Правовое регулирование отношений в сфере несостоятельности (банкротства)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение правового регулирования отношений в сфере несостоятельности (банкротства).

Содержание работы

Введение
1. Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)
2. Этапы развития института несостоятельности (банкротства)
3. Современное правовое регулирование отношений в сфере несостоятельности (банкротства)
4. Основы действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве) в зарубежных странах
Заключение
Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

ККР - Логистические риски.docx

— 58.93 Кб (Скачать файл)

В Австралии Государственным  органом по банкротству является государственная Комиссия по корпоративным  делам, которая имеет полномочия:

· анализировать финансовое состояние предприятий, подвергаемых процедурам несостоятельности;

· обеспечивать, адекватность информации о должнике;

· делать заключения о мере ответственности директоров должника за доведение предприятия до банкротства;

· дисквалифицировать виновных директоров самостоятельно, либо ходатайствовать  о такой дисквалификации в  суд".

В Великобритании роль Государственного органа по банкротству выполняет  Служба несостоятельности, входящая в  систему Министерства торговли и  промышленности и насчитывающая 1800 постоянных сотрудников. Функции этой Служба таковы:11

· лицензирование специалистов по банкротству, контроль за процессом выдачи лицензий специалистам по банкротству и за соответствием деятельности арбитражных и конкурсных управляющих профессионально-этическому кодексу и законодательству о банкротстве;

· получение статистических данных от судов и от назначенных  арбитражных и конкурсных управляющих  для составления базы данных не только по количеству и отраслевой принадлежности банкротств, но также по результатам  решения дел о банкротстве  с тем, чтобы решения, которые  будут приниматься в будущем, были лучше обоснованы и подкреплены  соответствующей информацией;

· осуществление функций  конкурсного управляющего в случае нехватки активов подвергаемого  процедуре банкротства предприятия  для оплаты конкурсного управляющего из числа независимых профессионалов;

· выявление вероятных  причин банкротства должника и понесения им убытков;

· выявление причин незаявления о банкротстве директорами должника, как только стало ясно, что спасение бизнеса невозможно;

· проверка документации любой  компании в случае поступления жалоб  от клиентов, партнеров или общественности;

· предписание неблагополучным  компаниям пройти аудиторскую проверку и назначение определенных аудиторов  за счет компании;

· добиваться ликвидации любой  компании в случае, если Служба несостоятельности  пришла к выводу, что это соответствует  интересам общества - на такие случаи приходится примерно 1% всех банкротств в Великобритании (несколько сот в год);

· после каждого случая банкротства требовать и получать от конкурсного управляющего отчет  о деятельности прежних руководителей  предприятия-должника; в случае выявления  злоупотреблений и злостной некомпетентности обращаться в суд о дисквалификации  такого директора на срок до 15 лет;

· возбуждать в судах дела о судебном преследовании должников.

В Канаде существует специализированный Государственный орган по делам  о банкротстве, подчиненный Правительству  страны и именуемый "Институтом суперинтендантов по несостоятельности". В компетенцию этого органа входят:12

· законодательная инициатива по вопросам несостоятельности;

· обобщение опыта и  практики банкротств в стране;

· разработка и контроль соблюдения единого профессионального  стандарта арбитражных и конкурсных управляющих;

· лицензирование, контроль деятельности и отзыв лицензий у  специалистов по банкротству;

· возбуждение дел о  банкротстве в судах.

Многолетний богатый опыт государственного регулирования банкротств существует в Соединенных Штатах Америки. С 1934 г. роль Государственного органа по банкротству стала выполнять  Комиссия по биржам и ценным бумагам (КБЦБ) Правительства США. С 1938 г. ее функции, зафиксированные в Законе о банкротстве, были таковы:13

· выступать в качестве эксперта-консультанта судов по банкротству;

· быть стороной в судопроизводстве по делам о банкротстве с правом давать обязательные заключения по планам реорганизации несостоятельных  предприятий;

· рекомендовать судам  по банкротству кандидатуры независимых  внешних управляющих.

В реформированном в 1978 г. американском Законе о банкротстве  у КБЦБ есть три функции:

· выступать в суде и  быть заслушанной по любому вопросу  дела о банкротстве, в частности, по поводу назначения конкурсного управляющего, назначения комиссий кредиторов и акционеров, уровня оплаты конкурсных управляющих, использования, продажи и аренды собственности;

· контролировать и обеспечивать адекватность заявления предприятия-должника о своем финансовом состоянии  и наличии активов;

· возражать против утверждения  судом плана реорганизации по мотивам злоупотреблений со стороны  должника.

В ряде случаев КБЦБ вмешивалась  в условия продажи действующих  неплатежеспособных предприятий, настаивая  и добиваясь других условий продажи. В 1983 г. в дополнение к КБЦБ как  к Государственному органу по банкротству  в США появились Государственные  Федеральные Конкурсные Управляющие, задача которых, среди прочего, состоит  в контроле деятельности и оплаты независимых конкурсных управляющих, а также в предотвращении мошенничества, нечестности и нарушения законности при осуществлении процедур банкротства.

Государственный орган по банкротству Швеции находится в  единой системе с налоговой службой  и органами судебного исполнения и состоит в совместной компетенции  Министерства финансов и Министерства юстиции. Этот орган, имеющий отделения  во всех провинциях страны, контролирует и регулирует осуществление процедур несостоятельности. Полномочия его  таковы:

· выработка и контроль осуществления государственной  политики в области банкротств;

· консультирование судов, занимающихся процедурами несостоятельности;

· подготовка, лицензирование, консультирование конкурсных управляющих;

· осуществление функций  конкурсных управляющих в случае банкротства предприятия с малыми активами;

· консультирование кредиторов при осуществлении процедур банкротства;

· контроль уровня оплаты конкурсных управляющих, доплата за услуги этих специалистов в случае недостатков  ресурсов у предприятия-должника;

· контроль соблюдения интересов  обеспеченных кредиторов;

· осуществление публикаций о признании предприятий банкротами.

Регулирование процедур несостоятельности во Франции

Концепция французской системы  регулирования процедур банкротства  базируется на следующих основных принципах:

· сохранение действующего предприятия;

· сохранение рабочих мест;

· удовлетворение требований кредиторов.

Из приведенных принципов  видно, что французское законодательство о банкротстве делает упор на сохранение предприятия. Показателен также  тот факт, что основной закон, регулирующий банкротство, называется "О финансовом оздоровлении предприятия".14

Французское законодательство является жестким по отношению к  кредиторам всех категорий, в том  числе к тем, чьи требования обеспечены имуществом должника.

По обеспеченным обязательствам не начисляются никакие проценты после открытия процедур банкротства. Кроме того, кредитор может не получить сатисфакции даже по обеспеченным обязательствам. Права обеспечения значительно  ослабляются тем, что за счет предметов  обеспечения могут погашаться расходы  на управление несостоятельным должником, так как оздоровление предприятия  является самой приоритетной задачей.

Во французской системе  и в системах, берущих от нее  свое начало, основную роль при банкротстве  играет суд, а влияние кредиторов на процесс очень незначительно. В основе такого законодательства лежит  тот довод, что суд может лучше  реализовать общественные интересы. В частности считается, что суд  более полно учитывает такие  макроэкономические интересы как, например, необходимость сохранения рабочих  мест.

Регулирование процедур несостоятельности в Германии

В германском законодательстве, в отличие от французской системы "оздоровления предприятия", основной приоритет отдается защите интересов  кредиторов. Судьба несостоятельного предприятия решается в пользу ликвидации, чтобы удовлетворить требования кредиторов. Кроме того, германское законодательство не вводит мораторий  на все обязательства должника с  момента начала процедур банкротства, что не позволяет должнику использовать банкротство для своей выгоды.

В Германии банкротство подразумевает  либо ликвидацию, либо мировое соглашение - никаких восстановительных процедур.

Основная задача управляющего в Германии - сделать предприятие  инвестиционно привлекательным. Перед ним не стоит проблема сохранения рабочих мест или освобождения предприятия от объектов социальной сферы. Для решения этих проблем существуют государственные органы, на которые возложены обязанности по сохранению рабочих мест, социального обеспечения и т.д.

В Германии в случае нарушения закона управляющие могут быть подвергнуты уголовному наказанию за доведение предприятия до банкротства.

В реформированном законе о банкротстве Германии предусмотрено, что основные решения в ходе производства по несостоятельности принимаются  не судьей по делам о банкротстве, а собранием кредиторов, на котором  голоса распределяются в соответствии с реальной стоимостью прав требования. Обоснованием этого служит довод, что  при несостоятельности власть над  предприятием должна переходить от держателей долевого капитала к держателям долга.

Опыт муниципальных  банкротств в США

Впервые специальная процедура  банкротства муниципальных органов  была установлена в США в 1934 г., когда на фоне резкого падения  налоговых доходов местные органы власти стремились продолжать обеспечивать население необходимыми социальными и коммунальными услугами.15

Ранее ввиду отсутствия возможности  банкротства основным средством  воздействия кредиторов на неплатежеспособных муниципальных должников было вынесение  судебного решения об обязательном увеличении местных налогов. Однако введение дополнительного налогообложения  часто приводило только к сокращению бюджетных доходов из-за отказа налогоплательщиков от уплаты налогов в местный бюджет, в результате чего и муниципалитет, и кредиторы оказывались в  тупике.

Реструктуризация задолженности  муниципалитета перед кредиторами  также не приносила ощутимых результатов, так как невозможно обеспечить согласие абсолютно всех кредиторов. Многие из них настаивали на введении института  банкротства муниципальных органов  власти.

Поскольку муниципалитет, в  отличие от физических лиц и корпораций, не сможет полностью прекратить деятельность и ликвидировать все имущество, чтобы удовлетворить претензии  кредиторов, фундаментальная задача закона о банкротстве муниципальных  органов власти состоит в том, чтобы обеспечить защиту неплатежеспособных муниципалитетов, позволяя им реструктурировать  их долги таким образом, чтобы  дать им возможность продолжить оказывать  населению необходимые услуги. В подобных ситуациях органы власти штатов и центральное правительство идут на предоставление финансовой помощи муниципалитетам, позволяя им стабилизировать свои финансовые потоки.

Муниципалитет, желающий воспользоваться  процедурой банкротства в рамках федерального закона, должен получить согласие большинства кредиторов. В  то же время сами кредиторы не могут  вынуждать его заявить о банкротстве, представлять на рассмотрение собственный  план реорганизации, требовать назначения опекуна, решений о конкурсной продаже муниципального имущества или распределении доходов от муниципальной собственности.

 

 

Заключение

Проанализировав систему источников, а также отраслевую принадлежность института несостоятельности, можно сделать следующие выводы:

- законодательство о несостоятельности  носит материальный и процессуальный  характер, входя в систему и  частного, и публичного права;

- большей частью нормы о несостоятельности  находятся в гражданском материальном  и арбитражном процессуальном  праве;

- основным источником, регулирующим отношения несостоятельности является ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а также специальные федеральные законы, регулирующие производство дел о несостоятельности в отдельных сферах деятельности.

Таким образом, анализ источников права  показывает, что законодательство о  несостоятельности объединяет в  себе нормы самой различной отраслевой принадлежности - гражданского, административного, процессуального и иного законодательства

Новый Федеральный закон олицетворяет третий этап развития правового регулирования  отношений, связанный с банкротством организаций и граждан. Он может  быть охарактеризован как продолжение  и развитие реформы законодательства о несостоятельности, начатой в 1998 году. Ему присущи детализация  и конкретизация основных положений  указанного законодательства о одновременным концептуальным изменении в правовом регулировании отдельных институтов несостоятельности. Значительной детализации подвергнуты известные процедуры несостоятельности: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. К числу концептуальных изменений правового регулирования несостоятельности могут быть отнесены следующие законоположения: об основаниях возбуждения дел о банкротстве; о требованиях, предъявляемых к арбитражным управляющим, порядке их назначения и контроле за их деятельностью; о новой реабилитационной процедуре финансового оздоровления; об очередности удовлетворения требований кредиторов в конкурсном производстве; об особенностях несостоятельности (банкротстве) стратегических организаций и субъектов естественных монополий.

Информация о работе Правовое регулирование отношений в сфере несостоятельности (банкротства)