Поведение производителя в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Спрос и предложение – два фактора, дающие жизнь рынку как месту своей встречи, – формируют в экономике уровень цен на товары и услуги. Определяя кривые издержек и доходов, они создают внешнюю среду существования фирмы. Поведение же самого производителя, выбор им объема производства зависят, прежде всего, от типа рынка, на котором он действует и от поведения конкурентов. Именно степень развития конкуренции является наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования и развития того или иного рынка. В целом конкуренция представляет собой форму экономического соперничества товаропроизводителей на рынке за относительно лучшие условия существования; это соревнование предприятий за предпочтения потребителей с целью получения наибольшей прибыли. Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию противовеса и одновременно дополнения к индивидуализму субъектов рынка.

Содержание работы

Введение.
Глава1..Фирма как основной производитель в рыночной экономике..
Глава 2. Производственная функция и технологическая эффективность
Глава 3. Краткосрочный и долгосрочный период деятельности фирмы
Практикум
1. Единоличные фирмы
1) предполагают полный контроль со стороны собственника за делами фирмы
2) получила наибольшее распространение в сфере крупномасштабного производства
3) характеризуется ограниченной ответственностью по обязательствам фирмы
4) обладает широкими возможностями аккумулирования дополнительного капитала

2. Способ производства является технологически эффективным, если
1) обеспечивается минимальная альтернативная стоимость используемых в производстве ресурсов
2) не существует другого способа производства заданного объема продукции, при котором использовалось бы меньшее количество хотя бы одного фактора
3) минимизирует альтернативные издержки используемых факторов производства
4) минимизирует общественные издержки производствак

Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Экономика.docx

— 69.34 Кб (Скачать файл)

1. по  размеру. Размер фирмы может оцениваться  по одному и/или нескольким  критериям: численность занятых, объем  используемого капитала, величина  активов, объем продаж. Как правило, в качестве основного критерия  применяется численность занятых: этот критерий является относительно  стабильным во времени и достаточно  универсальным по отраслям экономики  и для межстранового сравнения.  Итак, в соответствии с численностью занятых выделяют три категории фирм: мелкие (малые) с численностью занятых до 50 человек, средние, численность занятых на которых составляет от 50 до 250 человек, и крупные, где численность занятых превышает 250 человек. 

2. по  формам собственности. В зависимости  от того, кто - государство или  частный агент - является собственником  фирмы, выделяют государственные, частные  и смешанные фирмы. Единоличным  владельцем государственной или  частной фирмы является государство (в лице федеральных или местных  органов власти) или частные (юридические  и физические) лица соответственно. Смешанные фирмы принадлежат  одновременно и государству и  частному агенту, поскольку предусматривается  долевое участие субъекта каждого  вида собственности. Соотношение  государственной, частной и смешанной  форм собственности в экономической  системе определяется в основном  политическими факторами (политическим  устройством государства). Следует  отметить, что в современных экономиках  доминирующую роль приобретает  смешанная форма собственности. Это, видимо, связано с ее большей  эффективностью, а также возможностью  преодолевать недостатки как  государственной, так и частной  формы собственности (хотя чистые  формы продолжают существовать  там, где это целесообразно).

3. по  месту в производственной цепочке. В зависимости от того, на какой  стадии производственно-сбытого  процесса действует фирма, различают: 
- поставщика ресурсов - первичное звено продуктовой цепочки; 
- посредника - промежуточное звено продуктовой цепочки; 
- производителя конечного товара - конечное звено продуктовой цепочки. 
Место фирмы в продуктовой цепочке определяет особенности ее поведения, выбора форм осуществления своей цели и последствия ее функционирования для отрасли или рынка в целом.

4. по  отраслевой принадлежности. К существенным  характеристикам поведения фирмы  относится ее принадлежность  к той или иной отрасли экономики. Отрасли экономики (и, соответственно, фирмы, действующие в них) можно  разделить на следующие категории. Во-первых, можно провести деление  между фирмами, принадлежащими к:

- отраслям, производящим товары производственного  назначения, - эти отрасли составляют  индустриальный рынок, или рынок  капитальных товаров;

- отраслям, производящим потребительские товары, - данные отрасли представляют  собой потребительский рынок. 
Фирмы, действующие в условиях каждого типа рынка, сталкиваются с особенностями спроса и поведения конкурентов, характерных только для того или иного рынка. Во-вторых, деление отраслей (и фирм, в них функционирующих) возможно на основе их связей с внешним миром. В таком случае можно выделить:

- экспортно-ориентированные  отрасли (Для данного круга отраслей  характерна ориентация на внешний  рынок, поэтому здесь существенное  значение имеют ограничения мирового  рынка, а факторы национального  масштаба играют относительно  подчиненную роль.)

- импорто-преобладающие отрасли

5.  по характеру влияния на рынок. Характер влияния фирмы на рынок задает два основных типа:

- доминирующая  фирма, которая оказывает существенное (нередко решающее) влияние на  формирование рыночной цены, объемов  выпуска и качества товара, предлагаемого  на рынке, что делает ее лидером  рынка, обладающим значительной  монопольной властью;

- фирма-аутсайдер, которая в силу своего подчиненного  положения на рынке вынуждена  ориентироваться в своей деятельности - выборе цены и объемов производства - на поведение других фирм, в  первую очередь фирмы-лидера, доминирующей  фирмы.  Хотя в каждой стране  существует свое законодательство, типичными организационно-правовыми  формами предпринимательской деятельности  в мировой практике являются: полное товарищество, товарищество (общество) с ограниченной ответственностью, коммандитное товарищество, акционерное  общество. Каждая из перечисленных  форм предполагает определенную  структуру предприятия, а потому  позволяет соединить интересы  собственников в единое целое  и выбрать оптимальный размер  фирмы (предприятия). Для современной  рыночной экономики характерна  сложная комбинация различных  по масштабам производств - крупных, с тенденцией к монополизации  экономики и средних и малых  предприятий, которые возникают  в отраслях, где не требуется  значительных капиталов, объемов  оборудования и кооперации множества  работников. Размеры предприятий  зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштаба  деятельности. Есть отрасли, связанные  с высокой капиталоемкостью и  значительными объемами производства, большой долей основных средств  среди издержек предпринимателя. В этих отраслях сосредоточен  в основном крупный бизнес. К  ним относится автомобильная, фармацевтическая, химическая, металлургическая промышленность, большинство предприятий добывающих  отраслей. Наиболее высокими темпами  растут отрасли определяющие  НТП, так как в них быстрее, чем в других аккумулируются  финансовые, производственные и  людские ресурсы. Наоборот, в отраслях, для которых не большие капитальные  затраты, где в издержках предпринимателей велика доля расходов на персонал предпочтительнее малые размеры предприятий. В современной рыночной экономике помимо крупного и малого бизнеса сохраняется значительная прослойка среднего бизнеса. Также как и крупный бизнес, средний бизнес не имеет особого правового статуса. Он занимает промежуточное положение между малым и крупным бизнесом, находящимися на разных полюсах экономики, и играет чрезвычайно важную роль. Он является посредника и связующим звеном между крупным и малым бизнесом, между малым бизнесом и государством.  Небольшой размер фирм, неустойчивость и высокая рискованность малого бизнеса не позволяют устанавливать ему устойчивые связи с крупным бизнесом на прямую. Средний бизнес берет на себя эту роль, создавая сложную сеть разнообразных по форме, правовому и организационному оформлению связей как с крупным, так и с малым бизнесом. Эти связи получили название сетевой экономики. Производственная функция Кобба-Дугласа характеризует техническую зависимость между ресурсами и выпуском и описывает всю совокупность технологически эффективных способов. Каждый способ может быть описан своей производственной функцией. Производственная функция — технологическая зависимость между затратами ресурсов и выпуском продукции. Теория производства является фундаментальной в курсе микроэкономики. Понятие "производство" рассматривается в ней как деятельность, направленная на выпуск товаров (услуг), за которые потребитель готов заплатить. Понятие "производство" в экономике тесно связано с понятием "производительность". Это значит, что главное в производстве — не просто выпуск товаров, а произведенное их количество за определенное время на каждую единицу потребленных ресурсов. Таким образом, производительность — это показатель эффективности производства. В теории производства рассматриваются только эффективные способы производства. Зависимость между затратами ресурсов и максимально возможным выпуском продукции в теории производства выражается с помощью производственной функции. Традиционно используется двух факторная производственная функция вида:

Q = f (L, K),                                                                                                     
где Q - возможный объем выпуска;

L - количество  применяемого труда (ресурс L);

К - количество применяемого капитала (ресурс К).

Это уравнение применимо только к определенному уровню технологии. Для построения производственной функции важное значение имеет термин "максимальный выпуск продукции", так как отвергаются нерентабельные (неэффективные) производственные процессы. Максимальный выпуск продукции — экономически эффективная деятельность, при которой производственные факторы используются с максимальной отдачей. 
Производственная функция изображается графически с помощью изоквант. Изокванта — линия, характеризующая разные затраты производства, при которых производится одинаковый объем продукции. Метод изоквант позволяет сопоставить все возможные варианты сочетания факторов производства (капитала и труда) и выбрать оптимальный, отвечающий возможностям фирмы в данный момент. Набор изоквант, каждая из которых показывает максимальный объем выпуска продукции, достигаемый при использовании предельных сочетаний факторов производства, называют картой изоквант (рисунок 1).

Рисунок 1 – Карта изоквант

Наклон изоквант характеризует предельную норму технического замещения (MRTS) одного ресурса другим по аналогии с наклоном кривой безразличия и предельной нормой замещения одного блага другим (MRS). 
В зависимости от возможностей замены производственных ресурсов (замещаемость совершенная, жесткая, непрерывная и др.) изокванты (как и кривые безразличия) могут иметь различную конфигурацию. Представленная карта изоквант предполагает совершенную замещаемость производственных ресурсов. В этом случае выпуск продукции возможен либо с помощью фактора труда (L), либо фактора капитала (К), либо комбинацией того или иного ресурса при постоянной норме их замещения.

На практике наиболее реалистичной (характерной для большинства современных производств) считают ломаную изокванту, предполагающую лишь несколько методов производства (Р) (рисунок 2). 

Рисунок 2 – Ломаные изокванты

Экономическая теория чаще всего оперирует изоквантами, предполагающими возможность непрерывной, но не совершенной замещаемости ресурсов в определенных границах, когда замещение одного фактора производства другим технически невозможно или неэффективно (рисунок 3).

Рисунок 3 – Гладкие изокванты

Капиталоинтенсивный или трудосберегающий способ означает, что под влиянием технического прогресса при данном способе используется большее количество капитала, чем труда. Трудоинтенсивный или капиталосберегающий способ, наоборот, использует большее количество труда, чем капитала. Пропорциональное применение ресурсов капитала и труда (К и L) характеризует нейтральный способ производства. 
Теория производства рассматривает также процесс производства с учетом фактора времени, в котором реализуется производственная функция. Это объективное требование исследования, так как принятие конкретных производственных решений в связи с изменением выпуска продукции, количества и качества вводимых ресурсов, сменой технологий имеет различные временные рамки. Все производственные решения условно можно объединить в три группы:

- Как  наилучшим способом организовать  производство с учетом имеющихся  производственных мощностей;

- Какие  новые производственные мощности  и технологические процессы следует  выбрать исходя из достигнутого  уровня развития науки и техники;

- Как  эффективнее использовать в производстве  последние достижения технического  прогресса.

Периоды, в течение которых решаются вопросы первой, второй и третьей групп, называют соответственно краткосрочными, долгосрочными и очень долгосрочными, относящимися к области прогнозирования. Такое временное разделение, введенное А. Маршаллом, является абстракцией, хотя она и позволяет углубить исследования теории производства и общих закономерностей его расширения. Рассмотрим мгновенный, краткосрочный (короткий), долгосрочный (длительный) периоды деятельности фирмы с точки зрения расширения объема производства.

В мгновенном периоде объемы применения каждого ресурса остаются неизменными, поэтому в его рамках расширение производства невозможно. 
В краткосрочном периоде производство организуется с учетом имеющихся производственных мощностей, т. е. промышленных зданий, станков, оборудования и др. В этом случае расширение производства возможно лишь при использовании других ресурсов: труда, сырья, материалов, т.е. переменных. В краткосрочном периоде изменяются пропорции применяемых производственных ресурсов. Расширение масштабов производства в данном периоде исследуется с помощью понятия убывающей отдачи (убывающей производительности) переменного ресурса, или закона изменяющихся пропорций. Закон убывающей отдачи гласит, что по мере роста использования какого-либо переменного производственного ресурса, но при фиксированных остальных, наступает момент, когда дополнительное использование этого (переменного) ресурса ведет к снижению объема выпуска продукции. Анализ деятельности фирмы в краткосрочном периоде требует введения дополнительных понятий: общий, средний и предельный продукт. Общий (суммарный) продукт (ТР) — общее количество продукции, произведенное за определенное количество времени. Если величина всех вводимых факторов производства, кроме одного, остается неизменной, то ТР будет расти или уменьшаться с увеличением или уменьшением количества применяемого переменного ресурса.

Средний продукт (АР) — количество продукции в расчете на единицу переменного ресурса.

Предельный продукт (MP) — изменение суммарного продукта за счет ввода в производство одной дополнительной единицы любого переменного ресурса.

В долгосрочном периоде возможно изменение всех вводимых в производство ресурсов, как переменных, так и постоянных, но базовые технологии не изменяются. Применение всех видов ресурсов увеличивает масштабы производства, поэтому для анализа деятельности фирмы в долгосрочном периоде используют понятие отдачи от масштаба. При технически эффективном способе производства увеличение выпуска продукции обеспечивается за счет пропорционального увеличения использования всех производственных ресурсов. Это и есть изменение масштаба производства. Эффект роста масштабов производства может быть положительным (возрастающим), неизменным (постоянным) или отрицательным (убывающим), что характеризует масштаб деятельности фирмы. В 1928 году производственная функция была проверена на статистических данных Чарльзом Коббом и Полом Дугласом в работе «Теория производства». В этой статье была предпринята попытка эмпирическим путем определить влияние затрачиваемого капитала и труда на объем выпускаемой продукции в обрабатывающей промышленности США. Общий вид функции Кобба-Дугласа:

Q = A * La * Kβ,                                                                                                  

где А — технологический коэффициент;

α — коэффициент эластичности по труду;

β — коэффициент эластичности по капиталу. 
Если сумма показателей степени (α + β) равна единице, то функция Кобба-Дугласа является линейно однородной, то есть она демонстрирует постоянную отдачу при изменении масштабов производства. 
Если сумма показателей степени больше единицы, функция отражает возрастающую отдачу (это означает, что если К и L увеличиваются в некоторой пропорции, то Q растет в большей пропорции), а если она меньше единицы, - убывающую. Изокванта, соответствующая функции Кобба-Дугласа, будет выпуклой и «гладкой». Для достижения успеха предприятия стремятся быть эффективными производителями — использовать такие способы производства, которые эффективны как с технологической, так и с экономической точки зрения, или, иначе говоря, обеспечивают технологическую и экономическую эффективность. Под технологической эффективностью понимается такой способ производства, при котором для выпуска данного количества продукции затрачивается не больше ресурсов каждого вида, чем при других способах, и по крайней мере по одному ресурсу в сравнении с другими способами достигается экономия. Понятие технологической эффективности может быть сформулировано также следующим образом. Производство может считаться технологически эффективным, если обеспечивается максимально возможный объем выпуска продукции при заданном количестве ресурсов. Технологическая эффективность лежит в основе определения экономической эффективности производства. Под экономической эффективностью производства понимают такой способ производства, при котором стоимость используемых для выпуска данного количества продукции ресурсов является минимальной, или, что то же, способ производства, позволяющий выпустить максимум продукции при заданном объеме затрат на ресурсы

Информация о работе Поведение производителя в рыночной экономике