Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 23:27, курсовая работа

Описание работы

Всё это обуславливает необходимость изучения рынка совершенной конкуренции и поведения фирм на нём. Таким образом, цель данной курсовой работы: изучение поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции. Из этой цели следуют такие основные задачи исследования:
определение сущности совершенной конкуренции;
изучение поведения фирм в условиях совершенной конкуренции;
при этом необходимо рассмотреть спрос и предложение на таком рынке;
поведение фирмы в краткосрочный период, её потери и прибыль;
способы максимизации прибыли и минимизации издержек фирмы в условиях совершенной конкуренции;
особенности выбора конкурентной стратегии фирмы в соответствии в видом конкурентного рынка.

Содержание работы

Введение
1. Совершенная конкуренция, ее условия.
1.1. Сущность понятия «совершенная конкуренция»
1.2. Условия возникновения совершенной конкуренции
2. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.
2.1 Модели рыночной структуры
2.2 Поведение фирмы в краткосрочном периоде и ее равновесие.
2.3 Экономические потери и операционная прибыль.
2.4 Равновесие фирмы в долгосрочном периоде.
2.5 Условия максимизации прибыли конкурентной фирмы.
2.6 Конкуренция со стороны фирмы (предприятия)
Заключение.
3. Решение задачи.
4. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

экономика (2).docx

— 151.19 Кб (Скачать файл)

1.2. Условия возникновения  совершенной конкуренции 

 Из определения совершенной  конкуренции следуют условия  возникновения такой конкурентной  среды. При этом следует учитывать, что рынок совершенной конкуренции  может быть устойчив лишь в  том случае, если в основе его  существования присутствуют все необходимые условия:

1.Большое число фирм, производящих однородную продукцию, и малый размер субъектов рынка. Малый размер субъектов рынка  означает, что объемы предложения (спроса) даже наиболее крупных  продавцов (покупателей) настолько  малы по сравнению с суммарным  объемом продаж на рынке, что  эти субъекты не могут влиять  на рыночную цену.

 Теоретически описанная  выше ситуация, строго говоря, невозможна. Действительно, сдвиг кривой индивидуального  предложения любого производителя  неминуемо приведет к некоторому  сдвигу кривой рыночного (суммарного) предложения, что вызовет изменение  равновесной цены. Однако в реальной  жизни небольшие фирмы обычно  не влияют на рыночную цену. Чтобы устранить это противоречие  малость субъектов рынка трактуют как ситуацию, в которой доля каждой фирмы в общем объеме продаж бесконечно мала, а число фирм отрасли бесконечно велико. Примером служат рынки сельскохозяйственной продукции, фондовая биржа и рынок иностранных валют.

 Фирма, имеющая свою  продукцию на конкурентном рынке, называется конкурентной фирмой, т.к. эти фирмы не могут воздействовать  на цену, они выступают как  принимающие цену (ценополучатели).

2.Однородность продукции  разных предприятий, то есть нет опасности, что потребители в массе своей предпочтут товары одной из фирм из-за их разительного превосходства по свойствам или качеству от продукции других фирм. Например, рынок картофеля, весьма вероятно, конкурентный. Много фермеров продает картофель каждый день. Ни один из них не имеет более 1% объема продаж на рынке за день. Если доля одного из них, за счет дополнительно проданного картофеля возрастает до 2%, то это никак не повлияет на рыночную цену.

 В терминах теории  полезности однородность продукта  означает, что продукты разных  производителей полностью взаимозаменяемы  для каждого покупателя, причем  предельная норма замещения одного  продукта другим равна единице. Например, замена в наборе апельсина  одного производителя на апельсин  другого производителя не изменяет  полезности набора. В этом случае  каждая кривая безразличия покупателя  представляет собой отрезок прямой, наклоненный к осям координат под углом 450. На рис.1.2 кривая безразличия для продуктов двух разных производителей обозначена через АВ. Через X обозначено количество в наборе продукта первого производителя, а через Y – второго производителя.

  

В реальной жизни абсолютно однородные продукты встречаются крайне редко (дистиллированная вода, акции корпорации, жетон метро). Высокой степенью однородности обладают нефть, сахар, помидоры. И уж совсем нельзя считать однородными такие товары, как книги, авиабилеты, игрушки.

3.Отсутствуют входные  барьеры для вступления в отрасль  нового производителя и возможности  свободного выхода из него. Входным  барьером для вступления в  отрасль может стать:

 Наличие патентов или  лицензий, обеспечивающих преимущественные  права выпускать определенную  продукцию (производство алкогольных  напитков, лицензирование экспорта);

 Относительно высокие  затраты, необходимые для организации  производства в отрасли (тяжелая  промышленность);

 Значительная отдача  от масштаба производства, которая  обеспечивает преимущества крупным  предприятиям, уже получившим выгоду  от расширения производства (естественные  монополии);

 Прикрепление покупателей  к продавцам (обслуживание жилого  дома определенной коммунальной  службой);

Ограничение мобильности производственных ресурсов (правила регистрации граждан нередко препятствуют свободному перемещению трудовых ресурсов между территориальными рынками труда).

  Свободный вход в  отрасль и выход из нее гарантируют, что между действующими в отрасли  производителями не возникает  соглашение о повышении цен  посредством снижения выпуска. Любое  повышение цен может привлечь  в отрасль новые фирмы, которые  увеличат объем предложения.

4.Равный доступ ко  всем видам информации («информационная  прозрачность рынка»). Это значит, что все покупатели имеют полную  информацию о характеристиках  продукта, ценах на него, а производители  располагают информацией о производственной  технологии, ценах на факторы  производства. Если продавцы располагают  большим объемом информации о  потребительских свойствах товара, чем покупатели, то такой рынок  называют рынком с ассиметричной  информацией. Примером служит рынок  медицинских услуг, на котором  покупатели (пациенты) не могут квалифицированно  судить о качестве оказываемых  им услуг, степени их необходимости, соответствии качества услуг  их цене.

5.Совершенная мобильность. Покупатель (продавец) может мгновенно  заключить сделку с любым продавцом (покупателем), причем для этого  не требуется дополнительных  затрат. В настоящее время совершенная  мобильность субъектов рынка  достигается при заключении сделок  с помощью компьютера. В других  случаях «переключение» одного  покупателя с одного продавца  на другого обычно требует  затрат времени, а нередко и  транспортных расходов. Если имеется  совершенная мобильность и совершенная  информационность субъектов рынка, то однородный товар продается  по единой цене.

6.Рациональное поведение  всех участников, преследующих собственные  интересы. Сговор в какой-либо  форме исключен.

7.Затраты фирм на изготовление  товаров различаются не очень  существенно вследствие сходности  технологии и цен на приобретаемые  для производства ресурсы. Если  это условие не соблюдается  и одна из фирм имеет существенно  более низкие затраты на производство, то она сумеет легко нарушить  рыночное равновесие, например, предложив  товары по более низкой цене (недоступной другим конкурентам) и захватив благодаря этому  существенно большую долю рынка, чем конкуренты (нарушится условие 1).

8.Транспортные затраты  не играют большой роли в  формировании предложения, то есть  нет опасности, что многие производители  окажутся неконкурентоспособными  из-за слишком дорогой доставки  своих товаров к покупателям (их  цены окажутся в итоге выше, чем у конкурентов, предприятия  которых находятся ближе к  основным рынкам сбыта).

9.Уместность. Чистая конкуренция  на практике встречается довольно  редко. Это не означает, однако, что  анализ конкурентного рынка –  неуместное логическое упражнение.

 Чистая конкуренция  представляет собой простейшую  ситуацию, к которой применимы  понятия «доход» и «издержки». Чистая конкуренция служит ясной  многозначной отправной точкой  для любого обсуждения вопросов  ценообразования и определения  объема производства.

 Функционирование чистой  конкурентной экономики дает  нам образец, или стандарт, с которым  можно сравнивать и по которому  можно оценивать эффективность  реальной экономики.

 

  1. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.

2.1. Модели рыночной структуры

 В хозяйственной практике  термин «фирма» используют для  обозначения образований, ведущих  коммерческую деятельность. Рассматривая  фирму в таком аспекте, ее можно  определить как хозяйственную  единицу, обладающую обособленным  имуществом и оформленными правилами, позволяющими ей осуществлять  хозяйственную деятельность под  свою имущественную ответственность. Фирма – сложное экономическое явление.

 Рыночная структура, или  специфическая конкурентная ситуация, оказывает доминирующее влияние  на поведение фирмы и выбор  ею рыночной стратегии и тактики. Поведение фирмы, в свою очередь, напрямую связано с основополагающими  показателями результатов ее  деятельности: ценой, прибылью, эффективностью. Поведение и результативность  фирмы не могут не сказаться  на функционировании и преуспевании  всей отрасли, а состояние последней  влияет на национальную экономику  в целом. Таким образом, в силу  высокой степени взаимообусловленности  контрагентов в рыночной экономике  организация, или структура рынка, имеет принципиальное значение  не только для микро-, но и для макроэкономики.

 Данный тезис можно  изобразить в виде условной  логической схемы: Структура рынка  – поведение фирмы – преуспевание  фирмы – преуспевание отрасли  – преуспевание национальной  экономики.

 Структура рынка в  той или иной стране может  быть достаточно сложной и, более  того, включать даже нерыночные  элементы. Вместе с тем в ней  присутствуют характерные принципиальные  черты, позволяющие провести классификацию. В современной экономической  теории принято выделять четыре  типа рыночной структуры: совершенную  конкуренцию, монополистическую конкуренцию, олигополию и чистую монополию. Первая и последняя модели  представляют собой два противоположных  полюса, две крайности, между которыми  расположены промежуточные формы  монополистической конкуренции  и олигополии, называемые несовершенной  конкуренцией. Строго говоря, монополия  также относится к несовершенной  конкуренции, хотя некоторые исследователи  расценивают ее как отсутствие  конкуренции вообще.

2.2. Поведение фирмы в краткосрочном периоде и ее равновесие

 Спрос на продукцию  фирмы. Если фирма является ценополучателем, она может продать по рыночной цене любое количество продукции. В любом случае ее поставки на рынок не изменят принципиально общий объем отраслевого предложения. Продавать дешевле нет смысла, если можно все продать по данной рынком цене. Продавать дороже фирма не сможет: в этом случае спрос на ее продукцию сразу же упадет до нуля, ведь потребители с легкостью могут купить такие же товары у других производителей по рыночной цене. Таким образом, рынок примет продукцию фирмы только по рыночной цене. В связи с этим кривая спроса на продукцию фирмы будет представлять собой горизонтальную прямую, отстоящую от горизонтальной оси на высоту равную рыночной цене продукта.

P


 

D

Р1

 

0 Q

 

Рис. 1. Кривая спроса на продукцию фирмы.

 Интересно отметить, что  эта же прямая будет одновременно  и графиком среднего и предельного  доходов фирмы. С каждой новой  единицей проданного продукта  доход фирмы будет возрастать  на величину, равную цене этого  продукта. Средний доход, приходящийся  на единицу продукта, также будет  равен его цене. Таким образом,              D = MR = AR.

Р


T

Р1

D = MR = AR

 

0  Q1  Q

 

Рис. 2. Совокупный доход (0P1 TQ1)

 Что касается совокупного  дохода фирмы, то его легко  можно подсчитать по формуле:      P * Q. Графически величину совокупного дохода можно либо проиллюстрировать на примере прямоугольника 0P1 TQ1 на рис. 2, либо изобразить как особую кривую (рис. 3). В условиях совершенной конкуренции кривая совокупного дохода есть прямая линия, проходящая через начало координат.

  TR


                    TR


 

 

 

Q

 Рис. 3. Кривая совокупного дохода фирмы.

 Предложение фирмы. В  краткосрочном периоде кривая  предложения фирмы определяется  ее кривой предельных издержек. Поскольку в силу убывания  предельной производительности  предельные издержки растут по  мере увеличения объема производства, нужна более высокая цена на  продукт, чтобы побудить производителя  наращивать производство. Поэтому  кривая предложения будет иметь  восходящий вид.

MC = S


P  S

 

 

0  G



  Рис. 4. Кривая предложения фирмы.

 Равновесие фирмы в  краткосрочном периоде. Пересечение  кривых спроса и предложения  покажет равновесие фирмы. Остановимся  на сравнении графиков равновесия  отрасли и равновесия фирмы. Нетрудно  заметить, что, помимо различий в  масштабах производства, эти графики  отличаются наклоном кривой спроса (рис. 5 и 6)

P S


S = MC

 

E Pe      E’ D = MR = AR

Pe

          D

 

0  Q (тыс. шт.)   Qe   Q (шт.)

Рис. 5. Равновесие отрасли.       Рис. 6. Равновесие фирмы.

 При анализе поведения  фирмы используется важное теоретическое  допущение, что производитель ведет  себя рационально. Принцип рациональности  поведения производителя аналогичен  принципу, используемому потребителем. Полезный результат (в данном  случае это прибыль производителя) достигается, когда предельный выигрыш  от производства еще одной  единицы продукта превышает предельные  затраты на производство этой  дополнительной единицы. Положительная  разница между предельным доходом  и предельными издержками составит  предельную прибыль фирмы.

 Другими словами, производитель  будет наращивать объем производства  до тех пор, пока его предельный  доход не сравняется с предельными  издержками. В случае когда             MR = MC, производитель уже не может ничего более прибавить к своей прибыли и размер последней достигает своего максимума. Если продолжать производство далее, то предельный доход окажется меньше придельных издержек, а прибыль начнет падать.

 Следовательно, МР = МС  является условием максимизации  прибыли, а точка пересечения  кривых МР и МС является  точкой равновесия фирмы. Поскольку  при совершенной конкуренции  Р = М R, можно записать, что фирма максимизирует прибыль при Р = МС, это обеспечивает аллокативную эффективность (ресурсы распределяются соответственно общественным потребностям).

Информация о работе Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции