1) деятельность фирмы описывается ее производственной функцией, так что при всех возможных ком­бинациях факторов производства (главным образом, труда и ка­питала) обеспечивается максимальный выпуск продукции;

2) фир­ма выбирает комбинацию факторов с наименьшими издержками для каждого возможного объема выпуска продукции. Это дает возможность вывести кривые средних и предельных издержек.

Многообразием возможных положений отдельных фирм на рынке определяется различная нацеленность их функциониро­вания. Это может быть желание выжить при определенном кон­кретном условии, предполагающем получение минимума при­были; увеличение доли участия на рынке или захват нового рынка; повышение качества продукции и т.п.

Существуют подходы, при которых используется тезис макси­мизации тех или иных параметров (бихевиористские модели).

Предполагается, что фирма стремится функционировать на каком-то удовлетворительном уровне эффективности, посколь­ку не располагает возможностями максимизации. При характе­ристике целевой нормы эффективности предусматривается меха­низм, обеспечивающий достижение желательного уровня. В этом случае осуществляется поиск решения проблем в трех формах: локальной, исследовательской и стратегической.

Информация о работе Поведение фирм в экономике России