Предпринимательство и малый бизнес в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение малого бизнеса, основных его понятий, значения, а также проблемы и перспективы развития в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие зада-чи:
• изучить сущность, понятие и значение малого бизнеса;
• рассмотреть государственную поддержку предпринимательства;
• изучить роль малого бизнеса в экономике Республике Беларусь;
• выявить проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь;
• определить перспективы развития малого бизнеса в Республике Бела-русь

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………... 3
1. Сущность предпринимательства и малого бизнеса в РБ…………..…………... 5
1.1. Понятие предпринимательства и малого бизнеса………………………….. 5
1.2. Факторы и мотивы развития предпринимательства и малого бизнеса…… 7
1.3. Виды, субъекты и формы предпринимательства в малом бизнесе……..… 9
2. Оценка эффективности малого бизнеса в РБ ………………………………........ 11
2.1. Роль малого предприятия в экономике…………………………………….. 11
2.2. Государственная поддержка развития малого бизнеса в РБ……………... 14
2.3. Анализ состояния предпринимательства и малого бизнеса в РБ………… 20
3. Перспективы развития малого бизнеса в РБ……………………………………. 22
Заключение………………………………………………………………………... 27
Список используемых источников………………………………………………. 28

Файлы: 1 файл

Doc1.docx

— 77.52 Кб (Скачать файл)
  • частную, осуществляемую физическим или юридическим лицом (предприятием) на основе собственного имущества и различных форм привлечения собственности других физических и юридических лиц;
  • коллективную, осуществляемую на основе собственности группы граждан и различных форм привлечения имущества других физических и юридических лиц;
  • контрактную, осуществляемую руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником имущества или уполномоченным им лицом наделен правами и обязанностями и несет ответственность, установленную для предпринимателя.

   Предпринимательство в малом бизнесе может осуществляться: без образования юридического лица; с образованием юридического лица; без использования наёмного труда; с использование наёмного труда. В соответствии с формами собственности в малом бизнесе могут действовать следующие предприятия: государственные, муниципальные, коллективные, частные, совместные, смешанные, иностранные.

2.ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ  МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ

2.1. Роль малого предприятия в экономике

   Важным фактором формирования рынка является развитие предпринимательства. История цивилизованного бизнеса свидетельствует о том, что многие крупные корпорации начинали с деятельности одного человека, который либо сам был предпринимателем, либо на основе его идеи была создана малая фирма. Малые предприятия являются наиболее гибкой и динамичной формой развития предпринимательства.

   Малые  предприятия объективно существуют и развиваются  как относительно самостоятельный сектор современной экономики. Они имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения.

  Роль малого бизнеса в экономике велика. Без него экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Роль малого предпринимательства определяется классическими задачами, которые решает малый бизнес:

- это, в первую очередь,  сглаживание колебаний экономической  конъюнктуры посредством особого механизма сбалансирования спроса и предложения;

- развитие здоровой конкурентной  среды экономики, создающее систему  сильных мотивационных стимулов  для более полного использования  знаний, умений энергии и трудолюбия населения, что в свою очередь позволяет более активно разрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы;

- формирование диверсифицированной  и качественной системы бытовых,  организационных и производственных услуг;

- создание значительного  количества новых рабочих мест, формирование важнейшей прослойки  общества - среднего класса;

- развитие инновационного  потенциала экономики, внедрение  новых форм организации, производства, сбыта и финансирования.

   Технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

  Малый и средний бизнес стал наиболее динамичной частью предпринимательства во многих странах мира. Правительство республики рассматривает мелкий и средний бизнес как питательную среду для роста национальной экономики. Достоинство данной формы предпринимательства состоит в следующем:

  1. Малые предприятия, работающие на местных ресурсах или обеспечивающие местный рынок, противозатратны хотя бы с точки зрения транспортных издержек. Экономические преимущества их основываются на лучшем использовании местных условий в сочетании с незначительными капитальными и трудовыми затратами.
  2. Труд на мелких предприятиях, как правило, носит материальный характер, он практически полезен, чего нельзя сказать о труде канцелярском.
  3. При небольшой численности работников легче выявляются способности каждого из них.
  4. Независимость действий, возможность наиболее гибких и оперативных решений.
  5. Шансы на быстрый материальный успех.
  6. Возможность совмещения нескольких профессий.
  7. Взаимозаменяемость, перемена характера труда, равно как и быстрое изменение ассортимента выпускаемой продукции, на малых предприятиях проходят без больших осложнений и др. Поэтому в странах с рыночной экономикой малый бизнес постоянно укрепляет и расширяет свои позиции.

   На первый взгляд, малый и средний бизнес значительно уступают большому бизнесу в борьбе за рынки. Бытует мнение, что рынок в основном доступен большим предприятиям с многомиллионными оборотами и невозможен для малых предпринимательских структур. Главный аргумент заключается в невозможности малых предприятий конкурировать с мощно оснащенными крупными фирмами. На самом деле это не так. Например, чтобы изменить свою стратегию деятельности, крупным предприятиям требуется около 6 лет, а для внедрения новой стратегии - 10 лет и более. Для малых фирм этот срок значительно меньше - от 6 месяцев до 1 года. Традиционно считалось, что технологические инновации - это сфера большого бизнеса, но статистика показывает, что 95% радикальных технологических инноваций после Второй мировой войны пришло из сферы малого бизнеса. К тому же, согласно статистике, в малых фирмах в 24 раза больше инноваций и открытий по сравнению с крупными фирмами.

  Таким образом, значение малого бизнеса для экономики Беларуси очень велико, он помогает не только поддерживать занятость населения и создание новых рабочих мест, но и выполняет вспомогательные функции, в том числе воплощении в жизнь существенных технологических нововведений.

 

2.2 Государственная поддержка развития малого бизнеса в РБ

   Предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В первую очередь необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность.

   В соответствии с Законом Республики Беларусь от 28.05.1991г. № 813-XII «О предпринимательстве в Республике Беларусь» в Республике Беларусь гарантируется: для повышения эффективности и широкого распространения предпринимательской деятельности государство создает информационные, консультационные, исследовательские и другие центры, а также инновационные и страховые фонды.

  Законом Республики Беларусь от 16.10.1996г. № 685- XIII «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» определены основные направления, по которым должна осуществляться поддержка малого предпринимательства.

   Государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013-2015 годы ставит следующие цели: создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, стимулирование ее развития по приоритетным направлениям в регионах, оказание содействия вновь созданным субъектам малого и среднего предпринимательства. Кроме того, в настоящей Программе предусматривается решение следующих задач:

  • развитие основных видов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь;
  • совершенствование законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, формирование и развитие механизмов государственно-частного партнерства;
  • стимулирование деловой активности отдельных групп населения, участия субъектов предпринимательства в реализации важнейших направлений социально-экономического развития республики;
  • организация предпринимательской деятельности безработных граждан, широкое вовлечение в предпринимательскую деятельность социально незащищенных групп населения; совершенствование работы инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
  • международное сотрудничество и развитие внешнеторговой деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства;
  • совершенствование законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства.

   Реализация мероприятий программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013 – 2015 годы будет способствовать созданию благоприятных условий ведения бизнеса для субъектов хозяйствования всех форм собственности и дальнейшему развитию добросовестной конкуренции между ними, поощрению предпринимательской инициативы, созданию крупных интегрированных производственных структур (холдингов, кластеров), способных обеспечить стабильность и устойчивое развитие национальной экономики, высокую конкурентоспособность на внешних рынках, снижение импортоёмкости, материалоёмкости, себестоимости и повышение качества выпускаемой продукции, вовлечению в хозяйственный оборот государственного имущества и его эффективному использованию субъектами хозяйствования. Также будут созданы дополнительные стимулы для роста деловой активности и предпринимательской деятельности в производственной и инновационной сферах. В результате проводимой политики будут созданы необходимые условия для реализации частной инициативы, повышения предпринимательской активности граждан, интенсивного развития малого и среднего бизнеса, вклад которого в валовой внутренний продукт в 2015 году составит не менее 30 процентов.

    В целях оказания содействия развитию малого и среднего предпринимательства в организации и осуществлении предпринимательской деятельности, создания системы непрерывного сопровождения субъектов малого предпринимательства с момента их государственной регистрации, на этапе становления, достижения ими финансовой самостоятельности и в ходе ведения хозяйственной деятельности, в республике создана и действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.  Деятельность субъектов инфраструктуры регламентируется Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. “О поддержке малого и среднего предпринимательстве”, указом Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 “О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства”.

    На 1 января 2012 г. в республике действовали 76 центров  поддержки предпринимательства и 15 инкубаторов малого предпринимательства.

   Центры оказывают субъектам предпринимательства, гражданам, желающим начать свое дело (безработные, молодежь, женщины и др.) информационные и консультационные услуги по организации и ведению предпринимательской деятельности, содействуют в получении финансовых и материально-технических ресурсов, участию в выставках, ярмарках, налаживанию деловых контактов, продвижению производимой ими продукции на внутренний и внешние рынки, подготовке и обеспечению указанных субъектов квалифицированными кадрами, проводят маркетинговые исследования и др.

   В 2011 году в центры республики по различным вопросам организации и осуществления предпринимательской деятельности обратились 82974 человек (в 2010 году – 68385 человек).

 

Рисунок 1 - Структура обратившихся в центры поддержки предпринимательства

Источник:[9]

   В 2011 году центрами реализованы мероприятия и проекты, направленные на стимулирование развития малого предпринимательства, продвижение производимых субъектами малого предпринимательства товаров (работ, услуг), организацию кооперации между крупными промышленными и малыми, средними предприятиями, а также на развитие предпринимательства и активизацию ремесленной деятельности в сельской местности, из которых следует отметить следующие. В целом деятельность центров ориентирована на оказание субъектам предпринимательства, независимо от местонахождения, комплексной поддержки по вопросам организации и осуществления предпринимательской деятельности.

   Деятельность инкубаторов направлена на создание условий для роста и развития субъектов малого предпринимательства, в том числе инновационного. Субъектам малого предпринимательства предоставляются в аренду помещения, офисное оборудование и иное имущество, оказываются информационные, консультационные услуги, содействие в поиске партнеров, получении финансовых ресурсов, внедрению в производство современных технологий и др. На 1 января 2012 г. во всех областях республики, за исключением Брестской области, и г. Минске действовало 15 инкубаторов: в Витебской, Гомельской, Гродненской областях по 1 инкубатору, Могилевской – 2, Минской – 3, г. Минске – 7. Основной задачей Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей является: оказание государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства за счет средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого предпринимательства.

   Так же в Беларуси действует фонд финансовой поддержки предпринимателей. Государственная финансовая поддержка оказывается путем предоставления:

Информация о работе Предпринимательство и малый бизнес в РБ