Право государственной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

«Право собственности - неотъемлемая часть гражданского законодательства любого развитого государства. Право собственности в любой правовой системе общества выступает как центральный правовой институт. Оно юридически закрепляет и регулирует отношения собственности как экономической категории

Содержание работы

Глава I. Общая характеристика собственности и понятие права собственности
1.1. Собственность как экономическая категория
1.2. Право собственности
Глава II. Содержание права государственной собственности
2.1. Объекты права государственной собственности
2.2. Правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом
Глава III. Современные проблемы управления государственной собственностью и пути их решения
3.1. Проблемы управления государственной собственность
3.2. Пути решения проблем управления государственной собственностью

Файлы: 1 файл

Курсовая 3 курс.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

Данное противоречивое положение  порождает интересную ситуацию, когда  наряду с федеральной и субъектной собственностью на землю, de facto, но вне закона существует еще один вид права государственной собственности — право некой «общей» (не разграниченной физически) государственной собственности.

Предусмотрено, что управление федеральной  и субъектной собственностью осуществляете  соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектов РФ, хотя в большинстве случаев принцип, раздельного управления не реализуется.

Таким образом, можно сделать вывод, что правовой статус объектов государственной  собственности содержится в целом ряде нормативных актов, относящихся к различным отраслям права.

 

2.2. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом 

 

Содержание права собственности  составляют принадлежащие собственнику правомочия по владению, пользованию  и распоряжению имуществом. Указанные правомочия, как и субъективное право собственности в целом, представляют собой юридически обеспеченные возможности поведения собственника, они принадлежат ему до тех пор, пока он остается собственником. В тех случаях, когда собственник не в состоянии эти правомочия реально осуществить (например, при аресте его имущества за долги или когда имуществом незаконно владеет другое лицо), он не лишается ни самих правомочий, ни права собственности в целом. Чтобы раскрыть содержание права собственности, необходимо дать определение каждого из принадлежащих собственнику правомочий. Начнем с владения.

Правомочие владения - это юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника над вещью. Речь при этом идет о хозяйственном господстве над вещью, которое вовсе не требует, чтобы собственник находился с ней в непосредственном соприкосновении.

Правомочие пользования - это юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе ее личного или производственного потребления, так и в производственных целях.

Правомочие распоряжения - это юридически обеспеченная возможность определить судьбу вещи путем совершения юридических  актов в отношении этой вещи. Не вызывает сомнений, что в тех случаях, когда собственник продает свою вещь, сдает ее внаем, в залог, передает в виде вклада в хозяйственное общество или товарищество или в качестве пожертвования в благотворительный фонд, он осуществляет распоряжение вещью. Значительно сложнее юридически квалифицировать действия собственника в отношении вещи, когда он уничтожает вещь, ставшую ему ненужной, либо выбрасывает ее, или когда вещь по своим свойствам рассчитана на использование лишь в одном акте производства или потребления. Если собственник уничтожает вещь или выбрасывает ее, то он распоряжается вещью путем совершения односторонней сделки, поскольку воля собственника направлена на отказ от права собственности. Но если право собственности прекращается в результате однократного использования вещи, то воля собственника направлена вовсе не на то, чтобы прекратить право собственности, а на то, чтобы извлечь из вещи ее полезные свойства. Поэтому в указанном случае имеет место осуществление только права пользования вещью, но не права распоряжения ею.

Глава III. Современные проблемы управления государственной                         собственностью и пути их решения

3.1. Проблемы управления  государственной собственностью  РФ

Вопрос об управлении государственной  собственностью стал актуальным после  принятия в 1990 г. «Закона о собственности», с этого момента времени в Российской Федерации признается понятие частной собственности. В сложившейся социально - экономической ситуации назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом, усиления государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики.

Сегодня как никогда ощущается  объективная потребность в создании стройной, экономически и логически  выверенной системы критериев, в  соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для осуществления государственного управления на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля за государственной собственностью.

Актуальность исследования данной проблемы объясняется следующими причинами:

- нежилой фонд в основном  принадлежит государству;

- на рынке нежилого фонда  сейчас одновременно присутствуют  и избыточное предложение, и  неудовлетворенный спрос: они  не стыкуются по структуре.

Для решения этой проблемы 9 сентября 1999г. вышло в свет Постановление Правительства № Ю24 «О концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации».

Государственная политика, в основу которой положена Концепции управления государственным имуществом, преследует следующие цели: увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью; оптимизация структуры собственности (с точки зрения пропорций на макро- и микроуровне) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста; вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления; использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики; повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово - экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.

Для реализации указанных целей федеральным органам исполнительной власти необходимо решить следующие задачи: полная инвентаризация объектов государственной собственности, разработка и реализация системы учета этих объектов и оформление прав на них; повышение эффективности управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальная правовая регламентация процессов управления; классификация объектов государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления; оптимизация количества объектов управления и переход к пообъектному управлению; определение цели государственного управления по каждому объекту управления (группе объектов);

обеспечение прав государства как  участника (акционера) коммерческих и  некоммерческих организаций; обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих; обеспечение поступления дополнительных доходов в федеральный бюджет путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества.

Задачи реализации настоящей Концепции  являются приоритетными для всех федеральных органов исполнительной власти. В основу Концепции положены следующие принципы управления государственным имуществом, обеспечивающие достижение указанных целей и решение вытекающих из них задач:

определение цели управления;

выбор способа достижения цели;

построение системы управления;

обеспечение эффективности управления;

обеспечение профессионализма управления;

В переходной экономике России, при  ее федеративном устройстве и высокой  степени законодательной самостоятельности  субъектов федерации (особенно в  сфере рынка недвижимости), Важным фактором, определяющим темпы и характер развития рынка недвижимости, является, с одной стороны, политическая ориентация и степень активности на рынке местных властей, а с другой - конкретная социально-экономическая ситуация в городе, регионе.

Проблемы. Существующая система управления недвижимостью в Российской Федерации нуждается в совершенствовании потому, что:

- не сформирован полный реестр  государственной недвижимости, что  не позволяет провести четкое  разграничение собственности и  не дает возможности осуществить  контроль реальных денежных потоков, провести достоверный анализ эффективности использования недвижимости, составить прогноз поступления средств в федеральный бюджет;

- отсутствует система рыночной  оценки объектов, а также четкое  определение прав пользования  недвижимостью, что приводит  (особенно в условиях инфляции) к постоянному занижению стоимости имущества, недополучению рентных платежей, порождает коррупцию, так как, являясь самым крупным собственником недвижимости, государство сдает имущество в аренду по ставкам значительно ниже рыночных;

- полномочия государства как  собственника недвижимости осуществляются  разными федеральными органами  государственной власти, деятельность  которых часто не связана;

- права государства на принадлежащие  ему объекты недвижимости не  зарегистрированы в установленном законом порядке, что затрудняет распоряжение ими;

- слабо используется многовариантный  и индивидуальный подход к  использованию недвижимости;

- большое количество объектов  незавершенного строительства не  вовлечено в оборот и утрачивает  инвестиционную привлекательность;

- распоряжение федеральными землями  осуществляют органы местного  самоуправления.

Пользователю федеральной недвижимости приходится заключать два не связанных  между собой договора, что противоречит мировой практике;

- развитие земельного законодательства отстает от развития иных отраслей законодательства, регулирующих оборот недвижимости, что приводит к нестыковке режимов правового использования земельных участков и расположенных на них зданий и сооружений при объективной связанности их в единый объект хозяйствования.

Таким образом, несмотря на устойчивую тенденцию повышения доходов, получаемых от использования недвижимости, эти  доходы значительно отстают от сложившихся  рыночных показателей, что является основанием для изменения подходов к управлению недвижимым имуществом.

3.2. Пути решения проблем  управления государственной собственностью

 

Для совершенствования системы  управления государственной недвижимостью необходимо достичь следующих целей:

- максимально возможное повышение  доходности государственных объектов недвижимости;

- наиболее эффективное выполнение  государством своих социальных  функций в процессе использования  государственной недвижимости;

- стимулирование за счет недвижимости  развития реального сектора экономики,  обеспечение максимально простого и удобного доступа предпринимателей к объектам недвижимости;

- исключение возможности для  коррупции в процессе управления  недвижимостью;

- вовлечение в хозяйственный  оборот объектов незавершенного  строительства.

Для достижения указанных целей необходимо:

- сформировать полный реестр  государственной недвижимости (баланс  недвижимости), содержащий количественные, стоимостные, технические и правовые  характеристики объектов недвижимости, включающий объекты незавершенного  строительства;

- четко разграничить и скоординировать полномочия всех государственных органов власти, участвующих в процессе управления недвижимостью;

. формировать объекты управления, исключив возможность распоряжения  одной частью объекта без другой  в случаях, когда они составляют единое целое (земельные участки и расположенные на них здания и сооружения);

- установить, в каких случаях  и на каком праве должны  предоставляться земельные участки;

- обеспечить безусловное применение  механизма рыночной оценки при  использовании недвижимости, выровнять ставки арендной платы, взимаемой за использование государственной недвижимости, со ставками, сложившимися на рынке;

- создать необходимую правовую  базу, позволяющую использовать  различные способы распоряжения  федеральным имуществом (залог, доверительное управление, внесение прав пользования в уставный капитал);

- создать условия для привлечения  инвестиций в реальный сектор  экономики путем максимального  вовлечения недвижимости в гражданский  оборот, в том числе путем предоставления  на максимально льготных условиях инвесторам объектов незавершенного строительства;

- урегулировать вопросы приобретения  государством объектов недвижимости, в том числе определив цели, для достижения которых осуществляется  приобретение указанных объектов;

- установить жесткий контроль за использованием недвижимости, закрепленной на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Определить правовые возможности изъятия имущества у унитарных предприятий (например, в случае неправомерного распоряжения недвижимостью);

- выявить излишнее, неиспользуемое  либо используемое не по назначению  имущество государственных учреждений (исходя из использования его  исключительно для выполнения  тех функций, тая которых создано  учреждение). Изъять указанное имущество;

- использовать для эффективного управления недвижимостью механизм возмещения расходов на управление недвижимостью (в том числе на инвентаризацию и оценку), аналогичный гражданско-правовому, поскольку государство при использовании своей недвижимости участвует в гражданском обороте наравне с другими его участниками. Определить норматив отчисления средств органами по управлению недвижимостью с последующим зачетом их в счет финансирования из бюджета;

- изменить существующий механизм  продажи недвижимости, так как  он допускает приобретение объектов по низким ценам. Право приобретения недвижимости подобным образом принадлежит ограниченному кругу лиц в соответствии с законодательством о приватизации. Указанное право должно быть сохранено, но на ограниченный срок. Цена продажи должна определяться на основании рыночной оценки;

- установить для всех субъектов  Российской Федерации единый  порядок принятия решений об  использовании федеральной недвижимости (прежде всего в отношении сдаваемых  в аренду объектов), обеспечивающий  оперативность принятия решений;

Информация о работе Право государственной собственности