Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 21:14, курсовая работа
Цель исследования: изучение правовых основ финансового обеспечения мотивации служебной деятельности государственных служащих.
Задачи исследования:
рассмотреть финансовое обеспечение мотивации служебной деятельности государственных служащих;
охарактеризовать систему мотивации служебной деятельности государственных служащих;
проанализировать финансовое обеспечение мотивации государственных служащих как основа борьбы с коррупцией в государственных органах;
Правовые основы финансового обеспечения мотивации служебной деятельности гос. служащих
Оглавление
Правовое регулирование административно-правового статуса государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие) решающим образом определяет результативность выполнения гражданскими служащими полномочий государственных органов, а через них целей, задач и функций государства, качественного осуществления государственного управления.
Необходимость научного анализа административно-правового статуса гражданских служащих связана с проявлением в их правовом регулировании политических и социальных, объективных и субъективных факторов государственного управления, которое не всегда достигает поставленных целей и нередко отстает от реальных потребностей развития общественных отношений, что зачастую и порождает большое количество пробелов, имеющих место в правовом регулировании государственной гражданской службы (далее - гражданская служба).
Недостаточность нормативной базы гражданской службы обусловлена медленным (затянувшимся на многие годы) процессом принятия подзаконных нормативных актов, предусмотренных Федеральным законом о гражданской службе. Это вызывает необходимость активного использования норм других отраслей российского права (государственного, административного, трудового, гражданского, финансового). На эту причину пробелов в регулировании правового статуса государственных гражданских служащих обращают внимание многие авторы. В научной литературе обоснованно утверждается: "... пока рано делать вывод об успешном создании правовой основы института профессиональной гражданской службы. Это возможно только после издания и вступления в силу всех нормативных правовых актов, необходимых для надлежащей реализации Федерального закона о гражданской службе".
Для принятия эффективных норм необходимо их соотносить с правоприменительной практикой и достижениями современной юридической науки, что возможно при проведении общественных опросов и мониторинга законодательства Российской Федерации при регулировании административно-правового статуса гражданских служащих.
Определяющую роль в регулировании условий прохождения государственной гражданской службы и в восполнении (преодолении) пробелов в регулировании административно-правового статуса гражданских служащих играет трудовое законодательство. Оно имеет решающее значение в конкретизации правового статуса государственных гражданских служащих. Это обусловлено не только прежними традициями, связанными с отнесением гражданских служащих к категории работников наемного труда и определения их правового положения законодательством о труде, сколько объективным положением управленческих работников (чиновников), которые, как и все работники, нанимаются государством для выполнения специфического труда - выполнения функций государственного управления.
Федеральный закон о гражданской службе, предусмотрев возможность применения трудового законодательства в регулировании гражданской службы, дает самую общую отсылку к возможности реализации норм трудового законодательства в регулировании прав и обязанностей государственных гражданских служащих. Однако такое разрешительное направление использования трудового законодательства не отвечает на целый ряд практических вопросов.
Восполнение (преодоление) пробелов в регламентации правового статуса государственных гражданских служащих путем применения норм трудового права предусмотрено только для тех положений, которые не урегулированы Федеральным законом о гражданской службе. Остается неясным вопрос о возможности применения норм трудового права при возникновении пробелов в подзаконных нормативных правовых актах: указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства России, локальных актах министерств и ведомств. В связи с этим, по нашему мнению, следует внести определенные изменения в содержание ст. 73 Федерального закона о гражданской службе и определить ее в новой редакции, которая предусмотрит возможность применения норм трудового законодательства не только в Федеральном законе о гражданской службе, но и в подзаконных нормативных актах, регулирующих государственную гражданскую службу, а также возможность восполнения (преодоления) пробелов в регулировании гражданской службы на основе применения норм не только трудового, но и иных отраслей российского права (конституционного, административного, гражданского, финансового, семейного и др.).
Цель исследования: изучение правовых основ финансового обеспечения мотивации служебной деятельности государственных служащих.
Задачи исследования:
Современные экономические условия, существенные преобразования в общественных отношениях требуют повышения эффективности государственной службы в интересах укрепления государства и развития гражданского общества. При этом процесс совершенствования государственного аппарата любого государства всегда взаимосвязан с двумя основными показателями: количеством государственных служащих и объемом средств различных уровней бюджетов на их содержание.
По данным Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru), численность работников государственных органов и органов местного самоуправления РФ на конец 2013 года составила 1548,1 тыс. человек и по сравнению с 2009 годом сократилась на 126,7 тыс. человек. Вместе с тем в 2013 году соответствующая численность составляла всего 1161,5 тыс. человек, то есть на 386,6 тыс. человек меньше, чем по итогам 2013 года.
Стоит отметить, что в средствах массовой информации распространено мнение о непомерно большом количестве государственных служащих, при этом данное мнение продолжает существовать вне зависимости от указанных выше периодов сокращения или увеличения государственного аппарата.
Аналитика зарубежного опыта свидетельствует, что нынешнее количество служащих государственного аппарата не является высоким и тем более рекордным. По статистическим данным, в России число государственных служащих на 10 тыс. жителей в два-три раза меньше, чем в других странах (например, США, Германии, Франции, Норвегии, Румынии).1
Общепризнанным является и тот факт, что оплата труда государственных гражданских служащих федерального уровня и в субъектах РФ существенно меньше, чем у их коллег в зарубежных странах.
В соответствии с Указом Президента РФ от 31.12.2010 N 1657 было принято решение о сокращении в 2011 - 2013 годах предельной численности федеральных государственных гражданских служащих не менее чем на 20% до 31 марта 2013 года. Пункт 5 данного Указа предусматривал, что 50% высвободившихся в результате предусмотренного сокращения бюджетных ассигнований направляется на материальное стимулирование государственных гражданских служащих.
Оптимизация количественного состава государственного аппарата, распределение функциональной нагрузки и направлений деятельности объективно должны сопровождаться повышением эффективности служебной деятельности и равномерно распределенным увеличением социальных гарантий государственных служащих.
Исследуемые обстоятельства и имеющаяся действительность позволяют сформулировать ряд предложений по совершенствованию государственной службы. В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2013 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрена категория должности гражданской службы "обеспечивающие специалисты".
В силу п. 4 ч. 2 ст. 9 Закона N 79-ФЗ должности "обеспечивающие специалисты" учреждаются для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаются без ограничения срока полномочий.
Зарубежный опыт свидетельствует, что в структурных подразделениях органов власти, как федерального уровня, так и местного, должности лиц, осуществляющих технические и организационные функции (канцелярии, общие отделы, компьютерное и техническое обеспечение), не относятся к должностям государственной службы.
В условиях планируемого сокращения государственных служащих целесообразно рассмотрение вопроса о признании утратившим силу п. 24 ч. 2 ст. 9 Закона N 79-ФЗ.
Предлагаемые изменения в полной мере сочетаются с положениями Федеральной программы "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)", утв. Указом Президента РФ от 10.03.2009 N 261 (далее - Федеральная программа).
Одним из важнейших вопросов является порядок и установленный законодательством механизм карьерного роста государственных служащих.
Анализ систем назначения государственных служащих в зарубежных странах (Франция, Германия, Сингапур, Великобритания, США, Голландия) показывает, что в них законодательно закреплены механизмы, в соответствии с которыми назначением и карьерным продвижением административных государственных служащих занимаются специальные органы.
Продвижение по карьерной лестнице государственных служащих в этих странах осуществляется по принципам меритократии, профессиональных показателей и конкуренции, при этом широко применяются научно обоснованные методики, в том числе специальные модели "управленческий профиль", ключевые показатели эффективности (KPI), периодические опросы, которые дают возможность оценить профессиональные качества государственного служащего, произвести оптимальный подбор кандидата на вакантное место, оценить степень его адаптации на новой должности.
В действующем российском законодательстве в силу п. 10 ч. 1 ст. 14 Закона N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на должностной рост на конкурсной основе. Но реализация данного права существенно отличается от указанных выше международных систем. Так, в соответствии с вышеприведенной нормой Указом Президента РФ от 01.02.2014 N 112 утверждено Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ (далее - Положение).
Согласно п. 8 Положения гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, или в ином государственном органе, подает заявление на участие в конкурсе и анкету. При этом в силу п. 5 ч. 2 ст. 22 Закона N 79-ФЗ соответствующий конкурс не проводится при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.
Одновременно действующим законодательством не предусмотрена обязательная процедура проведения конкурсных мероприятий, сравнения показателей деятельности, тестирования на решение практических задач между государственными служащими при решении вопроса о назначении на вышестоящие должности, об улучшении условий оплаты труда (установлении размеров должностных окладов, надбавок, премий и т.д.).
Несмотря на определенные национальные, культурные, а также исторические особенности во всех странах, где проблема коррупции принципиально решена, их руководством в свое время была проявлена определенная воля в деле реализации антикоррупционной политики. В этих государствах были созданы необходимые правоохранительные и контролирующие структуры, которые были призваны вести борьбу с коррупцией, был сформирован комплекс необходимых правовых средств, а также система антикоррупционных стандартов служебного поведения государственных служащих.
Все эти и некоторые другие средства в конечном итоге и дали определенный позитивный результат в деле противодействия коррупции в системе государственной службы целого ряда индустриально развитых государств. Обобщив научную литературу по обозначенному вопросу, таким образом, можно сделать вывод о том, что в содержании антикоррупционных стандартов служебного поведения государственных служащих целого ряда государств находятся в целом похожие средства и предписания. Так, к наиболее типичному набору антикоррупционных стандартов служебного поведения в системе государственной службы относятся различного рода запреты, ограничения, обязанности, а также этические принципы служебного поведения.
Раскрытие особенностей антикоррупционных стандартов служебного поведения государственных служащих в зарубежных государствах дает возможность сделать вывод об их классификации по определенным критериям, которые позволяют увидеть место того или иного средства в деле противодействия коррупции. Исходя из этого антикоррупционные стандарты служебного поведения, установленные для государственных служащих в зарубежных государствах, подразделяются в зависимости от метода воздействия на их поведение, формы предписания и юридических последствий своей реализации.3
Необходимо отметить, что противодействие коррупции в системе государственной службы строится на определенных принципах, в этой связи есть смысл кратко рассмотреть соответствующие принципы.