Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 16:40, курсовая работа
Спрос и предложение – два фактора, дающие жизнь рынку как месту своей встречи, – формируют в экономике уровень цен на товары и услуги. Определяя кривые издержек и доходов, они создают внешнюю среду существования фирмы. Поведение же самого производителя, выбор им объема производства зависят, прежде всего, от типа рынка, на котором он действует и от поведения конкурентов. Именно степень развития конкуренции является наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования и развития того или иного рынка. В целом конкуренция представляет собой форму экономического соперничества товаропроизводителей на рынке за относительно лучшие условия существования; это соревнование предприятий за предпочтения потребителей с целью получения наибольшей прибыли. Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию противовеса и одновременно дополнения к индивидуализму субъектов рынка.
Введение.
Глава1..Фирма как основной производитель в рыночной экономике..
Глава 2. Производственная функция и технологическая эффективность
Глава 3. Краткосрочный и долгосрочный период деятельности фирмы
Практикум
1. Единоличные фирмы
1) предполагают полный контроль со стороны собственника за делами фирмы
2) получила наибольшее распространение в сфере крупномасштабного производства
3) характеризуется ограниченной ответственностью по обязательствам фирмы
4) обладает широкими возможностями аккумулирования дополнительного капитала
2. Способ производства является технологически эффективным, если
1) обеспечивается минимальная альтернативная стоимость используемых в производстве ресурсов
2) не существует другого способа производства заданного объема продукции, при котором использовалось бы меньшее количество хотя бы одного фактора
3) минимизирует альтернативные издержки используемых факторов производства
4) минимизирует общественные издержки производствак
Заключение
Литература
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Заочный финансово-экономический институт
Заочный финансово-кредитный
факультет
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Микроэкономика»
на тему:
Поведение производителя в рыночной экономике
(название выбранной темы курсовой работы)
Содержание.
Введение.
Глава1..Фирма как основной производитель в рыночной экономике..
Глава 2. Производственная функция и технологическая эффективность
Глава 3. Краткосрочный и долгосрочный период деятельности фирмы
Практикум
1. Единоличные фирмы
1) предполагают полный контроль со стороны собственника за делами фирмы
2) получила
наибольшее распространение в
сфере крупномасштабного
3) характеризуется ограниченной ответственностью по обязательствам фирмы
4) обладает
широкими возможностями
2. Способ производства является технологически эффективным, если
1) обеспечивается
минимальная альтернативная
2) не существует
другого способа производства
заданного объема продукции, при
котором использовалось бы
3) минимизирует
альтернативные издержки
4) минимизирует
общественные издержки
Заключение
Литература
Введение
Спрос и предложение – два фактора, дающие жизнь рынку как месту своей встречи, – формируют в экономике уровень цен на товары и услуги. Определяя кривые издержек и доходов, они создают внешнюю среду существования фирмы. Поведение же самого производителя, выбор им объема производства зависят, прежде всего, от типа рынка, на котором он действует и от поведения конкурентов. Именно степень развития конкуренции является наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования и развития того или иного рынка. В целом конкуренция представляет собой форму экономического соперничества товаропроизводителей на рынке за относительно лучшие условия существования; это соревнование предприятий за предпочтения потребителей с целью получения наибольшей прибыли. Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию противовеса и одновременно дополнения к индивидуализму субъектов рынка. Она принуждает их учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. Конкуренция оказывает постоянное давление на издержки производства, заставляет фирмы экономить ресурсы и наиболее рационально использовать имеющиеся факторы производства. Она оказывает воздействие на улучшение качества товаров, обновление ассортимента. Без конкуренции экономики не получается. По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет следующие основные типы рынка: рынок совершенной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции, представленный монополистической конкуренцией, олигополией и монополией. Поведению производителя в условиях каждой из этих рыночных структур и будет посвящена данная курсовая работа. В современной экономике проблемы ценообразования, принятия производителем решения об оптимальном объеме выпуска, а значит и о размере спроса на ресурсы и величине предложения собственных товаров, являются достаточно актуальными, так как эволюционирование мировой экономической системы приводит к изменениям такого явления как конкуренция и, несомненно, влияет на основные характеристики рынка. Производителю всегда важно правильно определить объем ожидаемой прибыли при выбранном объеме производства, твердо знать, какой уровень убытков необходимо считать сигналом для приостановки работы фирмы или для ее ликвидации, ведь в случае провала он не только потеряет вложенные в производство средства, но и понесет дополнительные убытки. Сегодня производитель при принятии этих решений должен опираться не только на постулаты экономической теории, но и достаточно четко представлять себе современные рыночные условия, уделять внимание развивающейся конкуренции. Экономика XXI века является многоярусной. На верхнем уровне располагаются гигантские транснациональные корпорации и финансовые группы, определяющие глобальную экономическую структуру мира и обеспечивающие экономическую стабильность в развитых странах. На нижних ступенях иерархии располагаются средние и мелкие производители вплоть до индивидуальных фирм, товары которых необходимы населению или экономике страны. Причем барьеры между различными уровнями иерархии являются достаточно высокими. На протяжении последних десятилетий в России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. Наилучшему их развитию способствует предпринимательская деятельность. Фирма является главным звеном рыночной экономики, поскольку только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений. Поведение фирмы на рынке имеет большое значение не только для предпринимателя и сотрудников фирмы, но и для других групп субъектов. Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений как на микро-, так и на макроуровне. Фирма как экономическое явление интегрирует и организует экономику на микроуровне. Совокупность же фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях. Поведение фирмы на рынке имеет большое значение не только для предпринимателя и ее сотрудников, но и для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства и иностранцев. Экономическая деятельность представляет собой ту или иную форму активного участия человека в общественном производстве. В основе выделения различных экономических функций лежат различия ролей человека в общественном производстве. Функция фирмы в обществе заключается в производстве товаров и услуг. Именно производящей функцией обусловлена целесообразность фирмы с точки зрения экономической системы. Поэтому для экономики в целом важно, чтобы фирма в той или иной форме всегда присутствовала в системе. Это задает глобальную цель фирмы как экономического субъекта, действующего в рамках совокупной системы экономики, которая состоит в том, чтобы продолжать существовать, вне зависимости от окружающих условий. Таким образом, целью фирмы в экономической системе является сам процесс функционирования, или существования. Однако эта глобальная цель может принимать разные формы в зависимости от того, кто именно принимает решение, какой экономический агент представляет собой функцию фирмы в каждом конкретном случае. Современный этап развития связан с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики. Этот новый взгляд - свидетельство реального роста роли человеческого фактора в условиях технологического этапа НТР, когда налицо прямая зависимость результатов производства от качества, мотивации и характера использования рабочей силы в целом и отдельного работника в частности. Вложения средств в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания фирмы в условиях рыночной экономики.
Глава1.Фирма как основной производитель в рыночной экономике
На протяжении
последних десятилетий в России интенсивно
идет процесс формирования рыночных отношений.
Наилучшему их развитию способствует
предпринимательская деятельность. Фирма
является главным звеном рыночной экономики,
поскольку только с помощью фирм происходит
интенсивное функционирование и развитие
рыночных отношений. Поведение фирмы на
рынке имеет большое значение не только
для предпринимателя и сотрудников фирмы,
но и для других групп субъектов. Изучение
поведения фирм является необходимым
условием выработки экономическими агентами
адекватных решений как на микроуровне,
так и на макроуровне. Фирма как экономическое
явление интегрирует и организует экономику
на микроуровне. Совокупность же фирм
определяет эффективность национальной,
региональной и мировой экономики в целом.
Фирма всегда стоит в центре рыночной
экономики, и её функционирование непосредственно
сказывается на рыночных отношениях.
Природа фирмы (производителя) обусловлена
ее спецификой как экономического агента
в рыночной экономике. Фирма - это экономический агент,
занимающийся производственной деятельностью
и обладающий хозяйственной самостоятельностью
в принятии решений о том, что, как и в каких количествах производить, где, кому,
и по какой цене продавать продукцию.
Фирма объединяет ресурсы для производства
определённых экономических благ. Цель
фирмы как рационального экономического
агента состоит в получении максимальной прибыли.
В самом общем определении прибыль выступает
как разница между общей выручкой производителя,
полученной от продажи произведенной
продукции, и общими издержками, то есть
суммой затрат на производство этой продукции.
Фирма это организационная структура
бизнеса, предпринимательская единица
во всех сферах экономики, обладающая
не только юридической, но и реальной экономической
самостоятельностью. Правовые формы функционирования
современной фирмы многообразны: акционерное
общество, общество с ограниченной ответственностью,
коммандитное общество и другие. Различные
школы экономической науки по-разному
трактуют определение фирмы как категории.
Традиционная экономическая теория определяет
фирму как производственно-
Однако представление о том, что единственной целью деятельности фирмы является получение максимальной прибыли, было бы ошибочным. Многообразием возможных положений отдельных фирм в конкретной экономической ситуации на рынке определяется различная нацеленность их функционирования. В самом общем плане модели деятельности фирмы представлены в таблице 1
Таблица 1.
Цели деятельности фирмы
Общественная группа |
Ожидаемые результаты деятельности фирмы |
Общество в целом |
Экономический рост |
Поступления от налогов | |
Уравнивание власти | |
Уравнивание доходов | |
Сохранение окружающей среды | |
Сохранение природных ресурсов | |
Местная община |
Благосостояние общины |
Держатели акций |
Рост доходов |
Кредиторы |
Рост стоимости акций |
Потребители |
Стабильность доходов |
Справедливые цены | |
Обеспечение выбора | |
Удовлетворение потребностей | |
Управляющие |
Рост доходов |
Профессиональный интерес | |
Работники наемного труда |
Занятость |
Уровень оплаты | |
Досуг | |
Условия труда | |
Удовлетворение от работы |
Глава 2. Производственная функция и технологическая эффективность.
Предпринимательская деятельность, или предпринимательство, – это инициативная, самостоятельная деятельность лиц или предприятия, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность. Предпринимательство допускается в любой отрасли хозяйственной деятельности, не запрещенной законом. Следовательно, предпринимательство – это организация полезной производственной деятельности, направленной на производство товаров или оказание услуг. Основу предпринимательской деятельности составляет та или иная форма собственности: частная, акционерная, государственная, кооперативная. Субъектами предпринимательской деятельности выступают физические лица (собственники и наемные работники), фирмы, государственные институты. В современном мире фирма - самостоятельный экономический субъект, занимающийся коммерческой и производственной деятельностью, обладающий обособленным имуществом. Теория фирмы определяется 2 подходами к ее изучению.
1. Технологический
(функциональный) подход. Его суть
заключена в том, что всегда
возможно найти ту
2. Институциональный
подход ставит своей проблемой
не изучение стремления к
Однако существуют ситуации, в которых фирма теряет контроль над рынком (динамика налоговой и процентной ставки, изменение курса валют и т.д.) и вынуждена покинуть рынок вследствие своей неэффективности. Р. Коуз сделал нестандартное для традиционной экономической теории предпочтение в пользу фактора издержек трансакций, т. е. контрактов, сделок (обычно принимавшихся равными нулю). Трансакционные издержки – это издержки ведения сделок: информационные, издержки измерения качества товаров и услуг, на разработку правил ведения контрактов, издержки уклонения от ответственности за выполнение обязательств по сделкам и т. д. Издержки трансакций никогда не бывают нулевыми, так как в реальном мире отношения собственности в значительной мере влияют на производство. Исходя из этого, Р. Коуз предложил трактовать фирму как совокупность взаимовыгодных контрактов. Фирма представляет собой взаимопереплетение отношений и интересов разного рода экономических агентов: акционеров, индивидуальных собственников, управляющих, работников, кредиторов, дебиторов. Общая цель каждого экономического агента заключается в максимизации собственного благосостояния. Однако каждый из них понимает ее по-своему, в соответствии со своим местом и со своей функцией в экономической системе. Каждый из данных экономических субъектов выбирает фирму в качестве способа достижения этой специфической цели. В результате фирма начинает проводить иную политику на рынке (в отношении цены и объема сбыта), чем если бы для нее была характерна единственная цель - максимизация прибыли. Выделяют несколько критериев классификации фирм. Рассмотрим каждый из них:
Информация о работе Поведение производителя в рыночной экономике