Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:12, реферат
Целью данной работы является исследование сущности занятости и трудоустройства населения РФ.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
показывается понятие занятости и трудоустройства населения;
характеризуются права граждан в сфере содействия занятости;
определяются основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости;
характеризуется правовой статус безработного;
устанавливается размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице;
определяются актуальные проблемы правового регулирования занятости и трудоустройства населения РФ.
Глава 1..Общая характеристика занятости и трудоустройства населения РФ 3
1.1 Понятие занятости и трудоустройства в РФ 5
1.2 Права граждан в сфере содействия занятости. 13
1.3 Основные направления политики РФ в сфере сожействия знятости. 15
Глава 2. Особенности правового регулирования безработных граждан в РФ 20
2.1. Признание граждан безработными и их основные права. 20
2.2 Порядок регистрации безработных граждан в органах государственной службы занятости. 24
2.3 Размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице 28
Глава 3. Актуальные вопросы Законодательства о занятости и трудоустройстве населения РФ. 35
Заключение. 42
Список литературы: 44
Правоотношения между
Орган трудоустройства обязан зарегистрировать
обратившегося с заявлением гражданина,
оказать ему содействие в получении
подходящей работы или приобретении
специальности. Притязания гражданина
на трудоустройство не могут быть
конкретными в отношении места
будущей работы, поскольку орган
трудоустройства не берет на себя
обязательств по устройству на работу
в определенную организацию. Его
задача – подыскать работу, подходящую
главным образом по специальности
и квалификации с учетом способностей
гражданина. Сроки трудоустройства
законом не установлены. Трудоустройство
длится, как правило, до тех пор, пока
гражданин не будет устроен на
работу или на производственное обучение.
Исходя из принципа свободы труда, правоотношения
с органом трудоустройства
Органы трудоустройства, находящиеся
в ведении Федеральной
Акт направления на работу, принятый
органом трудоустройства, имеет
двоякую юридическую силу: в одних
случаях он рекомендует (но не обязывает)
принять гражданина на работу, в
других (прямо предусмотренных
Таким образом, важно отметить, что трудоустройство служит юридической гарантией реализации прав граждан в сфере труда и занятости. Прежде всего, оно выступает гарантией реализации права на труд. Трудоустройство является также гарантией осуществления права граждан на защиту от безработицы, права на полную, продуктивную и свободно избранную занятость и иных.
1.2 Права граждан в сфере содействия занятости
Основные права граждан в
сфере труда и занятости
Закон о занятости закрепляет также
право каждого на полную, продуктивную
и свободно избранную занятость.
Международно-правовые акты конкретизируют
содержание данного права. Так, в
соответствии с Конвенцией МОТ №
122 «О политике в области занятости»
(1966 г.) данная политика имеет целью
обеспечение того, чтобы имелась
работа для всех, кто готов приступить
к работе и ищет се (содействие полной
занятости), чтобы такая работы была
как можно более продуктивной
(продуктивная занятость). Свободная
же занятость предполагает существование
свободы выбора занятости и самые
широкие возможности для
Граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения. Таким образом определяется основа правовой организации трудоустройства в Российской Федерации.
Граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Российской Федерации, что в Законе о занятости сформулировано как право граждан на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации (ст. 10). Основные права трудящихся-мигрантов закрепляются и в международно-правовых актах, в частности, в Конвенциях МОТ № 97 «О трудящихся-мигрантах» (1949 г.), № 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся мигрантам равенства возможностей и обращения» (1975 г.), № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982 г.) и др.
Граждане вправе обжаловать решения,
действия или бездействие органов
службы занятости и их должностных
лиц в вышестоящий орган службы
занятости, а также в суд в
порядке, установленном
Закон о занятости закрепляет также право граждан на консультацию, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и получение информации в органах службы занятости. В частности, граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения (ст. 9). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора профессии и возможности получения профессионального обучения.
В качестве вывода можно констатировать, что российский рынок труда характеризуется существованием безработицы и рядом связанных с ней проблем.
1.3 Основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости.
В Российской Федерации создана
основательная правовая база по вопросам
регулирования труда и
Направления политики государства в сфере содействия следуют также из международно-правовых актов. Так, указание на необходимость создания государством условий для наиболее полного существования права на труд содержится также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 6). Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 23 провозглашает право каждого на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы, в то время как ст. 25 этого документа указывает на право каждого рассчитывать на такой жизненный уровень, который позволял бы формировать и проявлять себя как личность, принимать непосредственное участие в производстве материальных и духовных благ.
Ряд конвенций и рекомендаций МОТ посвящен отдельным аспектам политики государств в сфере содействия занятости. В частности, Конвенция № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.), Конвенция № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983г.), Конвенция № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы»-не ратифицирована (1988г.) и др. Примечательно, что на своей первой сессии в 1919г. МОТ принял Конвенцию «О безработице», в которой отражены основные подходы к регулированию деятельности бесплатных государственных бюро занятости. При определении правового статуса негосударственных агентств по трудоустройству целесообразно учитывать положения Конвенции МОТ № 181 (1997 г.) «О частных агентствах занятости», согласно которой указанные агентства могут способствовать более эффективному функционированию рынка труда, одновременно указывая на необходимость создания гарантий социальной защиты граждан, ищущих работу при посредничестве данных агентств.
В современных условиях особую актуальность приобретает анализ документов, принятых на уровне Совета Европы, в которых аспекты содействия занятости также остаются без внимания. В частности, Конвенция о защите прав человека и основных свобод запрещает принудительный труд (ст.4). Европейская социальная хартия содержит указание на обязательства государств «обеспечить эффективную защиту права трудящихся зарабатывать себе на жизнь свободно избранным трудом».
Основные направления политики российского государства по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость закреплены в ст. 5 Закона о занятости среди которых, частности, следующие:
-развитие трудовых ресурсов, повышение
их мобильности, защита
-обеспечение равных
-создание условий,
-поддержка трудовой и
-осуществление мероприятий,
-предупреждение массовой и
-поощрение работодателей,
-объединение усилий
-координация деятельности
-международное сотрудничество
в решении проблем занятости
населения, включая вопросы,
Приведенные выше направления государственной политики, как правило, получают свое развитие в иных нормативных правовых актах (прежде всего - федеральных и территориальных программах содействия занятости), а также в коллективных соглашениях с участием органов государства.
В зависимости от содержания основных
направлений государственной
1) активную государственную
2) пассивную государственную
Активной политике свойственно наличие форм обеспечения занятости, направленных на скорейшее подыскание работы, а также на переобучение и профессиональное обучение безработных, то есть государство устанавливает дополнительные стимулы для тех, кто пытается получить работу.
Пассивной политике свойственно наличие повышенных размеров пособий по безработице и иных мер оказания материальной помощи безработным, то есть поддержание жизненного уровня граждан в период безработицы.
В Российской Федерации, учитывая резкое сокращение максимального и минимального размеров пособия, государственная политика по обеспечению занятости является активной, так как низкий размер пособия вынуждает безработных заниматься самостоятельным поиском работы.