Предпринимательская деятельность: содержание и основные формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в выявлении проблем развития предпринимательства в экономике Республики Беларусь.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1) раскрыть понятие, содержание, основные черты предпринимательства;
2) рассмотреть основные формы предпринимательской деятельности;
3) провести анализ предпринимательской среды в Республике Беларусь;
4) выявить проблемы развития предпринимательства в экономике Республики Беларусь.
Объект исследования: предпринимательские структуры и предпринимательская среда.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.……………………………….....................................................4
ГЛАВА 1 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
1.1 Предпринимательство: сущность, эволюция, понятие……………..6
1.2 Функции предпринимательства…………………………………… 10
1.3 Роль предпринимательства на современном этапе………………..12
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Основные сферы предпринимательской деятельности и предпринимательские решения…………………………………………………14
2.2 Анализ предпринимательской среды в Республике Беларусь…...19
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Проблемы развития предпринимательства в экономике Республики Беларусь…………………………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………31

Файлы: 1 файл

Готовая работа2.doc

— 608.50 Кб (Скачать файл)

Лжепредпринимательством является создание коммерческой организации  без намерения осуществлять предпринимательскую  или банковскую деятельность, а имеющее  целями получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившей ущерб гражданам, организациям или государству.

За организацию незаконного  предпринимательства и лжепредпринимательства установлена уголовная ответственность.

В зависимости от распространения деятельности на различных территориях предпринимательство подразделяется на местное, региональное, национальное, международное и мировое.

В зависимости от состава  учредителей (участников) собственного дела выделяется женское и молодежное предпринимательство. Во многих странах действуют ассоциации женского и молодежного предпринимательства, занимающиеся поддержкой их развития.

С точки зрения темпов развития, уровня прибыльности и доходности предпринимательские организации  можно подразделить на: быстрорастущие, медленно наращивающие темпы развития компании, высокоприбыльные и низкорентабельные организации, осуществляющие низкорисковые и очень рисковые виды бизнеса, а, следовательно, и соответствующие фирмы, хотя нельзя непосредственно поставить знак равенства между видом бизнеса и уровнем рисковости той или иной компании, поскольку имеется большая совокупность факторов, влияющих на уровень конечных результатов деятельности фирмы, о чем будет рассказано в соответствующем разделе.

С точки зрения использования в процессе своей деятельности инноваций, нововведений, новых технологий, постоянного поиска новых возможностей для производства новых товаров, выполнения работ, оказания услуг, завоевания новых рынков сбыта, формирования нового спроса и предложения на основе нового комбинирования факторов производства, применения инновационного менеджмента, прогрессивного маркетинга предпринимательская деятельность является творческо-поисковой, продуктивной, революционизирующей экономику в противоположность рутинной, шаблонной, репродуктивной, направленной на воспроизводство известных продуктов труда известными методами, посредством устаревших технологий [15, с. 35].

В зависимости от количества участников (учредителей) собственного дела предпринимательство подразделяется на индивидуальное и коллективное (партнерское).

По таким признакам (критериям), как численность всего  персонала, по удельному весу других субъектов в уставном (складочном) капитале определяется малое предпринимательство. В странах с развитой рыночной экономикой отнесение субъектов хозяйствования к малым предприятиям осуществляется почти по 50 критериям.

Если в создании предпринимательской  организации наряду с белорусскими участниками принимают участие  иностранные учредители (участники), такое предпринимательство является совместным. Однако выделяют еще и  предприятия с иностранными инвестициями.

По формам ответственности участников (учредителей) предпринимательских организаций за результаты их деятельности различают организации с полной ответственностью, а также с солидарной и субсидиарной ответственностью.

В зависимости от механизма  создания, числа учредителей (участников), процессов функционирования и управления следует выделить простые и сложные предпринимательские организации.

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности установлены Гражданским кодексом РБ, а механизм создания и функционирования отдельных из них - законами. К организационно-правовым формам предпринимательской деятельности относятся следующие виды коммерческих организаций: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и унитарные предприятия. К малым и совместным предприятиям, которые могут создаваться в различных организационно-правовых формах, относятся коммерческие организации по установленным законодательством критериям (признакам). Индивидуальные предприниматели осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, поэтому они не могут быть отнесены к какой-либо организационно-правовой форме. Не относится к организационно-правовой форме простое товарищество, оно учреждается без образования юридического лица [15, с. 93].

Сложные предпринимательские  организации как объединения  могут создаваться в различных  организационно-правовых формах, но на практике, как правило, учреждаются  в форме акционерного общества. К  сложным предпринимательским организациям относятся концерны, картели, консорциумы, холдинги, финансово-промышленные группы, пулы и др.

Из различных групп  населения, способных заняться предпринимательством, следует выделить две наименее защищенные и потому более нуждающиеся в  начальных знаниях о том, как сделать первые шаги к рынку.

Первую группу составляют люди старшего возраста, которые вынуждены или  хотят сменить профессию по различным  причинам, но в основном в связи  с потерей рабочего места, вторую - молодые люди, не имеющие профессионального  образования и необходимых средств.

Людям старшего возраста необходимо с самого начала убедить себя в  том, что зарабатывание денег  в негосударственных хозяйственных  структурах разрешенными законом способами - это не преступная спекуляция, как  традиционно квалифицировало подобную деятельность в период строительства социализма наше законодательство, а общественно полезный труд на благо всех граждан.

Молодым людям, начинающим предпринимательскую  деятельность, важно не потерять ориентиры, не опуститься до зарабатывания денег любыми способами, результатом чего может стать моральная деградация, распад личности.

Форма участия в предпринимательстве  зависит от задач, которые люди ставят перед собой на начальном этапе. Такими задачами могут быть:

- зарабатывание денег на повседневные расходы (для увеличения семейного бюджета, снижения имущественной зависимости от родителей, свободы поведения);

- занятие определенной ниши  на рынке и накопление средств  для расширения предпринимательской  деятельности.

В первом случае необходимо учесть свои возраст, физические возможности, наличие свободного времени, круг общения и затем принять решение: работать от собственного имени или по найму.

При работе от собственного имени  следует получить свидетельство  в местных органах власти, дающее право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью и открывать счет в банке. Это легализует предпринимательство, дает возможность осуществлять безналичные расчеты с партнерами, что расширяет масштабы деятельности.

Работа по найму осуществляется от имени фирмы работодателя.

Наиболее доступными способами  зарабатывания денег при индивидуальной трудовой деятельности являются:

- торгово-посреднические услуги, или  перепродажа товаров. Основные  проблемы, возникающие при этом, заключаются в поиске партнеров,  имеющих возможность и желающих продавать мелкие партии ходовых товаров со скидкой или в кредит, а также в формировании сбытовой сети. Они решаются, как правило, с помощью родственников, друзей, знакомых, так как эти отношения носят весьма доверительный характер. Такая торговля широко распространена и среди студенческой молодежи; поставщиками здесь выступают иностранные студенты;

- «челночные» поездки и страны  ближнего и дальнего зарубежья  с целью купли-продажи различных  товаров народного потребления  и извлечения благодаря этому дохода;

- оказание различных услуг - информационных, педагогических, экономических  и др.

Разнообразны возможности зарабатывания  денег по найму: продажа товаров  народного потребления, реклама, сбор информации, услуги по страхованию, перевод  с иностранных языков, работа гидом на выставках и многое другое.

Задачи по открытию своего дела значительно  усложняются, если целью его является занятие определенной ниши на рынке  и накопление средств для дальнейшего  расширения бизнеса. Речь в данном случае идет о создании собственного предприятия.

Перечень возможных вариантов  выбора деятельности приведен ниже.

1. Организовать производство товара.

2. Комплектовать товар из готовых  изделий.

3. Дорабатывать изделие и продавать  его как новое.

4. Продавать товар, произведенный другими.

5. Продавать технологии производства  товаров.

6. Обучать специалистов по производству, использованию товара.

7. Продавать информацию о рынке товаров.

8. Устраивать ярмарки  для производителей товаров.

9. Устраивать ярмарки  технологий для производителей  товаров.

10. Организовать биржу  труда специалистов профессий  узкого профиля.

11. Заниматься рекламой  товара по контракту с его производителями или продавцами.

12. Консультировать но  производству или использованию  товара.

13. Организовать ассоциацию  производителей, продавцов, пользователей  товара.

14. Организовать профсоюз  производителей товара.

15. Посредничать между фирмами-заказчиками и производителями товара.

16. Продавать подержанные  товары.

17. Осуществлять лизинг  товара.

Как видно, перечень охватывает только варианты деятельности, связанные  с производством какого-либо товара. Но существует еще огромный ассортимент бытовых, интеллектуальных, информационных услуг, рынок которых еще организуется и недостаточно насыщен.

Варианты создания собственной  фирмы многообразны и определяются главным образом наличием ресурсов, рыночной конъюнктурой, системой налогообложения. Наиболее доступной сферой деятельности в республике, учитывая приведенные обстоятельства, является торговля. Достаточно приобрести киоск, организовать его охрану, договориться с местными или зарубежными оптовыми фирмами, предприятиями, наладить поставку товара из-за границы собственными силами, наконец, принимать на комиссию вещи от населения.

Значительно сложнее  создать собственное предприятие  в сфере производства. Можно выдвинуть  какую-либо продуктивную идею и заинтересовать ею состоятельного спонсора, в том числе и за рубежом. Располагая организаторскими способностями и знаниями, можно войти в состав команды в качестве специалиста по маркетингу, менеджера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     2.2 Анализ предпринимательской среды в Республике Беларусь

По информации Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, по состоянию на 1 января  2011 г. в республике состоит на учете 86194 субъектов малого предпринимательства – юридических лиц. За 2010 год количество юридических лиц – субъектов малого предпринимательства увеличилось на 7559 (или на 9,6%).

Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 января  2011 г. составила 231834 человека. К уровню 1 января 2010 г. численность индивидуальных предпринимателей увеличилась на  12229 человек (или 5,6%).

Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за 2010 год составил 21 %, в том числе от юридических лиц – 18,4 %, от индивидуальных предпринимателей –  2,6 %. [24]

Малое предпринимательство в Республике Беларусь представляет собой перспективно развивающийся сектор экономики, постепенно увеличивающий свой вклад в обеспечение общего экономического роста.

С принятием Указа Президента Республики Беларусь № 255 от 21 мая 2009 г. “О некоторых  мерах государственной поддержки  малого предпринимательства” малое предпринимательство в республике представлено в двух формах: субъекты малого предпринимательства - юридические лица (микроорганизации, малые организации) и предприниматели без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели).

На протяжении последних нескольких  лет наблюдается положительная динамика доли занятых в малом предпринимательстве в общем количестве занятых в экономике. Всего в сфере малого бизнеса (с учетом индивидуальных предпринимателей и их наемных работников) по итогам 2009 года работало 20,4 процентов от занятых в экономике. (Приложение А)

По состоянию на 1 января 2010 г. количество субъектов малого предпринимательства – юридических лиц всех форм собственности составило 77402 предприятия, по сравнению с 2008 годом их число увеличилось на 9411 или на 13,8 процента. Удельный вес субъектов малого предпринимательства - юридических лиц за 2009 год составил 48,2% от общего количества всех субъектов хозяйствования.

Динамика изменения количества малых предприятий за 2003-2009 годах представлена в приложении. (Приложение Б)

В общем количестве субъектов малого предпринимательства – юридических  лиц 95,5 процента составляют предприятия  частной формы собственности. (Приложение В)

По итогам 2009 года количество субъектов малого предпринимательства – юридических лиц, занятых в торговле и общественном питании, составляет 42 процента. В промышленности сосредоточено 19,9 процента субъектов малого предпринимательства – юридических лиц, строительстве – 10,2 процента, транспорте – 8,4 процента, сельском хозяйстве – 3,3 от общего количества субъектов малого предпринимательства – юридических лиц. Все остальные отрасли имеют достаточно невысокий процент в общем количестве микро- и малых организаций. (Приложение Г)

Анализ показателей за семь лет свидетельствует о незначительных колебаниях в отраслевой структуре предпринимательского сектора. За период с 2003 по 2009 год сохраняется значительная доля субъектов малого предпринимательства – юридических лиц, функционирующих в сфере торговли и общественного питания, а также промышленности.

Информация о работе Предпринимательская деятельность: содержание и основные формы