Правовые основы занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:12, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование сущности занятости и трудоустройства населения РФ.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
показывается понятие занятости и трудоустройства населения;
характеризуются права граждан в сфере содействия занятости;
определяются основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости;
характеризуется правовой статус безработного;
устанавливается размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице;
определяются актуальные проблемы правового регулирования занятости и трудоустройства населения РФ.

Содержание работы

Глава 1..Общая характеристика занятости и трудоустройства населения РФ 3
1.1 Понятие занятости и трудоустройства в РФ 5
1.2 Права граждан в сфере содействия занятости. 13
1.3 Основные направления политики РФ в сфере сожействия знятости. 15
Глава 2. Особенности правового регулирования безработных граждан в РФ 20
2.1. Признание граждан безработными и их основные права. 20
2.2 Порядок регистрации безработных граждан в органах государственной службы занятости. 24
2.3 Размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице 28
Глава 3. Актуальные вопросы Законодательства о занятости и трудоустройстве населения РФ. 35
Заключение. 42
Список литературы: 44

Файлы: 1 файл

referat_po_karine.docx

— 74.19 Кб (Скачать файл)

Правоотношения между трудоустраиваемым  гражданином и трудоустраивающим  органом устанавливаются на основании  обращения гражданина в указанный  орган в целях получения содействия в поиске походящей работы и устройства на нее. Современная правовая организация  трудоустройства в РФ отличается тем, что основная роль отводится  органам государственной службы занятости. Последние обязаны принят заявление гражданина, осуществить его регистрацию и оказать услуги по подысканию для него подходящей работы. Данные органы осуществляют также учет профессиональной квалификации безработных, содействие в профориентации, переобучении и переподготовке; выдают направления трудоустраиваемым гражданам на подходящие вакантные рабочие места в конкретную организацию; предлагают варианты самостоятельного поиска работы, оказывают иные услуги.

Орган трудоустройства обязан зарегистрировать обратившегося с заявлением гражданина, оказать ему содействие в получении  подходящей работы или приобретении специальности. Притязания гражданина на трудоустройство не могут быть конкретными в отношении места  будущей работы, поскольку орган  трудоустройства не берет на себя обязательств по устройству на работу в определенную организацию. Его  задача – подыскать работу, подходящую главным образом по специальности  и квалификации с учетом способностей гражданина. Сроки трудоустройства  законом не установлены. Трудоустройство  длится, как правило, до тех пор, пока гражданин не будет устроен на работу или на производственное обучение. Исходя из принципа свободы труда, правоотношения с органом трудоустройства всегда могут быть прекращены по инициативе гражданина. Он вправе отказаться от услуг  в устройстве на работу, как до получения  направления, так и после получения, поскольку направление не создает  каких-либо правовых последствий для трудоустраиваемого. Оно порождает обязанность лишь для работодателя, которому адресовано органом трудоустройства.

Органы трудоустройства, находящиеся  в ведении Федеральной государственной  службы занятости, призваны выполнять  посреднические функции, и они, как  правило, не обладают административно-правовыми  полномочиями по отношению к работодателю. Однако Закон о занятости населения  предусмотрел право местных органов  государственной власти устанавливать  для работодателей определенное количество рабочих мест (квоту) для  приема на работу инвалидов, отдельных  категорий населения (выпускников  общеобразовательных учреждений, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и т.п.). Прежде всего, обязательным для  работодателя будет направление  на трудоустройство лиц в счет квоты рабочих мест. Квота представляет собой минимальное количество лиц, подлежащих трудоустройству работодателем, которое устанавливается в процентном отношении к общему числу рабочих мест. Такие квоты устанавливаются для лиц, нуждающихся в особой социальной защите и прежде всего имеющих ограничения в трудоспособности. Например, квотирование рабочих мест для инвалидов прямо предусмотрено ФЗ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ». Согласно ст. 21 этого закона организациям, численность работников в которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 %). Выполнение таких квот обеспечивается экономическими санкциями. Так, в случае невыполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов, работодатели ежемесячно должны перечислять в бюджеты субъекта Федерации обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты.

Акт направления на работу, принятый органом трудоустройства, имеет  двоякую юридическую силу: в одних  случаях он рекомендует (но не обязывает) принять гражданина на работу, в  других (прямо предусмотренных законом) – порождает обязанность работодателя заключить с трудоустраиваемым  трудовой договор (контракт). Отказ в приеме на работу и на профессиональное обучение лиц, направленных в счет квоты, может быть обжалован в судебном порядке. При отказе в приеме на работу заключивших договоры выпускников вузов, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений работодатель обязан производить целевые финансовые отчисления в фонд занятости в размере среднего заработка работника данной категории за год4. Неисполнение этой обязанности может повлечь для работодателя привлечение к административной ответственности в виде штрафа, налагаемого в судебном порядке.

Таким образом, важно отметить, что  трудоустройство служит юридической  гарантией реализации прав граждан  в сфере труда и занятости. Прежде всего, оно выступает гарантией  реализации права на труд. Трудоустройство является также гарантией осуществления права граждан на защиту от безработицы, права на полную, продуктивную и свободно избранную занятость и иных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Права граждан в сфере  содействия занятости

Основные права граждан в  сфере труда и занятости закрепляются в ст. 37 Конституции РФ. В частности, каждый имеет право свободно распоряжаться  своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а  также право на защиту от безработицы. В других статьях Конституции РФ конкретизируются иные возможности в сфере занятости (право граждан трудиться в качестве государственного служащего (ч. 4 ст. 32); право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34)

Закон о занятости закрепляет также  право каждого на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Международно-правовые акты конкретизируют содержание данного права. Так, в  соответствии с Конвенцией МОТ № 122 «О политике в области занятости» (1966 г.) данная политика имеет целью  обеспечение того, чтобы имелась  работа для всех, кто готов приступить к работе и ищет се (содействие полной занятости), чтобы такая работы была как можно более продуктивной (продуктивная занятость). Свободная  же занятость предполагает существование  свободы выбора занятости и самые  широкие возможности для каждого  трудящегося в переподготовке и  использовании своих навыков  и способностей для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, иностранного или социального  происхождения.

Граждане имеют право на выбор  места работы путем прямого обращения  к работодателю, или путем бесплатного  посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций  по содействию в трудоустройстве  населения. Таким образом определяется основа правовой организации трудоустройства в Российской Федерации.

Граждане имеют право на самостоятельный  поиск работы и трудоустройство  за пределами территории Российской Федерации, что в Законе о занятости  сформулировано как право граждан  на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации (ст. 10). Основные права трудящихся-мигрантов закрепляются и в международно-правовых актах, в частности, в Конвенциях МОТ № 97 «О трудящихся-мигрантах» (1949 г.), № 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся мигрантам равенства возможностей и обращения» (1975 г.), № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982 г.) и др.

Граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов  службы занятости и их должностных  лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в  порядке, установленном законодательством  РФ.

Закон о занятости закрепляет также  право граждан на консультацию, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и получение информации в органах  службы занятости. В частности, граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в  целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального  обучения (ст. 9). Несовершеннолетние в  возрасте от 14 до 18 лет также имеют  право на бесплатную консультацию и  бесплатное получение информации в  органах службы занятости в целях  выбора профессии и возможности  получения профессионального обучения.

В качестве вывода можно констатировать, что российский рынок труда характеризуется  существованием безработицы и рядом  связанных с ней проблем.

 

 

 

 

 

 

1.3 Основные направления  политики Российской Федерации  в сфере содействия занятости.

В Российской Федерации создана  основательная правовая база по вопросам регулирования труда и занятости  населения. Эти вопросы находят  свое отражение в Конституции  РФ, в Трудовом кодексе РФ и в  Законе РФ «О занятости населения  в РФ». В статье 37 Конституции  РФ установлены основы занятости  населения о свободе труда, запрещении принудительного труда, о вознаграждении за труд без какой-либо дискриминации, о праве свободно распоряжаться  способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Направления политики государства  в сфере содействия следуют также  из международно-правовых актов. Так, указание на необходимость создания государством условий для наиболее полного  существования права на труд содержится также в Международном пакте  об экономических, социальных и культурных правах (ст. 6). Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 23 провозглашает право каждого на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы, в то время как ст. 25 этого документа указывает на право каждого рассчитывать на такой жизненный уровень, который позволял бы формировать и проявлять себя как личность, принимать непосредственное участие в производстве материальных и духовных благ.

Ряд конвенций и рекомендаций МОТ  посвящен отдельным аспектам политики государств в сфере содействия занятости. В частности, Конвенция № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.), Конвенция № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983г.), Конвенция № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы»-не ратифицирована (1988г.) и др. Примечательно, что на своей первой сессии в 1919г. МОТ принял Конвенцию «О безработице», в которой отражены основные подходы к регулированию деятельности бесплатных государственных бюро занятости. При определении правового статуса негосударственных агентств по трудоустройству целесообразно учитывать положения Конвенции МОТ № 181 (1997 г.) «О частных агентствах занятости», согласно которой указанные агентства могут способствовать более эффективному функционированию рынка труда, одновременно указывая на необходимость создания гарантий социальной защиты граждан, ищущих работу при посредничестве данных агентств.

В современных условиях особую актуальность приобретает анализ документов, принятых на уровне Совета Европы, в которых  аспекты содействия занятости также  остаются без внимания. В частности, Конвенция о защите прав человека и основных свобод запрещает принудительный труд (ст.4). Европейская социальная хартия содержит указание на обязательства  государств «обеспечить эффективную  защиту права трудящихся зарабатывать себе на жизнь свободно избранным  трудом».

Основные направления политики российского государства по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную  занятость закреплены в ст. 5 Закона о занятости среди которых, частности, следующие:

-развитие трудовых ресурсов, повышение  их мобильности, защита национального  рынка труда;

-обеспечение равных возможностей  всем гражданам РФ независимо  от национальности, пола, возраста, социального положения, политических  убеждений и отношения к религии  в реализации права на добровольный  труд и свободный выбор занятости;

-создание условий, обеспечивающих  достойную жизнь и свободное  развитие человека;

-поддержка трудовой и предпринимательской  инициативы граждан, осуществляемой  в рамках законности, содействие  развитию их способностей к  производительному, творческому  труду;

-осуществление мероприятий, способствующих  занятости граждан, испытывающих  трудности в поиске работы;

-предупреждение массовой и сокращение  длительной (более одного года) безработицы;

-поощрение работодателей, сохраняющих  действующие и создающих новые  рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

-объединение усилий участников  рынка труда и согласованность  их действий при реализации  мероприятий по содействию занятости  населения;

-координация деятельности государственных  органов, профессиональных союзов, иных представительных органов  работников и работодателей в  разработке и реализации мер  по обеспечению занятости населения;

-международное сотрудничество  в решении проблем занятости  населения, включая вопросы, связанные  с трудовой деятельностью граждан  Российской Федерации за пределами  территории Российской Федерации  и иностранных граждан на территории  Российской Федерации, соблюдение  международных трудовых норм.

Приведенные выше направления государственной  политики, как правило, получают свое развитие в иных нормативных правовых актах (прежде всего - федеральных и  территориальных программах содействия занятости), а также в коллективных соглашениях с участием органов  государства.

В зависимости от содержания основных направлений государственной политики в сфере занятости можно выделить два ее вида:

1) активную государственную политику  в сфере занятости;

2) пассивную государственную политику  в сфере занятости.

Активной политике свойственно  наличие форм обеспечения занятости, направленных на скорейшее подыскание работы, а также на переобучение и профессиональное обучение безработных, то есть государство устанавливает  дополнительные стимулы для тех, кто пытается получить работу.

Пассивной политике свойственно наличие  повышенных размеров пособий по безработице  и иных мер оказания материальной помощи безработным, то есть поддержание жизненного уровня граждан в период безработицы.

В Российской Федерации, учитывая резкое сокращение максимального и минимального размеров пособия, государственная  политика по обеспечению занятости  является активной, так как низкий размер пособия вынуждает безработных  заниматься самостоятельным поиском  работы.

Информация о работе Правовые основы занятости населения