Предмет и метод микроэкономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 23:18, курс лекций

Описание работы

Наука стара, как само человечество: люди всегда обладали способностью учиться на опыте в процессе своих отношений с окружающим их миром. Однако наука как высокоорганизованная деятельность, превратившая процесс познания в основу современной цивилизации, возникла в Новое время. Эпоха Просвещения, интеллектуальная и промышленная революции XVII и XVIII вв. освободили науку от догматов и суеверий. Именно в то время и экономика превращается в науку.

Файлы: 1 файл

предмет и метод.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

Выводы, вынесенные из исследования простых гипотез, ведут к построению экономических моделей: наиболее абстрактных конструкций, которые схватывают существенную структуру свойств явлений при отвлечении от несущественных деталей. При применении абстрактных моделей к явлениям реальной жизни вырабатываются теории. Теория — это системно организованное заявление, применяемое к широкому набору обстоятельств, содержащее принципы и правила процедуры исследования для предсказания или объяснения определенного набора явлений.

Примерно в XIX в. в рамках немецкой классической философии был  разработан диалектический метод познания.

Диалектика — это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления.

Диалектика изучает  экономическую систему как развивающуюся взаимосвязь категорий и законов. Внутренним источником движения и развития системы является диалектическое противоречие. Диалектика исследует явление восхождением от его конкретных свойств к абстрактной сути. При этом широко применяется единство исторического и логического, т. е. каждое явление изучается в процессе его развития. Диалектический метод познания являлся основным инструментом марксистской политической экономии.

В XX в. основой исследования стал системный метод на основе экономического моделирования.

Микроэкономические  модели представляют собой формализованные описания экономических явлений и процессов с целью выяснения функциональных зависимостей между ними. Модели могут быть вербальными, математическими и графическими. Модели упрощенно отражают реальную действительность в том или ином ракурсе. Следует иметь в виду, что модель является лишь абстрактным отображением («бледной тенью») реальной действительности, своеобразным инструментом, с помощью которого исследователь пытается вскрыть те или иные закономерные связи экономической жизни. Поэтому нельзя требовать от модели слишком многого и тем более абсолютизировать даже самую замечательную модельную конструкцию: реальность всегда богаче самой изощренной модели.

Применение научного метода имеет целью формулирование объективных законов и теорий, чтобы на их основе иметь возможность объяснения и предсказания интересующих исследователя событий. В свою очередь, от того, насколько удачно наука опишет, объяснит и предскажет природу экономического явления, настолько открывается возможность для формирования наиболее рационального поведения экономического агента, даже если мы не в силах контролировать протекание определенных экономических процессов. К примеру, в настоящее время мы, как правило, не способны контролировать погоду, но способны вести себя более рационально, если будем предварительно знать о предстоящих погодных изменениях.

Процесс познания экономического явления обычно начинается с его описания. Для некоторых экономических школ (например, немецкой исторической) такой подход к исследованию был преобладающим. Тем не менее, конечной целью описания предполагается объяснение.

Объяснить явление — значит, сделать его понятным, вразумительным. Когда мы описываем явление, то говорим, что произошло, а когда объясняем — почему это произошло. Например: почему за последнее время цены возросли стремительно? почему профсоюз объявил забастовку? почему падает курс рубля? Для объяснения подобных событий мы должны исследовать различные факторы, вскрыть закономерности происходящих явлений, разработать теории и получить возможность предсказывать возникновение явлений с целью их контроля или выработки рационального поведения.

Методы микроэкономического  анализа

Микроэкономические исследования опираются на ряд фундаментальных предпосылок, определяющих своеобразие метода именно микроэкономического анализа.

Микроэкономический анализ может опираться на ряд микроэкономических методов:

  1. Экономический атомизм: микроэкономика концентрирует свое внимание на поведении самых простых, исходных, далее неразделимых в своих действиях экономических единиц, принимающих самостоятельные решения и осуществляющие их в собственной экономической деятельности.
  2. Экономический рационализм: предполагает рациональность действий экономических субъектов, последовательность и закономерность их поведения. Данный метод предполагает, что экономический субъект способен определить, с одной стороны, выгоду от своих действий, а с другой стороны, затраты, необходимые для достижения этой выгоды, средства – и их сопоставление с целью максимизации выгоды при данных затратах используемых ресурсов (или минимизации затрат, необходимых для получения данных выгод). В рыночных условиях выгода часто оценивается в денежной форме и приобретает вид выручки, а затраты – соответственно расходов или издержек. Тогда результат экономического действия может быть выражен в виде разности между приходом и расходом денежных средств – дохода. Рациональность поведения экономических субъектов будет при этом заключаться в максимизации доходов от экономической деятельности.
  3. Предельный анализ (маржинализм): он заключается в том, что экономические явления могут быть рассмотрены не только в законченном, но и в постоянно изменяющемся виде, а также в том, что с помощью этого анализа можно исследовать не только общие и удельные величины, но и их изменения (приросты). Тогда рационально действующий субъект может сравнить не только общий уровень выгоды и затрат, но и предельную (дополнительную) выгоду и дополнительные затраты, связанные с данным действием.
  4. Функциональный анализ: он состоит в том, что в исследуемом явлении выделяется определенная, интересующая характерная черта, а потом начинается поиск влияющих на нее сил – факторов. После того, как подобные факторы установлены, определяется способ их взаимосвязи с ранее выделенной характеристикой – функция.
  5. Позитивный анализ изменений в экономической политике или экономических условиях стремится предсказать влияние изменений таких наблюдаемых явлений, как производство, цены или личный доход. С помощью этого анализа экономист делает утверждения типа «если…, то….», которые затем могут быть подтверждены или опровергнуты посредством сравнения с доступными фактами и цифрами. Например, данный анализ может быть использован для выяснения того, как субсидирование закупочных цен в сельском хозяйстве влияет на цены, уплачиваемые покупателем, и на доходы производителей сельскохозяйственной продукции.
  6. Нормативный анализ используется для оценки желательности альтернативных результатов в соответствии с основополагающими оценочными суждениями. Он может быть использован для выдачи рекомендаций относительно того, что должно иметь место. Он предписывает меры в виде определенной государственной политики для корректировки результатов рыночной деятельности, когда они не соответствуют установленному критерию. Пример нормативного утверждения – « политика, которая сдерживает свободную торговлю, должна быть исключена». В этом утверждении заключено мнение, что хорошо иметь свободную торговлю.
  7. Равновесный подход: в этом подходе исследуются динамичные экономические явления и процессы. Рассматривая постоянно изменяющуюся экономическую действительность, микроэкономика стремится выявить и изучить такие состояния в ней в целом и в отдельных частях, которые характеризуются относительной стабильностью.

Все рассмотренные выше особенности микроэкономики ярко проявляются  в ходе экономического моделирования.

 

Пример1.

Иванов, Петров и Сидоров желают совершить путешествие  из Петербурга в Москву. Путешествовать можно либо поездом, либо самолетом. Билет на поезд стоит 100 р., время переезда —8 ч. Билет на самолет стоит 250 р., время переезда — 3 ч. Иванов зарабатывает 20 р. в ч, Петров — 30 р., а Сидоров — 50 р. Какой вид транспорта должен избрать каждый путешественник?

Неизбежные потери (издержки) времени составят 3 ч (при полете самолетом), а предельные — 8 - 3 = 5 ч.

Неизбежные  потери (издержки) денег составят 100 р., а предельные — 250 - 100 = 150 р. Чтобы решить задачу, надо сопоставить предельные издержки и предельные выгоды, т. е. выяснить: сколько может заработать каждый из путешественников за 5 ч, а также во что это им обойдется. Сопоставим предельные издержки (marginal costs) и предельные выгоды (marginal benefits) при помощи табл. 1.1.

Как видно из табл. 1.1, Иванов, зарабатывающий 20 р. в ч, сможет заработать за 5 ч предельного времени 100 р., что меньше предельных издержек (150 р.). Поэтому Иванову лучше ехать поездом. Петров зарабатывает 30 р. в ч и за 5 ч сможет заработать 150 р., что равно предельным издержкам. Поэтому Петрову все равно: ехать на поезде или

лететь самолетом. В данном случае принятие решения будет определяться неэкономическими параметрами. Петров может предпочесть поезд из-за нелюбви к самолету или наоборот и т. п. Высокооплачиваемому Сидорову лучше всего лететь самолётом, так как за 5 ч он сможет заработать 250 р., что больше предельных издержек.

Вывод: принятие оптимального решения осуществляется при сопоставлении предельных выгод (МБ) и предельных издержек (МС). Этот важный принцип является ключевым на протяжении всего курса микроэкономики


Информация о работе Предмет и метод микроэкономики