Предпринимательская деятельность: содержание и основные формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в выявлении проблем развития предпринимательства в экономике Республики Беларусь.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1) раскрыть понятие, содержание, основные черты предпринимательства;
2) рассмотреть основные формы предпринимательской деятельности;
3) провести анализ предпринимательской среды в Республике Беларусь;
4) выявить проблемы развития предпринимательства в экономике Республики Беларусь.
Объект исследования: предпринимательские структуры и предпринимательская среда.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.……………………………….....................................................4
ГЛАВА 1 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
1.1 Предпринимательство: сущность, эволюция, понятие……………..6
1.2 Функции предпринимательства…………………………………… 10
1.3 Роль предпринимательства на современном этапе………………..12
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Основные сферы предпринимательской деятельности и предпринимательские решения…………………………………………………14
2.2 Анализ предпринимательской среды в Республике Беларусь…...19
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Проблемы развития предпринимательства в экономике Республики Беларусь…………………………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………31

Файлы: 1 файл

Готовая работа2.doc

— 608.50 Кб (Скачать файл)

Главной целью развития предпринимательства на период до 2010 года является обеспечения развития бизнеса на усовершенствовании организационно-правовой, финансово-инвестиционной, научно-инновационной и управленческой основе, превращение его в ядро интенсивно развивающегося сектора экономики, в основной источник пополнения бюджета и увеличения числа новых рабочих мест.

Для достижения указанной  цели представляется необходимым комплексно решать следующие основные задачи:

- улучшить предпринимательский  климат, создать благоприятную рыночную  среду для ускорения развития  субъектов малого и среднего  бизнеса;

- устранить причины,  обуславливающие отток предпринимательского  и научно-технического потенциала, а также финансового капитала в зарубежные страны. Создать условия для его реинвестирования в отечественную экономику;

- упростить систему  регистрации, учета и отчетности, а также облегчить налоговое  бремя. Упорядочить лицензируемые  виды деятельности и упростить  порядок выдачи лицензий и других видов государственного регулирования с учетом опыта стран с переходной экономикой;

- формировать устойчивую  финансовую базу развития малого  и среднего бизнеса, его самофинансирования. Развивать рынок ценных бумаг,  залоговых форм привлечения частных и иностранных инвестиций и других форм инвестирования отечественного бизнеса, обеспечить доступность банковского кредита, повысить привлекательность долгосрочного кредитования, надежно гарантировать возврат используемых инвестиционных ресурсов;

- совершенствовать систему  государственной поддержки развития  предпринимательства и государственного  регулирования деятельности предпринимательских структур, повысить все формы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса;

- совершенствовать отношения собственности и внедрять корпоративное управление производством.

Для выхода на новый уровень  государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса и его  государственного регулирования представляется необходимым, в свою очередь, обеспечить следующие мероприятия:

- совершенствование нормативно-правовой  базы поддержки развития малого  предпринимательства, в том числе  и с учетом необходимости ее  унификации с законодательством  Республики Беларусь;

- установление ряда  налоговых льгот и льготирование  долгосрочного кредитования, расширение системы микрокредитования и увеличения объемов финансового лизинга, в том числе и международного;

- внедрение залоговых  и других нетрадиционных форм  привлечения финансовых инвестиций;

- совершенствование и  развитие инфраструктуры и поддержки предпринимательства (центры поддержки, «инкубаторы» предпринимательства, инновационные центры, технопарки, венчурные фонды, общества взаимного кредитования и страхования, а также другие инновационно-инвестиционные структуры);

- формирование разветвленной системы подготовки, переподготовки кадров для предпринимательских структур, использования для этих целей потенциала высших и средних специальных учебных заведений страны.

Предпосылки к росту  производственной активности малых  и средних предприятий могут быть реализованы при скорейшем переходе на нетрадиционные формы привлечения инвестиций, обеспечивающие перелив капитала, накопленного в сфере услуг и торговли. При этом должна быть обеспечена ориентация, прежде всего, на освоение ресурсосберегающих и наукоемких технологий, а также на создание благоприятных условий технологического и организационного обновления производства.

В республике должно предусматриваться  дальнейшее совершенствование системы  налоговых льгот и льгот по бюджетным и банковским кредитам и других мер по формированию стартового капитала вновь создаваемых предпринимательских структур, а также по увеличению накоплений для самофинансирования инвестиционных решений на действующих предприятиях, в том числе и в сфере бытовых услуг населению.

Основная проблема руководителей  и других работников малых и средних  предприятий - это отсутствие фундаментальных  знаний в области стратегического  управления на производстве, что влияет на снижение конкурентоспособности  белорусских производителей как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Одним из условий успешного  развития предпринимательского сектора  Беларуси может стать организация  специального переобучения предпринимательских  кадров для формирования необходимого профессионализма в условиях реформирования экономики страны.

Для активизации малого предпринимательства необходимо устранить  факторы, препятствующие его развитию, выйти на более высокий уровень  его государственной поддержки.

Государственная политика в этой сфере должна быть направлена на дальнейшее формирование благоприятных условий устойчивого развития малого бизнеса на основе совершенствование форм и методов поддержки, обеспечивающих повышение темпов развития, активизацию производственной, инновационной и инвестиционной деятельности данной категории субъектов хозяйствования и, как следствие, рост эффективности национальной экономики. Немаловажным является также вовлечение в предпринимательскую деятельность широких слоев населения и создание новых рабочих мест, в том числе для незащищенных его категорий, увеличение личных доходов, а значит, обеспечение социальной стабильности.

Деятельность местных  органов власти и управления в  этой среде следует направить  на оказание дифференцированной и адресной поддержки субъектов малого предпринимательства при реализации инвестиционных проектов с учетом специфики их деятельности.

Приоритетными направлениями  развития малого бизнеса должны стать  производство потребительских товаров, сельскохозяйственной продукции, ее переработка, оказание бытовых услуг, особенно в сельской местности, научная и инновационная деятельность.

Еще одним шагом в  направлении развития малого бизнеса  в регионах станет разрешение льготирования  кредитов предпринимателям для финансирования проектов малых и средних предприятий  в проблемных городах. Это также позволит увеличить количество новых рабочих мест.

Отметим важность принятия программы и указов, чтобы предприниматель, инвестор могли рассчитать свой бизнес и инвестиции на долгосрочную перспективу. Кроме того, эти документы не должны иметь обратной силы. В этом случае претензии предпринимателей к власти будут справедливы. Но государство заинтересовано в стабильном развитии частного бизнеса, поэтому оно будет стремиться не допустить здесь каких-либо узковедомственных интересов.

Немаловажную роль в расширении производственных возможностей также будет играть производственная кооперация крупных производственных предприятий с малыми, позволяющая достичь высокой эффективности производства благодаря разделению труда, специализации, рациональному использованию имеющихся производственно-технологических мощностей и оптимизации использования всех ресурсов участников кооперационных отношений.

Подчеркнем, что сегодня  нужно критически взглянуть, где  существуют недоработки, где необходимо существенно поднять планку, с тем чтобы успешно решать непростые задачи, а также своевременно принять дополнительные стимулирующие меры для обеспечения максимально высоких темпов роста экономики и развития социальной сферы в регионах. Масштабность стоящих задач требует самого тесного конструктивного взаимодействия всех ветвей и уровней власти, общественных организаций и населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенный в курсовой работе анализ позволяет сделать  следующие выводы.

Концепция государственной политики в отношении бизнеса должна претерпевать корректировку, базирующуюся на принципах всемерной его поддержки и осуществляться с учетом реально складывающейся экономической конъюнктуры. Введение упрощенной системы налогообложения является серьезным реальным шагом государства по развитию сферы частного бизнеса в Беларуси, созданию благоприятного инвестиционного климата в регионах, возрождению малых городов и сельских населенных пунктов.

Главной целью финансовой политики государства в отношении предпринимательства должно быть устранение неблагоприятного положения малых предприятий на рынке кредитных ресурсов в силу их недостаточной финансовой устойчивости и кредитоспособности, а также целевое финансирование высоко эффективных программ и проектов, позволяющее раскрыть внутренний потенциал малых предприятий.

Анализ сфер деятельности малых предприятий показал, что  малый бизнес имеет свою нишу в  экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как  с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком, данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия. Говоря о малом бизнесе надо сказать, что он наиболее эффективен лишь при взаимодействии с крупными предприятиями и, наоборот, это единое целое, из которого нельзя исключать отдельные части.

В настоящее время  малые предприятия представлены практически во всех отраслях экономики. Они функционируют не только в  таких традиционных сферах, как легкая и пищевая промышленность, но и  появляются в машиностроении, производстве оптических приборов, химической и электротехнической промышленности. Количественный рост небольших компаний в промышленности предопределен углублением специализации и дифференциации производства, отказом от крупносерийного производства в пользу мелкосерийного и индивидуального. Экономическая природа предпринимательства характеризуется через его признаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство.

Необходимо отметить, что малый бизнес в Беларуси и  уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов. Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.

Особенности малых фирм, в первую очередь, определяются их размером. Отсюда вытекает и особая роль руководителя, и небольшой рынок сбыта, и  исключительная гибкость в предоставлении товаров и услуг и высокая  доля оборотного капитала и многие другие черты, присущие только субъектам малого бизнеса. Исходя из особенностей определяют и функции: экономическая, характеризуется очень высоким процентом в общем количестве предприятий и в ВВП, а также инновационной деятельностью; социальная, функция, позволяющая раскрыть индивидуальные черты человека, более полно реализовать себя как личность и сгладить социальные конфликты; экологическая, особенно актуальна в наши дни, когда всеобщая экологическая катастрофа, позволяет более рационально использовать ресурсы и использовать в производстве отходы.

Для повышения эффективности  и широкого распространения предпринимательской  деятельности государство создает  информационные, консультативные, исследовательские  и другие центры, инновационные и другие фонды, оказывая тем самым помощь в становлении этого сектора экономики.

Говоря о взаимоотношениях малого бизнеса и государства, можно  заметить, что здесь происходит монолог со стороны государства, который не хочет услышать малый бизнес и вывести взаимоотношения на более качественно высокий уровень. Но будем надеяться, что ситуация измениться. Введение упрощенной системы налогообложения является серьезным реальным шагом государства по развитию сферы частного бизнеса в Беларуси, созданию благоприятного инвестиционного климата в регионах, возрождению малых городов и сельских населенных пунктов.

Все вышесказанное позволяет  сделать заключение, что можно  и нужно работать на благо себя, государства и общества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Базылев, Н. И. Основы бизнеса: Учеб. пособие / Н. И. Базылева. – Мн.: Мисанта, 2003. - 253 с.

2 Балашевич, М. И. Экономика малого бизнеса: учеб. пособие / М. И. Балашевич, Т. П. Быкова. – Мн.: БГЭУ, 2005. - 231 с.

3 Германович, Г. В. Критерии малого и среднего бизнеса: опыт зарубежных стран и предложения по его оценке в Республике Беларусь / Г. В. Германович, К. Э. Романовский, С.В. Пятинкин [и др.] // Белорус. экономика: анализ, прогноз, регулирование, 2003. - № 12. - С. 9-12.

4 Германович, Г. В. Малое предпринимательство в Республике Беларусь: проблемы и перспективы / Г. В. Германович, С.В. Пятинкин// Белорус. банк. бюл. - 2003. - № 7. - С. 11-13.

5 Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 г.; с изменениями и дополнениями от 08.07.2008 г.

6 Дадалко, С.В. Развитие предпринимательства и формирование системы его государственной поддержки /С.В. Дадалко.- Мн.: Армита, 2005. - 116 с.

7 Декрет Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 №17 (ред. от 19.12.2008) "О лицензировании отдельных видов деятельности"

8 Декрет Президента Республики Беларусь от 20.12.2007 № 9 (ред. от 01.03.2010) "О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности"

9 Догиль, Л.Ф. Предпринимательство и малый бизнес: Учебное пособие / Л.Ф. Догиль, Б.Д. Семенов. – Мн.: Вышэйшая школа, 2003. - 266 с.

10 Закон Республики Беларусь от 28.05.1991 г. № 813-XII «О предпринимательстве в Республике Беларусь».

11 Закон Республики Беларусь от 16.10.1996 № 685-XIII 
”О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь“

Информация о работе Предпринимательская деятельность: содержание и основные формы