Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 16:43, курсовая работа
В настоящее время коммерческие отношения формируются в условиях высокой конкуренции, неопределенности и неустойчивости рыночной среды. Для того чтобы добиться успеха в предпринимательской деятельности, уже недостаточно использовать лишь маркетинговые подходы, требуется применение современных высокоэффективных способов и методов управления потоковыми процессами. Наиболее прогрессивным научно-прикладным направлением в данной области является логистика.
Введение 2
1. Основы управления материальными потоками в производстве 4
1.1 Основы управления материальными потоками в производстве 4
1.2 Организация материальных потоков 6
1.3 Системы управления материальными потоками 11
2. Практика управления материальными потоками в России 14
Заключение 26
Список литературы 28
Основным достоинством данной формы организации движения материальных потоков является возможность накопления большого объема материала на входе и выходе системы, что обеспечивает, с одной стороны, надежность поступления необходимых деталей, заготовок, комплектующих в производство, с другой стороны, гарантирует выполнение срочных заявок потребителей продукции. Недостаток накопительной формы движения материалов состоит в том, что наличие разветвленной системы транспортных трасс и большого числа складов затрудняет управление движением материальных потоков и контроль за запасами. Кроме того, возрастают расходы, обусловленные иммобилизацией средств в материалы, и необходимостью капитальных вложений для создания системы складов.
Достоинствами данной формы организации материальных потоков являются: уменьшение объема запасов на рабочих местах за счет создания ТСС; сокращение длительности производственного процесса посредством устранения перерывов между составляющими цикла производства; постоянный контроль за запасами; наличие хорошо организованной системы управления движением материалов.
К числу недостатков можно отнести следующие: транспортно-накопительная форма эффективна для групп конструктивно и технологически однородных деталей, что, во-первых, сужает область ее применения, во-вторых, вызывает необходимость проведения комплекса подготовительных работ; данная форма требует значительных вложений в создание автоматизированной системы управления ходом производства.
Принципиальной особенностью объединенного контура регулирования является формирование горизонтальных связей по всей технологической цепочке, что позволяет производственным звеньям самостоятельно и непосредственно взаимодействовать друг с другом. Запуск деталей в производство и их обработка осуществляются малыми партиями в соответствии с полученным заказом. После завершения выполнения операций в пределах одного производственного модуля детали поступают на склад и остаются там до тех пор, пока не будет получена заявка с последующего участка обработки.
Достоинством данной формы является возможность использования вытягивающей системы управления материальными потоками, что обеспечивает минимальный нормативный производственный запас. Однако использование ее на отечественных предприятиях затруднено из-за низкого уровня компьютеризации управления ходом производства и отсутствия устойчивой системы снабжения необходимыми материалами.
Под системой управления материальными потоками понимается организационный механизм формирования планирования и регулирования материальных потоков в рамках внутрипроизводственной логистической системы.
Различают несколько систем управления материальными потоками:
Планирование потребности в материалах (MRP) – это автоматизированная система планирования потребностей производства в необходимых материальных ресурсах. MRP позволяет осуществлять приоритетное планирование выполнения заказов в реальном масштабе времени с учетом возникающих отклонений от плановых заданий, а также текущее регулирование и контроль производственных запасов. Основными целями MRP являются: гарантийное удовлетворение потребности в материальных ресурсах, поддержание минимально возможного уровня запасов; повышение точности планирования производства, поставок и закупок материалов.
Планирование распределения ресурсов (DRP) может быть охарактеризовано как автоматизированная система управления исходящими товарами. Она является зеркальным отражением MRP, использует тс же логику, средства и методы. К числу основных функций системы относятся: планирование поставок и запасов на различных уровнях цепи распределения (центральный – периферийные склады), информационное обеспечение распределения продукции, а также планирование транспортных перевозок. Основной график производства формируется в соответствии с данными независимого спроса (прогноза спроса). Таким образом, DRP позволяет увязать функции производства и сбыта продукции, а также оптимизировать логистические издержки за счет сокращения транспортных расходов и затрат товародвижения.
MRP и DRP относятся к системам выталкивающего типа.
Интегрированная система управления материальными и информационными потоками (ЛТ) представляет собой процесс производства и связанные с ним снабжение и сбыт как единый непрерывный производственный поток. Управление материальными потоками в единой системе осуществляется на основе обратного планирования сроков. Производитель не имеет законченного плана и графика работы, он тесно связан не с общим, а с конкретным заказом потребителя этой продукции и оптимизирует свою работу в пределах этого заказа. Для всех подразделений разрабатываются только усредненные планы (на месяц), а их детализация по декадам (дням, часам) производится непосредственными исполнителями работ с учетом сроков сдачи деталей (сборочных единиц) и объема полученного задания.
Система информационного обеспечения оперативного управления материальными потоками по принципу «точно вовремя» (KANBAN). Карта-заявка «KANBAN» содержит всю необходимую информацию о запросах потребителя. Как правило, такая информация включает: наименование и шифр детали; спецификацию емкостей с указанием их типа и количества укладываемых в них деталей; наименование участка-производителя и участка-потребителя продукции; время доставки, определяемое с учетом продолжительности изготовления детали. Каждый предыдущий по технологической цепочке участок работает в соответствии с поступившим заказом, указанным в карте «KANBAN». Контроль за ходом производства осуществляется путем регистрации карт, находящихся в обращении.
Система оптимизированной технологии производства (OPT) относится к классу «вытягивающих» микрологистических систем, интегрирующих процессы снабжения и производства. Основным принципом работы этой системы является выявление в производственном процессе узких мест или критических ресурсов По существу, ОРТ является компьютеризованной версией KANBAN с той разницей, что система ОРТ препятствует возникновению узких мест в логистической сети «снабжение – производство», а система KANBAN позволяет эффективно устранять уже возникшие узкие места. В качестве критических ресурсов, оказывающих влияние на эффективность логистической системы, могут выступать запасы сырья и материалов, размер незавершенного производства, технология изготовления, персонал и др. Предприятия, использующие систему ОРТ, не стремятся максимально загрузить персонал, выполняющий некритические операции, так как это вызывает нежелательный рост запасов незавершенного производства. Эффективность системы ОРТ с логистических позиций заключается в увеличении выпуска продукции, снижении производственных и транспортных издержек, уменьшении запасов незавершенного производства.
В практике современного рыночного хозяйства сформировалась и получила широкое признание концепция логистики, рассматривающая управление материальными потоками как единым целым с момента производства продукта до его конечного потребления и в неразрывной связи с информационным сопровождением. Многие стороны рассматриваемой здесь проблемы анализируются с позиций применения именно этой концепции. В некоторых учебниках авторы ставят знак равенства между понятиями «управление материальными потоками» и «логистика», это не совсем верно, т.к. эти понятия не идентичными по степени охвата решаемых вопросов. Логистика является только частью общей проблемы управления материальными потоками, поскольку последнее предполагает использование и таких инструментов, как маркетинг, системы кредитования и платежей, организация процессов производства и товарного обращения и т. д.
Пристальное внимание к рационализации движения материальных потоков одно из примечательных явлений в экономике развитых стран в последней трети ХХ века. Рост товарности функционирующих хозяйств, глобализация экономики, борьба за рынки и повышение избирательности потребительских предпочтений привели к поиску новых резервов сокращения издержек воспроизводства и на этой основе применению новых способов овладения рынком. В достижении этой цели на первый план выдвигается управление материальными потоками, направленное на решение трех основных проблем: обеспечения минимума времени движения материальных потоков, минимума затрат на их формирование и организации движения при повышении качества удовлетворения спроса. В Западной Европе, США и Японии разработка и реализация концепции логистики позволили значительно снизить общие затраты за счет рационализации (оптимизации) транспортных расходов, расходов на формирование и содержание запасов, физическое распределение продукции (от 5 до 40% себестоимости продукции).
В СССР вопросам формирования и движения материальных потоков уделяли большое внимание. Однако во внерыночной среде они решались исключительно с точки зрения обеспечения установленных планов производства материальными ресурсами и планов розничной торговли товарными ресурсами. Вопросы затрат, связанных с движением материальных потоков, рассматривались как второстепенные.
Нельзя сказать, что экономия издержек обращения в отраслях торговли и материально-технического снабжения вообще была вне поля зрения государственных хозяйственных органов. Но этот вопрос решался сугубо утилитарно . с позиции экономии издержек как самоцели, в ущерб качеству обслуживания потребителей. В 1965-1970 гг. этот процесс корректировался, но затем традиционная тенденция вновь возобладала, что особенно рельефно проявилось в поступательном росте производственных и потребительских запасов и запасоемкости общественного производства в целом. Управление материальными потоками в СССР осуществлялось преимущественно через систему государственного распределения материальных ресурсов при монополии изготовителей (поставщиков) в условиях перманентного дефицита. Потребителей фактически безальтернативно принуждали к получению определенных видов продукции по твердым ценам и качеству от определенных изготовителей (поставщиков) и через определенные каналы и объекты инфраструктуры.
Государство само заботилось о развитии транспортной инфраструктуры, экономическом потенциале отраслей товарного обращения, но финансировало эту часть экономики по остаточному принципу (за некоторым исключением в части крупно-тоннажного транспорта, железнодорожного, морского, речного и магистральных трубопроводов). В этих условиях прямые текущие и капитальные затраты предприятий, организаций и домашних хозяйств на организацию и движение материальных потоков выглядели небольшими, все внимание концентрировалось на себестоимости производства продукции.
Переход хозяйства России на начала рыночной экономики привел к существенным изменениям в области движения материальных потоков и управления ими. Начавшийся в конце 80-х годов демонтаж командно-административной системы хозяйствования в области управления материальными потоками завершился в основном в 1992 г. упразднением государственных органов, занятых централизованным распределением материальных ресурсов и формированием хозяйственных связей. В то же время рыночный механизм еще не сложился. Попытки заполнить образовавшийся вакуум так называемыми коммерческими центрами, федеральной контрактной корпорацией, образованием товарных бирж и т. д. оказались совершенно непродуктивными. Так, в 1990-1991 гг. было создано более 700 бирж (многократно больше, чем в остальных странах мира вместе взятых), но их оборот составлял менее 2% общего оборота реализуемой в стране продукции всех видов назначения, а вся деятельность была сосредоточена на спекулятивных сделках.
Результатом стала всеобщая спонтанность формирования материальных потоков и судорожно-безуспешные попытки их регулирования. Это немедленно сказалось на росте затрат логистического характера. Так, уровень затрат хозяйствующих субъектов на содержание возросших собственных объемов закупочной, сбытовой и транспортной деятельности, «скрытых» в себестоимости производства товаров, работ и услуг, по экспертным оценкам, увеличился по сравнению с дореформенным периодом в 1,7-2,0 раза. В 1991 г., по нашим расчетам, они составляли свыше 17% выпуска реального сектора.
Хозяйствующие субъекты вынуждены были самостоятельно искать выход из создавшейся ситуации. Поиск новых поставщиков, покупателей, путей и способов транспортировки осуществлялся на фоне катастрофической нехватки собственных оборотных средств, запредельных ставок стоимости кредитов коммерческих банков, угрожающих темпов роста инфляции, административных барьеров на едином рыночном пространстве, искусственного увеличения числа посредников в процессе оборота товаров. Серьезнейшим негативным фактором сдерживания рационализации материальных потоков стало широкое распространение бартерных операций, создающих явно невыгодные, с экономической точки зрения, условия движения продукции как для ее поставщиков (изготовителей), так и потребителей. Еще более отрицательным фактором стало падение спроса на продукцию производственного назначения и на товары народного потребления.
Информация о работе Практика управления материальными потоками в России