Предпринимательская деятельность: содержание и основные формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в выявлении проблем развития предпринимательства в экономике Республики Беларусь.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1) раскрыть понятие, содержание, основные черты предпринимательства;
2) рассмотреть основные формы предпринимательской деятельности;
3) провести анализ предпринимательской среды в Республике Беларусь;
4) выявить проблемы развития предпринимательства в экономике Республики Беларусь.
Объект исследования: предпринимательские структуры и предпринимательская среда.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.……………………………….....................................................4
ГЛАВА 1 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
1.1 Предпринимательство: сущность, эволюция, понятие……………..6
1.2 Функции предпринимательства…………………………………… 10
1.3 Роль предпринимательства на современном этапе………………..12
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Основные сферы предпринимательской деятельности и предпринимательские решения…………………………………………………14
2.2 Анализ предпринимательской среды в Республике Беларусь…...19
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Проблемы развития предпринимательства в экономике Республики Беларусь…………………………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………31

Файлы: 1 файл

Готовая работа2.doc

— 608.50 Кб (Скачать файл)

В 2009 году наблюдается небольшой  рост доли субъектов малого предпринимательства  – юридических лиц в таких  сферах, как строительство, бытовое  обслуживание населения, здравоохранение. Недостаточное развитие получают такие отрасли как сельское, жилищно-коммунальное хозяйство, наука и научное обслуживание. (Приложение Д)

По количеству занятых  в отраслевом разрезе лидируют предприятия  торговли и общественного питания (31 процент от общей численности  занятых на микро- и малых организациях), промышленные (28,1 процента от общей  численности занятых на микро- и  малых организациях), строительные (16,7 процента). (Приложение Е)

Большая часть субъектов  малого предпринимательства – юридических  лиц (37,7 процента) сконцентрирована в  г. Минске. Это объясняется тем, что  г. Минск обладает развитой производственной инфраструктурой, на его территории сконцентрированы значительные производственные мощности и квалифицированные кадры. (Приложение Ж)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В  РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

3.1 Проблемы  развития предпринимательства в  экономике Республике Беларусь

 

Президентом Республики Беларусь с целью создания условий  для дальнейшего развития предпринимательства, обеспечения гарантий соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, пресечения злоупотреблений в этой сфере, расширения рынка товаров и услуг, формирования в стране благоприятного экономического климата приняты указы 24 марта 2005 г. № 148 «О неотложных мерах по поддержке предпринимательства» и 18 июня 2005 г. № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности». Эти правовые акты решают вопросы, связанные с уплатой налога на добавленную стоимость и таможенной пошлины при ввозе индивидуальными предпринимателями товаров из Российской Федерации, совершенствуют регулирование предпринимательской деятельности и определяют условия взимания единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц. В целом указы способствуют упорядочению предпринимательской деятельности, созданию оптимального механизма взаимоотношений государства, индивидуальных предпринимателей и потребителей, формированию цивилизованных, общепринятых в мире рыночных механизмов регулирования экономической деятельности [25].

В рамках реализации положений  Комплекса мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 августа 2006 г. № 1029 ”Об утверждении комплекса мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства на период до 2010 года“) приняты:

Декрет Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 1 ”О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)“. Названный Декрет принят в целях активизации предпринимательской  деятельности, привлечения в республику иностранных инвестиций, развития экспортного потенциала субъектов хозяйствования.

Для вновь создаваемых  с 1 апреля 2008 г. коммерческих организаций  с местом нахождения в населенных пунктах с численностью до 50 тыс. человек, в течение пяти лет со дня их создания Декретом предусмотрено: освобождение от уплаты отдельных видов налогов и сборов; предоставление права самостоятельно устанавливать и применять свободные цены (тарифы) на товары (работы, услуги) собственного производства, самостоятельно устанавливать заработную плату своим работникам и другое [25].

Указ Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2008 г. № 113 ”О порядке  и условиях продажи юридическим  лицам предприятий как имущественных  комплексов убыточных государственных  организаций“ Нормами этого Указа предусмотрена продажа предприятий как имущественных комплексов убыточных государственных организаций по конкурсу юридическим лицам в случае, если данные предприятия являются устойчиво неплатежеспособными и имеют в течение последних трех и более лет отрицательный финансовый результат от реализации продукции, товаров (работ, услуг) или чистый убыток.

При этом начальная цена продажи предприятия как имущественного комплекса определяется в размере 20 процентов от его оценочной  стоимости на первое января текущего года. При оценочной стоимости, равной нулю или имеющей отрицательную величину, начальная цена продажи составляет одну базовую величину.

Указ Президента Республики Беларусь от 6 марта 2008 г. № 145 (вступил  в силу с 1 апреля 2008 г.), согласно которому вместо месячных введены квартальные сроки представления налоговых деклараций и уплаты земельного налога и арендной платы за земельные участки, экологического налога, налога на недвижимость.

Указ Президента Республики Беларусь от 15 мая 2008 г. № 270 ”О мерах по развитию придорожного сервиса“. В целях создания благоприятных условий для развития придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах, обеспечения эффективного использования транзитных возможностей Республики Беларусь нормами названного Указа предусмотрено, что:

- стоимость объектов  придорожного сервиса не облагается  налогом на недвижимость в  течение двух лет с даты  ввода их в эксплуатацию;

- прибыль организаций,  доходы индивидуальных предпринимателей, полученные от реализации товаров (работ, услуг) на объектах придорожного сервиса, не облагаются в течение пяти лет с даты ввода в эксплуатацию таких объектов налогом на прибыль и подоходным налогом;

- строительство и (или)  реконструкция объектов придорожного  сервиса и инженерной инфраструктуры к ним осуществляется без возмещения потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, вызванных изъятием сельскохозяйственных земель и земель лесного фонда для указанных целей [25].

Банкам, уполномоченным обслуживать государственные программы, предложено предоставлять кредиты организациям и индивидуальным предпринимателям для строительства и (или) реконструкции объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним на срок до пяти лет по кредитам в белорусских рублях - в размере 2/3 ставки рефинансирования Национального банка, по кредитам в иностранной валюте - в размере 8 процентов годовых.

Программа государственной  поддержки малого предпринимательства  в Республике Беларусь на 2008 год  разработана в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996 г. № 262 ”О государственной поддержке малого предпринимательства“ (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1996 г., № 21, ст. 514) и Законом Республики Беларусь от 16 октября 1996 года ”О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь“ (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1996 г., № 34, ст. 607) на основе анализа современного состояния развития малого предпринимательства. В Программе предусматривается реализация основных направлений государственной политики в сфере малого предпринимательства, изложенных в Комплексе мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства на период до 2010 года, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 августа 2006 г. № 1029 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 131, 5/822741).

Перспективы развития предпринимательства  определяется, прежде всего, проводимой в стране политикой по отношению к негосударственным формам собственности. По сути, к частным предприятиям относятся терпимо в силу их очевидной нужности для насыщения рынка потребительскими товарами и снижения уровня безработицы. В то же время руководящие органы должны сознавать, что на предпринимателей целесообразнее воздействовать экономическими, а не административными методами. Попытки волевого руководства развитием предпринимательства приводят к перемещению предпринимательских капиталов или в соседние страны, или в теневую экономику. И в первом и во втором случаях бюджет теряет значительную часть налоговых поступлений.

Наиболее актуальными  задачами развития малого предпринимательства  на ближайшую перспективу являются:

- применение заявительного порядка регистрации малых предприятий;

- сокращение числа  лицензированных видов деятельности;

- гарантия упрощенного  льготного налогообложения для  малых предприятий, работающих  в приоритетных направлениях, а  также специализированных организаций, оказывающих кредитные, консультационные, научно-технические и информационные услуги предпринимателям и их соблюдение;

- гарантия сохранения  уровня налогообложения действовавшего  на момент регистрации предприятия  в течение установленного законодательством  периода в случае ухудшения условий налогообложения и закрепление перечисленных гарантий в налоговом кодексе;

- расширение сети финансовых  институтов, осуществляющих кредитование  малых предприятий на льготных  условиях, таких как пониженный  процент, более продолжительный срок кредитования, мягкие требования к залоговому обеспечению, бесплатное консультирование;

- активизация государственной  поддержки субъектов малого предпринимательства,  увеличение объемов финансирования  на эти услуги;

- создание системы  гарантирования и страхования инвестиционных рисков малого предприятия, особенно по долгосрочным инвестициям;

- повышение достоверной  статистической отчетности о  развитии малого бизнеса.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 января 2009 г. № 65 утверждена Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2009 год. Мероприятия Программы направлены на дальнейшее формирование благоприятных условий для устойчивого развития малого предпринимательства на основе совершенствования форм и методов государственной поддержки данного сектора экономики [25].

Программа предусматривает:

- совершенствование законодательства, регулирующего деятельность субъектов  малого предпринимательства; 

- финансовую поддержку  субъектов малого предпринимательства;

- совершенствование инфраструктуры  развития и поддержки малого  предпринимательства; 

- развитие производственной  кооперации субъектов малого  предпринимательства с крупными  организациями; 

- развитие малого предпринимательства  в малых и средних городских поселениях, сельских населенных пунктах;

- информационное обеспечение  малого предпринимательства; 

- международное сотрудничество  и развитие внешнеэкономической  деятельности в сфере малого  предпринимательства;

- подготовка и переподготовка кадров для малого предпринимательства.

С учетом планируемых  к реализации в 2009 году мероприятий, направленных на поддержку субъектов  малого предпринимательства, объем  финансирования из республиканского бюджета  составит 216,62 млн. рублей, из средств местных бюджетов - 6 286,0 млн.рублей, других источников - 1 501 657 млн. рублей, из которых 1,5 трлн. рублей составляют средства банков.

Реализация мероприятий  Программы будет способствовать доведению доли малого предпринимательства  в общем объеме выручки, полученной в народном хозяйстве от реализации товаров (работ, услуг), до 18,5 процентов; численности занятых в сфере малого предпринимательства, включая численность индивидуальных предпринимателей, до 18,5 процентов от общей численности занятых в экономике республики, позволит вывести сферу предпринимательства на качественно новый уровень развития, повысить его вклад в экономику страны.

На финансирование мероприятий  Программы 2008 года направлено 5 199,0 млн. рублей. Из республиканского бюджета выделено 229,0 млн. рублей, местных бюджетов - 2 941,8 млн. рублей, Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей - 2 028,2 млн. рублей, что позволило профинансировать 102 инвестиционных проекта субъектов малого предпринимательства и создать 518 новых рабочих мест.

Реализация мероприятий  Программы 2008 года способствовала росту  численности субъектов малого предпринимательства  за 2008 год. Количество состоящих на учете малых предприятий увеличилось  по сравнению с 2007 годом на 18 % и  на 1 января 2009 г. составило более 66,0 тысячи, а количество индивидуальных предпринимателей - 215,6 тыс. человек.

В приложении З приведен перечень инкубаторов малого предпринимательства Республики Беларусь по состоянию на 15 июля 2009 г. Данные приложения И содержат информацию о центрах поддержки предпринимательства Республики Беларусь на 15 июля 2009 г.

В настоящее время  в Республике Беларусь малому бизнесу  уделяется значительное внимание: приняты  соответствующие законы, разрабатываются  программы государственной поддержки на общереспубликанском и областном уровнях, созданы центры и фонды поддержки предпринимательства, ряд своеобразных экономических зон, научно-технологических парков и инновационных центров.

Однако следует признать, что желаемые темпы развития подобных предприятий, обозначенных в программах, зачастую не совпадают с действительными, деловая активность малого предпринимательства снижается, следовательно, поиск действенных и эффективных организационных экономических инструментов государственной политики поддержки малого бизнеса по-прежнему актуален.

Информация о работе Предпринимательская деятельность: содержание и основные формы