Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:12, реферат
Целью данной работы является исследование сущности занятости и трудоустройства населения РФ.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
показывается понятие занятости и трудоустройства населения;
характеризуются права граждан в сфере содействия занятости;
определяются основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости;
характеризуется правовой статус безработного;
устанавливается размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице;
определяются актуальные проблемы правового регулирования занятости и трудоустройства населения РФ.
Глава 1..Общая характеристика занятости и трудоустройства населения РФ 3
1.1 Понятие занятости и трудоустройства в РФ 5
1.2 Права граждан в сфере содействия занятости. 13
1.3 Основные направления политики РФ в сфере сожействия знятости. 15
Глава 2. Особенности правового регулирования безработных граждан в РФ 20
2.1. Признание граждан безработными и их основные права. 20
2.2 Порядок регистрации безработных граждан в органах государственной службы занятости. 24
2.3 Размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице 28
Глава 3. Актуальные вопросы Законодательства о занятости и трудоустройстве населения РФ. 35
Заключение. 42
Список литературы: 44
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЯЗАНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
Кафедра политологии и социальных наук
РЕФЕРАТ
ПО КУРСУ
«Занятость населения и ее регулирование»
ПО ТЕМЕ:
«Правовые основы занятости населения»
Рязань 2013 г.
Содержание.
Глава 1..Общая характеристика занятости и трудоустройства населения РФ 3
1.1 Понятие занятости и трудоустройства в РФ 5
1.2 Права граждан в сфере содействия занятости. 13
1.3 Основные направления политики РФ в сфере сожействия знятости. 15
Глава 2. Особенности правового регулирования безработных граждан в РФ 20
2.1. Признание граждан безработными и их основные права. 20
2.2 Порядок регистрации безработных граждан в органах государственной службы занятости. 24
2.3 Размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице 28
Глава 3. Актуальные вопросы Законодательства о занятости и трудоустройстве населения РФ. 35
Заключение. 42
Список литературы: 44
ВВЕДЕНИЕ
Правовой механизм государственной
политики в области занятости
и трудоустройства в настоящее
время включает две основные группы
норм. Нормы первой группы направлены
на защиту работников от необоснованных
увольнений и выплату денежных сумм,
имеющих компенсационный
Российское законодательство о
занятости и трудоустройстве
представляет собой систему нормативных
актов, основанную на Конституции РФ,
которая в ст. 37 провозглашает
свободу труда, а также право
каждого на защиту от безработицы. Ведущую
роль в этой системе играет Закон
РФ «О занятости населения в
В целом правовой институт занятости населения имеет комплексный характер, так как включает нормы не только трудового, но и административного, финансового права, права социального обеспечения.
Тема моего реферата – «Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения РФ» – актуальна в силу того, что, во-первых, организационно-правовые формы обеспечения занятости определяются как установленные государством организационные и правовые приёмы и средства, которые способствуют гражданам получить возможность трудиться (или быть охваченными определённой формой занятости) в избранной сфере деятельности согласно призванию, способностям, образованию, выполнять определённую работу на период временной незанятости, а также необходимую профессиональную подготовку для этого, во-вторых, трудоустройство гарантирует реализацию прав граждан в сфере труда и занятости, в-третьих, занятость и трудоустройство непосредственно регулируют деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей.
Целью данной работы является исследование сущности занятости и трудоустройства населения РФ.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
Объектом исследования явились
отношения при осуществлении
управления сферой трудоустройства
и занятости населения и
Предметом стали нормы российского и международного законодательства, призванные регулировать занятость и трудоустройство населения РФ.
Методологической основой
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ РФ.
1.1 Понятие занятости и трудоустройства в РФ
Проблема занятости
Закон о занятости в первой главе «Общие положения» дает определения важнейших понятий в сфере занятости, а также участвующих в этой сфере субъектов.
Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. При этом гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме (физической, психологической, нравственной) не допускается, если иное не предусмотрено законом. Как видно из этой статьи, любая деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается легальной занятостью. Между тем можно предположить, что деятельность граждан, осуществляемая с нарушением действующего законодательства или прямо ему противоречащая, может быть охарактеризована как занятость незаконная или нелегальная.1
Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности. К числу занятых действующее законодательство (ст. 2 Закона о занятости) относит следующих граждан:
а) работающих по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющих работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющих иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;
б) зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
в) занятых в подсобных промыслах и реализующих продукцию по договорам;
г) выполняющих работы по гражданско-правовым договорам (договор подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей);
д) избранных, назначенных или утвержденных на оплачиваемую должность;
е) проходящих военную службу, а также службу в органах внутренних дел;
ж) проходящих очный курс обучения
в общеобразовательных
з) временно отсутствующих на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами.
и) являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.
Среди прав, составляющих содержание
правового статуса гражданина в
сфере занятости, важнейшим следует
признать их право на выбор места
работы. Это свое право граждане
реализуют путем прямого
При этом важно подчеркнуть, что
несовершеннолетние в возрасте от 14
до 18 лет также имеют право
на бесплатную консультацию и бесплатное
получение информации в органах
службы занятости в целях выбора
профессии и возможности
По мнению профессора О.В. Смирнова, с целью эффективной занятости было бы целесообразно ставить на учет в службе занятости и тех трудоспособных граждан, которые имеют работу, но не удовлетворены характером или условиями труда и намерены сменить место работы. Это придало бы организованный характер стихийному движению рабочей силы.
Впервые в нашем законодательстве
легализуется право граждан на профессиональную
деятельность в период их пребывания
за границей, а также право на
самостоятельный поиск работы и
трудоустройства за границей. Для
этого заключаются
Если учесть возможность свободного
выезда наших граждан и благоприятные
условия найма и оплаты труда
за границей, то можно предвидеть, какое
противоречивое значение может иметь
зарубежная миграция в нашей стране.
Это учитывается, в частности, Федеральной
целевой программой содействия занятости
населения РФ, которая предусматривает
совершенствование правового
Основные права трудящихся-
Так же стоит учитывать, что законодательство
РФ о занятости населения
Государство же наряду с органами службы занятости населения и работодателями, играет активную роль, осуществляя политику в области занятости населения. При этом важно подчеркнуть, что государство проводит политику содействия реализации прав, нацеленную на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Трудоустройство выступает в качестве важнейшего способа содействия занятости и относится к мероприятиям по активной политике занятости.
В юридической литературе встречаются
разные подходы к определению
роли трудоустройства. Так, О.М. Медведев
отмечает, что трудоустройство является
одной из организационно-правовых форм
обеспечения занятости. Последние
определяются как установленные
государством организационные и
правовые приемы и средства, которые
способствуют гражданам получить возможность
трудиться в избранной сфере
деятельности согласно призванию, способностям,
образованию, выполнять определенную
работу на период временной незанятости,
а также необходимую
Одним из признаков трудоустройства является участие в нем посреднических органов (как государственных, так и негосударственных).
В современных условиях, когда проблема безработицы обостряется и, как следствие, возрастает необходимость государственного регулирования рынка труда, трудоустройство направлено, прежде всего, на обеспечение рационального использования трудовых ресурсов также с учетом интересов основных субъектов на рынке труда - работников и работодателей, а также государства.
Трудоустройство-это система