Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 21:14, курсовая работа
Цель исследования: изучение правовых основ финансового обеспечения мотивации служебной деятельности государственных служащих.
Задачи исследования:
рассмотреть финансовое обеспечение мотивации служебной деятельности государственных служащих;
охарактеризовать систему мотивации служебной деятельности государственных служащих;
проанализировать финансовое обеспечение мотивации государственных служащих как основа борьбы с коррупцией в государственных органах;
Коррупция представляет собой серьезную угрозу функционированию публичной власти на основе права и закона, верховенству закона и подрывает доверие населения к государственной власти, существенно замедляет экономическое развитие.4
Следует отметить, что коррупция - это совокупность составов правонарушений, предусмотренных в законодательстве Российской Федерации, в связи с исполнением лицами, замещающими государственные должности, своих должностных полномочий и (или) связанных с ними возможностей для противоправного удовлетворения корыстной или иной личной заинтересованности, совершения других незаконных действий (бездействия), а равно противоправное предоставление преимуществ физическим и юридическим лицам. Коррупция стимулирует несправедливое перераспределение средств в пользу отдельных корпоративных и социальных групп за счет наиболее уязвимых социальных слоев.
Малообеспеченная часть общества, наименее защищенные граждане, почти не имеют возможности противостоять вымогательству и иным коррупционным злоупотреблениям. Коррупция приводит к масштабному вытеснению граждан из сферы бесплатных обязательных государственных услуг, прежде всего в области имущественных отношений, образования, социальной защиты населения, медицинского обслуживания населения, что приводит к массовым нарушениям конституционных прав граждан. В этой связи в настоящее время есть объективная необходимость разработки правовых средств противодействия коррупции, а также установление принципов, на которых должна строиться система противодействия коррупции.
В системе исходных начал противодействия коррупции в системе государственной службы важное место принадлежит принципам, на которых должна строиться и осуществляться деятельность по предупреждению и пресечению коррупции. В связи с этим в целях дальнейшего совершенствования мероприятий, направленных на противодействие коррупции в сфере публичного управления, представляется необходимым уточнение общей характеристики принципов данного вида деятельности, а также определение той роли, которую они играют в сфере предупреждения и пресечения коррупции.
Как уже отмечалось, "принцип", - это идея. Правовые принципы определяются как основополагающие идеи, закрепленные в законе. Они приобретают значение императивных требований, конкретных правил и обязывают правоприменителя к определенному поведению или устанавливают определенные запреты. Учитывая значение правовых принципов, можно сказать, что качество законов и эффективность правового регулирования, а применительно к теме настоящей работы - предупреждение и пресечение коррупции в сфере государственного управления, во многом зависит от того, как в законодательстве сформулированы и раскрыты такие принципы.5
Следует отметить, что в настоящее время специальные принципы противодействия коррупции в сфере публичного управления в законодательстве не содержатся, данное обстоятельство обусловлено тем, что в настоящее время до сих пор не принят Федеральный закон "О противодействии коррупции", именно в данном нормативном правовом акте и должны содержаться принципы, на которых непосредственно должна строиться деятельность уполномоченных субъектов, направленная на противодействие коррупции в Российской Федерации.
Анализ международных актов, направленных на противодействии коррупции в государственном аппарате, а также юридической литературы позволил выявить ряд принципов, в соответствии с которыми должна осуществляться деятельность по противодействию коррупции.
Так, В.Н. Лопатин выделяет следующие принципы:
- партнерство субъектов антикоррупционной политики;
- приоритет мер предупреждения
коррупции и нравственных
- недопустимость установления антикоррупционных стандартов ниже уровня, определенного федеральными законами;
- недопустимость объединения
функций разработки, реализации
и контроля над реализацией
мер антикоррупционной
- поддержание оптимального уровня численности лиц, занимающих государственные должности и состоящих на государственной и муниципальной службе;
- целевое бюджетное
- признание повышенной
общественной опасности
- недопустимость установления
привилегий и иммунитетов, ограничивающих
ответственность или
- недопустимость ограничения доступа к информации о фактах коррупции, коррупциогенных факторах и мерах по реализации антикоррупционной политики.6
В.И. Гладких отмечает, что, планируя программу борьбы с коррупцией, необходимо исходить из следующих предпосылок:
1. Абсолютная победа над коррупцией невозможна. Более того, по мнению ряда ученых и политологов, в нормальном состоянии власти и общества коррупция является технологически полезным сигналом о неполадках в методах работы власти.
2. Ограничение коррупции
не может быть разовой
3. Коррупцию нельзя ограничить
только законодательными
Борьба с коррупцией достигает успеха, если она всеохватна и комплексна, ведется постоянно.7
Из всего вышеприведенного можно сделать вывод, что противодействие коррупции в сфере публичного управления должно включать в себя меры, направленные на решение следующих задач. Противодействие коррупции на всех уровнях ее проявления, сужение причин и условий, благоприятствующих коррупции, снижение, насколько это окажется возможным, выгод для обеих сторон, участвующих в коррупционных отношениях, увеличение вероятности выявления коррупционных действий и наказания за причиненный ими вред, влияния на мотивы коррупционного поведения, а также создание атмосферы общественного неприятия коррупции во всех ее проявлениях.8
Аналогичную антикоррупционную политику проводит и ряд международных организаций. Так, Совет Европы, учитывая Декларацию, принятую на второй встрече в верхах глав государств и правительств, которая состоялась в Страсбурге 10 - 11 октября 1997 г., и в соответствии с Планом действий, в частности разделом III "Борьба с коррупцией и организованной преступностью", сознавая, что коррупция представляет собой серьезную опасность для основных принципов и ценностей в Совете Европы, подрывает доверие граждан к демократии, разрушает правовые нормы, представляет собой отрицание прав человека и сдерживает социально-экономическое развитие, утвердил двадцать руководящих принципов борьбы с коррупцией.9
Принимать эффективные меры для предотвращения коррупции и в связи с этим повышать информированность граждан и пропаганду этического поведения. Обеспечивать координацию объявления коррупции внутри страны и на международном уровне преступлением по закону.
Гарантировать, что те, кто отвечает за профилактику, расследование, преследование и осуждение преступления по извлечению незаконной выгоды в противоречии с лежащими на лице должностными обязанностями и в ущерб правам других лиц, пользуются соответствующей их функциям независимостью и самостоятельностью, и располагают средствами для сбора доказательств, защищая тех лиц, кто помогает властям в борьбе с коррупцией, охраняя тайну следствия.
Обеспечивать соответствующие мероприятия по аресту и лишению прав на доходы от преступной коррупции. Обеспечивать соответствующие мероприятия для предотвращения использования юридических лиц в качестве ширмы для преступного извлечения незаконной выгоды, противоречащей должностным обязанностям и в ущерб правам других лиц. Ограничивать освобождение (иммунитет) от расследования, преследования или осуждения за преступления, связанные с коррупцией, в той мере, в какой это необходимо в демократическом обществе. Содействовать специализации лиц и органов, ответственных за борьбу с коррупцией, и обеспечивать их соответствующими средствами и профессиональной подготовкой для исполнения ими своей работы. Гарантировать, чтобы налоговое законодательство и органы власти, отвечающие за его проведение в жизнь, действенно и скоординированно содействовали борьбе с коррупцией.
Гарантировать, что в процессе принятия решений государственной администрацией учитывается необходимость борьбы с коррупцией, обеспечивается такая гласность, какая не вступает в противоречие с необходимостью добиваться действенности принимаемых мер. Обеспечивать, чтобы в правилах, относящихся к правам и обязанностям государственных чиновников, учитывались требования борьбы с коррупцией и предусматривались соответствующие действенные дисциплинарные меры, и с помощью соответствующих средств, таких как кодекс поведения, содействовать дальнейшей конкретизации такого поведения, которого ожидают от государственных чиновников.
Гарантировать, чтобы к работе государственной администрации и государственному сектору применялись соответствующие процедуры ревизии. Поддерживать ту роль, которую процедуры ревизии могут сыграть в предотвращении и выявлении коррупции за пределами органов государственного управления. Обеспечивать, чтобы система государственной ответственности или ответственности по закону (подотчетность) принимала во внимание последствия бесчестного поведения государственных должностных лиц.10
Избирать такие гласные процедуры для государственных поставок, которые способствуют справедливой конкуренции и отпугивают лиц, намеренных извлечь незаконную выгоду путем коррупции.
Рекомендовать депутатам принятие кодексов поведения и содействовать развитию таких правил финансирования политических партий и избирательных компаний, которые препятствуют проявлению коррупции. Гарантировать, чтобы средства массовой информации могли беспрепятственно получать и распространять информацию по вопросам коррупции.
Гарантировать, чтобы гражданским правом принималась во внимание необходимость борьбы с коррупцией, и в частности, предусматривались эффективные средства судебной защиты тех, чьим правам и интересам нанесен ущерб в результате коррупции.
Поддерживать научные исследования по коррупции. Обеспечивать, чтобы во всех аспектах борьбы с коррупцией принимались во внимание возможные связи с организованной преступностью и отмыванием денег. Максимально расширять международное сотрудничество во всех областях борьбы с коррупцией.11
Таковы двадцать руководящих принципов Совета Европы, направленных на противодействие коррупции. В целях содействия динамичному движению к эффективному предотвращению коррупции и борьбе с ней, Комитет министров Совета Европы просит органы власти стран применять эти принципы в своих внутренних законодательствах и практике. 12Далее, представляется, несколько слов надо сказать о том, как закреплены принципы реализации антикоррупционных стандартов служебного поведения в некоторых государствах, в частности государствах - участниках Содружества Независимых Государств.
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. "О противодействии коррупции" определяет, что противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:13
- признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
- законность;
- публичность и открытость
деятельности государственных
- неотвратимость
- комплексное использование
политических, организационных, информационно-
- приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
- сотрудничество государства
с институтами гражданского
В Законе Республики Казахстан от 2 июля 1998 г. N 267-1 "О борьбе с коррупцией" борьба с коррупцией осуществляется на основе:15
- равенства всех перед законом и судом;
- обеспечения четкой правовой
регламентации деятельности
- совершенствования структуры государственного аппарата, кадровой работы и процедуры решения вопросов, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц;
- приоритета защиты прав
и законных интересов