Среди основных целей выделяется
укрепление связей между ВУЗами стран
БРИКС, признание странами дипломов и
ученых степеней друг друга и создание
общего информационного пространства.
На настоящий момент
взаимодействие в образовательной
сфере между странами БРИКС
не является достаточно сильным,
однако участники объединения
осознают важность развития данной
области, и делают шаги в сторону
укрепления сотрудничества и
реализации совместных проектов.
Итак, мы рассмотрели основные
направления взаимодействия Бразилии,
России, Индии, Китая и Южно-Африканской
Республики в экономической сфере. Как
мы можем видеть, взаимодействие стран
является многосторонним и затрагивает
различные области. Государства БРИКС
успешно кооперируются с целью укрепления
своего влияния в ведущих международных
организациях, таких, как МВФ, ООН и ОЭСР,
создания новой организаций мирового
уровня – Банка Развития, а также в области
взаимной торговли.
Помимо этого, БРИКС прилагают
все усилия с целью уменьшения своей зависимости
от Соединенных Штатов, важным шагом на
пути к которой является использование
национальных валют при проведении межстрановых
операций, а также перспектива создания
единой наднациональной валюты в будущем.
Кроме того, страны активно
развивают взаимодействие в обеспечении
продовольственной безопасности и сфере
образования.
Если в дальнейшем страны БРИКС
продолжат столь активное сотрудничество
и сумеют воплотить в жизнь задуманные
проекты, у них будут все возможности для
укрепления своего положения на международной
арене.
2.2. Общее и особенное
в политике стран БРИКС
В данном параграфе мы рассмотрим
возможности взаимодействия стран БРИКС,
а именно, факторы, которые могут способствовать
как дальнейшему укреплению сотрудничества
в рамках группировки, так и их разобщению.
Сотрудничество в рамках БРИКС
нельзя рассматривать как нечто разумеющееся:
группировка не является однородной, между
Бразилией, Россией, Индией, Китаем и ЮАР
существует множество различий не только
экономического, но также политического
и культурного характера.
Однако, несмотря на указанные
отличия, у стран БРИКС также есть много
общих взглядов и идей, которые позволяют
им выступать как единому объединению.
Далее мы рассмотрим как общие
черты стран, так и их различия, и постараемся
определить, какие факторы являются преобладающими.
Страны БРИКС нельзя назвать
естественными союзниками из-за наличия
огромного числа различий между ними.
БРИКС не является однородной организацией:
участники группировки существенно различаются
по экономическим моделям развития и политическим
системам, а также культурным и религиозным
обычаям.
Помимо этого, существуют значительные
различия в финансовых системах: финансовые
системы Китая и Индии более закрытые,
чем у России, Бразилии и ЮАР, что затрудняет
выработку единого подхода в экономической
деятельности.
Также существенно различаются
структуры экономик: если Россия, Бразилия
и ЮАР – крупнейшие экспортеры сырья и
природных ресурсов, то Китай и Индия являются
глобальными потребителями товаров и
услуг.
Помимо вышеизложенных проблем, большую
неопределенность будущему БРИКС придает
тот факт, что страны-участницы объединения
имеют различные взгляды на дальнейшее
формирование мировой системы. То, что
в ряде вопросов члены БРИКС являются
стратегическими конкурентами, ставит
вопрос об их фундаментальной совместимости.
Например, Россия и Индия являются потенциальным
препятствием для установления Китаем
господства в азиатском регионе. При этом,
если Россия, Бразилия и Индия стремятся
к образованию многополярного мира, в
котором они могли бы сохранять значительное
влияние, то Китай, напротив, заинтересован
в биполярной системе, в которой он выступали
бы в качестве противовеса США.
Также у стран БРИКС различные
приоритеты в развитии внешнеполитических
и внешнеэкономических отношений. Если
для России главным приоритетом являются
страны Евросоюза, то Китай наиболее заинтересован
в развитии отношений с Азиатско-Тихоокеанским
регионом, Индия – с Южной Азией, Бразилия
– с Западным полушарием.
В своем отношении со странами
Запада, в частности, с Соединенными Штатами,
страны БРИКС также существенно различаются.
В наилучших отношениях со Штатами находится
Бразилия, отношения с Индией являются
скорее партнерскими, с Россией находятся
на весьма низком уровне. Что касается
Китая, то его США рассматривают как крупнейшего
торгового партнера, в то же время воспринимая
как главного конкурента.
Кроме того, существуют значительные
отличия в уровне влияния, оказываемого
странами БРИКС на международную систему.
Как уже было отмечено в предыдущей главе,
Россия и Китай являются постоянными членами
Совбеза ООН, в то время как членство остальных
стран БРИКС на стадии рассмотрения. Также
Россия входит в состав Большой Восьмерки,
тогда как остальные члены группировки
только приглашаются на некоторые встречи.
Значительная степень диверсификации
стран как в экономическом, так и в политическом
плане, позволяет нам условно выделить
две подгруппы в рамках объединения.
К первой подгруппе можно отнести
Китай и Россию – страны, которые исторически
являлись крупными державами. Они обладают
значительным влиянием на международные
процессы: обе страны являются ядерными
державами и имеют постоянные места в
Совете Безопасности ООН.
В странах второй подгруппы,
к которой мы отнесем Индию, Бразилию и
ЮАР – ситуация иная. Индия, хотя и имеет
долгую историю, довольно молода как государство,
Бразилия начала достигать впечатляющих
результатов в своем развитии несколько
десятилетий назад, ЮАР, которая до 1994
года находилась в изоляции от других
стран, также совсем недавно стала претендовать
на существенное положение в мировом сообществе.
Данные различия делают довольно
непростым процесс выработки единого
подхода и принятия общих решений.
Несмотря на быстрые
темпы роста стран объединения,
наблюдается значительная асимметрия
между БРИКС и развитыми странами.
У БРИКС нет таких экономических,
политических, технологических и
военных возможностей, что серьезно
осложняет их дальнейшее развитие.
Также асимметрия наблюдается
и во внутренних показателях в странах
БРИКС. Одной из наиболее острых является
демография. Если Китай и Индия страдают
от перенаселения, в России главная проблема
– демографический спад.
График 5
Темпы роста населения
стран БРИКС, 2007-2011 гг.
Источник: BRICS joint statistical publication,
2013
На графике мы можем увидеть
темпы роста населения в страх БРИКС в
период с 2007 по 2011 год. Очевидно, что проблемы,
стоящие перед членами группировки в данной
области, различны, и, соответственно,
требуют различного подхода для их разрешения.
Также, несмотря на значительные
объемы валового внутреннего продукта,
величина дохода на душу населения среди
стран БРИКС существенно различается:
по состоянию на 2011 год, она составила
для Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской
Республики соответственно 12 594, 13 089, 1
489, 5 445 и 8 070 долл. в год.
Мировой финансовый кризис
в неравной степени отразился на экономиках
стран: наибольшему негативному влиянию
подверглась экономика России, в то время
как Китай оказался подвержен воздействию
кризиса меньше всего. Соответственно,
последствия кризиса могут привести к
дальнейшему усилению дифференциации
экономических показателей стран БРИКС.
Помимо этого, центральным фактором
разобщения является то, что на настоящий
момент БРИКС не является официальной
международной организацией. У группировки
нет постоянного секретариата или главного
исполнительного органа, и принятые во
время дискуссий решения не носят обязательного
характера.
Как мы можем увидеть, множество
различий и расхождений, существующих
между странами БРИКС, делают процесс
выработки единого общего решения или
выступление с общей позицией крайне непростой
задачей.
Однако, помимо наличия проблем
в налаживании взаимоотношений и выработке
единой стратегии дальнейшего взаимодействия,
для стран БРИКС есть также множество
факторов сплочения, о которых нельзя
забывать.
Ключевым фактором сплочения
БРИКС является схожее положение стран
на международной арене: в состав группировки
входят крупные государства, имеющие огромные
экономические перспективы, но, однако,
на данный момент не имеющие соответствующего
влияния. Страны БРИКС объединяет желание
реформировать сложившуюся систему миропорядка
с учетом интересов не только развитых,
но и развивающихся государств.
Как было упомянуто в предыдущем
разделе, структуры экономик стран БРИКС
значительно различаются. В то же время,
экономики стран-членов группировки можно
рассматривать как взаимодополняющие,
что служит важным стимулом для их
более тесного взаимодействия. Согласно
прогнозу «Голдмэн энд Сакс»20, Китай и Индия в перспективе
станут доминирующими поставщиками промышленных
товаров и услуг, в то время как Бразилия
и Россия будут лидировать в качестве
глобальных поставщиков сырья. Дальнейшая
кооперация является логичным шагом в
последующем развитии группировки: Россия
и Бразилия смогут поставлять сырье
в Китай и Индию.
Страны также являются сопоставимыми
по размерам своих экономик. БРИКС занимают
лидирующие позиции в своих регионах
и представляют центры региональной интеграции.
Несмотря на существующие проблемы, экономики
стран БРИКС обладают огромным потенциалом.
На настоящий момент эти пять стран обеспечивают
более половины роста мирового ВВП.
Несмотря на отсутствие общих
органов принятия решений, объединение
является весьма многообещающим. Как правило,
международным организациям необходимо
время, чтобы сформироваться, выработать
единую позицию и общий подход к принятию
решений. Саммиты, проводящиеся на регулярной
основе, придают группировке официальность.
Помимо этого, постоянно проходят встречи
министров иностранных дел, сельского
хозяйства, финансов, что также обогащает
области их взаимодействия.
У стран БРИКС имеются общие
проблемы и перед ними стоят схожие задачи,
и, если они объединят усилия, то смогут
добиться большего эффекта.
В течение длительного периода
времени страны БРИКС оказывали огромное
влияние на развитие мировой экономики,
и для дальнейшего эффективного ее функционирования
необходимо прислушиваться к их мнению.
Несмотря на все существующие между ними
различия, страны БРИКС объединяют общие
амбиции, а также желание преобразовать
имеющуюся у них экономическую мощь в
политическое влияние.
В настоящий момент, в рамках
постоянно меняющегося мира, необходимо
искать новые подходы и принимать нестандартные
решения. Рассматриваемое объединение
включает страны с кардинально различными
представлениями о мире, проблемами и
взглядами на их разрешение, что способствует
выработке новаторской модели дальнейшего
развития.
Согласно высказыванию российского
политолога и историка В. А. Никонова, рассматриваемая
группировка - «это не организация одного
полюса мира, но центр согласования интересов
государств, достаточно крупных, чтобы
иметь определенную сферу национальных
интересов, которые они хотели бы отстаивать
и которые порой отличны от интересов
других центров влияния. Но в то же время
стран, достаточно сильных, чтобы всегда
иметь возможность эффективно отстаивать
свои интересы в одиночку»21.
Итак, как мы можем заключить
на основании данного параграфа, между
странами БРИКС существует множество
различий, но также есть и много точек
соприкосновения. Как показал анализ,
те факторы, которые лежат в основе разобщения
группировки, в то же время можно рассматривать
и как факторы, объединяющие ее. Различия
в подходах, существующие между странами,
создают возможность для формирования
уникального подхода к принятию решений.
Если страны БРИКС смогут сфокусироваться
на общих целях и устремлениях, принимая
во внимание существующие между ними различия,
это поможет им стать более сплоченной
и сильной группировкой.
2.3. Возможные сценарии
дальнейшего развития
БРИКС существует уже более
десяти лет, а вопрос о ее дальнейшем развитии
становится все более дискуссионным. По
отношению к группировке сложились различные
точки зрения: одни считают, что БРИКС
может стать основой нового миропорядка,
другие – что объединение стран символично
и не способно оказывать существенное
влияние на мировые процессы, третьи рассматривают
группировку в основном как антизападную
коалицию.
Как уже было рассмотрено ранее,
существует множество факторов, способствующих
как сплочению, так и разобщению группировки.
Касательно дальнейших перспектив развития
группировки на настоящий момент сложно
сделать однозначную оценку.
Между странами БРИКС существует
существенный дисбаланс как в экономической,
так и в политической сферах. С учетом
этого, можно рассмотреть две возможные
тенденции развития группировки. С одной
стороны, усиление разногласий и неспособность
прийти к единому решению могут явиться
причиной роста напряжения внутри объединения.
Согласно второму, более реалистичному
на данный момент, сценарию, указанный
дисбаланс может поспособствовать ускорению
взаимодействия стран группировки. Страны-члены
БРИКС на настоящий момент принимают совместные
усилия, чтобы развитие организации пошло
по второму, позитивному, сценарию.
Согласно заявлению стран БРИКС
от 29 марта 2012 года, дальнейшая работа
в рамках объединения будет сосредоточена,
в первую очередь, на оживлении мирового
роста, пересмотру величин квот в МВФ и
поддержании роста развивающихся экономик.