Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 22:57, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в выявлении проблем развития предпринимательства в экономике Республики Беларусь.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1) раскрыть понятие, содержание, основные черты предпринимательства;
2) рассмотреть основные формы предпринимательской деятельности;
3) провести анализ предпринимательской среды в Республике Беларусь;
4) выявить проблемы развития предпринимательства в экономике Республики Беларусь.
Объект исследования: предпринимательские структуры и предпринимательская среда.
ВВЕДЕНИЕ.……………………………….....................................................4
ГЛАВА 1 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
1.1 Предпринимательство: сущность, эволюция, понятие……………..6
1.2 Функции предпринимательства…………………………………… 10
1.3 Роль предпринимательства на современном этапе………………..12
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Основные сферы предпринимательской деятельности и предпринимательские решения…………………………………………………14
2.2 Анализ предпринимательской среды в Республике Беларусь…...19
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Проблемы развития предпринимательства в экономике Республики Беларусь…………………………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………31
Главной целью развития предпринимательства на период до 2010 года является обеспечения развития бизнеса на усовершенствовании организационно-правовой, финансово-инвестиционной, научно-инновационной и управленческой основе, превращение его в ядро интенсивно развивающегося сектора экономики, в основной источник пополнения бюджета и увеличения числа новых рабочих мест.
Для достижения указанной цели представляется необходимым комплексно решать следующие основные задачи:
- улучшить предпринимательский
климат, создать благоприятную
- устранить причины,
обуславливающие отток
- упростить систему
регистрации, учета и
- формировать устойчивую
финансовую базу развития
- совершенствовать систему
государственной поддержки
- совершенствовать отношения собственности и внедрять корпоративное управление производством.
Для выхода на новый уровень
государственной поддержки
- совершенствование нормативно-
- установление ряда
налоговых льгот и
- внедрение залоговых
и других нетрадиционных форм
привлечения финансовых
- совершенствование и развитие инфраструктуры и поддержки предпринимательства (центры поддержки, «инкубаторы» предпринимательства, инновационные центры, технопарки, венчурные фонды, общества взаимного кредитования и страхования, а также другие инновационно-инвестиционные структуры);
- формирование разветвленной системы подготовки, переподготовки кадров для предпринимательских структур, использования для этих целей потенциала высших и средних специальных учебных заведений страны.
Предпосылки к росту производственной активности малых и средних предприятий могут быть реализованы при скорейшем переходе на нетрадиционные формы привлечения инвестиций, обеспечивающие перелив капитала, накопленного в сфере услуг и торговли. При этом должна быть обеспечена ориентация, прежде всего, на освоение ресурсосберегающих и наукоемких технологий, а также на создание благоприятных условий технологического и организационного обновления производства.
В республике должно предусматриваться дальнейшее совершенствование системы налоговых льгот и льгот по бюджетным и банковским кредитам и других мер по формированию стартового капитала вновь создаваемых предпринимательских структур, а также по увеличению накоплений для самофинансирования инвестиционных решений на действующих предприятиях, в том числе и в сфере бытовых услуг населению.
Основная проблема руководителей и других работников малых и средних предприятий - это отсутствие фундаментальных знаний в области стратегического управления на производстве, что влияет на снижение конкурентоспособности белорусских производителей как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Одним из условий успешного развития предпринимательского сектора Беларуси может стать организация специального переобучения предпринимательских кадров для формирования необходимого профессионализма в условиях реформирования экономики страны.
Для активизации малого предпринимательства необходимо устранить факторы, препятствующие его развитию, выйти на более высокий уровень его государственной поддержки.
Государственная политика в этой сфере должна быть направлена на дальнейшее формирование благоприятных условий устойчивого развития малого бизнеса на основе совершенствование форм и методов поддержки, обеспечивающих повышение темпов развития, активизацию производственной, инновационной и инвестиционной деятельности данной категории субъектов хозяйствования и, как следствие, рост эффективности национальной экономики. Немаловажным является также вовлечение в предпринимательскую деятельность широких слоев населения и создание новых рабочих мест, в том числе для незащищенных его категорий, увеличение личных доходов, а значит, обеспечение социальной стабильности.
Деятельность местных органов власти и управления в этой среде следует направить на оказание дифференцированной и адресной поддержки субъектов малого предпринимательства при реализации инвестиционных проектов с учетом специфики их деятельности.
Приоритетными направлениями развития малого бизнеса должны стать производство потребительских товаров, сельскохозяйственной продукции, ее переработка, оказание бытовых услуг, особенно в сельской местности, научная и инновационная деятельность.
Еще одним шагом в направлении развития малого бизнеса в регионах станет разрешение льготирования кредитов предпринимателям для финансирования проектов малых и средних предприятий в проблемных городах. Это также позволит увеличить количество новых рабочих мест.
Отметим важность принятия программы и указов, чтобы предприниматель, инвестор могли рассчитать свой бизнес и инвестиции на долгосрочную перспективу. Кроме того, эти документы не должны иметь обратной силы. В этом случае претензии предпринимателей к власти будут справедливы. Но государство заинтересовано в стабильном развитии частного бизнеса, поэтому оно будет стремиться не допустить здесь каких-либо узковедомственных интересов.
Немаловажную роль в расширении производственных
возможностей также будет играть производственная
кооперация крупных производственных
предприятий с малыми, позволяющая достичь
высокой эффективности производства благодаря
разделению труда, специализации, рациональному
использованию имеющихся производственно-
Подчеркнем, что сегодня нужно критически взглянуть, где существуют недоработки, где необходимо существенно поднять планку, с тем чтобы успешно решать непростые задачи, а также своевременно принять дополнительные стимулирующие меры для обеспечения максимально высоких темпов роста экономики и развития социальной сферы в регионах. Масштабность стоящих задач требует самого тесного конструктивного взаимодействия всех ветвей и уровней власти, общественных организаций и населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный в курсовой работе анализ позволяет сделать следующие выводы.
Концепция государственной политики в отношении бизнеса должна претерпевать корректировку, базирующуюся на принципах всемерной его поддержки и осуществляться с учетом реально складывающейся экономической конъюнктуры. Введение упрощенной системы налогообложения является серьезным реальным шагом государства по развитию сферы частного бизнеса в Беларуси, созданию благоприятного инвестиционного климата в регионах, возрождению малых городов и сельских населенных пунктов.
Главной целью финансовой политики государства в отношении предпринимательства должно быть устранение неблагоприятного положения малых предприятий на рынке кредитных ресурсов в силу их недостаточной финансовой устойчивости и кредитоспособности, а также целевое финансирование высоко эффективных программ и проектов, позволяющее раскрыть внутренний потенциал малых предприятий.
Анализ сфер деятельности малых предприятий показал, что малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком, данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия. Говоря о малом бизнесе надо сказать, что он наиболее эффективен лишь при взаимодействии с крупными предприятиями и, наоборот, это единое целое, из которого нельзя исключать отдельные части.
В настоящее время малые предприятия представлены практически во всех отраслях экономики. Они функционируют не только в таких традиционных сферах, как легкая и пищевая промышленность, но и появляются в машиностроении, производстве оптических приборов, химической и электротехнической промышленности. Количественный рост небольших компаний в промышленности предопределен углублением специализации и дифференциации производства, отказом от крупносерийного производства в пользу мелкосерийного и индивидуального. Экономическая природа предпринимательства характеризуется через его признаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство.
Необходимо отметить, что малый бизнес в Беларуси и уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов. Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.
Особенности малых фирм, в первую очередь, определяются их размером. Отсюда вытекает и особая роль руководителя, и небольшой рынок сбыта, и исключительная гибкость в предоставлении товаров и услуг и высокая доля оборотного капитала и многие другие черты, присущие только субъектам малого бизнеса. Исходя из особенностей определяют и функции: экономическая, характеризуется очень высоким процентом в общем количестве предприятий и в ВВП, а также инновационной деятельностью; социальная, функция, позволяющая раскрыть индивидуальные черты человека, более полно реализовать себя как личность и сгладить социальные конфликты; экологическая, особенно актуальна в наши дни, когда всеобщая экологическая катастрофа, позволяет более рационально использовать ресурсы и использовать в производстве отходы.
Для повышения эффективности
и широкого распространения
Говоря о взаимоотношениях малого бизнеса и государства, можно заметить, что здесь происходит монолог со стороны государства, который не хочет услышать малый бизнес и вывести взаимоотношения на более качественно высокий уровень. Но будем надеяться, что ситуация измениться. Введение упрощенной системы налогообложения является серьезным реальным шагом государства по развитию сферы частного бизнеса в Беларуси, созданию благоприятного инвестиционного климата в регионах, возрождению малых городов и сельских населенных пунктов.
Все вышесказанное позволяет сделать заключение, что можно и нужно работать на благо себя, государства и общества в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Базылев, Н. И. Основы бизнеса: Учеб. пособие / Н. И. Базылева. – Мн.: Мисанта, 2003. - 253 с.
2 Балашевич, М. И. Экономика малого бизнеса: учеб. пособие / М. И. Балашевич, Т. П. Быкова. – Мн.: БГЭУ, 2005. - 231 с.
3 Германович, Г. В. Критерии малого и среднего бизнеса: опыт зарубежных стран и предложения по его оценке в Республике Беларусь / Г. В. Германович, К. Э. Романовский, С.В. Пятинкин [и др.] // Белорус. экономика: анализ, прогноз, регулирование, 2003. - № 12. - С. 9-12.
4 Германович, Г. В. Малое предпринимательство в Республике Беларусь: проблемы и перспективы / Г. В. Германович, С.В. Пятинкин// Белорус. банк. бюл. - 2003. - № 7. - С. 11-13.
5 Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 г.; с изменениями и дополнениями от 08.07.2008 г.
6 Дадалко, С.В. Развитие предпринимательства и формирование системы его государственной поддержки /С.В. Дадалко.- Мн.: Армита, 2005. - 116 с.
7 Декрет Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 №17 (ред. от 19.12.2008) "О лицензировании отдельных видов деятельности"
8 Декрет Президента Республики Беларусь от 20.12.2007 № 9 (ред. от 01.03.2010) "О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности"
9 Догиль, Л.Ф. Предпринимательство и малый бизнес: Учебное пособие / Л.Ф. Догиль, Б.Д. Семенов. – Мн.: Вышэйшая школа, 2003. - 266 с.
10 Закон Республики Беларусь от 28.05.1991 г. № 813-XII «О предпринимательстве в Республике Беларусь».
11 Закон Республики Беларусь от 16.10.1996
№ 685-XIII
”О государственной поддержке малого
предпринимательства в Республике Беларусь“
Информация о работе Предпринимательская деятельность: содержание и основные формы