Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 23:27, курсовая работа

Описание работы

Всё это обуславливает необходимость изучения рынка совершенной конкуренции и поведения фирм на нём. Таким образом, цель данной курсовой работы: изучение поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции. Из этой цели следуют такие основные задачи исследования:
определение сущности совершенной конкуренции;
изучение поведения фирм в условиях совершенной конкуренции;
при этом необходимо рассмотреть спрос и предложение на таком рынке;
поведение фирмы в краткосрочный период, её потери и прибыль;
способы максимизации прибыли и минимизации издержек фирмы в условиях совершенной конкуренции;
особенности выбора конкурентной стратегии фирмы в соответствии в видом конкурентного рынка.

Содержание работы

Введение
1. Совершенная конкуренция, ее условия.
1.1. Сущность понятия «совершенная конкуренция»
1.2. Условия возникновения совершенной конкуренции
2. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.
2.1 Модели рыночной структуры
2.2 Поведение фирмы в краткосрочном периоде и ее равновесие.
2.3 Экономические потери и операционная прибыль.
2.4 Равновесие фирмы в долгосрочном периоде.
2.5 Условия максимизации прибыли конкурентной фирмы.
2.6 Конкуренция со стороны фирмы (предприятия)
Заключение.
3. Решение задачи.
4. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

экономика (2).docx

— 151.19 Кб (Скачать файл)

 Равновесие фирмы характеризуется  равновесной ценой РЕ и равновесным  объемом производства QE, при которых  прибыль фирмы достигает максимума.

2.3. Экономические потери и операционная прибыль

 Было бы ошибочным  полагать, что фирма всегда получает  экономическую прибыль. Более того, далеко не всегда фирма может  получить нормальную прибыль. Ситуация  на рынке может оказаться не  благоприятной, а рыночная цена  может опуститься настолько низко, что общие средние издержки  не будут целиком компенсироваться, следовательно, не будет и нормальной  прибыли. Данная ситуация отображена  графически на рис. 7. Рыночная  цена Р и соответствующая ей кривая спроса на продукцию фирмы расположена ниже всей кривой средних издержек. Поэтому в точке равновесия, равно как и при другом любом объеме производства, фирма будет нести экономические убытки. Величина убытков на единицу продукта составляет разность между средними издержками и рыночной ценой продукта. На рис. 7. это соответствует интервалу СЕ.

 Общая величина убытков  равна площади прямоугольника  ВСЕРе, или произведению средних убытков на объем выпуска продукта.

  BCEPe – убытки фирмы

 Р MC = S


C AC


B   E

Pe  AVC


D = MR = AR

A  F


PeEFA – операционная прибыль


0  Qe  Q

 Рис. 7. Минимизация убытков  фирмы 

 Как бы ни была  неприятна ситуация с экономическими  убытками, это не означает, что  предприятию следует немедленно  прекращать производство, что фирма  должна уходить с рынка. В некоторых условиях целесообразно продолжать производство, несмотря на убытки. Рассмотрим подробнее подобную ситуацию. Если фирма закрывает производство, это не означает, что она освобождается от потерь. Существуют постоянные издержки, которые не зависят от объема выпускаемой продукции. Это платежи, которые нужно осуществлять, даже если фирма вообще ничего в данный момент не производит. Поэтому при закрытии фирма несет убытки (в краткосрочном периоде), равные постоянным издержкам (площадь прямоугольника ВСFА).

 Однако помимо постоянных  издержек существуют еще и  переменные издержки. Если цена  достаточно высока, чтобы покрыть  этот вид издержек, то рациональным  для фирмы будет решение продолжать  производство, чтобы получить операционную  прибыль и минимизировать убытки. На рис. 7 показано, что линия спроса  проходит ниже кривой средних  издержек, но в точке равновесия  – выше кривой средних переменных  издержек. В силу этого данная  цена позволяет фирме получить  операционную прибыль (избыток цены  над средними переменными издержками, умноженный на объем выпуска  продукции), равную площади прямоугольника  РеЕFА. Эта прибыль позволяет уменьшить экономически потери фирмы до величины, равной площади прямоугольника ВСЕРе. Реальные убытки составят в этом случае величину, равную разности постоянных издержек и операционной прибыли.

 Таким образом, при  цене, которая ниже средних, но  выше средних переменных издержек, фирма не может получать прибыль  в точке равновесия, но она  может минимизировать экономические  потери. В краткосрочном периоде  рациональным будет решение продолжать  производство.

 Если же рыночная  цена спускается настолько низко, что она не может покрыть  не только средние издержки  в целом, но даже и средние  переменные издержки, производство  становится нецелесообразным даже  в краткосрочном периоде. При  этом точкой закрытия фирмы  будет самая нижняя точка кривой  средних переменных издержек.

2.4. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде

 Если типичная фирма  в отрасли получает экономическую  прибыль, то в долгосрочном периоде  это привлечет в отрасль новые  капиталы, откроются новые фирмы, а существующие в отрасли предприятия  будут расширять производство.

 Если в краткосрочном  периоде фирма терпит убытки, но получает операционную прибыль, то рациональным долгосрочным  решением было бы сокращение  объема производства и последующий  уход из отрасли. Естественно, таким  же будет долгосрочное решение  и при убытках, равных величине  фиксированных издержек, т.е. когда  нет операционной прибыли в  краткосрочном периоде. В таком  случае и краткосрочное и долгосрочное  решение будет однозначным: закрыть  производство.

 Подобные решения принимает  не единичная фирма, а все их  множество. В результате массовых  аналогичных, хотя и не согласованных  друг с другом, действий рынок  преодолевает экстремальные ситуации  убыточного и сверхприбыльного  производства, и все возвращается  «на круги своя», т.е. к условиям  получения всеми только нормальной  прибыли. Это происходит следующим  образом. Если сверхнормальная прибыль побуждает предприятия расширять производство и привлекает в отрасль новые фирмы, растут масштабы отраслевого производства и предложения. Кривая предложения отрасли сдвигается вправо, что ведет к понижению рыночной цены. Если цена опускается до такого уровня, что фирмы принимают решение закрыть производство и покинуть отрасль, отраслевое предложение сокращается и при прежней величине отраслевого спроса это приведет к повышению цены. Такие процессы будут протекать до тех пор, пока цена не установится на уровне, достаточном лишь для получения всеми фирмами отрасли нормальной прибыли. Этот механизм характеризует «невидимую руку рынка», о которой говорил Смит. Свободная конкуренция выравнивает позиции всех производителей и обеспечивает им только нормальную прибыль (в долгосрочном периоде).

 

 

P  M1


   SRMC

P1 SRAC  SRMC

                                                M2  LRAC

                                SRAC E

Pe 

 

0               Q1                                 Qe                        Q

M1 – масштаб производства 1

M2 – масштаб производства 2

В точке Е Р = LRAC = SRMC = SRAC

Рис. 8. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде

 Одновременно данная  цена будет и равновесной ценой  рынка (фирмы не приходят в  отрасль и не выходят из  нее). В точке долгосрочного равновесия  фирма имеет наиболее эффективные  масштабы производства, и минимизируют  долгосрочные средние издержки. Равенство Р = LRACmin характеризует так называемую производственную эффективность фирмы.

 Масштаб производства  может иметь положительные и  отрицательные последствия для  фирмы. Эффект масштаба может, в  свою очередь, быть внутренним  и внешним. Внутренний эффект  масштаба обусловлен изменением  размеров производства самой  фирмы. Внешний эффект масштаба  для фирмы связан не с ее  собственным уровнем производства, а с отраслевым. Так, если отрасль  расширяется, сокращается и цена, а значит, долгосрочные средние  издержки фирмы падают. Для фирмы  это означает внешний положительный  эффект масштаба.

2.5. Условия максимизации прибыли конкурентной фирмы

 Фирмы, которые уже  не новички в бизнесе, серьезно  беспокоятся о прибылях, даже  если действия их менеджеров  вызывают сомнения в этом. Например, фирма, субсидирующая общественное  телевидение, может показаться проникнутой  общественным духом и альтруистичной. И все же это благодеяние  вполне соответствует долгосрочным  интересам фирмы, поскольку оно  создает доброжелательное отношение  к самой фирме и ее продуктам.

 Поскольку кривая спроса  для конкурентной фирмы имеет  вид горизонтальной прямой, так  что MR = P, общее правило для максимизации  прибыли в этом случае можно  упростить. Совершенно конкурентная фирма должна выбрать такой объем выпуска, при котором предельные издержки равны цене:

MC (q) = MR = P.

 Поскольку конкурентные  фирмы принимают цены как данность, это правило используется для  установления объема производства, а не цены.

 Доминирующая концепция  поведения фирмы исходит из  посылки, что основной целью фирмы  является прибыль. Стремление максимизировать  прибыль пронизывает все помыслы  и действия предпринимателя. В  каких же условиях при совершенной  конкуренции эта цель может  быть реализована?

 Существует два подхода  к изучению проблемы. Первый основан на совокупных показателях, второй – на предельных и средних.

 Метод совокупных показателей. Совокупная прибыль фирмы представляет  собой разницу между совокупным  доходом (выручкой) и совокупными  издержками 

TN = TR – TC.

 Очевидно, что прибыль  будет максимальной в том случае, когда разность между совокупной  выручкой и совокупными издержками  достигает наибольшей величины, графически это проиллюстрировано  на рис. 9, где интервал АВ –  наибольшее вертикальное расхождение  между кривыми TR и ТС – означает  величину прибыли.

 

TC

Дол.


TR



A


 


B


C


0  Q


D

 

 

TN TR – совокупная выручка 

TC – совокупные издержки 

TN – совокупная прибыль 

AB = CD = максимальная величина  прибыли 

 

Рис. 9. Совокупные выручка, издержки и прибыль фирмы

 Данный график позволяет  наглядно показать, что фирма  заинтересована сокращать свои  издержки и наращивать выпуск  продукции, т.е. совокупную выручку.

 Метод средних и  предельных показателей. Итак, прибыль  максимизируется при равенстве предельной выручки и предельных издержек. Можем ли мы определить, какова величина этой прибыли?

 Теоретически анализ  позволяет нам не только определить  объем производства, при котором  прибыль максимизируется, но и установить величину этой прибыли. Для этого найдем величину средней прибыли, получаемой на единицу продукции: AN = AR – AC. В условиях совершенной конкуренции средняя прибыль равна разности между ценой и средними издержками: AN = P – AC. В таком случае совокупная прибыль определяется умножением средней прибыли на количество выпущенной продукции:

TN = AN * Q. Проиллюстрируем  это графически на рис. 10, где  изображены кривые предельных  издержек (характеризуют предложение  фирмы), средних общих издержек  и средних переменных издержек.

 


MC = S

 P     AC



Е  AVC


P

N   D = MR = AR


К

0 Q


Qe

 

 

 Рис. 10. Максимизация прибыли фирмы

 

 Рыночная цена Р показывает, на каком уровне проходит горизонтальная линия спроса на продукцию фирмы, она же – кривая предельного и среднего дохода фирмы. Точка пересечения этой горизонтальной линии с кривой предельных издержек – это точка равновесия фирмы (Е), а соответствующий этой точке выпуск продукции QE максимизирует прибыль. Точка Е на рис. 10 расположена по вертикали выше кривой средних издержек, что означает, что AR, или Р, выше средних издержек. Следовательно, вертикальный отрезок ЕК между кривой АVС и точкой равновесия и будет соответствовать величине средней прибыли. Что же касается величины совокупной прибыли, то ее нетрудно определить, умножив среднюю прибыль на выпуск продукции: это площадь прямоугольника PEKN.

2.6. Конкуренция со стороны фирмы (предприятия)

 В экономике принято  разделять конкуренцию по ее  методам на:

- ценовую или конкуренцию  на основе цены;

- неценовую или конкуренцию  на основе качества (потребительной  стоимости).

 Ценовая конкуренция  применяется главным образом  фирмами – аутсайдерами в борьбе  с монополиями, для соперничества  с которыми у аутсайдеров нет сил и возможности в сфере неценовой конкуренции. Кроме того, ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами (этим не пренебрегают и монополии, там, где они не обладают абсолютным преимуществом), а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся на рынке товары.

 Неценовая конкуренция  выдвигает на первый план более  высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более  современный дизайн и так далее. К числу неценовых методов  относят также предоставление  большого комплекса услуг (в том  числе обучение персонала). Сильнейшим  орудием неценовой конкуренции  всегда была реклама, сегодня  ее роль возросла многократно. С помощью рекламы фирмы не  только доносят до покупателей  информацию о потребительных  свойствах своих товаров, но и  формируют доверие к своей  товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы.

 Конкретная стратегия  фирмы должна основываться на  всестороннем понимании структуры  отрасли и процесса её изменения. В любой отрасли экономики  – неважно, действует она только  на внутреннем рынке или на  внешнем тоже,– суть конкуренции  выражается пятью силами:

 угрозой появления  новых конкурентов, которая для  рынка совершенной конкуренции  очень высока;

Информация о работе Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции