Практика управления материальными потоками в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время коммерческие отношения формируются в условиях высокой конкуренции, неопределенности и неустойчивости рыночной среды. Для того чтобы добиться успеха в предпринимательской деятельности, уже недостаточно использовать лишь маркетинговые подходы, требуется применение современных высокоэффективных способов и методов управления потоковыми процессами. Наиболее прогрессивным научно-прикладным направлением в данной области является логистика.

Содержание работы

Введение 2
1. Основы управления материальными потоками в производстве 4
1.1 Основы управления материальными потоками в производстве 4
1.2 Организация материальных потоков 6
1.3 Системы управления материальными потоками 11
2. Практика управления материальными потоками в России 14
Заключение 26
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

Управление МПЗ.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

Основным достоинством данной формы организации движения материальных потоков является возможность накопления большого объема материала на входе и выходе системы, что обеспечивает, с одной стороны, надежность поступления необходимых деталей, заготовок, комплектующих в производство, с другой стороны, гарантирует выполнение срочных заявок потребителей продукции. Недостаток накопительной формы движения материалов состоит в том, что наличие разветвленной системы транспортных трасс и большого числа складов затрудняет управление движением материальных потоков и контроль за запасами. Кроме того, возрастают расходы, обусловленные иммобилизацией средств в материалы, и необходимостью капитальных вложений для создания системы складов.

  1. Транспортно-накопительная форма организации предполагает наличие комбинированной транспортно-складской системы (ТСС), которая объединяет определенное число рабочих мест (участков) путем установления связи каждого рабочего места (участка) с любым другим посредством информационного и материального потоков. При этом процессы механообработки (сборки), контроля, подготовки производства, складирования и регулирования материалов объединяются с помощью ТСС в единый процесс производства. Управление движением материального потока происходит по схеме: поиск необходимой заготовки на складе – транспортировка к станку – обработка – возвращение детали на склад. Накапливание материала осуществляется в центральном складе или децентрализовано на отдельных рабочих участках. В первом случае склад обслуживает несколько производственных подразделений и используется как резервный накопитель между началом и окончанием обработки детали. Во втором случае склады создаются на отдельных участках и служат для компенсации отклонений во времени при транспортировке и обработке детали. В отдельных случаях используется смешанная ТСС, предполагающая наличие как центрального склада, так и резервных накопителей на рабочих участках.

Достоинствами данной формы организации материальных потоков являются: уменьшение объема запасов на рабочих местах за счет создания ТСС; сокращение длительности производственного процесса посредством устранения перерывов между составляющими цикла производства; постоянный контроль за запасами; наличие хорошо организованной системы управления движением материалов.

К числу недостатков можно отнести следующие: транспортно-накопительная форма эффективна для групп конструктивно и технологически однородных деталей, что, во-первых, сужает область ее применения, во-вторых, вызывает необходимость проведения комплекса подготовительных работ; данная форма требует значительных вложений в создание автоматизированной системы управления ходом производства.

  1. Форма организации нулевого запаса предполагает создание объединенных контуров регулирования на основе автономных самоуправляемых производственных звеньев. Ядром контура является буферный склад (накопитель), связывающий между собой отдельные производственные участки. Каждый из участков может контактировать с любым другим посредством управления информационными и материальными потоками через соответствующий накопитель.

Принципиальной особенностью объединенного контура регулирования является формирование горизонтальных связей по всей технологической цепочке, что позволяет производственным звеньям самостоятельно и непосредственно взаимодействовать друг с другом. Запуск деталей в производство и их обработка осуществляются малыми партиями в соответствии с полученным заказом. После завершения выполнения операций в пределах одного производственного модуля детали поступают на склад и остаются там до тех пор, пока не будет получена заявка с последующего участка обработки.

Достоинством данной формы является возможность использования вытягивающей системы управления материальными потоками, что обеспечивает минимальный нормативный производственный запас. Однако использование ее на отечественных предприятиях затруднено из-за низкого уровня компьютеризации управления ходом производства и отсутствия устойчивой системы снабжения необходимыми материалами.

 

    1. Системы управления материальными потоками

 

Под системой управления материальными потоками понимается организационный механизм формирования планирования и регулирования материальных потоков в рамках внутрипроизводственной логистической системы.

Различают несколько систем управления материальными потоками:

  • MRP – планирование потребности в материалах (подробнее);
  • DRP – планирование распределения ресурсов (подробнее);
  • ЛТ – управление материальными и информационными потоками по принципу «точно вовремя» (подробнее);
  • KANBAN – информационное обеспечение оперативного управления материальными потоками по принципу «точно вовремя» (подробнее);
  • ОРТ – оптимизированная технология производства (подробнее).

Планирование потребности в материалах (MRP) – это автоматизированная система планирования потребностей производства в необходимых материальных ресурсах. MRP позволяет осуществлять приоритетное планирование выполнения заказов в реальном масштабе времени с учетом возникающих отклонений от плановых заданий, а также текущее регулирование и контроль производственных запасов. Основными целями MRP являются: гарантийное удовлетворение потребности в материальных ресурсах, поддержание минимально возможного уровня запасов; повышение точности планирования производства, поставок и закупок материалов.

Планирование распределения ресурсов (DRP) может быть охарактеризовано как автоматизированная система управления исходящими товарами. Она является зеркальным отражением MRP, использует тс же логику, средства и методы. К числу основных функций системы относятся: планирование поставок и запасов на различных уровнях цепи распределения (центральный – периферийные склады), информационное обеспечение распределения продукции, а также планирование транспортных перевозок. Основной график производства формируется в соответствии с данными независимого спроса (прогноза спроса). Таким образом, DRP позволяет увязать функции производства и сбыта продукции, а также оптимизировать логистические издержки за счет сокращения транспортных расходов и затрат товародвижения.

MRP и DRP относятся к системам выталкивающего типа.

Интегрированная система управления материальными и информационными потоками (ЛТ) представляет собой процесс производства и связанные с ним снабжение и сбыт как единый непрерывный производственный поток. Управление материальными потоками в единой системе осуществляется на основе обратного планирования сроков. Производитель не имеет законченного плана и графика работы, он тесно связан не с общим, а с конкретным заказом потребителя этой продукции и оптимизирует свою работу в пределах этого заказа. Для всех подразделений разрабатываются только усредненные планы (на месяц), а их детализация по декадам (дням, часам) производится непосредственными исполнителями работ с учетом сроков сдачи деталей (сборочных единиц) и объема полученного задания.

Система информационного обеспечения оперативного управления материальными потоками по принципу «точно вовремя» (KANBAN). Карта-заявка «KANBAN» содержит всю необходимую информацию о запросах потребителя. Как правило, такая информация включает: наименование и шифр детали; спецификацию емкостей с указанием их типа и количества укладываемых в них деталей; наименование участка-производителя и участка-потребителя продукции; время доставки, определяемое с учетом продолжительности изготовления детали. Каждый предыдущий по технологической цепочке участок работает в соответствии с поступившим заказом, указанным в карте «KANBAN». Контроль за ходом производства осуществляется путем регистрации карт, находящихся в обращении.

Система оптимизированной технологии производства (OPT) относится к классу «вытягивающих» микрологистических систем, интегрирующих процессы снабжения и производства. Основным принципом работы этой системы является выявление в производственном процессе узких мест или критических ресурсов По существу, ОРТ является компьютеризованной версией KANBAN с той разницей, что система ОРТ препятствует возникновению узких мест в логистической сети «снабжение – производство», а система KANBAN позволяет эффективно устранять уже возникшие узкие места. В качестве критических ресурсов, оказывающих влияние на эффективность логистической системы, могут выступать запасы сырья и материалов, размер незавершенного производства, технология изготовления, персонал и др. Предприятия, использующие систему ОРТ, не стремятся максимально загрузить персонал, выполняющий некритические операции, так как это вызывает нежелательный рост запасов незавершенного производства. Эффективность системы ОРТ с логистических позиций заключается в увеличении выпуска продукции, снижении производственных и транспортных издержек, уменьшении запасов незавершенного производства.

 

 

 

  1. Практика управления материальными потоками в России

 

В практике современного рыночного хозяйства сформировалась и получила широкое признание концепция логистики, рассматривающая управление материальными потоками как единым целым с момента производства продукта до его конечного потребления и в неразрывной связи с информационным сопровождением. Многие стороны рассматриваемой здесь проблемы анализируются с позиций применения именно этой концепции. В некоторых учебниках авторы ставят знак равенства между понятиями «управление материальными потоками» и «логистика», это не совсем верно, т.к. эти понятия не идентичными по степени охвата решаемых вопросов. Логистика является только частью общей проблемы управления материальными потоками, поскольку последнее предполагает использование и таких инструментов, как маркетинг, системы кредитования и платежей, организация процессов производства и товарного обращения и т. д.

Пристальное внимание к рационализации движения материальных потоков одно из примечательных явлений в экономике развитых стран в последней трети ХХ века. Рост товарности функционирующих хозяйств, глобализация экономики, борьба за рынки и повышение избирательности потребительских предпочтений привели к поиску новых резервов сокращения издержек воспроизводства и на этой основе применению новых способов овладения рынком. В достижении этой цели на первый план выдвигается управление материальными потоками, направленное на решение трех основных проблем: обеспечения минимума времени движения материальных потоков, минимума затрат на их формирование и организации движения при повышении качества удовлетворения спроса. В Западной Европе, США и Японии разработка и реализация концепции логистики позволили значительно снизить общие затраты за счет рационализации (оптимизации) транспортных расходов, расходов на формирование и содержание запасов, физическое распределение продукции (от 5 до 40% себестоимости продукции).

В СССР вопросам формирования и движения материальных потоков уделяли большое внимание. Однако во внерыночной среде они решались исключительно с точки зрения обеспечения установленных планов производства материальными ресурсами и планов розничной торговли товарными ресурсами. Вопросы затрат, связанных с движением материальных потоков, рассматривались как второстепенные.

Нельзя сказать, что экономия издержек обращения в отраслях торговли и материально-технического снабжения вообще была вне поля зрения государственных хозяйственных органов. Но этот вопрос решался сугубо утилитарно . с позиции экономии издержек как самоцели, в ущерб качеству обслуживания потребителей. В 1965-1970 гг. этот процесс корректировался, но затем традиционная тенденция вновь возобладала, что особенно рельефно проявилось в поступательном росте производственных и потребительских запасов и запасоемкости общественного производства в целом. Управление материальными потоками в СССР осуществлялось преимущественно через систему государственного распределения материальных ресурсов при монополии изготовителей (поставщиков) в условиях перманентного дефицита. Потребителей фактически безальтернативно принуждали к получению определенных видов продукции по твердым ценам и качеству от определенных изготовителей (поставщиков) и через определенные каналы и объекты инфраструктуры.

Государство само заботилось о развитии транспортной инфраструктуры, экономическом потенциале отраслей товарного обращения, но финансировало эту часть экономики по остаточному принципу (за некоторым исключением в части крупно-тоннажного транспорта, железнодорожного, морского, речного и магистральных трубопроводов). В этих условиях прямые текущие и капитальные затраты предприятий, организаций и домашних хозяйств на организацию и движение материальных потоков выглядели небольшими, все внимание концентрировалось на себестоимости производства продукции.

Переход хозяйства России на начала рыночной экономики привел к существенным изменениям в области движения материальных потоков и управления ими. Начавшийся в конце 80-х годов демонтаж командно-административной системы хозяйствования в области управления материальными потоками завершился в основном в 1992 г. упразднением государственных органов, занятых централизованным распределением материальных ресурсов и формированием хозяйственных связей. В то же время рыночный механизм еще не сложился. Попытки заполнить образовавшийся вакуум так называемыми коммерческими центрами, федеральной контрактной корпорацией, образованием товарных бирж и т. д. оказались совершенно непродуктивными. Так, в 1990-1991 гг. было создано более 700 бирж (многократно больше, чем в остальных странах мира вместе взятых), но их оборот составлял менее 2% общего оборота реализуемой в стране продукции всех видов назначения, а вся деятельность была сосредоточена на спекулятивных сделках.

Результатом стала всеобщая спонтанность формирования материальных потоков и судорожно-безуспешные попытки их регулирования. Это немедленно сказалось на росте затрат логистического характера. Так, уровень затрат хозяйствующих субъектов на содержание возросших собственных объемов закупочной, сбытовой и транспортной деятельности, «скрытых» в себестоимости производства товаров, работ и услуг, по экспертным оценкам, увеличился по сравнению с дореформенным периодом в 1,7-2,0 раза. В 1991 г., по нашим расчетам, они составляли свыше 17% выпуска реального сектора.

Хозяйствующие субъекты вынуждены были самостоятельно искать выход из создавшейся ситуации. Поиск новых поставщиков, покупателей, путей и способов транспортировки осуществлялся на фоне катастрофической нехватки собственных оборотных средств, запредельных ставок стоимости кредитов коммерческих банков, угрожающих темпов роста инфляции, административных барьеров на едином рыночном пространстве, искусственного увеличения числа посредников в процессе оборота товаров. Серьезнейшим негативным фактором сдерживания рационализации материальных потоков стало широкое распространение бартерных операций, создающих явно невыгодные, с экономической точки зрения, условия движения продукции как для ее поставщиков (изготовителей), так и потребителей. Еще более отрицательным фактором стало падение спроса на продукцию производственного назначения и на товары народного потребления.

Информация о работе Практика управления материальными потоками в России