Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 23:30, курсовая работа
На поведение каждой фирмы влияет характер, тип рынка, на котором она функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм на нем, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.д.
В отличие от часто встречающегося представления о том, что рыночная экономика является совершенно свободной, что производители - фирмы и крупные их объединения - могут назначать практически любые цены на свои товары, манипулируя потребителем для достижения наивысшего объема продаж или прибыли, современная рыночная экономика демонстрирует достаточно жесткие правила игры, характеризующиеся использованием методов и форм ценовой и неценовой конкуренции.
Введение 3
Глава №1 Теоретические аспекты функционирования фирмы в условиях рынка 4
1.1. Понятие фирмы, ее отличительные черты 4
1.2. Поведение фирмы в условиях различных рыночных структур 8
1.3. Фирма — основной агент рыночной системы 11
1.4. Цели фирмы 13
Глава №2 Экономическое поведение фирмы на российском рынке 16
2.1. Проблемы развития российских предприятий в условиях перехода к рынку и их решение 16
2.2. Особенности функционирования российских фирм в условиях рынка 24
Заключение 28
Список литературы 30
Как работает предприятие — прибыльно, убыточно или в рамках самоокупаемости, — в существенной мере зависит от форм и методов преобразования ресурсов и может быть определено целым рядом как частных, так и общих показателей эффективности.
Что же скрыто в блоке 1 за процессом преобразования ресурсов? Для того чтобы осуществилось преобразование ресурсов в рамках предприятия, оно должно иметь определенную структуру, на нем должны происходить определенные процессы, оно должно осуществлять определенные функции по управлению и организации производства.
Структура предприятия:
♦ подразделения основного производства;
• подразделения обслуживающие, побочные и подсобные;
♦ подразделения вспомогательного производства;
♦ управленческие службы и подразделения. Процессы, осуществляемые на предприятии:
♦ научные исследования;
♦ транспортировка;
♦ проектирование, конструирование;
♦ утилизация;
♦ изготовление;
♦ восстановление;
♦ ремонт и модернизация;
- консервация и упаковка;
♦ контроль и профилактика брака;
очистка и обезвреживание;
- обслуживание;
♦ профилактика безопасности;
хранение;
♦ управление.
Функции управления на предприятии:
♦ учет, статистика;
♦ мотивация;
♦ анализ;
контроль исполнения;
планирование, регулирование;
♦ принятие решений и их реализация. Основные функции организации на предприятии:
♦ нормирование;
♦ ресурсообеспечение;
♦ координация во времени и пространстве;
♦ маршрутизация предметов труда;
оперативное планирование;
♦ разработка планировки рабочих мест;
♦ диспетчирование;
♦ создание благоприятных условий труда;
♦ исполнение функций управления;
♦ реализация готовой продукции;
♦ разделение и кооперация труда;
♦ выявление резервов и рационализация производства.
Подведя итоги работы, можно сделать следующие выводы:
Равновесие на рынке будет достигнуто, когда у фирм не будет стимулов как для входа в отрасль, так и для выхода из нее. Это достигается при условии, если рыночная цена установится на уровне минимума средних валовых издержек и экономическая прибыль, таким образом, исчезнет.
Малый бизнес обладает своими преимуществами и недостатками. Эти экономические особенности делают его перспективным в одних отраслях, например, наукоемких и тех, где требуется высококвалифицированная рабочая сила (это такие отрасли, как точное машиностроение, радиоэлектроника, приборостроение, микробиология, медицинская промышленность, промышленность строительных материалов, деревообрабатывающая и полиграфическая промышленность, пищевая промышленность) и неперспективным в других (ТЭК, т.к. в этой отрасли просто выгоднее монополии), что необходимо учесть при выработке стратегии его развития.
Малый бизнес оказывает большое влияние на экономику. Малый бизнес создает такие экономические условия, без которых немыслима высокая эффективность рынка. По степени его развитости судят о гибкости экономики. В развитых странах доля малого бизнеса велика, в среднем 70%, в нашей стране этот показатель находится на гораздо более низком уровне около 30%.
Малое предпринимательство с помощью ценовой и неценовой конкуренции способствует стабилизации цен, научно-техническому прогрессу, улучшению качества продукции. Кроме того, оно создают значительное количество рабочих мест, снижая безработицу.
В России после перестройки малый бизнес начал активно развиваться. По мере его развития менялись стратегии бизнеса. Если сначала основной проблемой малого предпринимательства было выживание, то теперь оно решает проблемы более высокого ранга.
Основными проблемами малого бизнеса являются:
Несовершенство налоговой системы: слишком высокие налоги снижают стимулы к действию и повышают стимулы к переходу в теневую экономику.
Административные барьеры: сложность регистрации, юридического оформления. Проблемы возникают и из-за того, что права чиновника четко не оговорены и не ограничены по отношению к предпринимателям, а вопрос прав предпринимателей и обязанностей чиновника законодательно не урегулирован.
Нехватка производственных помещений и оборудования, причем эта проблема усугубляется недостатком лизинговых компаний.
Нехватка кредитов, в результате чего возникает теневое кредитование. Непривлекательным для кредиторов малый бизнес делают его специфические особенности, а именно высокая степень риска и неустойчивость на рынке.
Отсутствие квалифицированных кадров, низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей
А также отмечается отрицательное влияние на малые предприятия таких явлений, как:
Недостаток четкого правового регулирования любых взаимоотношений в бизнесе.
Нестабильная экономическая обстановка, невозможность свободного ценообразования, т.е. цена продукции в меньшей степени определяется издержками производства, чем внешними факторами.
Слабость действия механизма государственной поддержки, который направлен на предоставление помощи только определенному кругу организаций. Этот механизм формирует зависимость предприятий от государства.
При разработке механизмов поддержки малого предпринимательства важно:
Не приводить в противоречие интересы государства и малого бизнеса.
Способствовать установлению кооперационных связей малого и крупного бизнеса.
Особое внимание уделить проблемам венчурного бизнеса.
Осуществлять поддержку как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Усовершенствовать законодательство.
Развитие малого предпринимательства - важная экономическая и политическая проблема. Необходима целостная системная методология развития малого предпринимательства. Дело совсем не в бюджете и даже не в налогах. Дело в свободе, в правах, в отношениях государства к малому бизнесу.
Список использованных источников
1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков: Учебник. - М.: ИЧП "Издательство Магистр", 1998. - 320с.
2. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. -СПб.: Питер, 2001. -256с.
3. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник / В.Я. Иохин; Моск. гос. ун-т коммерции. -М.: Юристъ, 2001. -864с.
4. Седов В.В. Экономическая теория: В 3ч. - Ч.2. Микроэкономика: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002. - 115с.
5. Тарануха Ю.В. Экономика отраслевых рынков (в структурно-логических схемах): Учеб.-метод. пособие / Ю.В.Тарануха; Под общ. ред. А.В.Сидоровича. -М.: "Дело и Сервис", 2002. -240с.
6. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. -3-е изд. -СПб: СПбГУЭФ, ПИТЕР, 2002. -544с.
7. Экономическая теория: Уч. пособ. / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. -Мн.: Книжный дом, Экоперспектива, 2004. -637с.
8. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой и др. -М.: ИНФРА-М, 2003. -714с.
9. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.Д. Камаева. -6-е изд. -М.: ВЛАДОС, 2001. -640с.
10. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2002. – 456
11. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – 2-е издание перераб. и доп. - М.: Издательство НОРМА, 2005. – 672 с.
12. Курс экономической теории: учебник – 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2005 г. – 832 с.
13. Коуз. Р. Фирма, рынок и право. М.: 1993. – 93 с.
14. Новиков В., Шереги Ф. "Малое предпринимательство и банки: пути расходятся?"//Российский экономический журнал, 1999, № 9-10.
15. В. М. Пурлик. "ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" Российский экономический журнал, 2005, №35
16. Галиев А. "Тест на адекватность"// Эксперт, № 1-2, 15 января 2001г.
17. Василий Аузан "Спусковой крючок"// Эксперт, 2001, № 3.
18. Носова С. С. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 864 с.
19. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
20. Российский статистический ежегодник, 2000 г.
21. Российский статистический ежегодник, 1999 г.
22. Российский статистический ежегодник, 1998 г.
31