Правовые основы занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:12, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование сущности занятости и трудоустройства населения РФ.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
показывается понятие занятости и трудоустройства населения;
характеризуются права граждан в сфере содействия занятости;
определяются основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости;
характеризуется правовой статус безработного;
устанавливается размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице;
определяются актуальные проблемы правового регулирования занятости и трудоустройства населения РФ.

Содержание работы

Глава 1..Общая характеристика занятости и трудоустройства населения РФ 3
1.1 Понятие занятости и трудоустройства в РФ 5
1.2 Права граждан в сфере содействия занятости. 13
1.3 Основные направления политики РФ в сфере сожействия знятости. 15
Глава 2. Особенности правового регулирования безработных граждан в РФ 20
2.1. Признание граждан безработными и их основные права. 20
2.2 Порядок регистрации безработных граждан в органах государственной службы занятости. 24
2.3 Размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице 28
Глава 3. Актуальные вопросы Законодательства о занятости и трудоустройстве населения РФ. 35
Заключение. 42
Список литературы: 44

Файлы: 1 файл

referat_po_karine.docx

— 74.19 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГУМАНИТАРНЫЙ  ИНСТИТУТ

Кафедра политологии и  социальных наук

РЕФЕРАТ

ПО  КУРСУ

 «Занятость населения и ее регулирование»

ПО  ТЕМЕ:

 

 

«Правовые основы занятости населения»

 

                                                                                       Выполнил:

                                                                            Студент гр.969

                                                                   Дорошко Е.М

                                                        Проверила:

                                                                              Арутюнян К.С

 

                                                      

 

 

Рязань 2013 г.

Содержание.

Глава 1..Общая характеристика занятости и трудоустройства населения РФ 3

1.1 Понятие занятости и трудоустройства в РФ 5

1.2 Права граждан в сфере содействия занятости. 13

1.3 Основные направления политики РФ в сфере сожействия знятости. 15

Глава 2.  Особенности правового регулирования безработных граждан в РФ      20

2.1. Признание граждан безработными и их основные права. 20

2.2 Порядок регистрации безработных граждан в органах государственной службы занятости. 24

2.3 Размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице 28

Глава 3. Актуальные вопросы Законодательства о занятости и трудоустройстве населения РФ. 35

Заключение. 42

Список литературы: 44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Правовой механизм государственной  политики в области занятости  и трудоустройства в настоящее  время включает две основные группы норм. Нормы первой группы направлены на защиту работников от необоснованных увольнений и выплату денежных сумм, имеющих компенсационный характер. Они содержатся в основном в ТК РФ. Во вторую группу входят правовые нормы, непосредственно регулирующие занятость, трудоустройство и его формы, объем льгот и гарантий лицам, которые потеряли работу и нуждаются  в поддержке государства.

Российское законодательство о  занятости и трудоустройстве  представляет собой систему нормативных  актов, основанную на Конституции РФ, которая в ст. 37 провозглашает  свободу труда, а также право  каждого на защиту от безработицы. Ведущую  роль в этой системе играет Закон  РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

В целом правовой институт занятости  населения имеет комплексный  характер, так как включает нормы  не только трудового, но и административного, финансового права, права социального обеспечения.

Тема моего реферата – «Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения РФ» – актуальна в силу того, что, во-первых, организационно-правовые формы обеспечения занятости определяются как установленные государством организационные и правовые приёмы и средства, которые способствуют гражданам получить возможность трудиться (или быть охваченными определённой формой занятости) в избранной сфере деятельности согласно призванию, способностям, образованию, выполнять определённую работу на период временной незанятости, а также необходимую профессиональную подготовку для этого, во-вторых, трудоустройство гарантирует реализацию прав граждан в сфере труда и занятости, в-третьих, занятость и трудоустройство непосредственно регулируют деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей.

Целью данной работы является исследование сущности занятости и трудоустройства  населения РФ.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:

  • показывается понятие занятости и трудоустройства населения;
  • характеризуются права граждан в сфере содействия занятости;
  • определяются основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости;
  • характеризуется правовой статус безработного;
  • устанавливается размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице;
  • определяются актуальные проблемы правового регулирования занятости и трудоустройства населения РФ.

Объектом исследования явились  отношения при осуществлении  управления сферой трудоустройства  и занятости населения и проведении государственной политике в области  трудоустройства, правового регулирования  занятости и трудоустройства  населения РФ, основанные на взаимодействии государства, юридических и физических лиц.

Предметом стали нормы российского и международного законодательства, призванные регулировать занятость и трудоустройство населения РФ.

Методологической основой реферата явились общенаучный диалектический и частнонаучные методы познания: историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-логический, формально-юридический, метод системного анализа и другие методы научного познания.

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА  НАСЕЛЕНИЯ РФ.

1.1 Понятие занятости и  трудоустройства в РФ

Проблема занятости трудоспособного  населения рассматривается во всем мире как одна из наиболее приоритетных, поскольку она непосредственно связана в первую очередь с перспективами социальной стабильности государства. Вместе с тем сложность и динамизм происходящих изменений требуют детального анализа состояния и тенденций занятости, разработки и принятия адекватных мер по регулированию и обеспечению занятости населения.

Закон о занятости в первой главе  «Общие положения» дает определения  важнейших понятий в сфере  занятости, а также участвующих  в этой сфере субъектов.

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением  личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. При этом гражданам  принадлежит исключительное право  распоряжаться своими способностями  к производительному, творческому  труду. Принуждение к труду в  какой-либо форме (физической, психологической, нравственной) не допускается, если иное не предусмотрено законом. Как видно  из этой статьи, любая деятельность граждан, связанная с удовлетворением  личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается легальной занятостью. Между  тем можно предположить, что деятельность граждан, осуществляемая с нарушением действующего законодательства или  прямо ему противоречащая, может  быть охарактеризована как занятость незаконная или нелегальная.1

Незанятость граждан не может служить  основанием для привлечения их к  административной и иной ответственности. К числу занятых действующее  законодательство (ст. 2 Закона о занятости) относит следующих граждан:

а) работающих по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющих работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющих иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;

б) зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

в) занятых в подсобных промыслах  и реализующих продукцию по договорам;

г) выполняющих работы по гражданско-правовым договорам (договор подряда), а также  члены производственных кооперативов (артелей);

д) избранных, назначенных или утвержденных на оплачиваемую должность;

е) проходящих военную службу, а  также службу в органах внутренних дел;

ж) проходящих очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего  профессионального образования  и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости;

з) временно отсутствующих на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами.

и) являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных  организаций (объединений), благотворительных  и иных фондов, объединений юридических  лиц (ассоциаций и союзов), которые  не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Среди прав, составляющих содержание правового статуса гражданина в  сфере занятости, важнейшим следует  признать их право на выбор места  работы. Это свое право граждане реализуют путем прямого обращения  к работодателю – организации, обладающей правами юридического лица, либо физическому  лицу, занимающемуся предпринимательством или нуждающемуся в обслуживании личного потребительского хозяйства. По обоюдному согласию сторон заключается  трудовой договор. Наряду с этим право на выбор места работы может быть реализовано путем бесплатного посредничества органов службы занятости или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения (п. 1 ст. 8 Закон о занятости)2.

При этом важно подчеркнуть, что  несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право  на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах  службы занятости в целях выбора профессии и возможности профессионального  обучения. Граждане имеют также право  на бесплатные профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.

По мнению профессора О.В. Смирнова, с целью эффективной занятости  было бы целесообразно ставить на учет в службе занятости и тех  трудоспособных граждан, которые имеют  работу, но не удовлетворены характером или условиями труда и намерены сменить место работы. Это придало  бы организованный характер стихийному движению рабочей силы.

Впервые в нашем законодательстве легализуется право граждан на профессиональную деятельность в период их пребывания за границей, а также право на самостоятельный поиск работы и  трудоустройства за границей. Для  этого заключаются межгосударственные соглашения, предусматривающие численность  миграционных потоков, их квалификационный состав, срок и условия найма.

Если учесть возможность свободного выезда наших граждан и благоприятные  условия найма и оплаты труда  за границей, то можно предвидеть, какое  противоречивое значение может иметь  зарубежная миграция в нашей стране. Это учитывается, в частности, Федеральной  целевой программой содействия занятости  населения РФ, которая предусматривает  совершенствование правового механизма  миграционных и иммиграционных потоков  с целью осуществления трудовой деятельности.

Основные права трудящихся-мигрантов  закрепляются и в международно-правовых актах, в частности, в Конвенции  МОТ №97 «О трудящихся мигрантах» (1949г.), №143 «О злоупотреблениях в области  миграции и обеспечении трудящимся мигрантам равенства и обращения» (1975г.), № 157 «Об установлении международной  системы сохранения прав в области  социального обеспечения» (1982 г.) и  др.

Так же стоит учитывать, что законодательство РФ о занятости населения распространяется не только на граждан России, но и  на иностранных граждан, а также  на лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами.

Государство же наряду с органами службы занятости населения и  работодателями, играет активную роль, осуществляя политику в области  занятости населения. При этом важно  подчеркнуть, что государство проводит политику содействия реализации прав, нацеленную на полную, продуктивную и  свободно избранную занятость.

Трудоустройство выступает в качестве важнейшего способа содействия занятости  и относится к мероприятиям по активной политике занятости.

В юридической литературе встречаются  разные подходы к определению  роли трудоустройства. Так, О.М. Медведев отмечает, что трудоустройство является одной из организационно-правовых форм обеспечения занятости. Последние  определяются как установленные  государством организационные и  правовые приемы и средства, которые  способствуют гражданам получить возможность  трудиться в избранной сфере  деятельности согласно призванию, способностям, образованию, выполнять определенную работу на период временной незанятости, а также необходимую профессиональную подготовку для этого.

Одним из признаков трудоустройства  является участие в нем посреднических органов (как государственных, так  и негосударственных).

В современных условиях, когда проблема безработицы обостряется и, как  следствие, возрастает необходимость  государственного регулирования рынка труда, трудоустройство направлено, прежде всего, на обеспечение рационального использования трудовых ресурсов также с учетом интересов основных субъектов на рынке труда - работников и работодателей, а также государства.

Трудоустройство-это система организационно-правовых мер, осуществляемых государством в  целях обеспечения трудовой занятости  населения. Трудоустраиваемым, по общему правилу, является физическое лицо, которое  обращается в орган по трудоустройству  с целью получения содействия в подыскании подходящей работы и  устройстве на нее. Основную группу трудоустраиваемых  составляют граждане РФ. В качестве трудоустраиваемых могут выступать и иностранные граждане, а также лица без гражданства (ст.6 Закона о занятости). Вместе с тем законодательство о занятости закрепляет принцип приоритета граждан РФ при занятии вакантных рабочих мест, что выражается в существовании особых правил привлечения иностранной рабочей силы на территории РФ.3

Информация о работе Правовые основы занятости населения