Предпринимательство. Понятие. Экономические и социальные функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – социологические подходы к исследованию бизнеса и предпринимательства.
Целью данной курсовой работы является изучение предпринимательства и предпринимательской деятельности.
Задачами для достижения данной цели будут: изучение сущности предпринимательства, изучение видов и форм предпринимательства, изучение предпринимательской деятельности в России, изучение экономических и социальных функций предпринимательства, раскрытие проблем развития предпринимательства.

Содержание работы

Введение. …………………………………………………………………………3
1. Социология управления предпринимательством: сущность, функции, задачи ……………………………………………………………………………..6
2. Виды и формы предпринимательства. ……………………………………..15
3. Государственная политика по отношению к предпринимательству
§ 1. Предпринимательство в России. ………………………………………….18
§ 2. Экономические и социальные функции ………………………………….22
§ 3. Государственная политика по отношению к предпринимательству. …..26
§ 4. Общественная поддержка предпринимательства……………………….. 28
§ 5. Повышение уровня самоорганизации и культур предпринимательства. 29
§ 6. Основные проблемы развития предпринимательства…………………... 30
Заключение……………………………………………………………………... 32
Список литературы.. ……………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

Институциональная экономика.docx

— 55.93 Кб (Скачать файл)

В развитых странах главной причиной развития теневой экономики выступает крайне высокий уровень налогообложения (например, в странах Западной Европы на налоги уходит 40—50% ежемесячного заработка среднего гражданина). Здесь доля теневой экономики оценивается в 5—10 % ВВП. В развивающихся странах доля неформального сектора колеблется от 5 до 35 % ВВП и в нем работает от 1/4 до2/3 занятого населения. В странах с переходной экономикой причиной образования теневого бизнеса является неспособность национального хозяйства обеспечить занятость населения. Опыт показывает, что чем глубже экономический спад, тем выше уровень теневой активности. Оценка параметров теневой экономики в России производится, в первую очередь, Роскомстатом и МВД. По данным МВД РФ, в начале 90-х гг. в теневой экономике производилось 10—11 % ВВП; в середине — 30—45 %, в конце 90-х гг. — около 50 %. По тем же данным, с теневой экономикой так или иначе связаны 58—60 млн человек, 41 тыс. предприятий, половина банков и более 80 % совместных предприятий. Заметно меньшую оценку давал Госкомстат России. За первые годы реформ доля теневой экономики в ВВП составляла примерно 9—10 %, в середине 90-х гг. — 20 %, в конце — 25 %. По оценкам Госкомстата, в теневой экономике занято приблизительно 30 млн человек. На сегодняшний день оценки параметров теневой экономики Росстатом и МВД по-прежнему различаются в 1,33 раза (по данным Росстата, теневая экономика составляет около 30 % ВВП, а по данным МВД — более 40 %). Эта разница обусловлена тем, что Росстат в качестве теневой учитывает только скрытую и неформальную составляющую теневой экономики, в то время как МВД принимает во внимание и ее нелегальную составляющую. По некоторым данным, организованная преступность в той или иной мере контролирует 70 % коммерческих структур, свыше 40 тыс. хозяйственных объектов.

В настоящее время наиболее выраженной причиной угроз российском бизнесу является коррупция. Как показывают многочисленные опросы предпринимателей, каждый шестой из них сталкивается с открытым давлением местных властей на стадии организации своего дела, каждый третий — в процессе текущей деятельности и почти все — в момент закрытия предприятия. Более трети предпринимателей полагают, что в последние годы произошло усиление чиновничьего рэкета. По целому ряду серьезных экспертных оценок, от 30 до 50 % своей прибыли коммерческие структуры направляют на обеспечение «особых» отношений с представителями государственной власти. По данным Мирового банка, 40 % предприятий во всем мире вынуждены давать взятки. В развитых странах эта цифра составляет 15 %, в азиатских — 30 %, в странах СНГ — 60 %. По степени коррупционности госаппарата Россия занимает 128-е место из 158 среди наименее коррупционных государств. Высокий уровень преступности и коррупции в стране препятствуют цивилизованному развитию бизнеса и притоку иностранных инвестиций.

Без создания экономических, политических, правовых и других условий для свободного предпринимательства России сложно будет выйти из глубокого экономического кризиса и войти в мировую экономику в качестве равноправного партнера. Предпринимательство должно выступить важнейшим фактором сначала остановки падения производства в стране, а затем его подъема, главным импульсом экономического роста. Страны с развитой рыночной экономикой ведут активную политику поддержки предпринимателей. В формировании благоприятной предпринимательской среды велика роль современного государства. Необходим механизм поддержки и развития предпринимательства. Под таким механизмом понимается совокупность норм и действий по обеспечению стабильных, непротиворечивых взаимоотношений государства с хозяйствующими субъектами. Эти нормы и действия должны дать возможность самостоятельно и прибыльно работать, конкурировать с другими структурами, выплачивать в государственный бюджет необходимые налоги, получать своевременную помощь от государственных организаций без вмешательства во внутренние дела предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Экономические и социальные функции

Сегодня предпринимательство охватывает все сферы деятельности и предпринимательская деятельность с выполнением множества разнообразных функций. Эти функции могут быть объединены в 2 основные группы. Первая группа функций связана с реализацией текущих задач, приспособленная к условиям сферы и способности предпринимателя реагировать на ее изменения.

С этой точки зрения функции предпринимателя представляют собой виды управленческой деятельности — это управление финансами, кадрами, материальными потоками и сбытом.

Однако, являясь управленческой по форме, как предпринимательские функции они имеют свое особое содержание.

 

Управление финансами

Управление финансами лишь на первый взгляд ограничиваются привлечением и использованием денежных средств. Предпринимательское содержание этой функции гораздо глубже и заключается в обеспечении максимальной отдачи при минимальном риске. Решая эту задачу, предприниматель должен:

  • минимизировать цену мобилизуемыми финансовыми ресурсами;
  • максимизировать отдачу от инвестированных средств, используя наиболее эффективные способы их использования.

Это означает, что основным содержательным моментом данной функции является обеспечение роста стоимости активов предприятия и его финансовой устойчивости.

Функция материально-технического обеспечения сводится не просто к обеспечению производства необходимыми ресурсами, а к бесперебойному снабжению при минимальных запасах.

Наиболее сложными в решении этого вопроса является непредсказуемость рыночной конъюнктуры.

Главная задача предпринимателя — это выбор оптимального сочетания рыночных и нерыночных форм обеспечения производственными ресурсами.

Управление производством связано с техническим и технологическим аспектом, но содержание его как предпринимательской функции состоит в определении такой комбинации факторов производства, которые бы дала максимальный выпуск продукции при минимальных издержках.

Управление кадрами

Управление кадрами не ограничивается подбором и расстановкой работников. С одной стороны возросшее значение человеческого фактора требует заботы о развитии качества трудовых ресурсов и иных подходов к оценке труда и его стимулированию. С другой стороны, глубокая специализация труда и рассредоточение предпринимательской функции по разным уровням управления порождает проблему их консолидации и обеспечения единой направленности усилий всех участников производства. Неслучайно поэтому управление кадрами рассматривает человеческий капитал как самый ценный ресурс, принимает все более стратегический характер, а само содержание данной функции сводится к формированию у работников чувства сопричастности к предпринимательской деятельности, что, в конечном счете, и определяет ее успех.

Управление сбытом

В условиях высококонкурентного рынка, где главную роль играет не производитель, а потребитель, также приобретает новые черты.

Вторая группа функций характеризует влияние предпринимательства на хозяйственную среду и вызываемые им последствия. В этом смысле, проявляя себя активным субъектом среды, предпринимательство выполняет преобразовательную роль, содержание которой раскрывается через экономические институты и социальные функции.

Экономические функции

Экономические функции — это стремление к приобретению конкурирующих преимуществ, что заставляет предпринимателя непрерывно вести поиск и применять способы наиболее рационального использования ресурсов, что, в конечном счете, обеспечивает рост эффективности общественного производства. Действуя как новатор, предприниматель создает ресурсосберегающие технологии, а также способы организации производства, способствуя тем самым преодолению проблемы ограниченности ресурсов и решению экологических задач.

Одной из экономических функций предпринимательства является содействие установлению рыночного равновесия. Реагируя на потенциальный источник выгоды, предприниматель увеличивает предложение, адекватно перемещая блага и наращивая их производство. Перемещая блага с рынков, где они в избытке, на рынке, где они дефицитны, предприниматель способствует установлению равновесию на товарных рынках. С другой стороны, наращивая производство за счет увеличения дополнительных ресурсов, предприниматель способствует более рациональному их распределению, обеспечивая тем самым равновесие на ресурсных рынках.

Институциональные функции

Стремясь к изменению рыночной ситуации в выгодном для себя направлении посредством инновационной деятельности, предприниматель не только создает новые блага и технологии, но и изменяет сложившуюся рыночную среду, модифицируя старые и создавая новые ее институты, то есть рынки, формы и способы конкуренции, способы координации ресурсов и организационных форм предпринимательства.

 

Социальные функции

Борьба за лучшие результаты хозяйствования заставляет предпринимателя заботится о расширении и обновлении ассортимента производимых благ, предания им новых потребительских свойств. В результате создаются возможности для оптимизации потребительского выбора последовательно и роста общественного благосостояния. Усложнение предпринимательской функции и вовлечение в процесс производства все большего числа участников способствует социальной интеграции общества. В свою очередь осуществление предпринимательства на базе социальной интеграции содействует демократизации отношений управления и собственности, что ведет к преодолению социальных классовой замкнутости и обеспечивает социальный прогресс общества.

Происходящие социальные изменения накладывают известные ограничения на предпринимательскую деятельность, формируется предпринимательство, которое учитывает интересы всех участников хозяйственного оборота и к которому применим термин «цивилизованное».

 

 

§ 3. Государственная политика по отношению к предпринимательству

На развитие предпринимательства значительное влияние оказывают политические механизмы.

Одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.

Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.

Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям.

Особая система государственной поддержки существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских работ.

Десятилетний опыт развития предпринимательства в России позволяет утверждать, что для создания эффективной системы поддержки малого предпринимательства необходимы:

  • самостоятельная законодательная и нормативная база, определяющая специфические условия деятельности субъектов МП в их отношениях с органами власти и другими хозяйствующими субъектами;
  • радикальное усовершенствование налоговой системы; минимизация административно-разрешительной и контролирующей практики; обеспечение безопасности и защиты личности и собственности;
  • специализированные институты и механизмы, обеспечивающие разработку и реализацию государственной политики, направленной на поддержку МП, включая органы государственной власти и управления, общественные объединения и организации предпринимателей, специализированные организации поддержки МП (фонды, кредитные, страховые, гарантийные и лизинговые учреждения; технологические парки, промышленные зоны и полигоны; учебные, консультационные, информационные и другие обслуживающие структуры);
  • финансово-имущественная поддержка;
  • учет национальных, региональных и исторических особенностей; поощрение ремесел, народных промыслов, кооперативных, артельных и семейных форм организации предпринимательской деятельности; сезонных работ, самозанятости;
  • государственные программы, непосредственно ориентированные на оказание поддержки малым и средним предприятиям, и иные смежные программы социально-экономического развития.

 

 

§ 4. Общественная поддержка предпринимательства

Предпринимательство новая форма и новый элемент гражданского общества, которые способны оказать свое влияние на укрепление гражданских позиций в нашем обществе. В этом смысле важным является общественная поддержка предпринимательства. Думается, что необходимо активизировать деятельность региональных фондов занятости, как одного из институтов государственной поддержки предпринимательства. Фонды занятости непосредственно заинтересованы в поддержке предпринимательства, так как, инвестируя средства в прирост рабочих мест, по мере расширения занятости в виде обратного эффекта произойдет увеличение потока денежных средств, поступающих в распоряжение данного фонда.

Одним из приоритетов большинства региональных программ поддержки предпринимательства стало обеспечение занятости населения, создание новых рабочих мест. Особое место занимает работа по вовлечению в предпринимательскую деятельность молодежи. В ряде субъектов Федерации действуют государственные и общественные структуры, помогающие различным социальным группам молодых людей адаптироваться к рыночной экономике.  

Информация о работе Предпринимательство. Понятие. Экономические и социальные функции