Предмет и метод микроэкономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 23:18, курс лекций

Описание работы

Наука стара, как само человечество: люди всегда обладали способностью учиться на опыте в процессе своих отношений с окружающим их миром. Однако наука как высокоорганизованная деятельность, превратившая процесс познания в основу современной цивилизации, возникла в Новое время. Эпоха Просвещения, интеллектуальная и промышленная революции XVII и XVIII вв. освободили науку от догматов и суеверий. Именно в то время и экономика превращается в науку.

Файлы: 1 файл

предмет и метод.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

Лекция 1

Одни из теории пользу извлечь

Умеют на практике сами.

Других же теория может увлечь

И тут же сожрать  с потрохами.

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА

 

Наука стара, как само человечество: люди всегда обладали способностью учиться на опыте в процессе своих  отношений с окружающим их миром. Однако наука как высокоорганизованная деятельность, превратившая процесс познания в основу современной цивилизации, возникла в Новое время. Эпоха Просвещения, интеллектуальная и промышленная революции XVII и XVIII вв. освободили науку от догматов и суеверий. Именно в то время и экономика превращается в науку.

1. Главной движущей силой в этом историческом переходе было осознание важности экспериментального метода. Наблюдение и эксперимент не отвергались исследователями и до XVII в. Однако, только в XVII в. великий английский ученый Фрэнсис Бэкон сумел осознать всю значимость опыта. В 1662 г. в Лондоне было основано Королевское научное общество, которое поставило целью воплотить философские идеи Бэкона в развитие современной науки, служащей благу человечества. Первыми членами Королевского общества явились такие светила науки, как Исаак Ньютон, Роберт Бойль, Роберт Хук, Джон Локк и основатель современной экономической науки Уильям Петти. В дальнейшем научные общества стали возникать и в других странах, приводя к появлению академий. Основателем Российской академии принято считать М. В. Ломоносова.

2. В 1776 г. в Англии вышла книга Адама Смита (1723-1790) «Богатство народов». Адам Смит пропел гимн личному интересу как источнику экономической активности. Рецептом Смита для достижения экономической гармонии послужил девиз laissez-faire — позволить экономике развиваться в соответствии с ее собственными законами, освободить хозяйственную деятельность от сковывающих регламентации и вмешательства государства. В течение двух последующих столетий экономисты совершенствовали и шлифовали идеи «Богатства народов», однако идеал рыночной конкуренции в целом не претерпел существенных изменений. На протяжении первого столетия после выхода работы Адама Смита новая наука называлась «Политическая экономия». Предметом политической экономии являлась наука о поисках эффективной формы организации общественного хозяйства, наука о богатстве. То был период расцвета «классической школы».

3. В последнюю четверть XIX в. в предмете экономики произошел поворот от изучения богатства народов к рациональному поведению индивидов. Рациональное поведение - это поведение, направленное на достижение максимальных результатов при имеющихся ограничениях

Таким образом, центр тяжести в теоретических изысканиях переносился с государственного уровня на уровень фирмы. Качественный экономический анализ эпохи политической экономии  сменяется количественным анализом экономики.

  • Исследования все в большей степени концентрируются на рассмотрении конкретных отношений рыночных агентов и выработке практических рекомендаций.
  • Описательный метод исследования уходит на второй план. Широкое применение получают математический, графический, модельный аппараты.

Во главе этого переворота стоял английский экономист Альфред Маршалл. Наука приобретает новое наименование: «economics», или «экономика». Маршалла и его последователей принято считать основателями «неоклассической школы».

Существует множество  вариантов определений современной экономической науки.

Экономика — это наука о том, как общества используют редкие ресурсы для производства ценных благ и распределяют их среди разных групп.

Экономика — это наука о рациональном поведении людей в процессе производства, распределения и потребления благ в мире ограниченных ресурсов.

4. В конце XIX в. экономическая теория называлась также теорией цены или теорией фирмы. Это была единая и самодостаточная теория. Однако в 1929-1933 гг. в мире разразился жестокий экономический кризис, до основания потрясший рыночное хозяйство. Великая депрессия пошатнула традиционное представление об экономической науке. До сих пор экономика покоилась на постулате равновесия спроса и предложения как на уровне деятельности хозяйствующих субъектов (микроуровень), так и на уровне народного хозяйства (макроуровень). «Великая депрессия» наглядно продемонстрировала, что равновесие на микроуровне отнюдь не всегда распространяется на макроуровень. Экономистам пришлось искать выход из этого теоретического тупика. В начале 1930-х гг. предмет единой экономической теории был разделен на две составные части: микроэкономику и макроэкономику.

Основное различие между макроэкономикой и микроэкономикой заключается в том, что первая изучает экономику как единое целое на уровне народного хозяйства, а вторая исследует поведение индивидуальных (атомарных) экономических агентов.

Микроэкономика изучает природу экономических рынков, процесс формирования цены, условия конкуренции; макроэкономика — народное хозяйство в целом: уровень национального дохода, занятость и безработицу, инфляцию, цикличность и закономерности экономического роста. Таким образом, можно дать следующие определения микроэкономики и макроэкономики.

Микроэкономика — это отрасль экономической науки, которая изучает поведение отдельных (атомарных) экономических субъектов (фирм, домашних хозяйств) рыночной экономики, цены, объем продукции на отдельных рынках, факторы, воздействующие на изменение спроса и предложения отдельных товаров; выясняет в поведении отдельных индивидов побудительные мотивы распределения ресурсов для достижения альтернативных целей.

Потребности людей рассматриваются  в экономической науке как  исходные предпосылки для исследований. Экономистов особо не интересует, почему потребности большинства  людей превышают их возможности, их также не интересует вопрос, почему разные люди стремятся обладать разными благами. Цель экономического анализа заключается в том, чтобы найти эффективные способы использования ресурсов для достижения определенных целей.

На рис. приведено условное изображение предмета экономической науки. В данном случае окружность слева условно иллюстрирует сферу естественных наук (физику, химию биологию и т. п.). Естественные науки исследуют и объясняют естественные (природные) явления, которые не зависят от человеческой деятельности. Целью естественных наук является изучение объективной реальности. В данном случае человек изучает не человека.




 

 

 

 

 

Правая окружность условно  изображает сферу общественных, или  социальных наук (психология, история, антропология, социология, политология и т. п.). Общественные науки изучают вопросы человеческих взаимоотношений, формирование и поведение человеческих групп, взаимодействия между животными инстинктами и человеческим духом и т. п. В данном случае человек изучает человека.

Предмет экономической науки занимает своеобразное место среди прочих наук. Экономика изучает влияние редкости на общественное поведение. В данном случае рассматривается взаимодействие между предметом естественных наук, которые исследуют ресурсы, т. е. средства, и предметом общественных наук, которые исследуют потребности, т. е. цель. Для того чтобы подчеркнуть ограниченность ресурсов относительно потребностей человека, левая окружность на рис. 1.1 условно изображена меньше правой.

Физика, химия, инженерное дело изучают сочетание ресурсов. Экономика принимает эти отношения как нечто данное: естественные (природные) отношения определяются вне экономики. С другой стороны, общественные науки, такие как социология, психология и т. п., объясняют природу человеческих желаний.

Экономисты  же изучают, как взаимодействуют  между собой ресурсные ограничения (исследуемые естественными науками) и людские потребности (исследуемые социальными науками).

Экономика как наука не ставит своей целью  обогащение "народа или государя". Как заметил Дж. М. Кейнс, это скорее метод, чем учение, инструмент разума, техника мышления, которая помогает тем, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям.

Как уже упоминалось, экономическая теория состоит из микро- и макроэкономики. К исследованию экономических явлений можно подойти, во-первых, с позиции микроэкономического частичного равновесия, во-вторых, макроэкономического анализа.

Первый подход представляет собой исследование потребителей и  фирм на микроэкономическом уровне. К достоинствам этого подхода можно отнести относительную простоту, доступность и наглядность. Главный недостаток — пренебрежение общим экономическим равновесием и макроэкономическими эффектами.

Второй подход представляет собой макроэкономический анализ экономики в целом на основании изучения агрегированных величин. Этот подход преодолевает многие недостатки микроэкономического анализа, но имеет собственные, так как при исследовании агрегированных величин из поля зрения ускользает специфика микроэкономического поведения.

В последние годы появляется все больше работ, которые пытаются производить «микроэкономическое фундирование (обоснование) макроэкономики», т. е. исследование макроэкономических проблем на основе микроэкономического анализа. В 1970-е гг. немецкий экономист Ганц Рудольф Петере выдвинул и разработал основные направления нового среза в экономической теории — «мезоэкономики» (от греч. mesos — средний).

Мезоэкономика исследует традиционную микроэкономическую проблематику с учетом влияния на поведение экономических агентов макроэкономических переменных: совокупного спроса, инфляционных ожиданий, цикличности, экономического роста и т. п.

 

2. Предмет микроэкономики

Своей формой ты — микрокосм,

А в действительности ты — макрокосм.

 

Человек ограничен  в своих возможностях. Ограничены его физические и интеллектуальные способности. Ограничено время, которое он может уделить тому или иному занятию.

Постоянная  недостаточность наличных ресурсов - главное и весьма жесткое условие, накладываемое объективной реальностью на размеры общественного и личного благосостояния и возможности их роста.

Ограниченность  ресурсов имеет относительный характер. Она заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей.

Очевидно, что если бы ресурсы не были бы недостаточны, не было бы и необходимости заботиться о наилучшем, оптимальном их распределении между различными нуждами, не надо было бы экономить их, повышать эффективность их использования, устанавливать какие-либо принципы распределения потребительских товаров и услуг.

Перед обществом, как  и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений  и способов распределения ограниченных ресурсов между различными конкурирующими целями. Способы решения этой задачи и составляют предмет экономической науки.

Слово «экономика» произошло от греческого «ойкономия», что означает «ведение домашнего хозяйства», или «домоводство». Термин впервые был употреблен Ксенофонтом. Встречается он в «Политике» Аристотеля. Однако великие греческие философы не уделяли пристального внимания таким земным проблемам, как управление рабами, ведение расходов и доходов домашнего хозяйства, выращивание винограда и оливок.

В древние и средние  века то, что мы называем сейчас экономикой, являлось скромной периферией религии и этики. В настоящее время экономика — самостоятельная наука, исследующая решение человеком проблемы редких ресурсов.

Проблема редкости — невозможность создания полного изобилия: удовлетворения всех экономических потребностей всех людей.

Экономические потребности — это внутренние мотивы (стимулы), побуждающие к экономической деятельности, возникающие как следствие состояния неудовлетворенности, испытываемого человеком, из которого он стремится выйти, или удовлетворенности, которое он желает продлить.

Экономическая деятельность направлена на удовлетворение этих потребностей, и поэтому включает в себя такие компоненты, как: потребности, ресурсы, технология, продукты и их использование.

Вышеперечисленные компоненты можно свести в схему, которая продемонстрирует основные пункты возникновения экономических проблем:


Что производить? Данная проблема связана с первым номером приведенной схемы. Должны быть приняты решения о том, как распределить ресурсы между альтернативными продуктами, требующимися каждый год. Причем необходимо не только ответить на вопрос о том, какие продукты производить, но и в каком количестве следует выпускать каждый из продуктов. Однако следует помнить, что поскольку ресурсы ограничены, увеличение предложения любого товара в рамках определенного периода означает принесение в жертву других товаров. Известная альтернатива «пушки или масло» иллюстрирует понятие ограниченности ресурсов и понятие «альтернативной стоимости» выбора. Плата за дополнительную военную продукцию (пушки) – потребительские товары и услуги, приносимые в жертву при увеличении военных расходов.

Как производить? Для производства товаров и услуг могут быть использованы альтернативные средства. Например, мебель может быть произведена или на высокомеханизированных фабриках с малым числом занятых, или с помощью большого числа рабочих, но с меньшим количеством техники. Избранный способ производства и выбранная технология могут повлиять на общее благосостояние нации.

Информация о работе Предмет и метод микроэкономики