Практика управления материальными потоками в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время коммерческие отношения формируются в условиях высокой конкуренции, неопределенности и неустойчивости рыночной среды. Для того чтобы добиться успеха в предпринимательской деятельности, уже недостаточно использовать лишь маркетинговые подходы, требуется применение современных высокоэффективных способов и методов управления потоковыми процессами. Наиболее прогрессивным научно-прикладным направлением в данной области является логистика.

Содержание работы

Введение 2
1. Основы управления материальными потоками в производстве 4
1.1 Основы управления материальными потоками в производстве 4
1.2 Организация материальных потоков 6
1.3 Системы управления материальными потоками 11
2. Практика управления материальными потоками в России 14
Заключение 26
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

Управление МПЗ.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

Переход к экономике рыночного типа сопровождался целым рядом противоречивых явлений, искажающих сами принципы рыночного хозяйства: монополией топливно-энергетического комплекса и некоторых других отраслей, отсутствием здоровой конкуренции между предприятиями, обесценением отечественной валюты, непомерной дороговизной и ограничениями сроков банковских кредитов, беспрецедентным давлением организованной преступности и коррумпированного чиновничества, высокой долей бартерных операций в хозяйственном обороте и т.п.

Но вместе с тем открылись и новые возможности для развития управления материальными потоками со стороны хозяйствующих субъектов . непосредственных участников и организаторов экономического оборота, позволившие не только смягчить отрицательные последствия неуправляемого процесса перехода к новым экономическим отношениям, но и включить новые мотивации эффективного поведения на рынке с видами на более оптимистическую перспективу. Прежде всего, это относится к либерализации внешней торговли, ликвидации директивного распределения материальных (товарных) ресурсов, устранению дефицита, появлению реальных условий выбора без принудительного давления «сверху» тех или иных вариантов хозяйственных связей, возникновению некоторых элементов конкурентного рынка и значительному ослаблению диктата поставщиков.

Все это позволило ускорить за счет использования некоторых резервов движение материальных потоков, что повлияло на формирование спроса, конкурентоспособность продукции, уровень общих издержек общественного производства, если иметь в виду объективную закономерность повышения доли затрат на обращение продукции в условиях рыночной экономики по сравнению с плановой. Так, если в 1991 г. доля транспорта, связи, снабжения, торговли и заготовок в отраслевой структуре валовой добавленной стоимости составляла 19,4%, то в 1997 г. . 29,6, в 1998 г. . 30,0, а в 1999 г. . 32,2% [1].

Позитивным фактором стала возможность реального воплощения логистической концепции. В управлении материальными потоками на первое место выдвинулись стоимостные оценки принимаемых решений. Именно они диктуют выбор таких основных параметров, как поиск делового партнера, характер взаимодействия с ним, скорость и ритм движения материального потока и т. д.

Изменения движения материальных потоков затронули буквально все отрасли национальной экономики. Большое влияние оказало новое соотношение цен на продукцию разных отраслей. Но главное . изменение спроса и объемов производства, их структуры. Наиболее существенные сдвиги произошли в движении материальных потоков, направляемых в машиностроение, легкую промышленность, пищевую промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь.

Существенно изменилось движение материальных потоков в региональном аспекте. В результате распада СССР, свертывания деятельности отрасли ВПК, резкого подорожания услуг транспорта и разрыва прежних хозяйственных связей произошла регионализация значительной части товарных рынков при одновременном превращении части хозяйственного оборота из межреспубликанского внутри СССР во внешнеторговый со странами СНГ. Территориальная структура продаж в 1999 г. организациями оптовой торговли, составляющими примерно треть объема реализации предприятиями промышленности, по данным оперативного учета, стала следующей: 80% продаж приходилось на местные рынки, более 11% . на рынки соседних регионов, около 5% . на рынки других регионов России и 4% . на рынки стран ближнего и дальнего зарубежья.

Применение российскими хозяйствующими субъектами концепции логистики в области управления материальными потоками находится лишь на начальной стадии. И дело не только в незначительном охвате логистическими технологиями общей массы субъектов хозяйствования. Серьезный порок заключается в том, что материальные потоки все еще не рассматриваются в единстве всех стадий их движения. Оставляет желать лучшего использование закупочной, производственной и сбытовой логистики.

В целом же возможности широкого и продуктивного развития современных методов управления движением материальных потоков в России зависят от создания более общих условий системного характера: налаживания нормального денежного оборота по оплате товаров, работ и услуг; создания слоя действительно эффективных собственников, заинтересованных в превращении потенциальных преимуществ логистики в реальные; повышения общей культуры деловых взаимоотношений, включающей понимание интересов партнеров и ответственного отношения к завоеванию прочной ниши на рынке; осознания новой роли информатики, заключающейся в переходе от регистрирующих к аналитическим информационным системам, обеспечивающим не только констатацию фактов, но и принятие решений.

Чрезвычайно важное условие эффективного управления материальными потоками . четкое вычленение в бизнес-планах и системе учета затрат по организации и движению этих потоков. Это относится ко всем хозяйственным звеньям и всем операциям процесса движения, где формируются те или иные расходы. Для хозяйствующих субъектов, пользующихся услугами специализированных организаций и предприятий транспорта, складских комплексов, экспедиторских центров, торговых посредников, информационных систем, задача сводится к раздельной и точной фиксации состава выполняемых работ и услуг и цены (тарифа) каждой из них. Значительно сложнее обстоит дело с операциями, выполняемыми хозяйствующими субъектами собственными силами. В данном случае решающее значение имеет возможный «перевод» косвенных затрат в прямые применительно к конкретной операции по конкретному продукту, адресность и точность объемов затрат, их определение в реальном масштабе времени.

Те или иные положительные результаты управления материальными потоками с помощью логистических технологий достижимы пока на микроуровне. Но они весьма ограничены, в частности, не получают сколько-нибудь значительной поддержки с мезоуровня управления, расширяющего поле применения логистики и открывающего новые возможности для приращения конечного эффекта в этой области.

Безусловным препятствием на пути развития и широкого применения современных способов управления материальными потоками хозяйствующими субъектами является их раздробленность, экономическая и организационная слабость.

Очевидно, что в современной России отсутствует достаточное количество посреднических структур, способных на договорных началах образовать союзы (ассоциации) малых и средних предпринимателей для выполнения при минимальных затратах некоторых общих функций.

Представляется, что в области управления материальными потоками такого рода структуры могли бы по заказам заинтересованных субъектов:

  • формировать совместные заказы на закупки одноименных видов продукции у избранных поставщиков по ценам со скидкой за счет укрупнения общего объема закупок;
  • согласовывать с поставщиками (изготовителями) эффективные, с точки зрения затрат, сроков и режимов, условия поставок продукции;
  • выбирать наиболее выгодные маршруты и транспортные средства для перевозки товаров;
  • создавать склады коллективного пользования для хранения совместно создаваемых запасов, комплектования партий продукции и ее поставки партиями, выгодными для получателей;
  • разрабатывать и осуществлять совместно с заказчиками проекты рационализации заделов в незавершенном производстве, способствующие сокращению сроков «связывания» средств;
  • формировать и реализовывать совместно с заказчиками эффективную стратегию физического распределения готовой продукции (товаров) в рамках избранной маркетинговой политики.

Некоторые их этих функций могли бы взять на себя региональные логистические комплексы, создаваемые в крупных транспортных узлах (например, в Санкт-Петербурге). Очевидно, что такие услуги будут предоставляться на возмездной основе, но их заказчики получат в свое распоряжение рациональное (оптимальное) управление материальными потоками, позволяющее при минимальных возможных затратах достичь высоких конечных результатов.

Как свидетельствует хозяйственная практика стран с развитой рыночной экономикой, рационализация (тем более оптимизация) материальных потоков в границах отдельно взятого хозяйствующего субъекта не обеспечивает эффекта, который возможен в рамках больших логистических цепей (систем) путем синхронизации действий нескольких корпораций, участвующих в организации движения единого для них материального потока. Именно интермодельная система управления материальными потоками представляется перспективной, поскольку позволяет прогнозировать объемы и структуру материальных потоков, принципы их интеграции на межкорпоративных стыках, а также условия совместимости работы всех звеньев инфраструктуры.

Важная роль в прогнозировании движения материальных потоков принадлежит крупным оптовым структурам, которые могут существенно сократить издержки изготовителей и потребителей продукции при одновременном ускорении процесса в целом за счет укрупнения заказов, более эффективного выполнения функции физического распределения продукции и минимизации общих запасов в логистической цепи.

Но при этом актуальной задачей является «изъятие» из логистических цепей неоправданно включившихся в них посреднических структур. Согласно экспертным оценкам, лишь 55-60% перепродаж в оптовом обороте России оправдано либо необходимостью дробления партий товаров, либо природно-географическими и другими региональным факторами. Остальные 40-45% фактически паразитируют, принося убыток партнерам, равный примерно 80 млрд. руб. (1999 г.). Одним из реальных путей исключения их присутствия в обороте является развитие торговли через Интернет.

Другое важное направление поддержки и развития логистических технологий на мезоуровне: организация биржевой торговли. Для определенных видов продукции (металлы, топливо, зерно, лес и некоторые другие) биржевой оборот предопределяет стержневые направления движения материальных потоков с учетом перспектив развития ситуации внутри страны и на мировом рынке. Между тем после бурного роста количества бирж в России в 1991-1992 гг. в последующий период в их деятельности произошел резкий спад, и они утратили даже свое небольшое влияние на формирование крупномасштабных материальных потоков.

В 1999 г. функционировала 41 биржа. По сравнению с 1993 г. число сделок на них сократилось в 12,2 раза. Если в 1993 г. доля товаров производственного назначения в биржевом обороте (без фьючерсных сделок) равнялась 75,3%, то в 1999 г. она снизилась до 18,9%. По отношению к обороту организаций оптовой торговли биржевой оборот составил всего 2,88%, в том числе по товарам производственного назначения 0,3%. Таким образом, биржевые торги практически не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на формирование и движение материальных потоков не только между изготовителями и потребителями, но и между оптовыми торговыми посредниками.

Биржевой оборот товаров в России для соответствия мировым стандартам должен быть, как минимум, на порядок выше, главным образом, по продукции производственного назначения. Это даст необходимые ориентиры изготовителям и оптовым потребителям о укрупненных параметрах движения материальных потоков для принятия рациональных решений по эффективной организации материальных потоков на микроуровне с использованием соответствующих логистических технологий.

С переходом России к началам экономики рыночного типа государственное регулирование материальных потоков имеет два основных аспекта: прямое участие государственных структур в управлении материальными потоками на микро- и мезоуровне и создание общих условий для эффективной реализации логистических концепций на макроуровне.

Первый аспект касается обеспечения хозяйствующих субъектов государственными заказами на производство и поставки продукции для федеральных и региональных нужд. Государство вправе в рамках, установленных законом, давать такие заказы предприятиям акционерного, унитарного и казенного типа (размещая их, главным образом, на конкурсной основе) для обеспечения потребностей бюджетных организаций, определяя одновременно условия выполнения заказов и организации поставок, исходя из логистических концепций. Однако оно не должно при этом вмешиваться в процессы закупки материальных ресурсов и организации производства. Исключение могут составлять лишь казенные предприятия, для которых государственные структуры при необходимости определяют источники и условия поступления материальных ресурсов и обусловливают ту или иную технологию изготовления продукции. Аналогичные функции государственные структуры могут выполнять и на мезоуровне, руководствуясь наиболее эффективным использованием бюджетных средств: при закупках у крупных корпоративных структур продукции для социально значимых нужд, для ликвидации последствий стихийных бедствий, пополнения и (или) обновления государственных резервов, при обеспечении материальными ресурсами труднодоступных районов и т.п. О необходимости государственного регулирования свидетельствует крайне неблагополучная ситуация с движением материальных потоков в труднодоступные районы. Очевидно, что эта проблема в наибольшей степени касается структур регионального уровня.

Но в силу ряда условий она требует участия и федеральных структур. Пока торги (конкурсы) на закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд занимают на оптовом рынке России весьма скромное место. Так, в 1997 г., по оперативным данным, стоимость заключенных на торгах контрактов составила лишь 1,5%, а в 1998 г. . 4,4%. Однако их сумма за эти два года выросла в 3,1 раза.

Что касается второго аспекта, то задача государственных структур состоит в макроэкономическом регулировании функционирования товарных рынков: проведении разумной налоговой и таможенной политики, создании конкурентной среды и поощрении инвестиционной активности, применении рациональных денежных инструментов, развитии системы связи и транспортных коммуникаций, регулировании цен на продукцию естественных монополий и т. д. В частности, имеется в виду развитие сети дорог и магистрального транспорта (включая трубопроводный), создание новых и модернизация действующих транспортных коридоров для межрегиональных перевозок внутри страны и межстранового транзитного перемеще-

ния грузов. Такого рода меры не только открывают реальные предпосылки для оптимизации затрат на движение материальных потоков внутри страны, но и создают возможности для пополнения доходов государственного бюджета за счет оплаты заинтересованными государствами межстрановых транзитных перевозок продукции, а также повышают эффективность экспортно-импортных потоков. Это тем более необходимо, что за истекшие 10 лет контейнерные перевозки по маршруту Европа – Юго-Восточная Азия снизились примерно в 10 раз.

Информация о работе Практика управления материальными потоками в России