Правительственные расходы и совокупный спрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление путей совершенствования процесса расходования бюджетных средств в России на основе рассмотрения совокупного спроса во взаимодействии с правительственными расходами.
В соответствии с целью поставил перед собой следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы бюджета государства;
- выявить экономическое содержание расходов государственного бюджета;

Файлы: 1 файл

курсовая макро.docx

— 119.79 Кб (Скачать файл)

          Следовательно, когда правительство принимает решение о государственных закупках, совокупный спрос на товары и услуги возрастает, но величина прироста определяется соотношением значений эффектов мультипликатора и вытеснения.

          Другой важный инструмент финансово-бюджетной политики изменение уровня налогообложения. Когда правительство сокращает налоги, реальные доходы домашних хозяйств увеличиваются, часть прироста направляется на сбережения, а другая расходуется на приобретение потребительских товаров. Так как уменьшение уровня налогообложения означает возрастание потребительских расходов, кривая совокупного спроса сдвигается вправо, ужесточение налогов ведет к снижению расходов домохозяйств и смещению кривой совокупного спроса влево.

          Величина смещения совокупного спроса, возникающего вследствие изменения уровня налогообложения, также зависит от эффекта мультипликатора и вытеснения. Когда правительство снижает налоги, заработная плата и прибыль повышаются, что стимулирует увеличение потребительских расходов (эффект мультипликатора). В то же время рост доходов означает повышение спроса на деньги и, соответственно, процентных ставок. Высокие процентные ставки удорожают заимствования, что ведет к снижению инвестиционных расходов (эффект вытеснения). В зависимости от соотношения эффекта мультипликатора и эффекта вытеснения смещение совокупного спроса может быть большим или меньшим, чем вызвавшее его изменение в налогообложении.

          Еще одна важная детерминанта величины сдвига совокупного спроса, вызываемая изменением налогообложения - представления домашних хозяйств об устойчивости изменений в налогообложении. Если домашние хозяйства ожидают долгосрочного сокращения налогов, они оценивают дополнительный доход как существенную добавку к своим финансовым ресурсам и, следовательно, значительно увеличивают расходы. В этом случае сокращение налогов оказывает существенное воздействие на совокупный спрос. Напротив, если домашние хозяйства оценивают изменения в налогообложении как временные, они посчитают прибавку к своим финансовым ресурсам незначительной, следовательно, расходы возрастут несущественно. В этом случае влияние сокращения налогообложения на совокупный спрос невелико. [3, с.255]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3    Пути совершенствования процесса расходования бюджетных средств в России

Ключевая проблема межбюджетных отношений - незавершенность децентрализации  бюджетной системы. Расходы субнациональных  бюджетов перегружены обязательствами, установленными федеральным законодательством («федеральные мандаты»), основная часть  их доходов формируется за счет отчислений от федеральных налогов и финансовой помощи (в том числе – неформализованной), имеет место резкая несбалансированность расходных обязательств и возможностей их финансирования. Официальная система  межбюджетных отношений остается чрезмерно  централизованной, заведомая невыполнимость (нерациональность) ее требований позволяет  субнациональным властям переложить основную политическую и финансовую ответственность на федеральный  центр. Для решения этой проблемы необходимо существенно расширить  налогово-бюджетные полномочия региональных и местных властей и повысить ответственность за их использование  при одновременном поддержании  конкурентной среды, жёстких бюджетных  ограничений и увеличении доли федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета. [6, с.51]

Существует также проблема нецелевого использования бюджетных  средств. Под использованием средств  не по целевому назначению понимается такое их использование, которое  не приводит к результатам, предусмотренным  при их выделении, или приводит к  этим результатам, но сопровождается неправомерными действиями или событиями. Такая  неправомерность может быть закреплена в правовых актах, в заключаемых  договорах, в решениях полномочных  органов, определяющих целевой характер выделяемых из федерального бюджета  средств.

Конкретные формы  нецелевого использования бюджетных  ресурсов и связанных с ними злоупотреблений  могут быть объединены в несколько  групп.

Нецелевое использование  бюджетных средств, выделенных на поддержку  и развитие отдельных отраслей экономики: сельское хозяйство, уголедобыча, туризм.

Нецелевое использование  средств, выделенных на финансирование инвестиционных проектов («Российский инсулин»)

Нецелевое использование  средств, выделенных для финансирования министерств, ведомств, государственных  предприятий: Министерство образования  РФ, Федеральная миграционная служба России, "Русское видео"

Нецелевое использование  средств, выделенных для финансирования Федеральных целевых программ

Нецелевое использование  и хищение средств, выделенных на развитие территорий. Особо значительных масштабов достигают злоупотребления  и практика нецелевого использования  средств федерального бюджета в  регионах вооруженных конфликтов (Чеченская  Республика), а также в ряде субъектов  РФ, грубо нарушающих федеральное  законодательство.

Так, в Калмыкии, по результатам проверки Счетной  палаты РФ, обнаружены многочисленные и масштабные нарушения законодательства, связанные с расходованием средств  федерального бюджета: сбор налогов  коммерческими структурами и  нецелевое использование средств, незаконная эмиссия и ряд других нарушений. [15, с.116]

Значительные объемы денежных средств, находящихся на балансе  целевых внебюджетных фондов, широкое  предоставление полномочий по их распределению  и расходованию, недостаточный уровень  внешнего контроля на фоне общей экономической  и правовой нестабильности способствуют проявлению криминальной активности в  поле их деятельности.

Например, ситуация в Пенсионном Фонде РФ.

Известны несколько  схем незаконного перераспределения  средств Пенсионного фонда в  пользу негосударственных финансовых структур. Наиболее часто используются вексельная-дисконтная, "прокрутка" пенсионных средств через коммерческие банки и товарная схема выплаты  пенсий.

Выявлено немало случаев нецелевого использования  денежных средств управляющими региональных отделений Пенсионного фонда: на расширение штатной численности  и заработную плату, выплату премий, выдачу беспроцентных ссуд работникам фонда, строительство дорогостоящих  зданий фонда, вхождение в уставной капитал коммерческих банков, где  размещаются расчетные счета, через  которые "прокручиваются" деньги, определенная часть которых присваивается, о чем свидетельствуют материалы  уголовных дел.

В целях предотвращения злоупотреблений и неэффективного расходования средств специалистами  предлагается изменить структуру контроля и управления Пенсионным фондом. Один из возможных вариантов - передача функции  сбора пенсионных взносов Министерству по налогам и сборам. Результатом  этой меры может явиться сокращение в 3,5-4 раза расходов на сбор пенсионных средств и уменьшение в несколько  раз время прохождения пенсионных денег. Эксперты бюджетного комитета Госдумы  считают, что при передаче этих функций  налоговым органам сбор средств  в пенсионный фонд возрастет как  минимум на 10%. Кроме того, деятельность МНС гораздо прозрачнее, чем Пенсионный фонд. [17, с.104]

До сих пор остаётся нерешённой проблема чрезмерной бюджетной  и налоговой нагрузки на экономику. По мнению экспертов, условием экономического роста является предел этой нагрузки в 25% ВВП. По официальным данным, она  находится на уровне 33% ВВП и выше. Характерный признак чрезмерной нагрузки – значительная доля теневой  экономики. Единый социальный налог  в размере 35%, по международным нормам, чрезмерен для такой страны, как Россия. Значит, государственная администрация плохо работает, государственные расходы не стали эффективными и социально направленными. Нужно освободить экономику из под государственной опеки, с одновременным подкреплением рыночного механизма сильной государственной властью. Однако она должна не командовать бизнесом, а освободить рынок от монополизма, ведомственного произвола, региональной замкнутости, коррупции, которые препятствуют рыночным отношениям. [20, с.55]

Ещё одна немаловажная проблема – низкая эффективность расходования бюджетных средств. Для её решения  необходимо пересмотреть структуру  бюджетных расходов, сокращая ненужные расходы, повышать долю капитальных  вложений в бюджетных расходах, улучшать сферу образования и здравоохранения, выплачивать достойную заработную плату работникам социальной сферы, создать механизм, связывающий доступ граждан к общественным благам с  уплатой налогов. Открытые конкурсы по закупкам товаров и предоставлению услуг для бюджетных организаций  оздоровят экономику, сократят число  злоупотреблений.

Определение приоритетных направлений  расходования бюджетных средств  — это очень важная и ответственная  деятельность государства. К сожалению, в России до сих пор сохраняются  целый ряд негативных моментов в  области расходования бюджетных  средств. Это низкая эффективность  использования бюджетных средств; широко распространенная практика нецелевого расходования средств бюджета; недостаточное  количество средств, выделяемых на решение  социальных вопросов; низкая доля государственных  инвестиций в народное хозяйство, что  уменьшает возможности быстрой  стабилизации финансового положения  в стране.

Основными задачами в области  совершенствования процесса расходования бюджетных средств в России являются:

  1. обеспечение приоритетного финансирования социальных расходов;
  2. расширение государственного финансирования инвестиций в приоритетных областях экономики;
  3. сокращение расходов по отдельным целевым статьям расходов и целевым программам;
  4. уменьшение дотаций по покрытие убытков отдельных отраслей;
  5. концентрация расходов бюджета на наиболее эффективных затратах;
  6. сокращение расходов на содержание государственного аппарата и обслуживание государственного долга;

7) повышение эффективности использования бюджетных средств на национальную оборону на основе постепенного проведения военной реформы;

8) усиление контроля за использованием бюджетных средств. [8, с.128]

Правительству РФ следует  постоянно пополнять законодательную  и нормативно-правовую базу по вопросу  бюджетного финансирования и расходования соответственно требований времени. Пример тому Федеральный закон №63 от 26.04.07 г. ″О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации″. В Бюджетный кодекс были внесены существенные поправки в части исполнения бюджетов по расходам. Закон №63 применяется в полном объеме с 1 января 2008 г. [2]

 

Заключение

Из всего вышеизложенного  можно сделать вывод, что бюджет Российской Федерации является важнейшим  звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного  продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую  форму образования и использования  основного централизованного фонда  денежных средств государства.

Государственные расходы представляют собой часть финансовых отношений, связанных с использованием средств  государственного бюджета. Состав расходов бюджетной системы определяется бюджетной классификацией видов  расходов.

В условиях рынка государственные  расходы находятся в определенном соотношении с расходами коммерческих структур, общественных, религиозных  и иных негосударственных организаций. Это соотношение определяется экономической  политикой государства, уровнем  благосостояния населения, размерами  государственного сектора в экономике  и другими факторами.

Расходы бюджетной системы по содержанию представляют собой затраты, возникающие  в связи с выполнением государственных  функций. Суть целевого использования  средств означает, что расходы  финансовых ресурсов из государственного бюджета производятся в соответствии с бюджетной классификацией в  размерах, принятых законом о Бюджете  на соответствующий год.

          Совокупный спрос в отличие от рыночного спроса на отдельные товары является более сложной категорией и в масштабах макроэкономики складывается их четырех основных компонентов. Первый - это потребительский спрос на товары и услуги С; второй - это инвестиционный спрос фирм I; третий - спрос со стороны государства G; четвертый - чистый экспорт NX, т.е. разница между экспортом и импортом. На совокупный спрос влияют как ценовые факторы, так и не ценовые факторы. Ценовые факторы мною были упомянуты выше (три эффекта), которые объясняют отрицательный наклон кривой совокупного спроса, а также вызывают изменения объема совокупного спроса, а значит, происходит движение вдоль кривой совокупного спроса. К неценовым факторам относятся факторы, которые вызывают изменения в потребительских расходах (благосостояние, задолженность потребителей, налоги, ожидания), в инвестиционных расходах (процентная ставка, ожидаемая прибыль, налоги, технологии), влияющие на изменения в государственных расходах, в расходах на чистый экспорт. Неценовые факторы в свою очередь, вызывают изменение в спросе, то есть смещается сама кривая совокупного спроса.

          В своей курсовой работе,  достиг поставленных целей, а именно - исследование и изучение совокупного спроса, то есть, определено понятие совокупного спроса, доказан отрицательный наклон кривой совокупного спроса, а также показаны некоторые моменты взаимодействия кривой совокупного спроса с финансово-бюджетной политикой; рассмотрел социально - экономическую сущность и роль бюджета, а также экономическое содержание расходов государственного бюджета, рассмотрел пути совершенствования процесса расходования бюджетных средств в России.

 

 

Список используемой литературы

  1. ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» - 2000. - №115
  2. Постановление Правительства РФ «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» – 2004. - №249.
  3. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник / Под общей редакцией профессора, д. э. н. А.В. Сидоровича. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Издательство "Дис", 2007.
  4. Афанасьев М. Основы бюджетной системы - Учебное пособие – М.:ФОРУМ – ИНФРА, 2007.
  5. Базылев Н.И., Базылева М.Н., Гурко С.П. Макроэкономика: Учеб. пособие/Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; Под ред.Н.И. Базылева, С.П. Гурко.2-е изд., перераб. - Мн.: БГЭУ, 2008.
  6. Баранов Л.Г., Врублевская О.В. Бюджетный процесс в РФ: Учебное пособие – М.: Издательство «Перспектива»: ИНФРА - М, 2008.
  7. Грязнова А.Г., Думная Н.Н. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебное пособие - М.: КноРус. - 2007
  8. Долан Э. Дж., Линдсен Д. Макроэкономика. Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; под общ. ред.Б. Лисовина и др. СПб., 2006.
  9. Емельянов А.М. Финансы, налоги и кредит - Учебное пособие - М.: Изд-во РАГС. – 2006.
  10. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. - 2-е изд., испр., доп. - М.: Дело, 2006.
  11. Климович В.П. Финансы, денежное обращение и кредит/ В.П.Климович//Форум-ИНФРА-М. – 2006.
  12. Макконелл К.Р., БРЮ С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика., пер. с англ.11-го изд.К., Хагар-Демос, 2005.
  13. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков: Учебное пособие для вузов / Пер. с англ. Д.В. Виноградова под ред М.Е. Дорошенко. - М.: Аспект Пресс, 2007.
  14. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс.2-е изд. / Мэнкью Н.Г. - СПб: Питер, 2006.
  15. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2006.
  16. Романовский М.В., Врублевская О.В. Финансы. Денежное обращение. Кредит.: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007.
  17. Рыбалкин В.Е.  Анализ экономики. Страна, рынок, фирма - Учебное пособие  – М. / Международные отношения, 2008.
  18. Седов В.В. Макроэкономика: Учебное пособие - М.: Челябинский государственный университет. - 2008
  19. Селищев А.С. Макроэкономика. - СПб: Питер, 2009.
  20. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. - М.: "Дело ЛТД", 2003.
  21.   Макеева Т.В. Макроэкономика -  М.: ЭКЗАМЕН, 2006. URL: http://www.bookvoed.ru/item400361.html  [Электронный ресурс].
  22. Сайт - Общая экономика - http://www.nuru.ru/ek/general.html
  23. http://ru.wikipedia.org/wiki/Совокупный_спрос [Электронный ресурс].
  24. http://www.libertarium.ru/lib_thinking_19  [Электронный ресурс].
  25. http://modern-econ.ru/makro/mehanizm/sovokup/spros.html [Электронный ресурс].

Информация о работе Правительственные расходы и совокупный спрос