Правовое регулирование отношений в сфере несостоятельности (банкротства)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение правового регулирования отношений в сфере несостоятельности (банкротства).

Содержание работы

Введение
1. Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)
2. Этапы развития института несостоятельности (банкротства)
3. Современное правовое регулирование отношений в сфере несостоятельности (банкротства)
4. Основы действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве) в зарубежных странах
Заключение
Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

ККР - Логистические риски.docx

— 58.93 Кб (Скачать файл)

б) С 1740 г. по 1917 г. наступает этап кодификации и интенсивного развития конкурсного права. Правовое регулирование несостоятельности различалось в зависимости от сферы деятельности должника. Несостоятельность лиц, занимающихся коммерческой деятельностью, именовалась торговой, а несостоятельность дворян и чиновников - неторговой.5

Критерием несостоятельности  была неоплатность, т.е. должник не мог  быть признан несостоятельным, если стоимость его имущества была достаточной для возврата долга. Понятия несостоятельности и  банкротства были не тождественны друг другу. Виды несостоятельности дифференцировались в зависимости от вины должника в  своей несостоятельности и влекли различные правовые последствия. «Несчастная  несостоятельность» (без вины) могла  быть только следствием стихийного бедствия либо вторжения врага. Её последствия  были наименее тяжкими: должник мог  быть освобождён из-под ареста, продолжить предпринимательство. «Неосторожная  несостоятельность» или «простое банкротство» предполагала вину несостоятельного. «Подложная несостоятельность» или «злонамеренное банкротство» - это умышленное создание фиктивной несостоятельности с целью незаконного обогащения за счёт кредиторов. В этом случае банкрот лишался всех прав состояния и подвергался уголовной ответственности.6

Меры по предупреждению несостоятельности (на добровольных и принудительных началах) кредиторы могли осуществить  с помощью «администрации по делам  торговым». На время действия администрации  приостанавливалось исполнение требований кредиторов. Судебных процедур, направленных на восстановление платёжеспособности должника, законодательно не предусматривалось. Должник и кредитор могли заключить  мировое соглашение.

Вынесение судом определения  о несостоятельности должника осуществлялось в ускоренном порядке: должник мог  быть признан несостоятельным уже в день поступления в суд сведения о его неплатёжеспособности. Должник и его имущество подвергались аресту, кредиторы предъявляли свои требования, избирали конкурсное управление для осуществления расчётов с кредиторами банкрота. Оно проводило опись, поиск и охрану имущества должника, проверяло законность заявленных требований кредиторов и относило их к очередям, которые существенно отличались от современных. В первую очередь выплачивались долги перед церковью, во вторую - перед государством, далее - долги, обеспеченные залогом имущества должника, затем - долги малолетним и опекаемым должника, долги домашним служителям за полгода и др.

2-й этап развития российского  конкурсного права - советский  (1917-1992 г.): дореволюционные правовые акты были отменены. Судами применялись разъяснения Пленума Верховного Суда до 1927 г., когда в Гражданский кодекс РСФСР были включены нормы о несостоятельности гражданских и торговых товариществ и физических лиц. С 1930-х годов они перестали применяться в результате свёртывания НЭПа, установления монопольной государственной собственности. Постепенно положения конкурсного права были исключены из советской правовой системы.7

3-й этап развития российского конкурсного права - современный (1993 г.- по настоящее время):

а) Впервые в российском законодательстве институт несостоятельности  получил правовое закрепление в  Законе РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1992 г. Этот Закон представлял  собой попытку объединить чисто  электичным образом элементы различных систем несостоятельности (банкротства)», применяемые в разных странах». Его положения делали признание банкротства затруднительным, поскольку восприняли дореволюционную трактовку несостоятельности. В 1993-1994 гг. федеральное законодательство о несостоятельности (банкротстве) широко не применялось, в 1994 г. во всех арбитражных судах России было рассмотрено около 100 дел о признании предприятий несостоятельными.

Главными причинами необходимости реформирования законодательства о банкротстве явилось отсутствие опыта его применения и нецелесообразность заимствования практики у иных, более развитых в экономическом и политическом плане стран без учета российской специфики;

б) Следующий Федеральный  закон «О несостоятельности (банкротстве), принятый в 1998 г., изменил понятие  несостоятельности, выделил особенности  банкротства отдельных лиц и  др. Несовершенство этого акта выразилось в неспособности предотвратить  злоупотребление органов управления должника, арбитражных управляющих, крупнейших кредиторов. Институт банкротства  стал использоваться для недобросовестного  передела собственности (т.е. захвата  интересующей компании), а также  в целях устранения конкурента. Возбуждение  производства по делу о банкротстве  часто имело целью получить возможность  распоряжения активами должника. Высокая  стоимость процедур банкротства  сочеталась с низким процентом удовлетворения требований кредиторов;8

в) Действующий Федеральный  закон «О несостоятельности (банкротстве)»  был принят в 2002 г. Его основные новеллы: усложнение возбуждения производства по делу о банкротстве и ведения  процедур банкротства; расширения прав учредителей должника и государства; усиление контроля за деятельностью арбитражного управляющего; расширение возможностей по восстановлению платёжеспособности. В этом законе «явно прослеживается цель восстановления статуса полноценного субъекта гражданского оборота, и только при её недостижении происходит ликвидация должника».

Сейчас основными направлениями  развития законодательства о несостоятельности  являются:9

а) совершенствование норм о критериях, признаках и элементах  банкротства;

б) пересмотр законоположений, определяющих статус арбитражного управляющего;

в) устранение допущенного  при регламентации отдельных  «участков» конкурсного процесса дисбаланса в учете интересов различных  субъектов (кредиторов, должника, собственника и др.).

 

3. Современное  правовое регулирование отношений  в сфере несостоятельности (банкротства)

В качестве основной тенденции эволюции законодательства о несостоятельности (банкротстве) следует признать, что  оно развивается по схеме: общий  закон - специальный закон - другие нормативные  акты.

Общие положения о банкротстве  содержатся в Гражданском кодексе  РФ. Специальный закон - Федеральный  закон «О несостоятельности (банкротстве)». В настоящее время данный закон  действует с изменениями и  дополнениями вступающими в силу с 05.03.2012 года. Другие нормативные акты - целый комплекс актов принятых во исполнение и дополнение общего и специального закона.

В число «других нормативных  актов» можно включить ряд специальных  законодательных актов, полностью  или в части, регулирующих особенности  банкротства тех или иных видов  юридических лиц. Это:

- Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (ред. от 06.12.2011);

- Федеральный закон от 8 мая 1996 г. №41-ФЗ «О производственных кооперативах» (ред. от 30.11.2011);

- Федеральный закон от 26 декабря  1995 г. №208-ФЗ ред. от 30.11.2011) «Об акционерных обществах» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012).

Вкупе с названными, действуют акты, устанавливающие особенности процедур банкротства в отношении отдельных  видов хозяйствующих субъектов (градообразующих организаций, организаций ТЭК, сельскохозяйственных организаций).

К правоотношениям по возбуждению  банкротства применимы положения Арбитражного процессуального кодекса РФ от 24 июля 2002 г. №95-ФЗ (ред. от 08.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012).

Наряду с нормами, регулирующими  особенности возбуждения и осуществления  процедур банкротства, можно выделить Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 01.03.2012). Статьи 195-197 Уголовного кодекса РФ предусматривают уголовную ответственность руководителей или собственников коммерческой организации.

Наряду с законодательными актами можно выделить целую группу подзаконных  актов (преимущественно Постановлений  Правительства):

- Постановление Правительства РФ от 9 июля 2004 г. №345 «Об утверждении Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов»;

- Постановление Правительства  РФ от 29 мая 2004 г. №257 (ред. от 12.08.2009) «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве»;

- Постановление Правительства  РФ от 6 февраля 2004 г. №56 (ред. от 28.07.2004) «Об Общих правилах подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов»;

- Постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. №367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа».

Учитывая возросшее в последние годы значение обзоров судебно-арбитражной практики необходимо выделить, в частности, Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. №4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»». Последнее направлено на разъяснение ряда спорных вопросов и имеет огромное значение для правильного применения норм о банкротстве. Также можно выделить: Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 августа 2003 г. N 74 "Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

В настоящее время международных  договоров по вопросам банкротства  фактически нет, хотя потребность в  регулировании отношений, связанных  с трансграничными банкротствами, имеется давно. Можно выделить «Типовой закон ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности» (Принят в г. Вене 30.05.1997 на 30-ой сессии ЮНСИТРАЛ).

 

4. Основы действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве) в зарубежных странах

Государственные органы по банкротству в странах  с развитой рыночной экономикой

Как показывает практика большинства  зарубежных стран (США, Канада, Великобритания, Австралия, Швеция, Нидерланды и др.), одним из ключевых элементов современной  системы несостоятельности является наличие специального правительственного учреждения с конкретными обязанностями  по вопросам банкротства, способного контролировать действия законодательства и представлять соответствующие рекомендации правительству  относительно действий последнего в  данной области (другими ключевыми  элементами системы несостоятельности  являются законодательство, институт специалистов, судебная система и  понимание необходимости банкротства в обществе).10

Можно выделить несколько  часто встречающихся функций  и полномочий Государственных органов  по банкротству зарубежных стран:

1. Разработка законодательства  по банкротству и выступление  в этой сфере с законодательной инициативой;

2. Сбор, анализ и представление  Правительству статистической информации  по делам о несостоятельности;

3. Сбор и анализ результатов  осуществления и последствий  различных решений по делам о банкротстве;

4. Выработка рекомендаций  Правительству относительно государственной  политики в сфере несостоятельности;

5. Организация системы  подготовки, оценки профессионального  уровня и лицензирования специалистов по банкротству;

6. Разработка и обеспечение  утверждения шкалы и правил  вознаграждения арбитражных и конкурсных управляющих;

7. Организация контроля  таких аспектов деятельности  арбитражных и конкурсных управляющих,  как:

· соблюдение профессионально-этического кодекса;

· отчетность по выявленным активам;

· соответствующее и своевременное  инвестирование денежных поступлений;

· соответствующее распределение  средств от реализации активов;

· правильное признание исков;

· сохранение или аннулирование  бухгалтерской отчетности, утверждаемое судом;

· получение вознаграждения строго в соответствии с утвержденной шкалой и правилами его одобрения;

· консультирование судей, юристов  и специалистов по банкротству;

· осуществление функций  конкурсного управляющего в случае ликвидации предприятий с малыми активами;

8. Обеспечение выплат  задолженностей по зарплате и  выходным пособиям сотрудникам  несостоятельных предприятий в  случае нехватки конкурсной массы;

9. Контроль и обеспечение  адекватности информации о предприятиях-должниках, представляемой судам;

10. Контроль качества управления  несостоятельными предприятиями,  выявление случаев недобросовестного  или некомпетентного управления, принятие мер по дисквалификации недобросовестных директоров;

11. Защита интересов общества  путем выявления серьезных нарушений  в управлении предприятиями (например, подлога с инвестиционными средствами, манипуляций с акциями на бирже,  незаконном отчуждении активов,  ведении аморального или бесчестного  бизнеса) и вмешательства в  дела таких предприятий вплоть  до возбуждения в судах дел об их банкротстве;

12. Защита интересов больших  групп мелких кредиторов (вкладчиков, акционеров) при осуществлении процедур  несостоятельности.

Как правило, компетенция  и функции Государственных органов по банкротству установлены законом. Вместе с тем, Государственные органы по банкротству многих стран имеют свои специфические особенности. Так, Государственные органы по банкротству стран Европейского Союза обладают полномочиями подавать в Суд ЕС запросы относительно постановлений Суда о толковании положений Европейской Конвенции по банкротству.

Информация о работе Правовое регулирование отношений в сфере несостоятельности (банкротства)