Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 23:18, курс лекций
Наука стара, как само человечество: люди всегда обладали способностью учиться на опыте в процессе своих отношений с окружающим их миром. Однако наука как высокоорганизованная деятельность, превратившая процесс познания в основу современной цивилизации, возникла в Новое время. Эпоха Просвещения, интеллектуальная и промышленная революции XVII и XVIII вв. освободили науку от догматов и суеверий. Именно в то время и экономика превращается в науку.
Для кого производить? Для ознакомления с этой проблемой необходимо использовать четвертый пункт схемы. Благосостояние человека частично зависит от количества потребляемых ежегодно товаров и услуг. Лица с относительно более высоким годовым доходом могут приобрести большее количество продукции и лучшего качества по сравнению с имеющими более низкий годовой доход. Доходы зависят от поступлений в виде зарплаты, процентов и т.д. Кроме этого, доход зависит и от налогов, которые человек должен уплатить в течение года. Поэтому вопрос для кого производить необходимо решать, сравнивая доходы и отчисления потребителей.
Объект микроэкономики – экономическая деятельность людей и возникающие в ее ходе общие экономические проблемы, разрешаемые в соответствии с существующими институтами и их системами (такими как рынок, собственность, государство).
Основной экономической проблемой является проблема несоответствия между неограниченными потребностями людей и ограниченным количеством ресурсов. Исходя из этого, можно сказать, что микроэкономика – это дисциплина, изучающая каким образом общество с ограниченными ресурсами, решает проблему что, как и для кого производить.
Из экономической деятельности вытекает экономическое поведение экономических субъектов, а именно способы, нормы и правила их деятельности, которые закрепляются в соответствующих институтах и общественных структурах.
Под экономическим субъектом понимается индивид, занимающийся экономической деятельностью на основе самостоятельно принимаемых решений.
В качестве экономических субъектов могут выступать отдельные личности, группы людей или институты (организации), образующие элементарные действующие единицы на основе самостоятельно принимаемых решений.
Экономические субъекты могут быть разделены на две условные категории: «производители», которые трансформируют одни блага в другие, а также «потребители», которые используют конечные блага для своих нужд. Первые называются «предприятиями» или «фирмами». Вторые — «домашними хозяйствами» (независимо от того, состоят ли они из одного человека или группы людей).
Объектом экономической деятельности производителей и потребителей являются экономические блага.
Экономически блага – любой предмет как материальный, так и нематериальный, способный удовлетворять определенные потребности потребителей или быть использованным для соответствующих целей производителей.
Отсюда можно сделать вывод о том, что микроэкономика – это наука о принятии экономических решений (предпринимательских и индивидуальных). Это наука, которая детально рассматривает экономические взаимоотношения экономических субъектов. Микроскопическая перспектива позволяет постигнуть то, что в противном случае было бы невидимым.
3. Выбор и ограничение в экономике
Сегодня сэкономил пять копеек!
— А как ты смог?
— Да за трамваем вслед ^бежал!
— Не перевелись еще умняги на Руси!
Широк твой ум — воистину как поле.
— То что-о! Еще бы было боле,
Когда б бежал я следом за такси!
Необходимость
принимать экономическое
Когда человек осознал себя мыслящим и деятельным существом, перед ним возникла извечная библейская проблема: «В поте лица твоего будешь есть хлеб...». Если человеческие потребности превышают возможности их удовлетворения, то имеется два варианта решения проблемы.
Первый вариант: удовлетворить возрастающие потребности, стараясь получить оптимальные результаты при минимуме затрат.
Второй вариант: ограничивать потребности, довольствуясь имеющимися ресурсами и средствами. Традиционные общества древности и средневековья, обладавшие скромным уровнем развития производительных сил, решили проблему редкости ограничением потребностей.
Редкость или ограниченность ресурсов относительна: ресурсы ограничены относительно потребностей общества. Не все ресурсы ограничены в одинаковой степени. Если бы все ресурсы были в изобилии, то человеку не стоило бы заботиться об их оптимальном распределении, экономии и эффективности. Тогда ни к чему была бы и экономика.
Бедуин, устав от бед, скушал финик на обед. Жизнь проста, когда есть финик. Ну а если его нет? |
Неограниченные, одинаково и свободно доступные для всех ресурсы принято называть неэкономическими. Ограниченные ресурсы называются экономическими.
Каждый человек
поставлен перед проблемой
Рыбе в садке предоставили выбор: что на обед приготовить... из рыбы? |
Перед каждым экономическим агентом стоят вопросы: что, как, для кого и когда производить (или потреблять). Микроэкономика решает эти задачи при помощи модели кривой производственных возможностей (КПВ).
КПВ дает представление о четырех понятиях:
1) об ограниченности (редкости) ресурсов;
2) об эффективности экономики;
3) об экономическом выборе;
4) об альтернативных издержках.
На осях координат отложены значения прямых и косвенных благ. Мы можем обозначить на осях любые пары благ: пушки-масло, одежда-еда, пшеница-вино. Более того, мы могли бы изобразить систему трех измерений с тремя благами (но тогда получили бы не КПВ, а плоскость производственных возможностей). Однако мы живем в трехмерном пространстве, а потому не способны представить пространство с большим (чем три) числом измерений. Да в этом и нет особой необходимости. Ведь можно представить совокупность всей товарной массы, выделив из нее один товар, а все остальные представить в качестве другого товара, т. е. ограничиться моделью двухмерного пространства. Итак, рассмотрим двухмерную модель.
Любая точка на КПВ называется эффективной: она представляет комбинацию благ, при которой невозможно увеличить производство одного блага без соответствующего сокращения производства другого. В частном случае мы могли бы вместо КПВ с нашими точками A,B,C,D изобразить КПВ в виде отрезка прямой AD. Прямой вид КПВ свидетельствует о том, что увеличение на одну единицу одного блага требует уменьшения на такую же одну единицу второго блага. Это свидетельствует о полной взаимозаменяемости двух благ. Однако в действительности такая ситуация практически не возникает. В реальной жизни блага одной отрасли производства, как правило, не обладают способностью абсолютно заменять собою блага другой отрасли. Это можно пояснить следующим образом: при увеличении производства предметов потребления на одну единицу (см. рис.) мы вынуждены жертвовать все большим сокращением производства средств производства. К примеру, при увеличении производства предметов потребления с 8 до 9 ед. необходимо сократить производство средств производства с 6 до 5 ед. Но с увеличением первых с 9 до 10 ед. необходимо сократить вторые с 5 до 3,9 ед. И далее, увеличение производства предметов потребления на каждую следующую единицу требует сокращения средств производства на все большую величину. Это свидетельствует о существовании закона возрастающих альтернативных издержек, действие которого объясняет выпуклую форму КПВ.
Необходимость принимать
экономическое решение
Любое экономическое действие начинается с определения соответствующей потребности. Потребности людей безграничны, в то время как ресурсы для их удовлетворения (ресурсы и технологии) являются почти всегда ограниченными. Эта ограниченность может быть различной:
В результате редкость и недостаточность выступают в качестве различных сторон ограниченности.
Любое экономическое действие означает выбор подлежащей в данный момент удовлетворению потребности. Одновременно это же действие означает отказ от удовлетворения всех остальных потребностей в данной ситуации. Вместе с тем любое экономическое действие означает расходование определенной доли запасов ограниченных ресурсов, а, следовательно, сокращение возможностей удовлетворения остальных потребностей.
Таким образом, оборотной стороной проблемы выбора является проблема экономии, т.е. ограниченного и продуманного выделения средств на удовлетворение данной потребности для обеспечения возможности удовлетворения других потребностей данного экономического субъекта. Отсюда можно дать определение микроэкономике как науке о человеческом поведении с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление.
Любое действие, направленное на получение данного блага, одновременно означает отказ от получения всех остальных альтернативных данному благ, т.е. тех благ, получением которых приходится пожертвовать ради обладания данным выбранным благом. Например, приобретая литр молока, вы отказываетесь от буханки хлеба, которую могли бы приобрести на эту сумму. В подобном случае рационально действующий экономический субъект оценивает выгоду, получаемую им, от каждого альтернативного варианта использования данных ресурсов и останавливает свой выбор на той альтернативе, выгода, от осуществления которой будет максимальной. При этом ясно, что затратами на получение данного блага будут альтернативные неполученные при этом блага, а наилучшая выгода из отвергнутых при данном действии выгод от альтернативных благ будет составлять издержки данного действия.
Закон возрастающих альтернативных издержек: чтобы получить больше блага одного вида в данный период времени, общество должно жертвовать все возрастающим количеством другого блага.
Альтернативные (вмененные) издержки (opportunity costs) — это количество одного блага, которым необходимо пожертвовать для увеличения производства другого блага.
Вывод: принятие оптимального решения осуществляется при сопоставлении предельных выгод (МБ) и предельных издержек (МС). Этот важный принцип является ключевым на протяжении всего курса микроэкономики.
4. МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ
Когда в окно влетел кирпич, —
Молчи. Полицию не кличь.
Попробуй истину постичь:
Зачем к тебе влетел кирпич?
Микроэкономика как отрасль науки, вышедшая из общей экономической теории, оперирует всеми типичными экономическими методами.
Метод — это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения целей исследования.
Прежде всего это позитивный и нормативный анализ. При позитивном анализе исследователь пытается ответить на вопрос: каковы последствия того или иного уже осуществленного мероприятия в экономической области. При нормативном анализе экономист задается вопросом: следует ли проводить те или иные экономические мероприятия.
Исторически первым методом, который использовала экономическая наука, была формальная логика, основателем которой принято считать Аристотеля.
Формальная логика — это изучение явления со стороны его структуры (формы).
Важную роль в процессе познания играет проблема — четко сформулированный вопрос, который возникает в процессе познания. Постановка проблемы порождает гипотезу, т. е. выдвижение предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов.