Правительственные расходы и совокупный спрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление путей совершенствования процесса расходования бюджетных средств в России на основе рассмотрения совокупного спроса во взаимодействии с правительственными расходами.
В соответствии с целью поставил перед собой следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы бюджета государства;
- выявить экономическое содержание расходов государственного бюджета;

Файлы: 1 файл

курсовая макро.docx

— 119.79 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Центральное место  в системе финансов занимает бюджет. Бюджетная система представляет собой довольно сложный механизм, отражающий особенности страны, ее социально-экономического строя, государственного устройства.

Государственные расходы  — непрерывное использование  государством денежных средств из бюджета, внебюджетных фондов и собственных  средств государственных предприятий, объединений и организаций на цели и объекты, определенные законами о бюджете, внебюджетных фондах, нормативными актами правительства, министерств  и ведомств и уставами организаций. Размер расходов государства определяется его задачами и потребностями, выраженными  в прогнозах, целевых программах и планах государства. В нынешних условиях существования рынка и  предпринимательства государственные  расходы находятся в определенном соотношении с расходами коммерческих структур, общественных, религиозных  и других негосударственных организаций. Это соотношение определяется экономической  политикой российского государства, осуществляющего проведение экономических  реформ. Содержание и структура государственных  расходов определяются программами  российского государства и теми конкретными задачами, которые решаются в каждом финансовом году.

Государственные расходы  — понятие широкое. Они охватывают как расходы бюджетов всех уровней, т.е. расходы консолидированного бюджета, государственных внебюджетных фондов, которые в совокупности образуют централизованные расходы государства, так и расходы других государственных  образований, так называемые децентрализованные расходы.

Немаловажная часть  курсовой работы посвящена совокупному  спросу.

Совокупный спрос  — это потребность в товарах  и услугах, представленная в денежной форме, со стороны населения, предприятий, государства и иностранных стран. Он представляет собой абстрактную  модель соотношения между уровнем  цен и реальным объемом национального  производства. Общая характеристика данной модели состоит в том, что, чем ниже уровень цен на товары, тем большую часть реального  объема национального производства будут в состоянии приобрести покупатели и, наоборот, более высокий  уровень цен сопровождается падением возможного объема реализации национального  продукта. Следовательно, между уровнем  цен и реальным объемом националь­ного производства существует обратная зависимость. Наиболее наглядно она выражается посредством  кривой совокупного спроса.

Целью данной курсовой работы является выявление путей совершенствования процесса расходования бюджетных средств в России на основе рассмотрения совокупного спроса во взаимодействии с правительственными расходами.

В соответствии с целью  поставил перед собой следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические основы бюджета государства;
  • выявить экономическое содержание расходов государственного бюджета;
  • рассмотреть совокупный спрос и факторы его определяющие;
  • определить влияния государственных расходов на совокупный спрос
  • выявить пути совершенствования процесса расходования бюджетных средств в России.

 

 

 

1    Правительственные расходы и совокупный спрос

1.1. Социально - экономическая сущность и роль бюджета

Во всех государствах в  результате деятельности хозяйствующих  субъектов создаются валовой  внутренний продукт и национальный доход. Произведенный в сфере  материального производства национальный доход проходит последовательно  стадии распределения и перераспределения. Важнейшую роль в перераспределении  и дальнейшем использовании национального  дохода играет бюджет. В процессе перераспределения  национального дохода страны часть  его в денежной форме поступает  в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов.

Бюджет представляет собой  форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства.

Формирование бюджета  самым непосредственным образом  связано с развитием национального  дохода страны и его перераспределением. Основными финансовыми методами перераспределения национального  дохода являются:

  1. образование и использование денежных накоплений (прибыть, налог на добавленную стоимость, платежи в социальные внебюджетные фонды);
  2. организация налогов;
  3. финансирование отраслей народного хозяйства;
  4. формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов. [11, с.154]

Во всех этих процессах  большую роль играет бюджет. С помощью  бюджета государственные и территориальные  власти получают финансовые ресурсы  для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения возложенных на них  функций.

В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую  категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Государство  использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения  как непосредственно своей деятельности, так и в качестве важнейшего инструмента  проведения экономической и социальной политики.

Как экономическая категория  бюджетные отношения являются составной  частью финансовых отношений, следовательно, им присущи и основные функции  финансов.

Бюджет выполняет следующие  задачи:

  1. перераспределение национального дохода;
  2. государственное регулирование и стимулирование экономики;
  3. финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства;
  4. контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств. [4, с.136]

 

1.2. Экономическое  содержание расходов государственного  бюджета

Государственные расходы  — одна из сторон финансовой деятельности государства. Она неразрывно связана  с процессом собирания денежных средств в государственный фонд. Независимо от источников поступления  все расходы государства имеют  единые принципы их использования. Они  распределяются в соответствии с  социально-экономическими программами  правительства, а размер государственных  расходов определяется задачами и потребностями, выраженными в этих программах. За последние годы в России в связи с развитием негосударственных форм собственности государственные расходы по сравнению с их объемом в условиях СССР существенно сократились. Однако, несмотря на эти изменения, в России так же, как и в других странах, государственные расходы занимают главное место в системе общественных расходов. [22]

Государственные расходы  — это широкое понятие. Они  охватывают как расходы бюджетов всех уровней, внебюджетных фондов, так  и расходы государственных предприятий, расходы по государственному страхованию  и предоставлению кредитов. При этом центральное место в системе  государственных расходов занимают расходы бюджета. Расходы государственного бюджета представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Они выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходы бюджетов разнообразны и зависят от множества факторов: уровня социально-экономического развития страны; административно-территориального устройства государства; внутренней и внешней политики; приоритетов государства и т.п.


Для выяснения роли и значения бюджетных расходов их классифицируют по определенным признакам. Существует несколько классификаций расходов бюджета: экономическая, ведомственная  и функциональная. [24]

В рамках экономической классификации  расходов бюджетов большое значение имеет деление всех расходов на текущие  и капитальные расходы.

Текущие расходы связаны  с предоставлением бюджетных  средств юридическим и физическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы  обеспечивают текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных  учреждений. Они включают затраты  на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного  хозяйства, закупки товаров и  услуг гражданского и военного назначения, текущие расходы государственных учреждений); оказание государственной поддержки (субсидии, субвенции, текущие трансферты) нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. В составе текущих расходов выделяют целевые статьи, ряд из которых относится к числу защищенных статей. Защищенными называются такие статьи бюджета, которые не подлежат сокращению в результате секвестирования бюджета. Эти статьи не могут быть сокращены ни при каких условиях, в том числе при недостатке доходных источников.

Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные  с вложением в основной капитал  и в прирост запасов. Они обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность и включают капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли  народного хозяйства; инвестиционные субсидии; долгосрочные бюджетные кредиты  государственным и частным предприятиям; расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные  с расширением производства.


На протяжении длительного  времени основную часть расходов федерального бюджета РФ составляют текущие расходы — примерно 90% всех расходов. На долю капитальных  расходов приходилось чуть меньше 10%. Такая ситуация не является нормальной, поскольку использование государственного бюджета в качестве инструмента  развития предполагает использование  более 20% расходов на капитальные расходы.

Для того чтобы усилить  инвестиционную направленность бюджета  в конце 90-х гг. было решено образовать в составе федерального бюджета  бюджет развития. Такой бюджет был  действительно образован в 1997 году. И первоначально он рассматривался как важный финансовый инструмент активизации  инвестиционной деятельности в стране. С его помощью государство надеялось стимулировать привлечение, в дополнение к средствам федерального бюджета, денежных ресурсов частных инвесторов и инвестиционных институтов. [12, с.214]

В настоящее время решено вновь вернуться к некоему  финансовому инструменту, который  бы смог обеспечить привлечение дополнительных инвестиций. С этой целью в составе  федерального бюджета на 2006 г. предусмотрено  образование Инвестиционного фонда  в размере 69,7 млрд. руб. Предполагается, что средства этого фонда должны формироваться за счет не только средств  бюджета, но и средств отдельных  хозяйствующих субъектов. Из этого  фонда должны финансироваться, в  первую очередь, инвестиционные проекты, имеющие общегосударственное значение.

 

     1.3. Совокупный спрос и его ценовые и неценовые факторы

Понятие «совокупный» в макроэкономике встречается довольно часто. Мы говорим  о совокупном общественном продукте, совокупном капитале, совокупной рабочей  силе, обращая внимание на то, что  в этом понятии проявляется не простая сумма товаров, капиталов  и т.д., а их взаимосвязанное, системное  единство. Подобное единство следует  видеть и в совокупном спросе. Под  совокупным спросом понимается совокупность конечных товаров, на которые предъявляется  спрос на рынках страны в данный период времени при данных условиях. Иными словами, совокупный спрос  есть совокупность спросов на конечные товары на соответствующих рынках страны. Из определения видно, что совокупный спрос близок по своему содержанию к ВНП. Величину того и другого  при данном уровне цен можно выразить через расходы покупателей. Уже  известная нам формула Фишера:

MV = PQ, где

М – денежная масса страны,

V – скорость оборота  денег,

 Р – средний уровень цен товаров,

Q – товарная масса,  находящаяся на рынках страны  позволяет через произведение MV обозначить совокупный спрос,  а через второе произведение PQ – валовой национальный продукт. 

Субъекты совокупного  спроса:

  1. Население данной страны, предъявляющее спрос на товары потребительского назначения (С).
  2. Компании, предъявляющие спрос на инвестиционные товары (I).
  3. Государство, осуществляющее различные закупки, в которые входят все федеральные и местные расходы на армию и вооружение, бесплатное медицинское обслуживание и образование, государственные инвестиционные программы, строительство жилья и дорог и т. д. (G).
  4. Чистый экспорт – разница между экспортом и импортом страны. [18, с.69]

Таким образом, совокупный спрос (AD) можно выразить через формулу, напоминающую формулу ВНП:

AD = C + I + G + e.

Только последний элемент  совокупного спроса е обозначает не чистый экспорт, а весь экспорт. Более того, сумма C + I + G в формуле совокупного спроса может не совпадать с подобной суммой в формуле ВНП, так как спрос со стороны населения, компаний и государства может частично удовлетворяться за счет импорта. Впрочем, если сбалансировать подобный импорт с экспортом, то в этом случае е будет выражать чистый экспорт. Совокупный спрос можно представить в виде кривой AD, где по оси ординат откладывается уровень цен (Р), а по оси абсцисс - не номинальный, а реальный продукт, то есть выраженный в ценах базового года (рисунок 1). [10, с.87]

Информация о работе Правительственные расходы и совокупный спрос