Повышение конкурентоспособности фирмы ООО " С-2"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:40, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности на примере ООО " С-2" и обоснование их экономической эффективности.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
1. Изучить теоретические и методологические аспекты по повышению конкурентоспособности организации.
2. Охарактеризовать современное положение ООО " С-2".

Файлы: 1 файл

Glava_1_maket.docx

— 113.92 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Функционирование  предприятий невозможно само по себе без учёта деятельности конкурентов, которые являются звеньями одной  цепи – экономики. Жизнь в условиях конкурентной борьбы – непременный  фактор, определяющий само право на существование той или иной организации. Сама конкурентная борьба позволяет  вычленить из множества организаций  непременных лидеров, способных  производить по-настоящемукачественные и актуальные для современной жизни товары и услуги, которые будут востребованы населением. Именно поэтому так важно изучать конкурентов и, исходя из этого, принимать обоснованные решения в пользу повышения конкурентоспособности отдельно взятой организации.

Конкуренция одновременно имеет и  положительные и отрицательные  стороны:

1) она способствует развитию  научно-технического прогресса,  постоянно заставляя товаропроизводителя  применять лучшие технологии, рационально  использовать ресурсы. В ходе  ее вымываются экономически неэффективные  производства, устаревшая техника,  некачественные товары;

2) она чутко реагирует на изменение  спроса, ведет к удешевлению издержек  производства, тормозит рост цен,  а в ряде случаев к их  снижению;

3) в известной мере выравнивает  норму прибыли на капитал и  уровень заработной платы во  всех отраслях национальной экономики. 

К числу негативных сторон можно  отнести:

1) придает бизнесу определенную  нестабильность, создает условия  для безработицы, инфляции и  банкротства; 

2) ведет к дифференциации доходов  и создает условия для их  несправедливого распределения; 

3) ее следствием может быть  перепроизводство товаров и не  догрузка мощностей в периоды  производственных спадов.

Контроль  за конкурентами, при грамотном подходе и быстрых и правильных действиях со стороны менеджмента организации, позволит удовлетворить специфические запросы потребителя раньше и лучше других.

Лишь  выявив слабые и сильные стороны  конкурентов, можно правильно оценить  их потенциал, цели и стратегии, что  позволит в будущемстратегически точно сконцентрировать внимание на том направлении, где конкурент слабее. И это будет верным путём к расширению своих собственных преимуществ в конкурентной борьбе.

Конкурентоспособность – сложное и разностороннее понятие, включающее в себя такие составляющие деятельности предприятия, как товар (услуга) и его основные характеристики: качество, актуальность, технология производства, доступность для конечных потребителей. Многоаспектность этого понятия  обуславливается соответствием  производимых организацией товаров  и услуг требованиям рынка  и конкретно потребителей не только по таким факторам, как качество, технические, экономические и эстетические характеристики, но и ввиду важности коммерческих характеристик и условий  реализации, таких, как цена, сроки  поставки, каналы сбыта, реклама, сервис.

Успешность  компании обуславливается способностью предложить товары и услуги, наиболее соответствующие нуждам рынка и  потребителей. Поэтому так важно  пристальное внимание уделять такому многозначимому аспекту предприятия, как конкурентоспособность.

Актуальность  рассматриваемой темы заключается  в том, что все предприятия  и организации в большей или  меньшей степени сталкиваются с  такой проблемой как конкуренция, поэтому чтобы выжить в таких  условиях, а так же развиваться, необходимо анализировать сложившееся положение  на рынке, а так же принимать решения  о проведении мероприятий по повышению  конкурентоспособности.

В качестве объекта исследования выбрано предприятие  – ООО " С-2", занимающееся торговлей.

Предметом исследования является конкурентоспособность  предприятия.

Целью данной дипломной работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности  на примере ООО " С-2" и обоснование их экономической эффективности.

Исходя  из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

1. Изучить  теоретические и методологические  аспекты по повышению конкурентоспособности  организации.

2. Охарактеризовать  современное положение ООО " С-2".

3. Провести  анализ финансового состояния  предприятия идать оценку эффективности хозяйственной деятельности.

4. Провести  анализ конкурентоспособности ООО" С-2".

5. Разработатьмероприятия по повышению конкурентоспособности ООО" С-2".

6. Обосновать  экономическую целесообразность  внедрения предлагаемых мероприятий.

Методы, при помощи которых будет осуществляться оценка конкурентоспособности ООО" С-2" – коэффициентный метод (коэффициенты финансовой устойчивости, платежеспособности, ликвидности, деловой активности, рентабельности), методики факторного, сравнительного анализа (методы вертикального и горизонтального анализа), табличный и графический методы, метод экспертных оценок.

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Теоретические и методические системы конкурентоспособности

1.1 Сущность конкурентоспособности предприятия

 

Так как  понятие «конкурентоспособность»  неразрывно связано с конкуренцией, то различия в подходах к оценке конкуренции повлияли и на определение  конкурентоспособности. Кроме того, конкурентоспособность может быть рассмотрена на нескольких уровнях  – товарном (как конкурентоспособность товара), микроуровне (конкурентоспособность предприятия), мезоуровне (отрасль) и макроуровне (страна).

Каждая  из этих категорий имеет отличительные  особенности и характерные черты, которые подтверждают правомерность  и целесообразность такой дифференциации. В то же время все уровни конкурентоспособности  взаимосвязаны, дополняют, обеспечивают и определяют друг друга.

В самом  общем виде конкурентоспособность  может пониматься как способность конкурировать с аналогичными объектами на конкретном рынке, используя конкурентные преимущества для достижения поставленных целей.

Уровни  конкурентоспособности представлены в табл. 1.

Таблица 1

Характеристика  уровней конкурентоспособности

Уровень

Объект или субъект

Факторы

товарный

Товары (работы, услуги)

  • Качество товара
  • Цена
  • Соответствие спросу

микроуровень

Товаропроизводитель (организация, фирма)

  • Сравнительная конкурентоспособность продукции
  • Эффективность производственной деятельности
  • Финансовые показатели деятельности
  • Эффективность организации и сбыта

мезоуровень

Объединение предприятий, отрасль

  • Внутренняя структура отрасли
  • Влияние внешней среды
  • Конкурентоспособность отдельных элементов
  • Взаимодействие между элементами системы

макроуровень

Страна, регион

  • Инвестиционный климат
  • Научно-технический уровень
  • Конкурентоспособность промышленности и отраслей народного хозяйства

 

Лучше всего  изучена конкурентоспособность  продукции, с которой, собственно, и  начиналось понятие конкурентоспособности. Чаще всего под конкурентоспособностью продукции понимают такое сочетание  потребительской стоимости (полезности для потребителя) и стоимости  потребления (цена товара и затраты  на эксплуатацию), которое обеспечивает продукции успех на рынке по сравнению  с такой же продукцией других поставщиков.

Первоначально конкурентоспособность товара ассоциировалась  с его качеством, но затем ее стали  определять совокупностью характеристик, которые учитываются потребителем в результате сравнения с товарами-аналогами.

Конкурентоспособность на микро - (предприятия, организации) и  мезо- уровне (объединения предприятий, отрасли) определяется характеристиками, отличными от используемых при анализе конкурентоспособности товара.

Понятие конкурентоспособности применительно  к организациям и предприятиям связываются, в первую очередь, с понятием эффективности  их деятельности. Основная предпосылка  конкурентоспособности предприятий  – производство и реализация конкурентоспособных  товаров, однако для реализации данной предпосылки необходима эффективная  организация работы на рынке.

Если  обобщить существующие точки зрения по данному вопросу, то конкурентоспособностью обладают те хозяйствующие субъекты, которые эффективно функционируют  и предоставляют потребителю  конкурентоспособные товары и услуги.

Вопросы, касающиеся конкурентоспособности  отрасли и факторов, ее определяющих, были наиболее подробно рассмотрены Майклом Портером. По его мнению, она определяется наличием у отрасли конкурентных преимуществ, выражающихся в возможности производить с издержками не выше мирового уровня продукцию высокого качества и поставлять ее на мировой конкурентный рынок в оптимальные сроки.

На следующем  макроуровне конкурентоспособность  рассматривается применительно  к регионам и странам. Конкурентоспособность  региона зависит от того, насколько  эффективно в нем используются имеющиеся  ресурсы, и может быть выражена в  таком понятии, как валовой региональный продукт. Чаще всего экономисты сосредоточивают  свое внимание на анализе макроэкономических условий деятельности предприятий  на уровне национальной экономики. При  этом делается вывод, что указанные  макроэкономические условия, в конечном счете, и обуславливают степень  конкурентоспособности предприятий, базирующихся в соответствующих  странах, в ходе международной торговли.

В рамках данной работы мы рассмотрим подробнее  понятие конкурентоспособности  предприятия как имеющее непосредственное отношение к теме работы, а так  же затронем понятие конкурентоспособности  продукции, их взаимосвязь и различия.

Конкурентоспособность предприятий как самостоятельных  хозяйствующих субъектов рассматривается  современными теоретиками в основном в рамках конкурентоспособности  продукции и/или международной  торговли. Однако конкурентоспособность  конкретного предприятия определяется множеством прочих факторов, которые  необходимо учитывать.

Не вызывает сомнений тот факт, что конкурентоспособность  продукции оказывает существенное влияние на конкурентоспособность  предприятия. При этом конкурентоспособность  предприятия является намного более  емким понятием и включает в себя множество аспектов деятельности помимо производимой продукции: менеджмент, маркетинги т.д. В силу этого, на наш взгляд, неправомерно сведение конкурентоспособности предприятия только к конкурентоспособности его продукции.

То же самое можно отметить и в отношении  международной конкурентоспособности. Макроэкономические условия хозяйствования в стране базирования оказывают  огромное влияние на конкурентоспособность  предприятия на международном уровне, однако не всегда полностью определяют его конкурентоспособность. Макроэкономические условия создают основу для достижения конкурентных преимуществ. Реализация сложившихся предпосылок для  достижения высокой конкурентоспособности  конкретного предприятия зависит  от множества прочих факторов.

Взаимосвязь понятий конкурентоспособности  товара и конкурентоспособности  предприятия можно определить как  отношение части и целого. Предприятие, производящее конкурентоспособную  продукцию, при этом может обладать низким уровнем конкурентоспособности, если затраты на производство возмещаются  исключительно выручкой от реализации. Такая ситуация имеет место при  реализации продукции по демпинговым  ценам.

Основные  определения конкурентоспособности  предприятия представлены в табл.2.

 

Таблица 2

Основные  определения конкурентоспособности  предприятия

Определение

Автор

1

Реальная и потенциальная способность  фирмы в соответствующих условиях проектировать, изготовлять и сбывать  товары, которые по ценовым и неценовым  характеристикам в комплексе  более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов.

Европейский форум по проблемам управления

2

Свойство субъекта рыночных отношений  выступать на рынке наравне с  присутствующими там конкурирующими субъектами рыночных отношений.

М. Портер

3

Совокупность свойств и характеристик  маркетинговых, производственно-технологических, финансово-экономических и организационных бизнес-процессов, позволяющих обеспечить эффективность функционирования предприятия на рынках товаров, капитала и труда при различных изменениях внешней и внутренней среды.

Ю.Я. Еленева

4

Многоаспектное понятие, характеризующее  динамическое, управляемое свойство фирмы, определяемое совокупностью  конкурентных преимуществ и слабостей, в том числе формируемых факторами  внешней экономической среды  и выраженное на внешнем и внутреннем рынках товаров, капитала и труда  в рассматриваемый период времени.

Н.А. Савельева

5

Обобщающая характеристика деятельности предприятия, отражающая уровень эффективности  использования экономических ресурсов относительно эффективности использования  экономических ресурсов конкурентами.

Д.С. Воронов 

Информация о работе Повышение конкурентоспособности фирмы ООО " С-2"