Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 12:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение малого бизнеса, основных его понятий, значения, а также проблемы и перспективы развития в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие зада-чи:
• изучить сущность, понятие и значение малого бизнеса;
• рассмотреть государственную поддержку предпринимательства;
• изучить роль малого бизнеса в экономике Республике Беларусь;
• выявить проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь;
• определить перспективы развития малого бизнеса в Республике Бела-русь
Введение…………………………………………………………………………... 3
1. Сущность предпринимательства и малого бизнеса в РБ…………..…………... 5
1.1. Понятие предпринимательства и малого бизнеса………………………….. 5
1.2. Факторы и мотивы развития предпринимательства и малого бизнеса…… 7
1.3. Виды, субъекты и формы предпринимательства в малом бизнесе……..… 9
2. Оценка эффективности малого бизнеса в РБ ………………………………........ 11
2.1. Роль малого предприятия в экономике…………………………………….. 11
2.2. Государственная поддержка развития малого бизнеса в РБ……………... 14
2.3. Анализ состояния предпринимательства и малого бизнеса в РБ………… 20
3. Перспективы развития малого бизнеса в РБ……………………………………. 22
Заключение………………………………………………………………………... 27
Список используемых источников………………………………………………. 28
Предпринимательство в малом бизнесе может осуществляться: без образования юридического лица; с образованием юридического лица; без использования наёмного труда; с использование наёмного труда. В соответствии с формами собственности в малом бизнесе могут действовать следующие предприятия: государственные, муниципальные, коллективные, частные, совместные, смешанные, иностранные.
2.ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Роль малого предприятия в экономике
Важным фактором формирования рынка является развитие предпринимательства. История цивилизованного бизнеса свидетельствует о том, что многие крупные корпорации начинали с деятельности одного человека, который либо сам был предпринимателем, либо на основе его идеи была создана малая фирма. Малые предприятия являются наиболее гибкой и динамичной формой развития предпринимательства.
Малые предприятия объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной экономики. Они имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения.
Роль малого бизнеса в экономике велика. Без него экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Роль малого предпринимательства определяется классическими задачами, которые решает малый бизнес:
- это, в первую очередь,
сглаживание колебаний
- развитие здоровой
- формирование
- создание значительного
количества новых рабочих мест,
формирование важнейшей
- развитие инновационного
потенциала экономики,
Технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.
Малый и средний бизнес стал наиболее динамичной частью предпринимательства во многих странах мира. Правительство республики рассматривает мелкий и средний бизнес как питательную среду для роста национальной экономики. Достоинство данной формы предпринимательства состоит в следующем:
На первый взгляд, малый и средний бизнес значительно уступают большому бизнесу в борьбе за рынки. Бытует мнение, что рынок в основном доступен большим предприятиям с многомиллионными оборотами и невозможен для малых предпринимательских структур. Главный аргумент заключается в невозможности малых предприятий конкурировать с мощно оснащенными крупными фирмами. На самом деле это не так. Например, чтобы изменить свою стратегию деятельности, крупным предприятиям требуется около 6 лет, а для внедрения новой стратегии - 10 лет и более. Для малых фирм этот срок значительно меньше - от 6 месяцев до 1 года. Традиционно считалось, что технологические инновации - это сфера большого бизнеса, но статистика показывает, что 95% радикальных технологических инноваций после Второй мировой войны пришло из сферы малого бизнеса. К тому же, согласно статистике, в малых фирмах в 24 раза больше инноваций и открытий по сравнению с крупными фирмами.
Таким образом, значение малого бизнеса для экономики Беларуси очень велико, он помогает не только поддерживать занятость населения и создание новых рабочих мест, но и выполняет вспомогательные функции, в том числе воплощении в жизнь существенных технологических нововведений.
2.2 Государственная поддержка развития малого бизнеса в РБ
Предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В первую очередь необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 28.05.1991г. № 813-XII «О предпринимательстве в Республике Беларусь» в Республике Беларусь гарантируется: для повышения эффективности и широкого распространения предпринимательской деятельности государство создает информационные, консультационные, исследовательские и другие центры, а также инновационные и страховые фонды.
Законом Республики Беларусь от 16.10.1996г. № 685- XIII «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» определены основные направления, по которым должна осуществляться поддержка малого предпринимательства.
Государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013-2015 годы ставит следующие цели: создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, стимулирование ее развития по приоритетным направлениям в регионах, оказание содействия вновь созданным субъектам малого и среднего предпринимательства. Кроме того, в настоящей Программе предусматривается решение следующих задач:
Реализация мероприятий программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013 – 2015 годы будет способствовать созданию благоприятных условий ведения бизнеса для субъектов хозяйствования всех форм собственности и дальнейшему развитию добросовестной конкуренции между ними, поощрению предпринимательской инициативы, созданию крупных интегрированных производственных структур (холдингов, кластеров), способных обеспечить стабильность и устойчивое развитие национальной экономики, высокую конкурентоспособность на внешних рынках, снижение импортоёмкости, материалоёмкости, себестоимости и повышение качества выпускаемой продукции, вовлечению в хозяйственный оборот государственного имущества и его эффективному использованию субъектами хозяйствования. Также будут созданы дополнительные стимулы для роста деловой активности и предпринимательской деятельности в производственной и инновационной сферах. В результате проводимой политики будут созданы необходимые условия для реализации частной инициативы, повышения предпринимательской активности граждан, интенсивного развития малого и среднего бизнеса, вклад которого в валовой внутренний продукт в 2015 году составит не менее 30 процентов.
В целях оказания содействия развитию малого и среднего предпринимательства в организации и осуществлении предпринимательской деятельности, создания системы непрерывного сопровождения субъектов малого предпринимательства с момента их государственной регистрации, на этапе становления, достижения ими финансовой самостоятельности и в ходе ведения хозяйственной деятельности, в республике создана и действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Деятельность субъектов инфраструктуры регламентируется Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. “О поддержке малого и среднего предпринимательстве”, указом Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 “О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства”.
На 1 января 2012 г. в республике действовали 76 центров поддержки предпринимательства и 15 инкубаторов малого предпринимательства.
Центры оказывают субъектам предпринимательства, гражданам, желающим начать свое дело (безработные, молодежь, женщины и др.) информационные и консультационные услуги по организации и ведению предпринимательской деятельности, содействуют в получении финансовых и материально-технических ресурсов, участию в выставках, ярмарках, налаживанию деловых контактов, продвижению производимой ими продукции на внутренний и внешние рынки, подготовке и обеспечению указанных субъектов квалифицированными кадрами, проводят маркетинговые исследования и др.
В 2011 году в центры республики по различным вопросам организации и осуществления предпринимательской деятельности обратились 82974 человек (в 2010 году – 68385 человек).
Рисунок 1 - Структура обратившихся в центры поддержки предпринимательства
Источник:[9]
В 2011 году центрами реализованы мероприятия и проекты, направленные на стимулирование развития малого предпринимательства, продвижение производимых субъектами малого предпринимательства товаров (работ, услуг), организацию кооперации между крупными промышленными и малыми, средними предприятиями, а также на развитие предпринимательства и активизацию ремесленной деятельности в сельской местности, из которых следует отметить следующие. В целом деятельность центров ориентирована на оказание субъектам предпринимательства, независимо от местонахождения, комплексной поддержки по вопросам организации и осуществления предпринимательской деятельности.
Деятельность инкубаторов направлена на создание условий для роста и развития субъектов малого предпринимательства, в том числе инновационного. Субъектам малого предпринимательства предоставляются в аренду помещения, офисное оборудование и иное имущество, оказываются информационные, консультационные услуги, содействие в поиске партнеров, получении финансовых ресурсов, внедрению в производство современных технологий и др. На 1 января 2012 г. во всех областях республики, за исключением Брестской области, и г. Минске действовало 15 инкубаторов: в Витебской, Гомельской, Гродненской областях по 1 инкубатору, Могилевской – 2, Минской – 3, г. Минске – 7. Основной задачей Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей является: оказание государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства за счет средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого предпринимательства.
Так же в Беларуси действует фонд финансовой поддержки предпринимателей. Государственная финансовая поддержка оказывается путем предоставления: