Предпринимательство. Понятие. Экономические и социальные функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – социологические подходы к исследованию бизнеса и предпринимательства.
Целью данной курсовой работы является изучение предпринимательства и предпринимательской деятельности.
Задачами для достижения данной цели будут: изучение сущности предпринимательства, изучение видов и форм предпринимательства, изучение предпринимательской деятельности в России, изучение экономических и социальных функций предпринимательства, раскрытие проблем развития предпринимательства.

Содержание работы

Введение. …………………………………………………………………………3
1. Социология управления предпринимательством: сущность, функции, задачи ……………………………………………………………………………..6
2. Виды и формы предпринимательства. ……………………………………..15
3. Государственная политика по отношению к предпринимательству
§ 1. Предпринимательство в России. ………………………………………….18
§ 2. Экономические и социальные функции ………………………………….22
§ 3. Государственная политика по отношению к предпринимательству. …..26
§ 4. Общественная поддержка предпринимательства……………………….. 28
§ 5. Повышение уровня самоорганизации и культур предпринимательства. 29
§ 6. Основные проблемы развития предпринимательства…………………... 30
Заключение……………………………………………………………………... 32
Список литературы.. ……………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

Институциональная экономика.docx

— 55.93 Кб (Скачать файл)

В целом логика развития социологии предпринимательства еще раз доказывает междисциплинарный характер данной отрасли знания. Данной проблемой занимались и экономисты, и социологи, и культурологи, и философы. Это привело к множеству различных точек зрения на одни и те же вопросы, связанные с феноменом предпринимательства. Особенности социологического взгляда на это явление будут изложены далее.

Социология предпринимательства - это междисциплинарная теория, она прибывает на стыке нескольких наук. Наиболее четко проявляется ее связь с социологией и экономикой.

Социология связанна с предпринимательством как с социальным феноменом. Изучает его как нестандартное новаторское поведение и деятельность больших и малых социальных групп и слоев населения.

Объектом социологии предпринимательства является когорта предпринимателей, как специфическая функционально-статусная социальная группа. Предмет же этой дисциплины можно определить как особенности институционализации предпринимательства в рамках современных социальных процессов.

В социологии существует два основных подхода к изучению предпринимательства: функциональный и структурный.

Функциональный подход, основанный Йозефом Шумпетером, является наиболее предпочтительным при проведении прикладных социологических исследований и сегодня, хотя, как отмечает В.В. Радаев, довольно трудно реализуемым, поскольку предпринимательская функция в шумпетеровском понимании неустойчива и ограничена по времени. Поэтому с позиций функционального подхода говорить о существовании социальной группы предпринимателей” неправомерно. Предпринимателей в социальной структуре нашего общества скорее можно определить как некую серийную группу - постоянно обновляющуюся, текучую, беспредельно подвижную, состоящую из не связанных между собой, непрерывно меняющихся, изолированных единичных индивидов.

Другой возможный подход к анализу группы предпринимателей - структурный, который определяет место предпринимателей в социально-экономической структуре и в системе экономических институтов. Данный подход дает четкие критерии для построения выборки (статусные характеристики - возраст, пол, образование, национальность, семейное положение; каналы регулирования предпринимательской группы; позиция предпринимателя на предприятии), не теоретической “чистоты” не обещает, поскольку человек, по статусу относящийся к предпринимательскому корпусу, может на протяжении всей своей трудовой жизни ни разу не осуществить предпринимательскую функцию.

Эти подходы выводят нас на один из важнейших вопросов социологии предпринимательства - кто есть предприниматель?

В социологическом аспекте предпринимателя можно представить по-разному - это не только человек, обладающий определенным социальным статусом и исполняющий в обществе некую функцию, это еще и вид социального поведения, тип личности, что обладает определенными умениями и навыками, наконец, предпринимательство есть определенная культурная форма.

Основные задачи социологии предпринимательства видятся следующими:

  • первым, кто стал изучать предпринимателя как ключевую анализ основных классических концепций теории предпринимательства;
  • определение границ бизнес слоя, его внутренней структуры, этапов становления и социальной базы;
  • рассмотрение феномена этнического предпринимательства;
  • показать роль религии и государства в становлении и развитии предпринимательства;
  • выявить специфику отечественного предпринимательства на основе сопоставления с опытом иных стран.

фигуру социально-экономической системы, является Р. Кантильон, который фактически положил начало научному исследованию предпринимательской тематики и заложил фундаментальные основы для последующих теоретических исследований в этом направлении.

Важное место в создании теории предпринимательства сыграл Адам Смит, который полагал, что сбалансированная экономическая система является самодостаточным организмом, способным к саморегуляции и устойчивому развитию. Регулирующим механизмом здесь является свободная конкуренция, а предприниматели являются ключевыми фигурами такой конкуренции.

Следующей крупной фигурой в процессе изучения предпринимательства является Ж.Б. Сей. По его мнению, предприниматель – промышленник, активный, образованный, талантливый изобретатель, прогрессивный земледелец или смелый деловой человек, ряды которых умножаются во всех странах по мере открытий и расширения рынка. Преимущественно эти люди ведут производство и господствуют в области распределения богатств.

С точки зрения К. Маркса, необходимо противопоставлять не предпринимателя и инвестора, а различные роли, в которых капиталист выступает в производственном процессе. Предприниматель одновременно является субъектом присвоения прибавочной стоимости, т.е. реализующим функцию эксплуатации рабочих, и субъектом организации и управления предприятием.

Социологические подходы к пониманию предпринимательства берут свое начало от работ М. Вебера и В. Зомбарта. Вебер, как известно, разрабатывал проблемы предпринимательской деятельности, в которой он видел воплощение рациональности. В основе представлений Вебера о предпринимательстве, как и всей хозяйственной деятельности субъектов, лежит его «идеальный тип».

По мнению В. Зомбарта, предприниматель оценивается по своему успеху. Иметь успех значит опередить других, стать больше, чем другие. Предпринимателя характеризует постоянное стремление к новому и стремление показать свое превосходство над другими. В диссертации эти положения подвергаются детальному анализу.

Одним из видных ученых, занимающихся проблемами предпринимательства, был австрийский ученый Й. Шумпетер. Он полагал, что предприниматель – это «революционер в экономике и невольный зачинатель социальной и политической революции», «быть предпринимателем – значит делать не то, что делают другие… значит делать не так, как делают другие». По его мнению, для предпринимателя главную роль играет не столько интеллект, сколько воля и способность выделить определенные моменты действительности и видеть их в реальном свете, а также способность идти в одиночку и его воздействие на других людей, которое Шумпетер определяет понятиями «иметь вес», «обладать авторитетом», «уметь заставлять повиноваться».

Еще один ученый, Р. Хизрич, сформулировал понятие «предпринимательство» как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель – человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.

Исследования предпринимательства в современной России опираются на основные достижения мировой экономической и социологической мысли. Акцент в изучении современного российского предпринимательства во многом переносится в область социально-философских и социологических исследований. Особое место здесь принадлежит экономической социологии, которая рассматривает предпринимательскую деятельность как разновидность социального действия, имеющего рациональный характер и вовлекающего других людей в сферу экономических взаимоотношений.

Ныне наименее разработанными проблемами при анализе предпринимательства являются: отсутствие единой трактовки базовых понятий этого феномена; недостаточная изученность крупного предпринимательства; сравнительная редкость качественного изучения социально-экономической структуры, функций предпринимательского слоя в российском обществе, его отношений с работниками наемного труда, бюрократией, элитами, инвесторами, криминальными структурами. Все сказанное позволяет продолжить и углубить анализ социальной природы предпринимательства.

 

 2. Виды и формы предпринимательства

В наше время существует множество предпринимательских структур, каждая из которых характеризуется своими чертами. Для того чтобы увидеть различия между разными типами предпринимательства, необходима его классификация. Предпринимательство может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают государственное и частное предпринимательство. Каждый из этих видов предпринимательства имеет отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают: и в том, и в другом случае предполагается инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли.

Государственное предпринимательство – это форма осуществления экономической активности от имени предприятий, учреждений. Оно реализуется государственными органами управления или органами местного самоуправления, причем собственность такого рода предприятий – это обособленная часть государственного или муниципального имущества, бюджетных средств и других источников.

Частное предпринимательство – форма осуществления экономической активности от имени предприятия или предпринимателя. Заметим при этом, что государственное предпринимательство менее эффективно нежели частное предпринимательство, и основная причина этого заключается в том, что предпринимательские функции всегда осуществляют конкретные люди: в частном предпринимательстве эти функции исполняют талантливые, быстро реагирующие на любые изменения люди, которые занимаются тем, что привлекательно для них. В государственном же секторе за осуществление предпринимательства отвечают люди назначаемые, формально исполняющие свои обязанности. Об этом свидетельствуют и исследования Всемирного банка, проведенные в 76 странах мира.

Вместе с этим можно вести речь о коллективном, семейном и иных видах предпринимательства, которое, в конечном счете, все-таки является производным от двух указанных выше форм. Поэтому важна другая классификация – в зависимости от функций, которые предприниматель принимает на себя, вступая в предпринимательское пространство.

Согласно этой классификации, выделяют производительную и посредническую предпринимательскую деятельность Наглядно виды предпринимательства представлены в таблице 1.

Таблица 1. Виды, функции и формы предпринимательства

 

Виды

Предпринимательства

Основные функции

Организационные формы

Промышленное

Производство

промышленных товаров,

работ, оказание услуг

Производственно-

коммерческие

организации, предприятия,

фирмы, компании

Торговое

Купля-продажа товаров и

услуг

Торгово-коммерческие

организации, товарные биржи

Банковское

Купля-продажа валюты,

ценных бумаг, кредит,

работа с вкладами

Банки, фондовые биржи,

страховые и трастовые

компании

Аграрное

Производство

Сельскохозяйственной

продукции и ее сбыт

Различные виды

кооперативов, единоличные

фермерские

хозяйства

Консультативное

(консалтинг)

Консультативные услуги

Консультативные

организации, фирмы,

компании

Силовое

Защитные функции

Вневедомственные охранные

фирмы и т.п.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Государственная политика по отношению к предпринимательству  

§ 1. Предпринимательство в России

Становление и развитие рыночной экономики в России изменило социальную структуру общества, привело к появлению новых слоев и социоструктурных образований. Речь идет о наемных работниках и работающих не по найму (91,4 % и 8,6 % соответственно в структуре занятого населения). Среди последних выделяются работодатели, самостоятельно занятые, члены производственных кооперативов на семейном предприятии, т. е. те, кто по определению Федеральной службы государственной статистики, называется «работодателями». В 2005 г. эта группа составляла 894 тыс. человек, или 1,3 % всего занятого населения. За последние два года она выросла на 83 тыс. человек (0,1 %). Таким образом, российские предприниматели составляют немногим более 1 % активной части населения. В этой связи необходимо отметить, что в США доля владельцев частных компаний в общем числе занятых составляет около 12 %, что в два раза превышает предпринимательскую константу общества. Это дву¬кратное превышение в сущности раскрывает основную причину богатства США.

В России предпринимательство, особенно производственное, находится в начальной стадии. На сегодняшний день производственным предпринимательством занято приблизительно 4 %, финансовой деятельностью — 3 %, коммерческой — 93 %. Предпринимательство в России зарождалось, прежде всего, в сфере торговли, где главным источником дохода является разница в ценах при покупке и продаже товаров. Расширение слоя предпринимателей предполагает появление людей, концентрирующих в своих руках большие денежные средства, причем в короткие сроки. На данном этапе эти условия в непосредственной производственной деятельности невыполнимы. На начальном этапе реформ быстрый рост новых предприятий происходил в сфере финансов, посредничества и торговли еще и потому, что именно эти сферы были недостаточно развиты с точки зрения стандартов рыночной экономики. В сфере же производства сохранились в основном сложившиеся организационные структуры. В условиях быстрой либерализации экономики наблюдался взрывной рост финансового сектора и кризис производственного. Эти различия повлекли за собой также глубокий разрыв в привлекательности этих секторов с точки зрения вложения капитала, а значит — и с точки зрения перспектив приложения предпринимательских усилий. Сегодня почти не происходит миграции предпринимательских кадров, успевших продемонстрировать свои способности на финансово-торговом поприще, в производство.

Во многих странах предпринимательский талант активно используется в теневой, а не в легальной экономике.

Информация о работе Предпринимательство. Понятие. Экономические и социальные функции