В последние годы все чаще поднимается
вопрос о дальнейшем расширении БРИКС.
В число стран, упоминаемых в качестве
потенциальных кандидатов на присоединение
к группировке, входят Иран, Индонезия,
Мексика и Корея.
Согласно исследованиям журнала
“The Economist”, такие страны, как Мексика
и Корея, обладают достаточным экономическим
потенциалом, чтобы быть причисленными
к БРИКС.
В то же время, Индонезия занимает
четвертое место по численности населения,
обладает богатыми природными ресурсами
и рост ее экономики за последние годы
составляет в среднем 7% в год. В Иране также
имеются значительные запасы природных
ресурсов и значительный технический
потенциал.
Однако, дальнейшее расширение
группировки на настоящий момент не является
целесообразным. Организация уже обладает
достаточной репрезентативностью, и необдуманное
расширение может привести к еще большей
разобщенности и неэффективной координации
объединения. Помимо этого, до сих пор
не было разработано критериев присоединения
новых членов и требований к показателям
их экономик.
Как сказал профессор М. Турци,
«хотя к членству в БРИКС стремятся и другие
развивающиеся экономики, дальнейшее
расширение должно быть медленным и осторожным.
Любой новичок должен быть достаточно
силен как политически, так и экономически,
и его должны поддерживать все действующие
члены организации»22.
По словам И. Сидирупоулос, «механизм
сотрудничества в рамках БРИКС не должен
расширяться, потому что пока не определены
его стандарты, слепое расширение принесет
проблемы в области координации, что не
благоприятствует сотрудничеству»23.
Странам БРИКС еще предстоит
завершить процесс становления, и на настоящий
момент для них более важно развивать
связи внутри группировки, чем расти вширь.
Помимо вопроса о дальнейшем
расширении, одной из ключевых проблем,
стоящих на данный момент перед странами
БРИКС, является поиск необходимых действий,
позволяющих сделать мировую финансовую
систему более устойчивой стабильной.
Для достижения данной цели может помочь
создание Банка Развития, оказывающего
помощь развивающимся странам в случае
возникновения сложных ситуаций.
Также в ближайшее время планируется
увеличение областей сотрудничества между
странами БРИКС. В частности, речь идет
о совместных проектах в военно-технической
сфере, в области вертолето- и ракетостроения,
а также в атомной промышленности.
Помимо этого, все страны выступают
за дальнейшее увеличение товарооборота
друг с другом, и преимущественно с использованием
национальных валют. Как было рассмотрено
ранее, первые шаги в данном направлении
уже сделаны Россией и Китаем.
Как мы можем видеть, между Бразилией,
Россией, Индией, Китаем и ЮАР на данный
момент существует множество областей
соприкосновения. Более того, их количество
постоянно растет. Все страны БРИКС заинтересованы
в укреплении и расширении взаимного сотрудничества,
и выражают готовность прилагать совместные
усилия в достижении поставленных целей.
На настоящий момент
очень важно, чтобы страны группировки
перешли от заявлений к реальным
действиям, и начали практически
воплощать свои планы. Если им
удастся это сделать, то группировка
БРИКС обретет все шансы на
дальнейшее успешное существование.
Заключение
В данной работе был рассмотрен
процесс формирования и развития группировки
БРИКС, а также внешние факторы, повлекшие
за собой необходимость создания подобной
организации.
Мы подробно изучили историю
возникновения БРИКС и основные присущие
ей черты. Помимо этого, нами были рассмотрены
и проанализированы ключевые показатели
экономического развития группировки,
а именно величина и темпы роста валового
внутреннего продукта, уровень инфляции
и безработицы, объем прямых иностранных
инвестиций, Индекс развития человеческого
потенциала и уровень конкурентоспособности.
Помимо этого, мы изучили положение,
которое страны БРИКС занимают на настоящий
момент в мировой экономике. На основании
рассмотренных показателей, мы постарались
определить возможные пределы взаимодействия
стран-членов группировки, а именно, ключевые
факторы их сплочения и разобщения, а также
сделать предположение относительно дальнейших
сценариев развития объединения.
За последние несколько десятилетий
в мировой экономике произошло множество
изменений, которые позволили странам
БРИКС занять важное место в качестве
производителей товаров и услуг и поставщиков
капитала. Эти пять стран прошли через
значительную трансформацию экономической
структуры в последние годы. Сейчас они
находятся в процессе проведения новых
реформ, нацеленных, в первую очередь,
на привлечение новых иностранных инвестиций
и обеспечение экономической стабильности.
На настоящий момент у БРИКС существует
значительное количество проблем: сохраняющаяся
зависимость членов группировки от Западных
стран, значительные различия в уровне
экономического развития, а также большие
отличия в области политических и идеологических
принципов, ведущие за собой несовпадение
интересов по ряду вопросов.
Различие в финансовых системах рассматриваемых
стран, в структурах их экономик, в приоритетах
в развитии внешнеэкономических и внешнеполитических
отношений, делают процесс принятия решения
и выступления в качестве единой группировки
весьма непростым.
Однако, несмотря на все трудности, нельзя
упускать из виду значительный прогресс
во взаимодействии стран и их очевидное
желание развивать дальнейшую кооперацию.
У Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской
Республики было общее до вступления БРИКС,
и есть сейчас. Эти пять стран занимают
уникальное положение, и объединение усилий
и дальнейшее сотрудничество предоставят
им шанс занять достойное место в международной
системе.
Нынешнее состояние развития
внешнеэкономических отношений между
странами БРИКС в значительной степени
связано с сопоставимостью экономического
потенциала этих стран и высокой степенью
взаимодополняемости их экономик. Помимо
этого, страны активно расширяют области
взаимодействия, а также стремятся к повышению
роли каждой из стран БРИКС во внешнеэкономических
связях друг друга.
В целом, мы можем сказать, что
страны БРИКС обладают достаточно высоким
потенциалом для дальнейшего экономического
развития: в первую очередь, это обусловлено
наличием мощной ресурсной базы: в Бразилии
это сельское хозяйство, в России – полезные
ископаемые, в Индии – интеллектуальные
ресурсы, в Китае – дешевая рабочая сила,
а в Южноафриканской республике – природные
ресурсы.
Если ранее страны БРИКС ассоциировались,
прежде всего, с кризисами и высокими рисками,
то в настоящий момент они показывают
стабильный ежегодный рост, рассматриваются
как перспективные развивающиеся рынки
и как серьезные соперники на мировой
арене наряду с нынешними глобальными
игроками.
Те результаты, которых удалось
добиться группировке еще на начальном
этапе развития, а также скорость роста
и дальнейшие перспективы позволяют определить
БРИКС как глобального игрока, который
в будущем будет только наращивать свое
влияние.
Если страны БРИКС будут проявлять
большую гибкость и строить дальнейшие
отношения на основе взаимной поддержки
и поиска компромиссных решений, то взаимодействие
в рамках данного союза будет способствовать
их дальнейшему экономическому развитию
и усилению политического влияния.
Таким образом, мы можем сделать
вывод, что, хотя страны БРИКС и обладают
значительным потенциалом, для дальнейшего
успешного развития им требуется координация
усилий и переход от заявлений к реальным
действиям. В таком случае, объединение
имеет все шансы на приобретение большего
экономического веса.
Итак, в процессе проведенного
исследования и анализа, нам удалось подтвердить
гипотезу, выдвинутую во введении. Сотрудничество
в рамках группировки БРИКС целесообразно
и эффективно, а также имеет перспективы
для дальнейшего развития и укрепления.
Хотелось бы завершить работу
словами профессора кафедры международного
права университета Сан-Пауло Пауло Борба
Казелла: «инновационный характер будущего
БРИКС состоит непосредственно в том,
что эти страны могут заниматься своими
собственными проблемами и в то же время
выстраивать новую модель международного
включения и сотрудничества. Вот такая
перспектива. Необходимо будет воплотить
ее в жизнь»24.
Список использованных
источников
1) Совместное заявление лидеров
стран БРИК по итогам первого саммита
16 июня 2009 г - http://archive.kremlin.ru/text/docs/2009/06/217932.shtml;
2) Совместное заявление глав
государств и правительств стран-участниц
второго саммита БРИК. 15 апреля 2010 г - hse.ru›data/2010/08/25/1222632069…BRIC_summit.pdf;
3) Декларация, принятая по итогам
третьего саммита БРИКС 14 апреля 2011 г -
http://news.kremlin.ru/ref_notes/907;
4) Делийская декларация
по итогам четвертого саммита
29 марта 2012 г - http://news.kremlin.ru/ref_notes/1189;
5) Этеквинская декларация
и Этеквинский план действий по итогам
пятого саммита 27 марта 2013 г - http://news.kremlin.ru/ref_notes/1430;
6) Доклад о человеческом
развитии Программы развития ООН, 2011 г
- hdr.undp.org;
7) Концепция участия Российской
Федерации в объединении БРИКС, 2013г - http://news.kremlin.ru/news/17715;
8) Совместное заявление стран
БРИК по глобальной продовольственной
безопасности от 16 июня 2009 г - http://archive.kremlin.ru/text/docs/2009/06/217933.shtml;
Список использованной
литературы
1) Фаминский, И. П. Глобализация
- новое качество мировой экономики. Магистр,
2010. - 398 с.
2) Осьмова, М. Н. Глобализация
мирового хозяйства. М. ИНФРА-М, 2006. - 383
с.
3) Барабанов О. Новые ценности БРИКС как альтернативная
модель глобального регулирования // 2012 - http://www.alleuropa.ru/novie-tsennosti-briks-kak-aljternativnaya-modelj-globaljnogo-regulirovaniya;
4) Бейерле Х., Кюль К., Кэльбе М. Встреча БРИКС в Китае: "Съезд
победителей" // Иностранная пресса
о России. 2013 - http://www.inopressa.ru/article/13Apr2011/ftd/brics.html;
5) Вуйчицкий К. Будущее России:
противоречивые сценарии на 2020-2050 гг. //
2013 - http://inosmi.ru/russia/20130108/204332575.html;
6) Горина Е.А. Индекс человеческого
развития в России и других странах мира.
// Фонд исторической перспективы. 2012 -
http://www.perspektivy.info/rus/nashe/indeks_chelovecheskogo_razvitija_v_rossii_i_drugih_stranah_mira_obzor_po_materialam_doklada_proon_2012-09-15.htm;
7) Диких Г., Мяло Е. БРИКС: Становление
многополярности мира к 2050 году. Новые
угрозы и возможности // Информационно-
аналитический портал "Геополика".
2012 - http://www.geopolitica.ru/Articles/1425;
8) Завражин К., Кузьмин В. Пятерка
с амбициями: БРИКС предлагает миру свою
модель отношений государств // Российская
газета, 2012, Федеральный выпуск №5743 (70);
9) Фужа А. Фальшивое единство
БРИКС // 2012 - http://inosmi.ru/fareast/20120405/189971728.html;
10) Королева А. Поменялись
ролями: ОЭСР ожидает, что экономика развитых
стран будет ускоряться, тогда как ситуация
в странах БРИК ухудшится // Expert Online, 2013
- http://expert.ru/2013/05/15/pomenyalis-rolyami;
11) Кукол Е. Доллару
готовят отставку // Российская газета,
2012, Федеральный выпуск №5726 (53) - http://www.rg.ru/2012/03/08/valuta-site.html;
12) Лавров С. БРИКС
– Глобальный форум нового поколения
// Россия в БРИКС, 2012 - http://www.mid.ru/brics.nsf;
13) Никонов В. А. Пробуждение
БРИК // 2009 - mid.ru/bdomp/brics.nsf/nikonov.doc;
14) Островская Е.
Я., Фирсова И. С. Сотрудничество в формате
БРИК: цели и перспективы, 2010 - http://www.hse.ru;
15) Поволоцкий Г. Группа БРИКС
расширяется // Портал МГИМО. 2010 -www.mgimo.ru/news/experts/document176546.phtml
16) Силуанов А.Г. Высказывания
А.Г. Силуанова журналистам по итогам сессии
МВФ и Всемирного банка в Токио // Официальный
сайт Министерства Финансов Российской
Федерации, 2012 - http://www.minfin.ru/ru/press/speech/index.php?id4=17517;
17) Строкань С. Прообраз БРИКС
— треугольник Москва—Дели—Пекин // Газета
"Коммерсантъ" №46, 2013 - http://www.kommersant.ru/doc/2148774;
18) Толорай Г. Д. БРИКС – «Мыльный
пузырь» или шанс изменить мировой порядок?
// Доклад на Ученом совете ОМЭПИ ИЭ РАН,
2011 - file:///C:/Users/%D0%95%D0%9B%D0%95%D0%9D%D0%90/AppData/Local/Microsoft/Windows/Temporary%20Internet%20Files/Content.IE5/YMLGP27K/BRICS.pdf;
19) Тонг С. Каковы перспективы
БРИКС? // 2011 -http://www.inosmi.ru/world/20110415/168453969.html
20) Ферстер Я.-Х. Инвесторы
бегут из стран БРИК // 2013 - http://inosmi.ru/world/20130110/204433306.html;
21) В БРИКС не довольны задержкой
реформ МВФ // Информационно-аналитический
портал "Геополитика", 2013 - http://www.geopolitica.ru/news/v-briks-ne-dovolny-zaderzhkoy-reform-mvf?nopaging=1#.UX3CBn3sTMI;
22) БРИКС: перспективы сотрудничества
// Вести.Ru, 2013 - http://www.vesti.ru/doc.html?id=1065416;
23) БРИКС в современном мире
и интересы России // Политический журнал
"Мир и политика", 2013 - http://mir-politika.ru/3518-bri-s-v-sovremennom-mire-i-interesy-rossii.html;
24) В 2012 году среди стран G8 и
БРИК лучшие темпы роста ВВП показал Китай
// Информационное агентство Финмаркет.
2013 - www.finmarket.ru/z/nws/news.asp?id=3237238;
25) Группа БРИКС:
история и цели создания. // РИА Новости,
2011 - http://ria.ru/spravka/20110414/364351996.html;
26) МВФ одобрил увеличение
квот // Экономико-политическое обозрение.
2010 - http://www.economy.az/archives/32100;
27) Последний БРИКС третьего
президента России // РИА Новости. 2012 - http://ria.ru/analytics/20120329/609200460.html;
28) Путин:
За последние два десятилетия страны БРИКС
были ведущими глобального экономического
роста // Институт мировой экономики
и международных отношений. 2013 - http://www.i-g-t.org/2013/03/22/putin-za-poslednie-dva-desyatiletiya-strany-briks-byli-vedushhimi-globalnogo-ekonomicheskogo-rosta;
29) Страны БРИКС
обсудили вопросы продовольственной безопасности
// Продовольственный торгово-промышленный
портал, 2012 - http://www.produkt.by/News/show/8218;
30) Adomanis M. Why Russia's Economy Isn't
Going To Collapse // Forbes journal, 2013 - http://www.forbes.com/sites/markadomanis/2013/01/07/why-russias-economy-isnt-going-to-collapse;
31) BRIC becomes BRICS on Hainan Island, 2011 –
http://en.rian.ru/analysis/20110413/163517806.html;
32) BRICS trade and economics research network, 2011
- http://www.trademarksa.org/news/brics-trade-and-economics-research-network;
33) Chitour C. E. Les BRICS et la construction du
nouveau monde (BRICS countries in the construction of the new world)
// L’Expression, 2012 - http://www.lexpressiondz.com/chroniques/analyses_du_professeur_chitour/151202-une-utopie-a-notre-portee.html;