Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 19:05, курсовая работа
Целью написания данной работы является изучение правового регулирования отношений в сфере несостоятельности (банкротства).
Введение
1. Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)
2. Этапы развития института несостоятельности (банкротства)
3. Современное правовое регулирование отношений в сфере несостоятельности (банкротства)
4. Основы действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве) в зарубежных странах
Заключение
Список источников и литературы
б) С 1740 г. по 1917 г. наступает этап кодификации и интенсивного развития конкурсного права. Правовое регулирование несостоятельности различалось в зависимости от сферы деятельности должника. Несостоятельность лиц, занимающихся коммерческой деятельностью, именовалась торговой, а несостоятельность дворян и чиновников - неторговой.5
Критерием несостоятельности
была неоплатность, т.е. должник не мог
быть признан несостоятельным, если
стоимость его имущества была
достаточной для возврата долга.
Понятия несостоятельности и
банкротства были не тождественны друг
другу. Виды несостоятельности
Меры по предупреждению несостоятельности (на добровольных и принудительных началах) кредиторы могли осуществить с помощью «администрации по делам торговым». На время действия администрации приостанавливалось исполнение требований кредиторов. Судебных процедур, направленных на восстановление платёжеспособности должника, законодательно не предусматривалось. Должник и кредитор могли заключить мировое соглашение.
Вынесение судом определения о несостоятельности должника осуществлялось в ускоренном порядке: должник мог быть признан несостоятельным уже в день поступления в суд сведения о его неплатёжеспособности. Должник и его имущество подвергались аресту, кредиторы предъявляли свои требования, избирали конкурсное управление для осуществления расчётов с кредиторами банкрота. Оно проводило опись, поиск и охрану имущества должника, проверяло законность заявленных требований кредиторов и относило их к очередям, которые существенно отличались от современных. В первую очередь выплачивались долги перед церковью, во вторую - перед государством, далее - долги, обеспеченные залогом имущества должника, затем - долги малолетним и опекаемым должника, долги домашним служителям за полгода и др.
2-й этап развития российского конкурсного права - советский (1917-1992 г.): дореволюционные правовые акты были отменены. Судами применялись разъяснения Пленума Верховного Суда до 1927 г., когда в Гражданский кодекс РСФСР были включены нормы о несостоятельности гражданских и торговых товариществ и физических лиц. С 1930-х годов они перестали применяться в результате свёртывания НЭПа, установления монопольной государственной собственности. Постепенно положения конкурсного права были исключены из советской правовой системы.7
3-й этап развития российского конкурсного права - современный (1993 г.- по настоящее время):
а) Впервые в российском законодательстве институт несостоятельности получил правовое закрепление в Законе РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1992 г. Этот Закон представлял собой попытку объединить чисто электичным образом элементы различных систем несостоятельности (банкротства)», применяемые в разных странах». Его положения делали признание банкротства затруднительным, поскольку восприняли дореволюционную трактовку несостоятельности. В 1993-1994 гг. федеральное законодательство о несостоятельности (банкротстве) широко не применялось, в 1994 г. во всех арбитражных судах России было рассмотрено около 100 дел о признании предприятий несостоятельными.
Главными причинами необходимости реформирования законодательства о банкротстве явилось отсутствие опыта его применения и нецелесообразность заимствования практики у иных, более развитых в экономическом и политическом плане стран без учета российской специфики;
б) Следующий Федеральный
закон «О несостоятельности (банкротстве),
принятый в 1998 г., изменил понятие
несостоятельности, выделил особенности
банкротства отдельных лиц и
др. Несовершенство этого акта выразилось
в неспособности предотвратить
злоупотребление органов
в) Действующий Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» был принят в 2002 г. Его основные новеллы: усложнение возбуждения производства по делу о банкротстве и ведения процедур банкротства; расширения прав учредителей должника и государства; усиление контроля за деятельностью арбитражного управляющего; расширение возможностей по восстановлению платёжеспособности. В этом законе «явно прослеживается цель восстановления статуса полноценного субъекта гражданского оборота, и только при её недостижении происходит ликвидация должника».
Сейчас основными
а) совершенствование норм о критериях, признаках и элементах банкротства;
б) пересмотр законоположений, определяющих статус арбитражного управляющего;
в) устранение допущенного при регламентации отдельных «участков» конкурсного процесса дисбаланса в учете интересов различных субъектов (кредиторов, должника, собственника и др.).
3. Современное
правовое регулирование
В качестве основной тенденции эволюции законодательства о несостоятельности (банкротстве) следует признать, что оно развивается по схеме: общий закон - специальный закон - другие нормативные акты.
Общие положения о банкротстве содержатся в Гражданском кодексе РФ. Специальный закон - Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». В настоящее время данный закон действует с изменениями и дополнениями вступающими в силу с 05.03.2012 года. Другие нормативные акты - целый комплекс актов принятых во исполнение и дополнение общего и специального закона.
В число «других нормативных актов» можно включить ряд специальных законодательных актов, полностью или в части, регулирующих особенности банкротства тех или иных видов юридических лиц. Это:
- Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (ред. от 06.12.2011);
- Федеральный закон от 8 мая 1996 г. №41-ФЗ «О производственных кооперативах» (ред. от 30.11.2011);
- Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ ред. от 30.11.2011) «Об акционерных обществах» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012).
Вкупе с названными, действуют акты,
устанавливающие особенности
К правоотношениям по возбуждению банкротства применимы положения Арбитражного процессуального кодекса РФ от 24 июля 2002 г. №95-ФЗ (ред. от 08.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012).
Наряду с нормами, регулирующими
особенности возбуждения и
Наряду с законодательными актами
можно выделить целую группу подзаконных
актов (преимущественно
- Постановление Правительства РФ от 9 июля 2004 г. №345 «Об утверждении Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов»;
- Постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. №257 (ред. от 12.08.2009) «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве»;
- Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. №56 (ред. от 28.07.2004) «Об Общих правилах подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов»;
- Постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. №367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа».
Учитывая возросшее в последние годы значение обзоров судебно-арбитражной практики необходимо выделить, в частности, Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. №4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»». Последнее направлено на разъяснение ряда спорных вопросов и имеет огромное значение для правильного применения норм о банкротстве. Также можно выделить: Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 августа 2003 г. N 74 "Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
В настоящее время международных
договоров по вопросам банкротства
фактически нет, хотя потребность в
регулировании отношений, связанных
с трансграничными
4. Основы действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве) в зарубежных странах
Государственные органы по банкротству в странах с развитой рыночной экономикой
Как показывает практика большинства
зарубежных стран (США, Канада, Великобритания,
Австралия, Швеция, Нидерланды и др.),
одним из ключевых элементов современной
системы несостоятельности
Можно выделить несколько часто встречающихся функций и полномочий Государственных органов по банкротству зарубежных стран:
1. Разработка законодательства по банкротству и выступление в этой сфере с законодательной инициативой;
2. Сбор, анализ и представление
Правительству статистической
3. Сбор и анализ результатов осуществления и последствий различных решений по делам о банкротстве;
4. Выработка рекомендаций
Правительству относительно
5. Организация системы подготовки, оценки профессионального уровня и лицензирования специалистов по банкротству;
6. Разработка и обеспечение утверждения шкалы и правил вознаграждения арбитражных и конкурсных управляющих;
7. Организация контроля
таких аспектов деятельности
арбитражных и конкурсных
· соблюдение профессионально-этического кодекса;
· отчетность по выявленным активам;
· соответствующее и
· соответствующее распределение средств от реализации активов;
· правильное признание исков;
· сохранение или аннулирование бухгалтерской отчетности, утверждаемое судом;
· получение вознаграждения строго в соответствии с утвержденной шкалой и правилами его одобрения;
· консультирование судей, юристов и специалистов по банкротству;
· осуществление функций конкурсного управляющего в случае ликвидации предприятий с малыми активами;
8. Обеспечение выплат
задолженностей по зарплате и
выходным пособиям сотрудникам
несостоятельных предприятий в
случае нехватки конкурсной
9. Контроль и обеспечение
адекватности информации о
10. Контроль качества управления
несостоятельными
11. Защита интересов общества
путем выявления серьезных
12. Защита интересов больших групп мелких кредиторов (вкладчиков, акционеров) при осуществлении процедур несостоятельности.
Как правило, компетенция и функции Государственных органов по банкротству установлены законом. Вместе с тем, Государственные органы по банкротству многих стран имеют свои специфические особенности. Так, Государственные органы по банкротству стран Европейского Союза обладают полномочиями подавать в Суд ЕС запросы относительно постановлений Суда о толковании положений Европейской Конвенции по банкротству.
Информация о работе Правовое регулирование отношений в сфере несостоятельности (банкротства)