Предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………1-2
Глава I. Предпринимательство: экономическое содержание и основные функции
1.1. Сущность и основные черты предпринимательства…………………… 3-10
1.2. Субъекты и объекты предпринимательской деятельности…………… 10-15
1.3. Функции предпринимательства и его структура……………………… 15-20

Глава II. Роль предпринимательства в социально-экономическом развитии общества
2.1. Развитие предпринимательства в странах с развитой рыночной экономики.............................................................................................................21-25
2.2. Особенности развитие предпринимательства в России........................... 25-28
Заключение...........................................................................................................29-30
Список литературы..............................................................................................31-32

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Предпринимательская деятельность (малый бизнес) представляет собой  совокупность осуществляемых сделок, каждая из которых ограничена сравнительно непродолжительным, четко очерченным временным интервалом.

Необходимым условием развития малого предпринимательства как устойчивого и типичного поведения экономических субъектов является экономическая свобода, дающая возможность действовать по собственной инициативе, неся полную ответственность за неудачу или успех предприятия. Общепризнанно, что предпосылкой такой свободы является право частной собственности на имущество, средства производства, результаты деятельности.

Но дело не только в  частной собственности. В обществе, где жизнь и деятельность людей, в высокой степени взаимосвязаны, свобода частного лица не одним лишь правом на такую же свободу других лиц, но и существующими формами совместной коллективной, акционерной, коммунальной и государственной собственности, которые существуют не только в форме абстрактного права, но и в материальной форме предприятий и учреждений различного рода.

Для предпринимателя  не обязательно, чтобы право частной  собственности было ничем не ограничено. Предприниматель прагматик, поэтому  для него важно, чтобы при наличии  частной собственности было ясно и четко определены правомочия всех остальных субъектов прав собственности. Ему в его практической деятельности более важна доступность ресурсов, информации, легкость получения кредитов или выхода на внешние рынки и т.д. Для этого необходимы четкие правовые и процедурные гарантии по всем этим вопросам. Таким образом, предприниматель нуждается в системе коммерческого или товарного права более, чем в неограниченном праве частной собственности самой по себе.

Особую роль в рыночной экономике играет мелкое и среднее предпринимательство. В связи с этим оно заслуживает и отдельного рассмотрения.

Малые предприятия (особенно в сфере торговли) являются ключевыми при переходе к эффективной  рыночной экономике. Малое предпринимательство  представляет собой  многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. Они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. 3

 

 

 

1.2.Субъекты  и объекты предпринимательской  деятельности

      Экономическая деятельность предпринимательства  базируется на единстве и взаимосвязи  субъектов и объектов этой  деятельности. Без личности предпринимателя  все остальные структуры и факторы становятся бессмысленными и будут представлять собой по образному выражению «груду мёртвых тел». Кто же может считать себя предпринимателем, субъектом этого вида деятельности и какие функции он призван выполнять.

     Субъектом,  носителем и исполнителем предпринимательской деятельности выступает предприниматель, который призван выполнять вполне определённые функции и обязанности с целью достижения конечной цели и в соответствии с требованиями принятого законодательства.

А именно предприниматель обязан:

  • заключать договора (контракты) по найму с работниками и в необходимых случаях – с профсоюзами;
  • осуществлять оплату труда работников, работающих по найму, в соответствиями  с условиями договоров;
  • обеспечивать надлежащее качество производимых товаров (работ, услуг);
  • соблюдать законные требования и права потребителей;
  • обеспечивать работникам надлежащие условия труда;
  • вносить в страховые и пенсионные фонды отчисления по страхованию и обеспечению лиц, работающих по найму;
  • осуществлять меры по обеспечению экологической безопасности, технике безопасности.4

Ясно, что любой  другой субъект, не являющийся носителем  перечисленных прав и обязанностей, не может считаться участником предпринимательской  деятельности, а, следовательно, не может  выступать в качестве её субъекта. Поэтому не случайно, субъект предпринимательства определяется, исходя из трактовки этого вопроса в действующем законодательстве (в частности в законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности»), где даётся экономическое и юридическое толкование терминов «предпринимательство» и «предприниматель».  В нём сказано, что «предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений направленную на получение прибыли». Считаем, что первостепенное внимание к прибыли в данном случае объясняется, прежде всего, тем, что в российском законодательстве нет специального закона о бизнесе и разработчики правой базы ставили своей целью не детальное описание всех многогранных сторон и особенностей предпринимательства, а установление его правовых регламентов и регуляторов. Тем более, что закон о «О предприятиях и предпринимательской деятельности» был введён в действие 01.01.1991г., когда в стране только начался переход к рыночной экономике. Однако подчеркнём, что и в современных законодательных актах, в частности, в Гражданском кодексе Российской Федерации проводится та же линия. Аналогичное толкование предпринимательства с юридических позиций есть и в зарубежном законодательстве. А так как в России наряду с переходом к рыночной экономике осуществляется либерализация внешнеэкономических связей, то необходимо в этих условиях придерживаться «правил игры», имеющих место на мировой экономической арене. Этим во многом объясняется определённая унификация российского и зарубежного законодательства.

Вместе с  тем, считаем неправомерным полное отождествление субъектов предпринимательства  в экономическом и юридическом  понимании, так как предпринимательство  как юридическая категория является лишь правовой формой проявления экономического содержания предпринимательской деятельности. Отсюда ясно, поскольку форма и содержание не тождественны, то они не могут полностью совпадать. Кроме того, к субъектам предпринимательского права относятся не только носители прав и обязанностей, но и субъекты, осуществляющие её регулирование. Как справедливо считает В.В. Лаптев: «К ним относятся государственные и муниципальные образования, государственные организации, регулирующие деятельность предприятий, например центральные компании финансово-промышленных групп, органы управления других объединений коммерческих организаций».5

Исходя из этого, мы считаем, что субъектами предпринимательства  являются не все участники предпринимательской  деятельности, а только те занимающиеся его граждане и организации, которые имеют статус физических и юридических лиц и принимают участие в практике хозяйствования в организационно правовых формах, установленных законодательством конкретной страны. Так, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации «гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя».6

Как видно из Гражданского кодекса, организационно-правовых форм предпринимательства немного. Гораздо разнообразнее организационно-правовые формы предпринимательства, имеющего правовой статус юридического лица. Среди них в законодательстве выделяются коммерческие организации, имеющие основной своей целью получение прибыли, а также некоммерческие организации, которые могут заниматься предпринимательством лишь для достижения своих основных целей.

«В соответствии с положениями первой части Гражданского кодекса Российской федерации с 1 января 1995 г. В РФ могут создаваться (образовываться) юридические лица как коммерческие организации только в следующих организационно-правовых формах: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия».7

Исследование  предпринимательства как особого  метода ведения хозяйственной деятельности будет неполным, если не остановиться на характеристике его объектов. Следует  отметить, что если упоминание о  субъектах предпринимательства  можно встретить в работах многих авторов, то вопрос об объекте негативно сказывается на практике. Лишь А.В. Бусыгин упоминает об объекте предпринимательства, характеризуя его как «товар, продукт, услугу», т.е. то, «что может удовлетворять чью-либо потребность и что предлагается на рынке для приобретения, использования и потребления».8

Думается, что  можно подойти к решению данного  вопроса несколько иначе, исходя из смыслового значения «объект».

Объект, в переводе с латинского языка, имеет несколько  значений: 1) это внешний мир, являющийся предметом познания, практического воздействия субъекта, 2) предмет, явление на которое направлена какая-либо деятельность, 3) предприятие, учреждение, а так же всё, что является местом какой-либо деятельности». 9Таким образом, обобщённо можно определить объект любой деятельности, в том числе, предпринимательства, как то, на что она непосредственно воздействует с целью получения определённого результата. Результат предпринимательской деятельности это не только прибыль или предпринимательский доход, как считают некоторые авторы. Результаты предпринимательства могут выступать в разнообразных формах: в экономической (в натуральном и денежном выражении), социальной, экологической и других. Но, в первую очередь, в качестве исходного экономического результата выступают товары, то есть продукты и услуги, полученные благодаря предпринимательской деятельности. Для того, чтобы получить эти первичные результаты деятельности и в конечном итоге такой финансовый результат как прибыль, предприниматель целенаправленно воздействует на своё дело или созданное им предприятие. Всё, что претерпевает изменение под воздействием предпринимательской деятельности, на наш взгляд, может быть рассмотрено как её объект. Такой же вывод можно сделать и на основании системного анализа предпринимательства. В системе предпринимательства можно выделить управляющую и управляемые подсистемы или субъект и объект управления. Последний также входит в понятие объект предпринимательства. Поэтому к объектам предпринимательства можно отнести личные факторы (отдельных работников и коллектив в целом) и вещественные факторы (материальные, финансовые, информационные, природные и прочие ресурсы), используемые непосредственно в предпринимательской деятельности в ходе осуществления инноваций.

Субъекты и объекты объединяются в практической деятельности, придавая предпринимательству характер реальной деятельности. Осуществлению этой деятельности способствуют конкретные функции.

 

 

1.3.Функции  предпринимательства и его структура

Предпринимательство, выступая в виде системы экономических отношений между субъектами и всеми участниками предпринимательской деятельности по поводу использования её объектов, включает в эту систему и отношения, связанные с функциями, выполняемые предпринимателями. Путём осуществления конкретных предпринимательских функций и происходит воздействие субъектов и других участников предпринимательства на его объекты.

Для характеристики функций предпринимательства, позволяющей  углубить понимание его сущности, обратимся к одной из работ  А. Хоскинга, в которой они наиболее полно раскрыты. В их структуре автор выделяет помимо функции ведения финансов и учёта, также кадровую, материально-технического обеспечения, производственную функции и маркетинг. Аналогичный подход к трактовке предпринимательских функций прослеживается и в отечественной экономической литературе. К традиционным функциям, имеющим место в бизнесе, Ф. Хоскинг добавляет менее традиционные, но, по его мнению, играющие всё более значимую роль в системе предпринимательства. Это – функции поддержки предпринимательства (объединениями предпринимателей, менеджментом), научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и связи с общественностью.10

Соглашаясь  с такой классификацией функции  предпринимателя в целом, в то же время считаем, что следует особо выделить такую функцию как постоянный поиск и осуществление новшеств или, так называемую, инновационную функцию. Данная функция шире и объёмнее, чем НИОКР, так как включает не только научно-технические, но и организационные, маркетинговые, социальные и другие инновации. В системе других предпринимательских функций она играет основополагающую роль. Наряду с инновационной функцией в разряд наиболее важных экономической природе предпринимательства, следует отнести также функции управления риском.

По мере усложнения системы экономических отношений  в бизнесе всё большую роль играет человеческий потенциал и  управление им, а также обладание  нужной информацией и умение работать с ней. В этой связи всё большую  значимость приобретают кадровая и информационная функции. Следует отметить, что, несмотря на определённую дифференциацию функций, в процессе предпринимательской деятельности они должны осуществляться согласованно и взаимосвязано, чтобы в результате их взаимодействия получился синергетический эффект.

Функциональные  направления предпринимательской  деятельности следует рассматривать  во взаимосвязи с формами проявления предпринимательства в практике хозяйствования. Отметим, что отдельными авторами предлагаются разные виды классификации  форм предпринимательства и их типологии. Их анализ показывает, что при этом, к сожалению, нередко наблюдается отсутствие целостности и системности в освещении данного вопроса, выявляется много противоречивых утверждений. Причём в большинстве учебников по экономической теории и предпринимательству отдаётся предпочтение лишь организационно-правовым формам, что далеко не исчерпывает всего их многообразия. Считаем, что определённое уточнение некоторых моментов в этом вопросе крайне необходимо.

Информация о работе Предпринимательство