Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 23:18, курс лекций
Наука стара, как само человечество: люди всегда обладали способностью учиться на опыте в процессе своих отношений с окружающим их миром. Однако наука как высокоорганизованная деятельность, превратившая процесс познания в основу современной цивилизации, возникла в Новое время. Эпоха Просвещения, интеллектуальная и промышленная революции XVII и XVIII вв. освободили науку от догматов и суеверий. Именно в то время и экономика превращается в науку.
Выводы, вынесенные из исследования простых гипотез, ведут к построению экономических моделей: наиболее абстрактных конструкций, которые схватывают существенную структуру свойств явлений при отвлечении от несущественных деталей. При применении абстрактных моделей к явлениям реальной жизни вырабатываются теории. Теория — это системно организованное заявление, применяемое к широкому набору обстоятельств, содержащее принципы и правила процедуры исследования для предсказания или объяснения определенного набора явлений.
Примерно в XIX в. в рамках немецкой классической философии был разработан диалектический метод познания.
Диалектика — это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления.
Диалектика изучает экономическую систему как развивающуюся взаимосвязь категорий и законов. Внутренним источником движения и развития системы является диалектическое противоречие. Диалектика исследует явление восхождением от его конкретных свойств к абстрактной сути. При этом широко применяется единство исторического и логического, т. е. каждое явление изучается в процессе его развития. Диалектический метод познания являлся основным инструментом марксистской политической экономии.
В XX в. основой исследования стал системный метод на основе экономического моделирования.
Микроэкономические модели представляют собой формализованные описания экономических явлений и процессов с целью выяснения функциональных зависимостей между ними. Модели могут быть вербальными, математическими и графическими. Модели упрощенно отражают реальную действительность в том или ином ракурсе. Следует иметь в виду, что модель является лишь абстрактным отображением («бледной тенью») реальной действительности, своеобразным инструментом, с помощью которого исследователь пытается вскрыть те или иные закономерные связи экономической жизни. Поэтому нельзя требовать от модели слишком многого и тем более абсолютизировать даже самую замечательную модельную конструкцию: реальность всегда богаче самой изощренной модели.
Применение научного метода имеет целью формулирование объективных законов и теорий, чтобы на их основе иметь возможность объяснения и предсказания интересующих исследователя событий. В свою очередь, от того, насколько удачно наука опишет, объяснит и предскажет природу экономического явления, настолько открывается возможность для формирования наиболее рационального поведения экономического агента, даже если мы не в силах контролировать протекание определенных экономических процессов. К примеру, в настоящее время мы, как правило, не способны контролировать погоду, но способны вести себя более рационально, если будем предварительно знать о предстоящих погодных изменениях.
Процесс познания экономического явления обычно начинается с его описания. Для некоторых экономических школ (например, немецкой исторической) такой подход к исследованию был преобладающим. Тем не менее, конечной целью описания предполагается объяснение.
Объяснить явление — значит, сделать его понятным, вразумительным. Когда мы описываем явление, то говорим, что произошло, а когда объясняем — почему это произошло. Например: почему за последнее время цены возросли стремительно? почему профсоюз объявил забастовку? почему падает курс рубля? Для объяснения подобных событий мы должны исследовать различные факторы, вскрыть закономерности происходящих явлений, разработать теории и получить возможность предсказывать возникновение явлений с целью их контроля или выработки рационального поведения.
Методы микроэкономического анализа
Микроэкономические
Микроэкономический анализ может опираться на ряд микроэкономических методов:
Все рассмотренные выше особенности микроэкономики ярко проявляются в ходе экономического моделирования.
Пример1.
Иванов, Петров и Сидоров желают совершить путешествие из Петербурга в Москву. Путешествовать можно либо поездом, либо самолетом. Билет на поезд стоит 100 р., время переезда —8 ч. Билет на самолет стоит 250 р., время переезда — 3 ч. Иванов зарабатывает 20 р. в ч, Петров — 30 р., а Сидоров — 50 р. Какой вид транспорта должен избрать каждый путешественник?
Неизбежные потери (издержки) времени составят 3 ч (при полете самолетом), а предельные — 8 - 3 = 5 ч.
Неизбежные потери (издержки) денег составят 100 р., а предельные — 250 - 100 = 150 р. Чтобы решить задачу, надо сопоставить предельные издержки и предельные выгоды, т. е. выяснить: сколько может заработать каждый из путешественников за 5 ч, а также во что это им обойдется. Сопоставим предельные издержки (marginal costs) и предельные выгоды (marginal benefits) при помощи табл. 1.1.
Как видно из табл. 1.1, Иванов, зарабатывающий 20 р. в ч, сможет заработать за 5 ч предельного времени 100 р., что меньше предельных издержек (150 р.). Поэтому Иванову лучше ехать поездом. Петров зарабатывает 30 р. в ч и за 5 ч сможет заработать 150 р., что равно предельным издержкам. Поэтому Петрову все равно: ехать на поезде или
лететь самолетом. В данном случае принятие решения будет определяться неэкономическими параметрами. Петров может предпочесть поезд из-за нелюбви к самолету или наоборот и т. п. Высокооплачиваемому Сидорову лучше всего лететь самолётом, так как за 5 ч он сможет заработать 250 р., что больше предельных издержек.
Вывод: принятие оптимального решения осуществляется при сопоставлении предельных выгод (МБ) и предельных издержек (МС). Этот важный принцип является ключевым на протяжении всего курса микроэкономики