Предпринимательство и малый бизнес в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение малого бизнеса, основных его понятий, значения, а также проблемы и перспективы развития в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие зада-чи:
• изучить сущность, понятие и значение малого бизнеса;
• рассмотреть государственную поддержку предпринимательства;
• изучить роль малого бизнеса в экономике Республике Беларусь;
• выявить проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь;
• определить перспективы развития малого бизнеса в Республике Бела-русь

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………... 3
1. Сущность предпринимательства и малого бизнеса в РБ…………..…………... 5
1.1. Понятие предпринимательства и малого бизнеса………………………….. 5
1.2. Факторы и мотивы развития предпринимательства и малого бизнеса…… 7
1.3. Виды, субъекты и формы предпринимательства в малом бизнесе……..… 9
2. Оценка эффективности малого бизнеса в РБ ………………………………........ 11
2.1. Роль малого предприятия в экономике…………………………………….. 11
2.2. Государственная поддержка развития малого бизнеса в РБ……………... 14
2.3. Анализ состояния предпринимательства и малого бизнеса в РБ………… 20
3. Перспективы развития малого бизнеса в РБ……………………………………. 22
Заключение………………………………………………………………………... 27
Список используемых источников………………………………………………. 28

Файлы: 1 файл

Doc1.docx

— 77.52 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...  3

  1. Сущность предпринимательства и малого бизнеса в РБ…………..…………...  5
    1. Понятие предпринимательства и малого бизнеса…………………………..  5
    2. Факторы и мотивы развития предпринимательства и малого бизнеса……  7
    3. Виды, субъекты и формы предпринимательства в малом бизнесе……..…  9
  2. Оценка эффективности малого бизнеса в РБ ………………………………........ 11
    1. Роль малого предприятия в экономике……………………………………..  11
    2. Государственная поддержка развития малого бизнеса в РБ……………...  14
    3. Анализ состояния предпринимательства и малого бизнеса в РБ…………  20
  3. Перспективы развития малого бизнеса в РБ…………………………………….  22

Заключение………………………………………………………………………...  27

Список используемых источников……………………………………………….  28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной экономики. Его значение в рыночной экономике, очень велико. Без предпринимательства рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю предпринимательства приходится 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность предпринимательства.  В сегодняшней экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно. Должна быть мощная государственная поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических реформ, могут привести к развитию предпринимательства, что и приведет к развитию рыночной экономики в целом.

   Предпринимательство в сегодняшней Беларуси, хотя и испытывает значительные трудности, - уже свершившийся факт. Оно защищено законом и будет развиваться. Актуальность выбранной темы очевидна, ибо рыночной экономики без предпринимательства не бывает. И хотя оно у нас находится в зачаточном состоянии, сомнений в том, что бизнес будет ведущей сферой общественного производства, нет. Следовательно, изучение теории и практики современного бизнеса необходимо.

   Объектом исследования является Республика Беларусь.

   Предметом исследования малое предпринимательство.

   Целью курсовой работы является изучение малого бизнеса, основных его понятий, значения, а также проблемы и перспективы развития в Республике Беларусь.

   Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить сущность, понятие и значение малого бизнеса;
  • рассмотреть государственную поддержку предпринимательства;
  • изучить роль малого бизнеса в экономике Республике Беларусь;
  • выявить проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь;
  • определить перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь

   При исследовании  данной темы  были использованы  учебные пособия, средства массовой  информации, нормативно-правовые акты, интернет ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

1.1. Понятие предпринимательства и малого бизнеса

     В хозяйственной деятельности субъектов рыночной экономики понятие «предпринимательство» и «бизнес» тесно связаны между собой  и практически взаимозаменяемы. С понятиям «предприниматель» и «бизнесмен» ассоциируются человек,  занимающийся производственными, посредническими, торговыми,  финансовыми, инновационными операциями с целью получения определённого дохода. Рассматривая предпринимательство и бизнес как вид экономической деятельности, отечественные и зарубежные исследователи процессов рыночной  экономики считают, что эти термины означают свободное хозяйствование (кроме запрещённого законодательными актами), осуществляемое  частными лицами, предприятиями или организациями с целью получения дохода, производства или приобретения и продажи товаров, оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги на основе взаимной выгоды для партнеров сделки.

   Однако понятие «предпринимательство» и «бизнес» не могут считаться синонимами при рассмотрении экономической сферы их действия. Понятие «бизнес» гораздо шире, чем «предпринимательство». В зарубежных учебниках по рыночной экономике бизнес определяется как система  производства для управления потребностей и желаний общества. Бизнес охватывает отношения между всеми  участниками рыночной экономики  и включает действия не только предпринимателей, но и потребителей, наёмных работников, служащих государственных структур. В некоторой мере синонимами слова «бизнес» в этом случае являются такие понятия, как  коммерция, торговля и др. В обобщённом виде бизнес – это деловая активность человека в системе рыночных отношений.

   Предпринимательская деятельность выступает как одна из форм  бизнеса и осуществляется в различных его сферах. В соответствии с Законом «О предпринимательстве в Республике Беларусь» предпринимательство определяется  как самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность  или от имени  и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия). Таким образом, предприниматель – это энергичный, деловой человек, который, владея полностью или частично какими-либо материальными ценностями и финансовыми ресурсами, использует их для организации своего дела (бизнеса). Созданная им фирма (товарищество, организация, предприятие, общество) становится частью малого бизнеса, развивающегося в стране.

    В системе рыночных отношений  малый бизнес выступает как форма предпринимательской деятельности, которая характеризуется такими отличительными  особенностями, как размер, численность работающих, отраслевая принадлежность. К малому бизнесу относят  фирмы, которые  имеют независимую собственность, обладают  хозяйственной самостоятельностью и не доминируют в своей деятельности. Несмотря на своё определение « малый бизнес», этот вид производственной и коммерческой деятельности играет  очень важную роль в экономике любой развитой страны. Он обладает следующими преимуществами:

  • Малые предприятия, работающие на местных ресурсах или обеспечивающие местный рынок, обладают меньшими затратами хотя бы с точки зрения транспортных издержек. Экономические преимущества их основываются на лучшем использовании местных  условий в сочетании с незначительными капитальными и трудовыми затратами.
  • Труд на мелких предприятиях, как правило, носит материальный характер, он практически полезен, чего нельзя сказать о труде канцелярском.
  • При небольшой численности работников легче выявляются способности каждого из них.
  • Взаимозаменяемость, перемена характера труда, равно как и быстрое изменение ассортимента выпускаемой продукции, на малых предприятиях проходит без больших осложнений и др. Поэтому в странах с рыночной экономикой  малый бизнес постоянно укрепляет и расширяет свои позиции.

 

    1. . Факторы  и мотивы развития предпринимательства в малом бизнесе

   В мелком производстве, очевидно, главенствовать должен частный бизнес. Однако открыть собственное дело и превратить его в процветающее не так-то просто. И, тем не менее, только за последние годы в мире возникли миллионы новых предприятий. Они создаются в любых условиях, несмотря на экономические спады, инфляцию, высокую плату за кредит, отсутствие необходимой инфраструктуры, неопределённость будущего и высокую степень риска. Открытию любой новой компании предшествует решение человека круто изменить свой образ жизни  и стать предпринимателем. Каждое такое решение принимается исходя из конкретной ситуации. Основными факторами, обуславливающими предпринимательство, являются следующие:

  • Переход отраслей народного хозяйства к рыночным отношениям и создание потребительского рынка. Это расширяет круг интересов и запросов, порождает потребность не только в товарах  и услугах массового спроса, но и индивидуального характера, более качественно и оперативно удовлетворять  которые могут мелкие предприятия;
  • Наличие правовых гарантий предпринимателя, гарантий со стороны государственных структур в отношении собственности  предпринимателей, их прав  и защиты экономических интересов;
  • Поддержка предпринимательства  со стороны государства путём соответствующей налоговой, финансово-кредитной  и амортизационной политики;
  • Разгосударствление  и приватизация государственных и муниципальных  предприятий и создание малых фирм;
  • Неизбежность  банкротства  низкорентабельных убыточных предприятий, создание  на их основе  частных малых предприятий;
  • Устойчивое социально-политическое положение государства способствует привлечению иностранного капитала;
  • Благожелательное отношение со стороны общества;
  • Правильный выбор организационно-правовых форм предпринимательства;
  • Ускоренное развитие рыночной инфраструктуры (различные инновационные центры, банки, биржи, страховые компании, рекламные агентства и т.д.);

   Ведущим побудительным мотивом для предпринимателей  служит получение прибыли, необходимой для развития предпринимательской фирмы, расширения своего дела и стимулирования занятых работников. Однако, как показывает зарубежный опыт, это не определяющий мотив. Он как бы заранее обусловлен, ибо  без получения прибыли предприниматель не сможет саморазвиваться. Наиболее существенными мотивами при организации собственного дела являются стремление человека  улучшить  своё экономическое, материальное, и социальное положение в обществе, объективное желание жить лучше самому и его семье.

   Среди других мотивов предпринимательской деятельности следует отметить: возможность самовыражения личности, включения в хозяйственный  процесс части финансовых средств населения, дополнительных трудовых и других ресурсов; желание граждан законным путём повышать свой доход; возможность заниматься активным, приносящим дополнительный доход видом деятельности.

 

    1. . Виды, субъекты и формы предпринимательства в малом бизнесе

   В малом бизнесе различают следующие виды предпринимательства:

  • По направленности деятельности: производственный, коммерческий, финансовый, инновационный, бизнес.
  • По содержанию функциональной ориентации предпринимателей: управление производством, финансирование, посредническая и консультационная деятельность.
  • По числу видов деятельность: однопрофильная и многопрофильная.
  • По сложности деятельности: не требующее специальных знаний, требующее специальных знаний, основанное на высоких технологиях и уникальных знаниях.
  • По отраслевым направлениям деятельности: промышленное, агропромышленное, сельскохозяйственное, в строительстве и в других отраслях народного хозяйства.

   Малые предприятия как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой, так как ведущим критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является средняя численность работников за отчетный период.

Субъектами предпринимательства  могут быть как физические, так  и юридические лица.  Физические лица (граждане РБ, иностранные граждане и лица без гражданства, а также лица с двойным гражданством) могут быть участниками малого предпринимательства как непосредственно физические лица, участвующие в создании хозяйственных обществ, как физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, являющиеся учредителями хозяйственных товариществ и обществ. Согласно статье 24 Гражданского кодекса Республики Беларусь, юридическими лицами признаются организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, арбитраже или третейском суде. Для юридического лица характерны следующие признаки: организационное единство, которое подтверждается наличием устава и государственной регистрации юридического лица; имущественная обособленность, которая подтверждается наличием самостоятельного баланса; участие в гражданско-правовых отношениях от своего имени, что обуславливает самостоятельную гражданско-правовую ответственность и дает возможность быть истцом и ответчиком в суде. [1]

   Из статьи 1 Закона о предпринимательстве следует, что предпринимательская деятельность может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно-правовых формах предприятий. Различают следующие формы предпринимательской деятельности:

Информация о работе Предпринимательство и малый бизнес в РБ