Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:12, реферат
Целью данной работы является исследование сущности занятости и трудоустройства населения РФ.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
показывается понятие занятости и трудоустройства населения;
характеризуются права граждан в сфере содействия занятости;
определяются основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости;
характеризуется правовой статус безработного;
устанавливается размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице;
определяются актуальные проблемы правового регулирования занятости и трудоустройства населения РФ.
Глава 1..Общая характеристика занятости и трудоустройства населения РФ 3
1.1 Понятие занятости и трудоустройства в РФ 5
1.2 Права граждан в сфере содействия занятости. 13
1.3 Основные направления политики РФ в сфере сожействия знятости. 15
Глава 2. Особенности правового регулирования безработных граждан в РФ 20
2.1. Признание граждан безработными и их основные права. 20
2.2 Порядок регистрации безработных граждан в органах государственной службы занятости. 24
2.3 Размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице 28
Глава 3. Актуальные вопросы Законодательства о занятости и трудоустройстве населения РФ. 35
Заключение. 42
Список литературы: 44
В упоминавшихся Конвенциях так же указывалось на то, что, политика государства должна быть направлена на развитие социального партнерства на всех уровнях, разработку механизма взаимодействия органов исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников при решении проблем занятости населения на отраслевых рынках труда.
Закон о занятости также закрепляет право профсоюзов на участие в разработке государственной политики в области содействия занятости населения (ст.21). Особенно важным является участие профсоюзов в проведении мероприятий, связанных с массовыми высвобождением работников.
Примечательно, что в отношении
отдельных категорий граждан, особо
нуждающихся в социальной защите
на рынке труда, государство принимает
на себя обязательства по созданию
повышенных гарантий в сфере их трудоустройства
(квотирование рабочих мест для инвалидов
и молодежи, создание специальных
программ трудоустройства и др.),
что позволяет говорить об обеспечении
их занятости. Подобные обязательства
государства конкретизируются в
нормативных правовых актах, в том
числе в принимаемых
Государственная политика занятости
как отражение стратегии
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗРАБОТНЫХ
2.1 Признание граждан
Трудовое право уделяет
Безработными признаются трудоспособные
граждане, которые не имеют работы
и заработка, зарегистрированы в
органах службы занятости в целях
поиска подходящей работы, ищут работу
и готовы приступить к ней. Исходя
из законодательно закрепленного определения,
можно выделить следующие условия
признания граждан
1) достижение 16 летнего возраста;
2) отсутствие работы и заработка;
3) регистрация в органах службы
занятости в целях поиска
4) отсутствие подходящей работы;
5) поиск работы самим
Безработными могут быть признаны только трудоспособные граждане, достигшие 16 летнего возраста, которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ не назначена трудовая пенсия по старости (по возрасту) или за выслугу лет. Не относятся к трудоспособным граждане, являющиеся инвалидами 1-ой группы.5
Безработным может быть признан только гражданин, не имеющий работы и заработка. Статус безработного не присваивается гражданам, занимающимся деятельностью, указанной в ст. 2 Закона «О занятости населения в РФ», то есть работающим по трудовому, гражданско-правовому, авторскому договору, в кооперативе на основании членства, обучающимся на очном отделении в профессиональном учебном заведении и т. д.
В качестве заработка не учитывается
выплата выходного пособия и
сохраняемого среднего заработка гражданам,
уволенным из организаций либо с
военной службы в связи с ликвидацией,
сокращением численности и
Однако не считаются безработными лица: не достигшие шестнадцатилетнего возраста; пенсионеры по возрасту, получающие пенсию за выслугу лет; отказавшиеся дважды в течение 10 дней со дня регистрации в службе занятости от предложенной подходящей работы, а впервые ищущие работу - единожды отказавшиеся от профессионального обучения или предложенной оплачиваемой работы; осужденные по приговору суда, вступившего в законную силу к исправительным работам без лишения свободы, и наказанные в виде лишения свободы.
Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.
Безработными могут быть признаны только те граждане, которые зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Готовность приступить к работе - такое условие, которое носит чисто субъективный характер и определяет отношение гражданина к труду, его желание трудиться. Если гражданин обращается в службу занятости не с целью поиска работы, а с одним лишь намерением получать пособие по безработице, то это четко проявляется в многократных отказах от подходящей работы, что дает право службе занятости отказать в регистрации данному гражданину или применить соответствующие санкции.
Решение о признании гражданина
безработным принимается
Таким образом, государственная политика
в области занятости
С момента получения гражданином статуса безработного, между ним и государством в лице органов службы занятости возникают взаимные права и обязанности. Закон о занятости закрепляет широкий спектр прав граждан, признанных в установленном порядке безработными, которые условно можно подразделить на две группы:
-правомочия, направленные на реализацию права на труд;
-правомочия, обеспечивающие социальную
поддержку и материальную
Право граждан на труд может быть реализовано как путем прямого обращения к работодателям, так и через бесплатное посредничество службы занятости. В первом случае оно осуществляется путем заключения трудового договора (контракта). Во втором случае обращение граждан к службе занятости порождает обязанность соответствующих государственных органов зарегистрировать гражданина в качестве безработного и оказать ему посреднические услуги при поиске подходящей работы.
Право на трудоустройство может быть реализовано различным образом и включает в себя следующие правомочия безработного:
1) Право на получение подходящей работы (ст. 4 Закона о занятости);
2) Право на выбор места работы
(ст.8 Закона о занятости), в том
числе возможность
3) Право на бесплатные
Правомочия, обеспечивающие социальную
поддержку и материальную помощь
безработному в период поиска работы,
также закреплены в Законе о занятости,
где предусмотрен широкий перечень
мер социальной защиты. Государство
гарантирует безработным
2.2 Порядок регистрации безработных граждан в органах государственной службы занятости.
Трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, ищущие работу и готовые приступить к ней и обратившиеся в государственные учреждения службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, регистрируются в установленном законом порядке.
В целях трудоустройства
При первичной регистрации от граждан
не требуется никаких документов.
Она осуществляется в целях учета
общей численности безработных.
При этом предполагается, что органы
занятости должны фиксировать в
регистрационных документах сведения
об обратившемся гражданине. На практике,
как правило, такой учет не ведется,
а процедура первичной
Регистрация граждан в целях подходящей работы осуществляется органом занятости по месту жительства гражданина со дня представления им необходимых документов:
паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
трудовой книжки или иных документов, подтверждающих трудовой стаж;
документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию;
справка о среднем заработке по последнему месту работы.
Инвалиды в дополнение к этим документам предъявляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалидов, выданные в установленном порядке. Если гражданин не имеет инвалидности, но имеет другие ограничения в трудовой деятельности (например, хроническое заболевание), то он должен предоставить соответствующие медицинские документы.
Органы по вопросам занятости в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы. Гражданину, впервые ищущему работу и не имеющему профессии, орган занятости может предложить два варианта получения профессиональной подготовки. Если предложенные варианты работы являются для данного гражданина подходящими, то в случае отказа он не будет зарегистрирован в качестве безработного. Однако недопустимо предлагать гражданину одну и ту же работу дважды8.
На каждого гражданина, зарегистрированного в целях поисках подходящей работы, оформляется личное дело. В нем производятся соответствующие записи о всех предложениях органов по вопросам занятости, в том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, о приглашении граждан в органы по вопросам занятости и других действиях, связанных с поиском подходящей работы, а также о согласии (отказе) граждан с предложениями органов по вопросам занятости.
Регистрация граждан в качестве
безработных осуществляется в срок,
установленный органом
Граждане, признанные безработные, обязаны
проходить перерегистрацию не реже
двух раз в месяц, а на территориях,
отнесенных к территориям с напряженной
ситуацией на рынке труда, - не реже
одного раза в месяц. В случае нарушения
безработным без уважительных причин
условий и сроков его перерегистрации
выплата пособия по безработице
может быть приостановлена сроком до
трех месяцев. При длительной, т.е. более
месяца, неявке на перерегистрацию
безработный снимается с
При перерегистрации безработные предъявляют паспорт и трудовую книжку. Впервые идущие работу и не имеющие профессии предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
Безработные граждане снимаются органами занятости с регистрационного учета в случае признания их занятыми. А так же в случае направления его органом занятости для прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки.
Гражданин снимается с регистрационного учета вследствие неявки без уважительных причин в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы в орган занятости для предложения ему подходящей работы, а также неявки в срок, установленный органом по вопросам занятости, для регистрации в качестве безработного.
Безработный снимается с регистрационного учета при переезде в другую местность. В этом случае гражданин будет зарегистрирован в качестве безработного в органе занятости по новому месту жительства.
Законом предусмотрено снятие гражданина с регистрационного учета в качестве безработного за предоставление заведомо ложных сведений при регистрации, а также в случае обнаружения злоупотреблений с его стороны.