Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 22:57, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в выявлении проблем развития предпринимательства в экономике Республики Беларусь.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1) раскрыть понятие, содержание, основные черты предпринимательства;
2) рассмотреть основные формы предпринимательской деятельности;
3) провести анализ предпринимательской среды в Республике Беларусь;
4) выявить проблемы развития предпринимательства в экономике Республики Беларусь.
Объект исследования: предпринимательские структуры и предпринимательская среда.
ВВЕДЕНИЕ.……………………………….....................................................4
ГЛАВА 1 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
1.1 Предпринимательство: сущность, эволюция, понятие……………..6
1.2 Функции предпринимательства…………………………………… 10
1.3 Роль предпринимательства на современном этапе………………..12
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Основные сферы предпринимательской деятельности и предпринимательские решения…………………………………………………14
2.2 Анализ предпринимательской среды в Республике Беларусь…...19
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Проблемы развития предпринимательства в экономике Республики Беларусь…………………………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………31
В 2009 году наблюдается небольшой рост доли субъектов малого предпринимательства – юридических лиц в таких сферах, как строительство, бытовое обслуживание населения, здравоохранение. Недостаточное развитие получают такие отрасли как сельское, жилищно-коммунальное хозяйство, наука и научное обслуживание. (Приложение Д)
По количеству занятых в отраслевом разрезе лидируют предприятия торговли и общественного питания (31 процент от общей численности занятых на микро- и малых организациях), промышленные (28,1 процента от общей численности занятых на микро- и малых организациях), строительные (16,7 процента). (Приложение Е)
Большая часть субъектов
малого предпринимательства –
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Проблемы
развития предпринимательства
Президентом Республики
Беларусь с целью создания условий
для дальнейшего развития предпринимательства,
обеспечения гарантий соблюдения прав
и законных интересов лиц, осуществляющих
предпринимательскую
В рамках реализации положений Комплекса мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 августа 2006 г. № 1029 ”Об утверждении комплекса мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства на период до 2010 года“) приняты:
Декрет Президента Республики
Беларусь от 28 января 2008 г. № 1 ”О стимулировании
производства и реализации товаров
(работ, услуг)“. Названный Декрет принят
в целях активизации
Для вновь создаваемых с 1 апреля 2008 г. коммерческих организаций с местом нахождения в населенных пунктах с численностью до 50 тыс. человек, в течение пяти лет со дня их создания Декретом предусмотрено: освобождение от уплаты отдельных видов налогов и сборов; предоставление права самостоятельно устанавливать и применять свободные цены (тарифы) на товары (работы, услуги) собственного производства, самостоятельно устанавливать заработную плату своим работникам и другое [25].
Указ Президента Республики
Беларусь от 25 февраля 2008 г. № 113 ”О порядке
и условиях продажи юридическим
лицам предприятий как
При этом начальная цена
продажи предприятия как
Указ Президента Республики Беларусь от 6 марта 2008 г. № 145 (вступил в силу с 1 апреля 2008 г.), согласно которому вместо месячных введены квартальные сроки представления налоговых деклараций и уплаты земельного налога и арендной платы за земельные участки, экологического налога, налога на недвижимость.
Указ Президента Республики Беларусь от 15 мая 2008 г. № 270 ”О мерах по развитию придорожного сервиса“. В целях создания благоприятных условий для развития придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах, обеспечения эффективного использования транзитных возможностей Республики Беларусь нормами названного Указа предусмотрено, что:
- стоимость объектов
придорожного сервиса не
- прибыль организаций,
доходы индивидуальных
- строительство и (или)
реконструкция объектов
Банкам, уполномоченным обслуживать государственные программы, предложено предоставлять кредиты организациям и индивидуальным предпринимателям для строительства и (или) реконструкции объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним на срок до пяти лет по кредитам в белорусских рублях - в размере 2/3 ставки рефинансирования Национального банка, по кредитам в иностранной валюте - в размере 8 процентов годовых.
Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2008 год разработана в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996 г. № 262 ”О государственной поддержке малого предпринимательства“ (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1996 г., № 21, ст. 514) и Законом Республики Беларусь от 16 октября 1996 года ”О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь“ (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1996 г., № 34, ст. 607) на основе анализа современного состояния развития малого предпринимательства. В Программе предусматривается реализация основных направлений государственной политики в сфере малого предпринимательства, изложенных в Комплексе мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства на период до 2010 года, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 августа 2006 г. № 1029 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 131, 5/822741).
Перспективы развития предпринимательства определяется, прежде всего, проводимой в стране политикой по отношению к негосударственным формам собственности. По сути, к частным предприятиям относятся терпимо в силу их очевидной нужности для насыщения рынка потребительскими товарами и снижения уровня безработицы. В то же время руководящие органы должны сознавать, что на предпринимателей целесообразнее воздействовать экономическими, а не административными методами. Попытки волевого руководства развитием предпринимательства приводят к перемещению предпринимательских капиталов или в соседние страны, или в теневую экономику. И в первом и во втором случаях бюджет теряет значительную часть налоговых поступлений.
Наиболее актуальными
задачами развития малого предпринимательства
на ближайшую перспективу
- применение заявительного порядка регистрации малых предприятий;
- сокращение числа
лицензированных видов
- гарантия упрощенного
льготного налогообложения для
малых предприятий, работающих
в приоритетных направлениях, а
также специализированных
- гарантия сохранения
уровня налогообложения
- расширение сети финансовых институтов, осуществляющих кредитование малых предприятий на льготных условиях, таких как пониженный процент, более продолжительный срок кредитования, мягкие требования к залоговому обеспечению, бесплатное консультирование;
- активизация государственной
поддержки субъектов малого
- создание системы гарантирования и страхования инвестиционных рисков малого предприятия, особенно по долгосрочным инвестициям;
- повышение достоверной статистической отчетности о развитии малого бизнеса.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 января 2009 г. № 65 утверждена Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2009 год. Мероприятия Программы направлены на дальнейшее формирование благоприятных условий для устойчивого развития малого предпринимательства на основе совершенствования форм и методов государственной поддержки данного сектора экономики [25].
Программа предусматривает:
- совершенствование
- финансовую поддержку субъектов малого предпринимательства;
- совершенствование
- развитие производственной
кооперации субъектов малого
предпринимательства с
- развитие малого
- информационное обеспечение малого предпринимательства;
- международное сотрудничество
и развитие
- подготовка и переподготовка кадров для малого предпринимательства.
С учетом планируемых к реализации в 2009 году мероприятий, направленных на поддержку субъектов малого предпринимательства, объем финансирования из республиканского бюджета составит 216,62 млн. рублей, из средств местных бюджетов - 6 286,0 млн.рублей, других источников - 1 501 657 млн. рублей, из которых 1,5 трлн. рублей составляют средства банков.
Реализация мероприятий Программы будет способствовать доведению доли малого предпринимательства в общем объеме выручки, полученной в народном хозяйстве от реализации товаров (работ, услуг), до 18,5 процентов; численности занятых в сфере малого предпринимательства, включая численность индивидуальных предпринимателей, до 18,5 процентов от общей численности занятых в экономике республики, позволит вывести сферу предпринимательства на качественно новый уровень развития, повысить его вклад в экономику страны.
На финансирование мероприятий Программы 2008 года направлено 5 199,0 млн. рублей. Из республиканского бюджета выделено 229,0 млн. рублей, местных бюджетов - 2 941,8 млн. рублей, Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей - 2 028,2 млн. рублей, что позволило профинансировать 102 инвестиционных проекта субъектов малого предпринимательства и создать 518 новых рабочих мест.
Реализация мероприятий
Программы 2008 года способствовала росту
численности субъектов малого предпринимательства
за 2008 год. Количество состоящих на
учете малых предприятий
В приложении З приведен перечень инкубаторов малого предпринимательства Республики Беларусь по состоянию на 15 июля 2009 г. Данные приложения И содержат информацию о центрах поддержки предпринимательства Республики Беларусь на 15 июля 2009 г.
В настоящее время
в Республике Беларусь малому бизнесу
уделяется значительное внимание: приняты
соответствующие законы, разрабатываются
программы государственной подд
Однако следует признать, что желаемые темпы развития подобных предприятий, обозначенных в программах, зачастую не совпадают с действительными, деловая активность малого предпринимательства снижается, следовательно, поиск действенных и эффективных организационных экономических инструментов государственной политики поддержки малого бизнеса по-прежнему актуален.
Информация о работе Предпринимательская деятельность: содержание и основные формы