Предпринимательская деятельность: содержание и основные формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: получить характеристику основных форм предпринимательской деятельности. Выявить особенности предпринимательства в Республике Беларусь на современном этапе и обосновать направления государственной политики, направленной на стимулирование предпринимательской деятельности.
Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ.
Область возможного практического применения: информация полученная в курсовой работе поможет более точно понять что такое предпринимательская деятельность и для чего предпринимательский сектор должен присутствовать в экономике страны.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Предпринимательство: понятие, содержание, основные черты………………4
2 Основные формы предпринимательской деятельности……………………….9
3 Проблемы развития предпринимательства в трансформационной экономике Республики Беларусь………………………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………………25
Список использованных источников......................................................................26

Файлы: 1 файл

курсовая. оформление.docx

— 96.37 Кб (Скачать файл)

   Акционерным обществом (АО) признается общество, уставный фонд которого разделен на определенное число акций. Участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

   Открытым акционерным обществом (ОАО) признается общество, участник которого может отчуждать принадлежащие ему акции без согласия других акционеров неограниченному кругу лиц. ОАО вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и свободную их продажу на условиях, устанавливаемых законодательством.

   Акционерное общество, участник которого может отчуждать принадлежащие ему акции с согласия других акционеров или ограниченному кругу лиц, признается закрытым акционерным обществом (ЗАО). Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Число участников ЗАО не должно превышать числа, установленного законодательством. Акционеры ЗАО имеют преимущественное право покупки акций, продаваемых другими участниками этого общества.[14 ст.500]

   Производственным кооперативом (артелью) является коммерческая организация, участники которой обязаны внести имущественный взнос, принимать личное трудовое участие в деятельности производственного кооператива и нести субсидиарную ответственность по его обязательствам в равных долях, если иное не определено в уставе, в пределах, установленных уставом, но не меньше полученного в данной организации годового дохода.

   Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям), в том числе между его работниками.

   Форму унитарных могут иметь государственные (республиканские или коммунальные ) либо частные предприятия.

  Холдинговая компания (от англ. holding company «владеющая компания») — материнская компания, контролирующая все другие (дочерние) компании в холдинге, посредством доминирующего участия в их уставном капитале либо иным образом имея возможность определять их хозяйственную деятельность.

   Контроль может осуществляться непосредственно, либо опосредованно, когда материнская компания контролирует другое (дочернее) хозяйственное общество, которое, в свою очередь, контролирует третье, дочернее по отношению к нему, хозяйственное общество и т.д.

   По решению Правительства Республики Беларусь на базе имущества, находящегося в республиканской собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, — казенное предприятие. Его учредительным документом является устав, утверждаемый Советом Министров. Республика Беларусь несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства.[14 ст.501]

   Таким образом, в данной главе были описаны основные формы предпринимательской деятельности, закрепленные законодательством Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Проблемы развития предпринимательства в        

трансформационной экономике Республики Беларусь

 

   Трансформация централизованно  управляемой системы хозяйства  в рыночную сделала проблему  предпринимательства, прежде всего малого и среднего, предметом интенсивных научных исследований и дискуссий. Именно с развитием этого сектора экономики сегодня связывают перспективы выхода отечественной экономики из кризиса, обеспечения устойчивых темпов экономического роста, формирования цивилизованных рыночных отношений и создания среднего класса – опоры государства.

   Белорусское государство, провозгласив равноправие всех форм собственности, приняло законодательные акты о предпринимательской деятельности, кооперации, приватизации, демонополизации, развитии малого бизнеса и т. д.

  Республика Беларусь придает большое значение развитию малого предпринимательства, принимает необходимые меры по стимулированию, созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в данном секторе экономики, в т. ч. путем привлечения иностранных инвестиций. Предпринимательство играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию экономике дополнительной стабильности. Малое предпринимательство занимает особое место в структуре экономики Республики Беларусь и играет существенную роль в социальной жизни населения, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, развитию сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию белорусской экономике стабильности и динамизма.

   Однако экономические перемены происходят непросто. Настоящий рынок еще не сложился, в законодательстве, призванном регулировать предпринимательские отношения, выявляются пробелы, многие бизнесмены для работы в новых условиях не имеют достаточных знаний и умений, пытаются руководствоваться ранее сложившимися привычками и экономическим мышлением. Но самое главное – это отсутствие достаточных условий и заинтересованности людей в хозяйственной активности, создании своего дела, так как, создавая свое дело, человеку необходимо избавиться от иждивенческих настроений, выработанных на протяжении длительного времени.

   По данным государственной статистической отчетности по состоянию на 1 января 2012 г. в Республике Беларусь насчитывалось 88673 организации малого бизнеса. Из них 84164 организаций осуществляли деятельность в 2010 году (или 94,9% от общего числа организаций малого бизнеса республики). Микроорганизации составляли 86,1 % от общего количества организаций малого бизнеса. На долю малых организаций приходилось 13,9 %. За последние годы в республике наблюдается положительная динамика количественного роста субъектов малого предпринимательства (это можно наглядно увидеть по данным представленным в таблице 1).

 

Таблица 1. Число субъектов малого предпринимательства в Республике Беларусь.

Год

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Кол-во субъектов

28 310

27 768

29 044

30 987

32 824

33 094

37 660

51240

67991

77402

84164

88673


Примечание: источник[8].

 

По сравнению с 2010 годом количество организаций малого бизнеса увеличилось на 5,3%. Отраслевая структура малого предпринимательства неоднородна. Наибольшее количество малых предприятий занято в торговле, обрабатывающей промышленности, сфере предоставления услуг потребителям, строительстве, сельском хозяйстве.

Примечание. Рисунок 1. Источник [8].

   Анализ распределения малых предприятий в разрезе регионов республики показывает, что большая их часть сконцентрирована в г. Минске и Минской области (37,1 и 16,5 % соответственно от общего количества малых предприятий).

 

Примечание. Рисунок 2. Источник[8].

 

   Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за 2011 год составил 17,4 %, в том числе от юридических лиц – 14,9 %, индивидуальных предпринимателей – 2,5 %.

   Приведенная статистика развития малого предпринимательства является результатом проводимой Главой государства и Правительством Республики Беларусь политики по улучшению в стране бизнес-среды, повышению эффективности принимаемых мер по либерализации условий осуществления экономической деятельности.

   Однако изучение специфики экономической политики в Республике Беларусь позволяет выявить ряд проблем предпринимательского сектора в Республике Беларусь в сравнении с другими странами ЕЭП. Выявлен ряд негативных тенденций, влияющих на формирование предпринимательства, таких как:

   -Преимущественная ориентация предпринимательских структур на деятельность в сфере торговли – примерно 42% от общего количества предприятий.

   -Недолговечность большинства предпринимательских структур, обусловленная нестабильностью общей экономической ситуации, отсутствием стимулов к долгосрочным инвестициям.

   -Вытеснение большинства негосударственных предприятий на периферию научно-технического прогресса, их неспособность переломить негативные последствия за счёт прорыва на экспортные рынки.

   -«Размывание» специфики функций поддержки малых предприятий, их «растворение» в общем процессе удовлетворения предпринимательских нужд, что, в частности, резко повышает требования к размеру государственных затрат;

   - Отсутствие оперативного контроля показателей деятельности субъектов малого предпринимательства.

   - Еще одна отличительная особенность условий ведения бизнеса в Беларуси состоит в том, что индивидуальные предприниматели могут нанимать только членов своих семей. Если взять к примеру другие страны ЕЭП то там таких ограничений для индивидуальных предпринимателей нет — можешь брать на работу кого хочешь.

   - Следующая проблема, которая мешает работать бизнесу, — отсутствие равных условий хозяйствования. Равенство прав собственности гарантирует Конституция, однако на самом деле это положение Основного закона не соблюдается. Предпочтение отдается государственным предприятиям, а не частным.

   - Представители делового сообщества говорят в один голос и еще об одной проблеме. В стране насчитывается 340 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса, однако развить свой бизнес за счет привлечения инвестиций они не могут. Проблема, как оказывается, в том, что белорусские предприниматели лишены возможности выкупа арендуемых объектов.

   - Белорусское правительство ориентировано сегодня «на предоставление режима наибольшего благоприятствования» инновационным предприятиям. Поощрять высокотехнологичные производства — идея хорошая. Однако без денег реализовать ее, мягко говоря, будет сложно. Можно посмотреть на пример России, которая пошла по пути поддержки малого и среднего бизнеса, ориентированного на выпуск инновационной и высокотехнологичной продукции. За последнее время в России уже создано 22 региональных венчурных фонда с общей капитализацией около 300 млн. долларов. В Беларуси же система венчурного финансирования проектов пока так и не сформирована. Региональные венчурные компании, которые в России уже действуют, в Беларуси создать только планируется. Так что рассчитывать на скорый приход малого и среднего бизнеса в инновационную сферу сложно.

   - Если продолжать сравнить условия ведения бизнеса в Беларуси и в других странах ЕЭП, то стоит обратить внимание на ситуацию с госзаказами. В России действует квота, согласно которой не менее 10% госзаказов (от годового объема поставок товаров, работ и услуг) должны быть размещены у субъектов малого предпринимательства. Законодательством Беларуси не установлена обязательная квота для малых и средних предприятий при размещении государственного заказа. В законе «О поддержке малого и среднего предпринимательства» предусмотрено лишь резервирование для субъектов малого и среднего предпринимательства не менее 10% от общего объема государственных закупок товаров, работ, услуг. Однако, констатируют бизнес-союзы, доступа к госзаказам малый и средний бизнес в нашей стране так и не получил.

   - Еще один вопрос, который не красит бизнес-климат в Беларуси, - валютное регулирование. У нас продолжает действовать норма об обязательной продаже 30% валютной выручки. К слову, в других странах ЕЭП — России и Казахстане — такую норму уже отменили. Кроме этого, в Беларуси продолжает действовать еще одно ограничение в части валютного регулирования, которая вряд ли может считать плюсом местного бизнес-климата. На сегодняшний день резиденты предприятий Беларуси (в отличии от российских предприятий) не могут свободно (без получения разрешения) открывать счета за границей.

   - Закрыть бизнес в Беларуси также непросто, как и заниматься им. Процедура ликвидации субъектов предпринимательской деятельности достаточно громоздка, что опять-таки не является плюсом местного бизнес-климата. По показателю «Ликвидация предприятия» Беларусь в рейтинге Всемирного банка находится значительно ниже других стран ЕЭП. Представители бизнеса констатируют, что в стране сохраняются длительные сроки процесса банкротства, а также высока стоимость судебных издержек, которые необходимо нести в процессе ликвидации предприятия.

   - Несмотря на многочисленные поручения А. Г. Лукашенко привести в порядок контрольную деятельности, проверки до сих пор приносят бизнесу много головной боли. Как отмечают в своих материалах предпринимательские союзы, проверки часто «превращаются в выбивание штрафов из предприятий».

   Острой проблемой, подчеркивают бизнес-союзы, остаются несоответствующие нарушениям штрафы. Ошибки в бухучете, допускаемые в процессе выполнения обязательств перед органами госуправления, «могут привести к банкротству бизнеса», подчеркивают представители делового сообщества.

   И это далеко не все проблемы с которыми сталкиваются бизнесмены в РБ и от того, насколько удастся решить перечисленные проблемы, будет зависеть положение частного бизнеса в нашей стране, благо-правительство и президент страны занимаются рассмотрением этих проблем-издаются новые законы упрощающие деятельность частных  предприятий в стране, смягчаются требования, упрощается система налогообложения и бухучета.

   Основными мерами в области активизации процессов реструктуризации крупных предприятий и развития малого производственного предпринимательства должны стать:

1. Совершенствование системы управления и приватизации государственной собственности, а именно:

   1)выработка критериев и предельных показателей оценки эффективности использования основных фондов, закрепленных на праве хозяйственного ведения и оперативного управления; определение правовых возможностей изъятия и реформирования имущества коммунальных и республиканских унитарных предприятий, не обеспечивающих достижение предельных показателей эффективности его использования; 

Информация о работе Предпринимательская деятельность: содержание и основные формы