Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 12:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение малого бизнеса, основных его понятий, значения, а также проблемы и перспективы развития в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие зада-чи:
• изучить сущность, понятие и значение малого бизнеса;
• рассмотреть государственную поддержку предпринимательства;
• изучить роль малого бизнеса в экономике Республике Беларусь;
• выявить проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь;
• определить перспективы развития малого бизнеса в Республике Бела-русь
Введение…………………………………………………………………………... 3
1. Сущность предпринимательства и малого бизнеса в РБ…………..…………... 5
1.1. Понятие предпринимательства и малого бизнеса………………………….. 5
1.2. Факторы и мотивы развития предпринимательства и малого бизнеса…… 7
1.3. Виды, субъекты и формы предпринимательства в малом бизнесе……..… 9
2. Оценка эффективности малого бизнеса в РБ ………………………………........ 11
2.1. Роль малого предприятия в экономике…………………………………….. 11
2.2. Государственная поддержка развития малого бизнеса в РБ……………... 14
2.3. Анализ состояния предпринимательства и малого бизнеса в РБ………… 20
3. Перспективы развития малого бизнеса в РБ……………………………………. 22
Заключение………………………………………………………………………... 27
Список используемых источников………………………………………………. 28
• финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе;
• имущества на условиях лизинга (финансовой аренды);
• гарантий по льготным кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь.
Государственная финансовая поддержка оказывается субъектам малого предпринимательства при реализации инвестиционных проектов, в целях приобретения оборудования, специальных устройств и приспособлений, закупки комплектующих изделий, сырья и материалов для собственного производства и т.д.
Следует отметить, что средства, направленные на поддержку данным субъектам возвращаются в бюджет страны в форме налоговых отчислений от деятельности центров, инкубаторов, а также субъектов малого предпринимательства – арендаторов инкубаторов.
Большое внимание уделяется информационному обеспечению предпринимателей. Организован выпуск газет и журналов, таких как "Налоговый курьер предпринимателя", "Индивидуальный предприниматель", "Экономика Беларуси" и др., регулярно организовываются и транслируются передачи по радио и на телевидении.
Освоены и новые формы и методы работы по информационному обеспечению предпринимателей. Проводятся ежемесячные информационно-консультационные дни для предпринимателей в налоговых инспекциях, исполнительных комитетах с участием государственных правоохранительных и контролирующих органов.
В целях стимулирования мотивации предпринимательского труда организован и с 1997 года ежегодно проводится конкурс на звание лучшего предпринимателя года. Ежегодно определяются победители в 16 номинациях. Участие в конкурсе дает возможность повысить имидж предприятия, наладить новые деловые контакты, в хорошем смысле слова сделать себе рекламу, укрепить репутацию, обменяться опытом.
2.3. Анализ состояния предпринимательства и малого бизнеса в РБ.
Предпринимательство в Республике Беларусь представляет собой перспективно развивающийся сектор экономики, постепенно увеличивающий свой вклад в обеспечение общего экономического роста. В 2012 году сохранялась положительная динамика численности субъектов малого и среднего предпринимательства – юридических лиц. По сравнению с началом 2012 года количество субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось на 20 933 единицы или 6,7 %.
По данным Национального статистического комитета, на 1 января 2012 г. в республике зарегистрировано 91 277 субъектов малого и среднего предпринимательства – юридических лиц всех форм собственности (по сравнению с 2007 годом их количество увеличилось на 62,5 процента). Количество индивидуальных предпринимателей на 1 января 2012 г. составило 219 285 человек и увеличилось по сравнению с 2007 годом на 3,1 процента. Всего в сфере малого и среднего бизнеса по итогам 2011 года работало около 1460 тыс. человек, то есть почти треть экономически активного населения республики. Доля занятых в малом и среднем предпринимательстве с учетом индивидуальных предпринимателей и их наемных работников возросла с 28,6 процента от общего количества занятых в экономике в 2007 году до 31,4 процента в 2011 году. Отмечается тенденция к росту удельного веса валового внутреннего продукта, произведенного субъектами малого и среднего предпринимательства. По итогам 2011 года значение данного показателя составило 22,9 процента (увеличилось по сравнению с 2007 годом в 1,3 раза). На протяжении последних лет сохраняется неравномерность распределения субъектов малого и среднего предпринимательства – юридических лиц на территории республики. В городе Минске и Минской области сконцентрирована большая часть субъектов малого и среднего предпринимательства – юридических лиц – 53,2 процента, при этом 36,7 процента – в городе Минске, 10,6 процента – в Брестской области, 9,9 процента – в Гомельской, 9,5 процента – в Витебской, 8,4 процента – в Гродненской, 16,5 процента – в Минской, 8,3 процента – в Могилевской области.
Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении субъектов хозяйствования, осуществляющих свою деятельность на территории средних, малых городских поселений, сельской местности (т.е. территории Республики Беларусь, за исключением территории городов Барановичи, Бобруйск, Борисов, Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Жодино, Жлобин, Лида, Минск, Могилев, Мозырь, Молодечно, Новополоцк, Орша, Пинск, Полоцк, Речица, Светлогорск, Слуцк, Солигорск).
На 1 января 2013 г. на учете в налоговых органах состояло 96 956 субъектов хозяйствования (без учета плательщиков, находящихся в процессе ликвидации (прекращения деятельности), организовавших свое дело вне пределов крупных городов. При этом, 96 943 из них являются субъектами малого и среднего предпринимательства (индивидуальные предприниматели – 67 995, микроорганизации – 24 887, малые организации – 2934, субъекты среднего предпринимательства – 1127).
Таким образом, за шесть месяцев действия Декрета № 6 (июль – декабрь 2012 года) количество состоящих на учете в налоговых органах субъектов хозяйствования, организовавших свою деятельность на указанных выше территориях, увеличилось на 4693 единицы. Данный показатель превышает аналогичные параметры первого полугодия 2012 года. При этом наиболее динамичные изменения наблюдаются в Минской (плюс 3013 единиц), Брестской (плюс 527 единиц) и Могилевской (плюс 487 единиц) областях.
Показательным является и то, что если темп роста численности субъектов предпринимательства с 1 июля до 1 января 2013 г. в целом по стране составил 102,5%, то применительно к территории средних, малых городских поселений, сельской местности данный показатель равен 105%.
Изложенное выше позволяет с определенной степенью уверенности рассчитывать на достижение поставленных при подготовке Декрета Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» задач по активизации предпринимательской инициативы, изменению сложившейся географической структуры бизнеса, устранению существующего дисбаланса сил между индустриальными центрами и периферией, созданию дополнительных возможностей для эффективной занятости населения, повышению экономического потенциала регионов и страны в целом.
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Малые предприятия могут внести значительный вклад в решение проблем экономического роста и занятости. В условиях рыночной экономики малые предприятия считаются гибкими и эффективными с точки зрения затрат, они быстро приспосабливаются к пожеланиям клиентов, причем не только в сферах, близких к потребителям, таких как розничная торговля или определенные виды услуг. Кроме того, малые предприятия формируют ядро среднего класса, стабилизирующего политическую обстановку в обществе.
Выступая на втором Всебелорусском собрании, Президент отметил, что создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства – это вопрос не только экономический, но и политический. «Если мы не разовьем достаточно обширный слой предпринимателей, не выработаем цивилизованные формы их деятельности, традиции, законодательную базу, в общем, не наработаем в этой сфере необходимый опыт, мы никогда не сможем по-настоящему включиться в систему мировых рыночных отношений. А без этого в условиях наступающей глобализации государство не выживет».
В мелком производстве, скорее всего, главенствовать должен частный бизнес. Однако открыть собственное дело и превратить его в процветающее не так-то просто. И, тем не менее, только за последние годы возникло множество новых предприятий. Они создаются в любых условиях, несмотря на экономические спады, инфляцию, высокую плату за кредит, отсутствие необходимой инфраструктуры, неопределенность будущего и высокую степень риска. Открытию любой новой компании предшествует решение человека изменить свой образ жизни и стать предпринимателем. Каждое такое решение принимается исходя из конкретной ситуации. Основными факторами, обуславливающими развитие предпринимательства, являются следующие:
Среди других мотивов предпринимательской деятельности можно отметить: возможность самовыражения личности, включения в хозяйственный процесс финансовых средств населения, дополнительных трудовых и других ресурсов; желание граждан законным путем повышать свои доходы; возможность заниматься активным, приносящим дополнительный доход видом деятельности.
Предпринимательство в Беларуси пока не набрало «критической массы» в новом качестве, преобразующем экономику на рыночных началах. Развитие малого и среднего бизнеса происходит при органической поддержке со стороны государства, особенно в деле привлечения инвестиций частных и иностранных инвесторов.
В этих условиях главной целью развития предпринимательства является обеспечения развития бизнеса на усовершенствовании организационно – правовой, финансово – инвестиционной, научно – инновационной и управленческой основе, превращение его в ядро интенсивно развивающегося сектора экономики, в основной источник пополнения бюджета и увеличения числа новых рабочих мест.
Для достижения указанной цели государство стремиться решает следующие основные задачи:
Для выхода на новый уровень государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса и его государственного регулирования представляется планируется провести следующие мероприятия: совершенствовать нормативно – правовой базы поддержки развития малого предпринимательства, в том числе и с учетом необходимости её унификации с законодательством РБ; формирование разветвлённой системы подготовки переподготовки кадров для предпринимательских структур, использования для этих целей потенциала высших и средних специальных учебных заведений страны.
Предпосылки к росту производственной активности малых и средних предприятий могут быть реализованы при скорейшем переходе на нетрадиционные формы привлечения инвестиций, обеспечивающие перелив капитала, накопленного в сфере услуг и торговли. При этом должна быть обеспечена ориентация, прежде всего, на освоение ресурсосберегающих и наукоемких технологий, а также на создание благоприятных условий технологического и организационного обновления производства.
В республике должно предусматривается дальнейшее совершенствование системы налоговых льгот и льгот по бюджетным и банковским кредитам и других мер по формированию стартового капитала вновь создаваемых предпринимательских структур, а также по увеличению накоплений для самофинансирования инвестиционных решения на действующих предприятиях, в том числе и в сфере бытовых услуг населению.
Таким образом, существенные изменения законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, позволяют сделать вывод: целью всех этих правовых мер является дальнейшее развитие малого предпринимательства, его стимулирование к активной экономической деятельности, содействие в увеличении доли малого предпринимательства в общем объеме выручки, полученной в народном хозяйстве от реализации товаров и услуг субъектов малого предпринимательства, создании новых рабочих мест.
Однако в настоящее время хоть государство и предпринимает шаги к усовершенствованию малого бизнеса, но все же еще существует очень много проблем не только с налогообложением, но и другими причинами, которые мешают развиваться малому предпринимательству.
Заключение
Несмотря на то, что в стране действует система государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, из государственного и местных бюджетов средств на эти цели выделяется крайне мало. Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства тоже не может решить проблему экономического стимулирования малого предпринимательства, так как сама система требует значительных изменений. Необходимо отметить также и то, что малый бизнес в Беларуси уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются.