Правительственные расходы и совокупный спрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление путей совершенствования процесса расходования бюджетных средств в России на основе рассмотрения совокупного спроса во взаимодействии с правительственными расходами.
В соответствии с целью поставил перед собой следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы бюджета государства;
- выявить экономическое содержание расходов государственного бюджета;

Файлы: 1 файл

курсовая макро.docx

— 119.79 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

                           Рисунок 1. Кривая AD

 

Кривая совокупного спроса отражает изменение совокупного  уровня расходов населения, правительства, бизнеса и зарубежных стран в  зависимости от изменения уровня цен. Кривая AD отражает ту же зависимость, что и приведённая формула, – по мере роста цен (P) уменьшается величина реального объёма выпуска, на который предъявляется спрос (Y), т.е. действует закон убывания спроса. Иначе говоря, рост уровня цен приводит к сокращению во всех компонентах, образующих реальный совокупный спрос, – в потреблении, инвестициях, правительственных расходах и чистом экспорте. [21, с.49]

Кривая совокупного спроса внешне похожа на кривую рыночного  спроса, однако между ними есть немаловажные различия. Так, если рыночную кривую спроса на продукт мы строим исходя из того, что неизменны цены на другие продукты и услуги и неизменен потребительский  доход, то кривая совокупного спроса отражает возможные изменения общего уровня цен, которое в свою очередь  может вести к изменению реального  выпуска (Y). Анализ содержания совокупного спроса позволяет выделить его основные факторы, которые можно подразделить на ценовые и неценовые. [23]

Ценовые факторы совокупного  спроса

При объяснении убывающего характера кривой AD указывают на три важнейшие причины:

  1. Действие эффекта процентной ставки;
  2. Действие эффекта реального богатства;
  3. Действие эффекта импортных закупок.

Эффект процентной ставки. Чем выше процентная ставка, тем ниже, при прочих равных условиях, величина совокупного спроса, предъявляемый на реальный объём выпуска, в том числе и в силу того, что растёт цена кредита и сокращается реальный доход. Так, при фиксированном объёме денежной массы рост спроса на деньги повышает их цену – процентную ставку. Более высокая процентная ставка сокращает объём покупок на денежные суммы, взятые в кредит, т.е. сокращается реальный доход и совокупный спрос. Соответственно более низкая процентная ставка поощряет к заимствованиям, как население, так и фирмы, что ведёт к увеличению расходов на потребительские и инвестиционные товары. Данный эффект иногда называют именем Дж.М.Кейнса, поскольку именно он анализировал последствия изменения процентной ставки.

Эффект реального  богатства(эффект Пигу). Рост цен приводит к уменьшению (обесценению) реальной стоимости финансовых активов. Это касается как самих денег, так и накопленных финансовых активов с фиксированной ценой, например, счета в банках или облигации. Падение же уровня цен ведёт к увеличению реальной стоимости денег, т.е. потребители могут за те же суммы приобрести большее количество товаров и услуг. Рост покупательной способности создаёт ощущение увеличения богатства. Этой закономерности придавал особое значение Артур Пигу (1877 – 1959), отсюда и название – «эффект Пигу».

Эффект импортных  закупок (или эффект обменного курса). В результате снижения курса национальной валюты товары, произведённые в данной стране, становятся относительно более дешёвыми. Подобное изменение относительных цен ведёт к уменьшению импорта и увеличению экспорта, т.е. увеличивается чистый экспорт, а, следовательно, совокупный спрос. [25]

Таким образом, существует три  различные, но связанные между собой  причины, по которым снижение уровня цен ведёт к увеличению предъявляемого в экономике объёма спроса на товары и услуги: (1) потребители ощущают  возросшее богатство, что стимулирует  спрос на потребительские товары; (2) снижение процентных ставок стимулирует  спрос на инвестиционные товары; (3) понижение обменного курса национальной валюты стимулирует чистый экспорт. Взаимодействие этих стимулов предопределяет отрицательный наклон кривой совокупного  спроса.

Важно иметь в виду, что  кривая совокупного спроса (подобно  любым другим кривым спроса) изображается при «прочих равных условиях». В  частности, при объяснении причин отрицательного наклона кривой совокупного спроса предполагалось, что уровень предложения  денег остаётся постоянным. Иными  словами, мы рассмотрели, как изменение  уровня цен воздействует на спрос  на товары и услуги, считая количество денег в экономике постоянным. Рассмотрим неценовые факторы, оказывающие  влияние на кривую совокупного спроса [14, с.105].

Неценовые факторы  совокупного спроса.

К ним относятся изменения  в потребительских, инвестиционных и государственных расходах, в  расходах на чистый объем экспорта. Действие неценовых факторов сопровождается изменениями величины совокупного  спроса. Если они способствует увеличению совокупного спроса, то кривая из положения AD1 смещается к AD2, если неценовые  факторы ограничивают совокупный спрос, кривая смещается влево к AD3 (рисунок 2).

Рисунок 2. Изменение совокупного спроса

 

Если обратиться к фактору  благосостояния потребителей, то можно  заметить, что оно зависит от состояния  дел в сфере финансовых активов (акции, облигации) и положения с  недвижимостью (земля, постройки). Так, повышение курса акций при  неизменном уровне цен на рынке приведет к росту благосостояния и совокупный спрос возрастет. В то же время  падение цен на землю снизит благосостояние и сократит совокупный спрос. [5, с.93]

Можно также говорить и  об ожиданиях потребителей. Так, если они рассчитывают на увеличение своих  доходов в недалеком будущем, то уже сейчас начнут тратить значительно  больше доходов, что будет смещать  кривую совокупного спроса вправо. При обратной перспективе покупательские действия будут ограничиваться и  кривая совокупного спроса сместится  влево. Очень чувствителен сдвиг  в совокупном спросе в случае надвигающейся  инфляции. Большинство покупателей  стремится совершить покупку  до повышения цен и воздерживается от нее в первые дни после повышения. На размер совокупного спроса влияет задолженность потребителей. Если человек приобрел крупную вещь в кредит, то в течение определенного времени он будет ограничивать себя в других покупках, с тем чтобы быстрее рассчитаться с задолженностью. Однако сразу после погашения кредита спрос на покупки быстро возрастет. [7, с.177]

Прямая связь существует между размером подоходного налога и совокупным спросом. Налог уменьшает  доходы семей, поэтому его увеличение сокращает совокупный спрос, а снижение — увеличивает.

На совокупный спрос воздействуют и изменения в инвестициях. Если предприятия с целью расширения производства приобретают дополнительные средства, то кривая совокупного спроса сместится вправо, а при обратной тенденции — влево. Здесь могут  действовать и оказывать влияние  процентные ставки, ожидаемые прибыли  от инвестиций, налоги с предприятий, технологии, избыточные мощности.

Когда речь идет о процентной ставке, имеется в виду не ее движение вверх или вниз (это учитывалось  в ценовых факторах), а изменение  под воздействием колебания объема денежной массы в стране. Рост денежной массы снижает ставку процента и  увеличивает капиталовложения, а  уменьшение массы денег увеличивает  ставку процента и ограничивает инвестиции. Ожидаемые прибыли увеличивают  спрос на инвестиционные товары, а  налоги с предприятии уменьшают  спрос на инвестируемые товары. Новые  технологии стимулируют инвестиционные процессы и расширяют совокупный спрос, а наличие избыточных мощностей, наоборот, сдерживает спрос на новые инвестиционные товары.

Государственные расходы  воздействуют на совокупный спрос следующим  образом: при неизменных налоговых  сборах и процентных ставках государственные  закупки национального продукта расширяются, увеличивая тем самым  потребление товарных ценностей. [19, с.73]

Совокупный спрос связан и с расходами на экспорт товаров. Принцип здесь таков: чем больше товаров будет поступать на мировой  рынок, тем выше совокупный спрос. Дело в том, что возрастание национальных доходов других стран позволяет  им расширять закупку импортных  товаров и изделий, что, в свою очередь, расширяет спрос на товары в тех странах, откуда импортируются  товарные ценности. Поэтому для развитых государств внешняя торговля выгодна и с развивающимися, и с развитыми странами. В первом случае они имеют возможность продавать продукцию, не пользующуюся спросом на цивилизованных рынках, во втором, наоборот, удовлетворять запросы других государств на современные товары и услуги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2    Фискальная политика и регулирование совокупного спроса

        Правительство имеет возможность воздействовать на экономическую ситуацию не только посредствам денежно-кредитной, но и финансово-бюджетной политики. Под финансово - бюджетной политикой понимаются решения, принимаемые правительством относительно общего уровня государственных налогов или закупок. Основной эффект финансово-бюджетной политики на совокупный спрос на товары и услуги приходится на краткосрочный период.

          Изменения в государственных закупках. Когда правительство изменяет государственные закупки товаров и услуг, оно непосредственно воздействует на кривую совокупного спроса.

Предположим, что правительство  размещает заказ на определенную сумму денег у какой-либо компании. Государственный заказ повышает спрос на продукцию компании, что  побуждает ее нанять дополнительное число рабочих и увеличить  производство. Увеличение спроса данной компании отражается в увеличении совокупного  спроса на товары и услуги, и кривая совокупного спроса перемещается вправо. Остается вопрос, на какую величину. Однако утверждение, что на величину государственного заказа не всегда верное. Существует два макроэкономических эффекта, которые делают величину сдвига совокупного спроса отличной от изменений  в государственных закупках. Вследствие первого из них - эффекта мультипликатора - сдвиг совокупного спроса может  оказаться меньшим, чем величина государственных закупок. Вследствие второго эффекта - эффекта вытеснения - смещение совокупного спроса может  быть меньшим. Рассмотрим оба эти  эффекта.

          Эффект мультипликатора. Когда правительство принимает решение о приобретении у какой-либо компании товара на определенную сумму денег, непосредственный эффект объема спроса, предъявляемого правительством, - рост занятостей и прибыли исполнителя госзаказа. Но поскольку увеличиваются заработки рабочих и прибыль владельцев фирм, реакция субъектов экономики на рост доходов заключается в возрастании расходов на потребительские товары. Государственные закупки продукции этой фирмы ведут к повышению спроса других фирм. Поскольку каждый рубль, израсходованный правительством, может повысить совокупный спрос на товары и услуги больше, чем на рубль, говорят, что государственные закупки обладают эффектом мультипликатора в отношении совокупного спроса.

          Однако на этом действие мультипликатора не заканчивается. Поскольку потребительские расходы возрастают, фирмы-производители нанимают большее количество работников, и их прибыль возрастает. Высокие заработки и прибыли обусловливают увеличение потребительских расходов и т.д. Таким образом, налицо обратная связь, поскольку более высокий спрос ведет к возрастанию доходов, что, в свою очередь, ведет к еще более значительному спросу. Если сложить все эти приращения, суммарный эффект в отношении товаров и услуг, на которое предъявляется спрос, может оказаться намного большим, чем первоначальный эффект, являющийся непосредственным следствием государственных закупок.

          Эффект мультипликатора представлен на рисунке 3. Увеличение правительственных закупок первоначально перемещает кривую совокупного спроса вправо из AD1 в AD2 ровно на величину этих закупок. Но когда потребители реагируют на этот сдвиг, увеличивая свои расходы, кривая совокупного спроса перемещается еще дальше, к AD3.

 

Рисунок 3. Эффект мультипликатора

 

Эффект мультипликатора, возникающий вследствие реакции  потребительских расходов на повышение  уровня спроса, может быть усилен реакцией со стороны инвестиций. В таком  случае повышение спроса со стороны  правительства способствует возрастании  потребности в инвестиционных товарах. Такая положительная обратная связь  между спросом и инвестициями иногда называется инвестиционным акселератором.

          Эффект вытеснения. Эффект мультипликатора предполагает, что следствием финансово-бюджетной политики может быть большее, в сравнении с изменением объема государственных закупок, увеличение совокупного спроса. Однако экономическая политика государства может сопровождаться другим, действующим в противоположном направлении эффектом. Увеличение государственных закупок стимулирует спрос на товары и услуги, но оно же вызывает повышение процентной ставки, следствием чего становится сокращение спроса на товары и услуги. Уменьшение спроса, вызванное повышением процентной ставки, вследствие бюджетной экспансии, называется эффектом вытеснения.

          Чтобы понять природу эффекта вытеснения, вернемся к примеру с государственными закупками. Обсуждалось, что увеличение спроса со стороны правительства ведет к повышению доходов рабочих и владельцев фирмы (а вследствие эффекта мультипликатора и других фирм). С ростом доходов домашние хозяйства планируют покупать большее количество товаров и услуг и, как результат, решают увеличить долю своего богатства в ликвидной форме. То есть увеличение доходов, вызванное бюджетной экспансией, приводит к повышению спроса на деньги.

          Последствия увеличения спроса на деньги представлены на рисунке 4а. Так как правительство не корректировало объем денежной массы, положение вертикальной кривой предложения не изменяется. Когда увеличение уровня доходов вызывает сдвиг кривой спроса на деньги вправо, из MD1 к MD2, для сохранения равновесия спроса и предложения процентная ставка должна повыситься от r1 до r2.

 

Рисунок 4. Эффект вытеснения

 

          Увеличение процентной ставки, в свою очередь, ведет к уменьшению объема спроса на товары и услуги. В частности, поскольку цена заимствований возрастает, снижается спрос на производственные капиталовложения и инвестиции в жилищное строительство. Итак, рост государственных закупок ведет к увеличению спроса на товары и услуги, но следствием данного процесса может быть вытеснение инвестиций, что частично компенсирует воздействие государственных закупок на совокупный спрос (рисунок 4б). Увеличение правительственных расходов прежде всего приводит к сдвигу совокупного спроса из AD1 в AD2, но вследствие эффекта вытеснения она возвращается к AD3.

Информация о работе Правительственные расходы и совокупный спрос