Предпринимательская деятельность: содержание и основные формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: получить характеристику основных форм предпринимательской деятельности. Выявить особенности предпринимательства в Республике Беларусь на современном этапе и обосновать направления государственной политики, направленной на стимулирование предпринимательской деятельности.
Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ.
Область возможного практического применения: информация полученная в курсовой работе поможет более точно понять что такое предпринимательская деятельность и для чего предпринимательский сектор должен присутствовать в экономике страны.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Предпринимательство: понятие, содержание, основные черты………………4
2 Основные формы предпринимательской деятельности……………………….9
3 Проблемы развития предпринимательства в трансформационной экономике Республики Беларусь………………………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………………25
Список использованных источников......................................................................26

Файлы: 1 файл

курсовая. оформление.docx

— 96.37 Кб (Скачать файл)

Малый бизнес — предпринимательская деятельность, дающая прибыль на малых предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение. По действующему законодательству малое предпринимательство в нашей стране представлено в двух формах: юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Несмотря на принадлежность предприятия или фирмы к частному или государственному сектору, цели и функции их схожи.

Основные цели предпринимателя:

   1.производство товаров и услуг;

   Производство товаров  и услуг и получение прибыли  неразрывно связаны между собой т.е. можно считать получение прибыли непосредственным побудителем для начала производства товаров и оказания услуг так как именно за реализацию оных предприниматель получает денежные средства.

   2.получение прибыли;

    Бизнесмен по собственному усмотрению реализует изготовленную им продукцию, получая при этом определенную сумму денег (её называют: сумма продаж, или валовая выручка). При сопоставлении валового дохода с расходами, прежде всего, проявляется забота о том, как обеспечить самоокупаемость. Затраченные на производство деньги должны полностью возмещаться за счет выручки, чем обеспечивается безубыточность изготовления товаров. Все предприниматели стремятся получить также прибыль - прирост первоначально авансированной на хозяйственную деятельность суммы денег. Иначе она не имеет экономического смысла, а предприятие потерпит крах.[17 ст.21]

   3.социальные цели;

   Японский бизнесмен Кадзума Татеиси в своих лекциях, уподоблял взаимосвязь между предпринимателем, предприятием, прибылью и служением обществу, живой природе, утверждал, что предприятие, стремясь к получению прибыли, служит интересам общества, как и пчела, которая собирает нектар отнюдь не для того, чтобы опылять цветы, а желая получить мед, но тем не менее служит интересам природы. В реальной же жизни за счет открытия новых предприятий, магазинов, контор и т.д. образуются новые рабочие места, улучшается инфраструктура и т.д.

   4.развитие бизнеса;

   5.личная удовлетворенность работой.

   Наверняка достигнуть определенных успехов в своем деле может только человек уверенный в том, что он на “своем месте”. Среди молодежи широко развито стремление стать инициативным и деловым человеком. Однако закономерен вопрос: все ли люди способны стать удачливыми предпринимателями?

   В 80-е годы в странах Запада наблюдался «предпринимательский бум» - большой рост числа руководителей предприятий, обусловленный приватизацией государственной собственности, развитием малого и среднего бизнеса. В связи с этим проводились исследования по выяснению условий успеха деловых людей.     Американская фирма «Мак-Бер Компани» определила профиль преуспевающего предпринимателя, изучив деятельность множества организаторов производства.       Вот наиболее важные личные качества организаторов бизнеса:

-поиск возможностей и инициативность (готов к неоднократным усилиям, чтобы встретить вызов или преодолеть препятствия, меняет намеченную линию поведения, чтобы достичь цели);

-готовность к риску (предпочитает ситуацию умеренного риска, осуществляет действия, чтобы уменьшить риск или контролировать результаты);

-ориентация на эффективность и качество (находит пути делать вещи лучше, быстрее и дешевле);

-вовлеченность в рабочие контакты (принимает на себя всю ответственность и идет на личные жертвы для выполнения работы, берется за дело вместе с работниками или вместо них);

-целеустремленность (ясно выражает цели, имеет долгосрочное видение);

-стремление быть информированным (лично собирает сведения о клиентах, поставщиках, конкурентах);

-систематическое планирование и наблюдение (планирует, следит за хозяйственными показателями и использует их для принятия решений);

-способность устанавливать и убеждать деловые и личные связи;

-независимость и самоуверенность (стремится к независимости от правил и контроля других людей, верит в свою способность выполнять трудные задачи)[21 ст.104]

Роль предпринимательства  в производстве благ и услуг реализуется  через его функции:

1.Ресурсная - соединение факторов производства. Для любой хозяйственной деятельности необходимы объективные (средства производства) и личные (работники с достаточными знаниями и умениями) факторы. Требуются также денежные накопления;

2.Организаторская - принятие решений. Она состоит в обеспечении такого соединения факторов производства, которое лучше всего способствует достижению поставленной цели;

3.Творческая - введение новаций. Cвязанная с организационно-хозяйственным новаторством. Значение этой функции для бизнеса резко возросло в условиях современного научно-технического прогресса и развития неценовой конкуренции. Сейчас решающими условиями конкурентоспособности бизнеса являются предприимчивость, инициатива, новаторство.

4.Несение риска. Предпринимательская деятельность непосредственно связана с несение рисков  так как никто не застрахован от того что может произойти в экономике страны через день или месяц.

   соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» к субъектам малого предпринимательства – юридическим лицам – относятся предприятия и организации со среднесписочной численностью работников:

- в промышленности и  на транспорте – до 100 человек; 

- в сельском хозяйстве  и научно-производственной сфере  – до 60 человек; 

- в строительстве и  оптовой торговле – до 50 человек; 

- в других отраслях  производственной сферы, общественном  питании, бытовом обслуживании  населения и розничной торговли  – до 30 человек; 

- в других отраслях  непроизводственной сферы – до 25 человек.[9]

   Оптимальный размер фирмы определяется минимизацией издержек, необходимых для производства единицы продукций: Обычно, их создают люди, которым приходит какая-то идея - предприниматели, которым удается добыть деньги, купить оборудование, нанять работников. Основными особенностями предпринимательства являются, в первую очередь гибкость и мобильность, позволяющие быстро осваивать новые виды продукции и таким образом, быстро реагировать на изменение потребительского спроса. Относительно небольшое число занятых и небольшие масштабы производства позволяют оперативно организовывать мелкосерийное производство или экспериментальное производство.

   Бизнес участвует в структурной перестройке народного хозяйства и ускорении инновационных процессов. Малые предприятия формируют конкурентную среду, создают альтернативу на рынке труда, способны дать миллионы новых рабочих мест.

Анализируя зарубежный и  отечественный опыт развития предпринимательства, можно выделить основные преимущества последнего:

  • быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
  • большая независимость действий малых предприятий;
  • гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;
  • относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление;
  • большая возможность, индивида реализовать свои идеи и возможности, проявить свои способности;
  • низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и в процесс производства в ответ на требование местных рынков;
  • относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала.

   Развитие предпринимательства является условием решения следующих проблем: формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества; расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания; приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям; содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике:

  • гибкость, мобильность, маневренность;
  • привлечение личных средств населения на развитие производства;
  • создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
  • более эффективное использование творческих возможностей людей, раскрытие их талантов, развитие различных видов ремесел, народных промыслов;
  • вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения;
  • формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;
  • активизация научно-технического прогресса;
  • освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
  • содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;
  • освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

    Обобщив все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства можно сделать вывод, что функции и значимость предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью становления переходной экономики Белоруссии.

 

2 Основные формы предпринимательской деятельности

   Как уже говорилось  в первой главе-предпринимательство  может быть как государственным так и частным. В странах с развитой рыночной экономикой существуют три формы организации предпринимательства:

• единоличное  владение — индивидуальное частное предприятие, владельцем которого является одно лицо или одна семья, получающая весь доход (за вычетом расходов и налогов) и несущая весь риск за свою деятельность;

• партнерство — возникает в случае, когда с целью ведения бизнеса объединяются ресурсы и предпринимательские навыки двух или более лиц;

• корпорация (акционерное общество) — доминирующая форма предпринимательства, для которой характерны централизованное управление, длительный срок существования, превышающий продолжительность жизни отдельных держателей акций, ограничение ответственности акционеров в соответствии с долей их капиталовложений.

   В современном частном предпринимательстве действуют хозяйственные товарищества (полные и коммандитные), хозяйственные общества (с ограниченной и дополнительной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типов), холдинговые компании.

   Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным фондом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное в процессе деятельности хозяйственного товарищества или общества, принадлежит ему на праве собственности. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме как полного, так и коммандитного товарищества; хозяйственные общества — в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью.

   Участниками полных товариществ и коммандитных товариществ могут быть индивидуальные предприниматели или коммерческие организации; участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в коммандитных товариществах — граждане и юридические лица.

   Государственные  органы, органы местного управления и самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в коммандитных товариществах, если иное не установлено законодательством.

   Полным является товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и солидарно друг с другом несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.

   Коммандитным признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющим и от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества всем своим имуществом (полными товарищами ), имеется один или несколько участников (вкладчиков , коммандитов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

   Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденное двумя или большим количеством лиц общества, уставной фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

   Обществом с дополнительной ответственностью (ОДО) признается учрежденное двумя или большим количеством лиц общества, уставной фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники ОДО солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определяемых учредительными документами общества, но не менее размера, установленного законодательными актами.

Информация о работе Предпринимательская деятельность: содержание и основные формы