Предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………1-2
Глава I. Предпринимательство: экономическое содержание и основные функции
1.1. Сущность и основные черты предпринимательства…………………… 3-10
1.2. Субъекты и объекты предпринимательской деятельности…………… 10-15
1.3. Функции предпринимательства и его структура……………………… 15-20

Глава II. Роль предпринимательства в социально-экономическом развитии общества
2.1. Развитие предпринимательства в странах с развитой рыночной экономики.............................................................................................................21-25
2.2. Особенности развитие предпринимательства в России........................... 25-28
Заключение...........................................................................................................29-30
Список литературы..............................................................................................31-32

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………1-2

Глава I. Предпринимательство: экономическое содержание и основные функции  

1.1. Сущность и основные  черты предпринимательства……………………   3-10

1.2. Субъекты и объекты  предпринимательской деятельности……………   10-15

1.3. Функции предпринимательства  и его структура………………………   15-20

 

Глава II. Роль предпринимательства в социально-экономическом развитии общества

2.1. Развитие предпринимательства  в странах с развитой рыночной  экономики.............................................................................................................21-25

2.2. Особенности развитие  предпринимательства в России........................... 25-28

Заключение...........................................................................................................29-30

Список литературы..............................................................................................31-32

 

 

 

 

 

 

Введение

Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной  экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.

Общественный  характер предпринимательства означает не только деятельность участвующих в нем агентов, но и наличие в общественном хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущие предпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких условий составляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которой являются экономическая свобода и личная заинтересованность. Экономическая свобода является определяющим признаком предпринимательской среды. Для предпринимателя наличие экономической свободы – это не только возможность заниматься тем или иным видом деятельности и иметь равный доступ к ресурсам и рынкам, но и морально-этическая санкционированность предпринимательской деятельности. Личная заинтересованность выступает движущим мотивом предпринимательства, поэтому обеспечение условий для присвоения полученных результатов, извлечения и накопления дохода является определяющим условием предпринимательской среды.

Переход к рыночной системе хозяйствования — это  переход к экономике предпринимательского типа. Создание условий для развития предпринимательства является важнейшей составляющей трансформационных изменений переходной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Предпринимательство: экономическое содержание и основные функции

    1. Сущность и основные черты предпринимательства

 

Предпринимательство – это особый новаторский,  стиль хозяйственного поведения руководителя, в основе которого лежит творческий поиск новых возможностей хозяйствования, умение привлекать и использовать в условиях конкуренции ресурсы из самых разнообразных источников. Предпринимательство означает персональную экономическую, а не коллективную  ответственность за результаты работы.

Эмпирическое  понятие предпринимательства –  осуществление не репродуктивной (повторяющейся), а продуктивной экономической деятельности, освоение новых рынков, новых товаров и услуг, новых финансовых и материальных ресурсов, организационных новшеств.

Как социально-экономическое  явление предпринимательство включает в себя весь спектр общественных отношений. Здесь представлены и юридические, и психологические, и исторические моменты. Однако предпринимательская деятельность тесно связана с экономическими условиями жизнедеятельности.

В экономическом отношении предпринимательство  содержит  в себе различные стороны  хозяйственной деятельности. Его  можно рассматривать с трех точек  зрения: как экономическое отношение, как метод хозяйствования и как тип экономического мышления. Каждая из этих составляющих обладает качественными особенностями.

 Субъектами предпринимательства  могут быть различные участники  экономической деятельности:        

  • Частные лица в единоличных (индивидуальных) и семейных предприятиях;
  • Группы людей, связанные между собой договорными обязательствами и экономическими интересами  в партнерствах, кооперативах, акционерных обществах

и т. д.

Объектом предпринимательства является определенная деятельность. Ее особенность состоит в том, что результаты предпринимательства материализуются в производимой продукции (услугах), а также в соответствующем доходе. Величина дохода зависит от того, как предприниматель организовал деятельность, учел всю совокупность фактов.  На начальном этапе она необходима для оценки возможности заниматься бизнесом в определенной сфере. В дальнейшем осуществление новых комбинаций по существу становится главным делом предпринимателя.1

Последнее, согласно Шумпетеру, охватывают:

  • Изготовление нового блага или создание нового качества того или иного блага;
  • Освоение нового рынка сбыта;
  • Внедрение нового метода производства;
  • Получение нового источника сырья или полуфабрикатов;
  • Проведение соответствующей реорганизации.

 

Постоянный поиск новых  способов комбинации ресурсов отличает предпринимателя от обычного хозяйственника. Таким образом,  процесс предпринимательства  состоит из следующих стадий:

  • Поиск новой идеи и ее оценка;
  • Составление бизнес-плана;
  • Поиск необходимых ресурсов;
  • Управление созданным предприятием.

 

Одна из самых сложных  задач предпринимателя – поиск  новых идей  (от нового промышленного  продукта до новой организационной  структуры) и их реализация.

Предпринимательство всегда определенным  образом организуется, принимает конкретные формы. Рассмотрим основные признаки предпринимательства как метода ведения хозяйства.

К основным из них относятся  самостоятельность и независимость  хозяйствующих субъектов. Предприниматель  свободен в принятии решений, не запрещенных существующими правовыми нормами. Любой, кто имеет соответствующие желание и денежные средства, вправе организовать собственное производство (индустриальное или коллективное), основанное на определенной форме собственности. Что, как и сколько производить, у кого покупать, кому и по какой цене продавать – все это предприниматель решает самостоятельно, исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры. Средства производства и рабочая сила приобретаются на рынке.

С самостоятельностью неразрывно связан принцип экономической заинтересованности. Движущий фактор предпринимательской деятельности – стремление к максимизации дохода. Ради этого и организуется дело, и расширяются его масштабы. Однако не следует смешивать личный интерес с эгоизмом. Предприниматель, преследуя свои интересы, в то же время, в конечном счете, направляется к достижению общественных целей, работает на общество.

Предпринимательство малого бизнеса немыслимо без новаторства, творческого поиска. В условиях острой конкурентной борьбы нет оснований рассчитывать на то, чтобы, ничего не меняя, увеличивать прибыль за счет роста цен. Удержаться, способен только тот, у кого высокое качество продукции и постоянно обновляются ее модели, относительно низкие издержки. Для этого приходиться все время думать о новой технологии, совершенствовать организацию производства и сбыт. Способность к принятию нестандартных решений, к творческой оценки ситуации всегда высоко ценилась в деловом мире.

  Поэтому он использует любые возможности для развития производства. В поисках альтернативных источников изучается внешняя среда. Привлекая собственные и внешние ресурсы, предприниматель отдает предпочтение наиболее выгодным вариантам развития производства.

Один из характерных  признаков предпринимательства  – хозяйственный риск и ответственность. Эти понятия неразрывно связаны друг с другом,  хотя и не тождественны. Риск предполагает неопределенность, непредсказуемость. Даже при самых тщательных расчетах и прогнозах фактор непредсказуемости устранить невозможно. Риск не всегда поддается экономической оценке.  Поэтому предприниматель определяется как человек, который берет на себя риск решений, принятых по его личной инициативе.  Жесткость в оценке проектов имеет важный и общеэкономический результат -  предприниматель дает жизнь лишь наиболее перспективным проектам, по крайней мере он ориентирован  в принятии решений прежде всего на наиболее перспективные из них.  Во-вторых, в рыночной среде любой экономический субъект действует в условиях неопределенности и так или иначе несет бремя риска. Поэтому предпринимателем оказывается просто “человек рискующий”, азартный.

Кроме того, предприниматель  должен обладать высокой степенью деловитости  и динамизма, умением соперничать. Взлеты и падения на этом пути неизбежны. В основе хозяйственного риска лежит соотношение между предлагаемыми и действительными затратами и результатами. Если цены производимых товаров не возмещают затрат, это значит, что либо предприниматель не сумел эффективно ориентировать свою деятельность, либо неблагополучно сложились предвидимая им конъюнктура. Необходимость постоянного контроля за комбинацией условий производства держат предпринимателя в напряженном состоянии, и это напряжение он стремиться передать всем участникам производства.

Характеристика экономической природы предпринимательской деятельности была бы не полной без учета личности предпринимателя, особенно его экономического мышления. Предпринимательский тип мышления отличает подход от привычного, устоявшегося. Он представляет собой совокупность оригинальных взглядов и подходов к принятию решений, которые реализуются в практической деятельности.

Таким образом. Рассмотренные  стороны предпринимательской деятельности малого бизнеса тесно связаны  друг с другом, действуют одновременно. Поэтому предпринимательство можно определить как процесс создания нового, обладающего ценностью; процесс, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности и риска; процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение.

Поскольку любая экономическая  деятельность связана с фазами воспроизводственного цикла (производство, обмен, распределение, потребление), выделяют следующие виды предпринимательской деятельности малого бизнеса:2

  • Производственная;
  • Коммерческая;
  • Финансовая;
  • Страховая;
  • Аграрная.

Производственное предпринимательство  распространяется в основном на производство и потребление товаров и услуг. Коммерческое – на их обмен, распределение  и потребление, а финансовое –  на обращение, обмен стоимостей.

К производственному предпринимательству малого бизнеса относиться деятельность, в условиях которой предприниматель осуществляет производство продукции, товаров, работ. Услуг, информации, духовных ценностей, которые затем подлежат реализации потребителям (покупателям). При этом функция производства является для предпринимателя основной, определяющей. А другие функции, сопровождающие процесс производства, например, сбыт продукции, играют вторичную роль, служат дополнением основной.

Коммерческое предпринимательство  малого бизнеса характеризуется тем, что определяющую роль в нем играют товарно-денежные отношения, торгово-обменные операции. Основу этого вида предпринимательской деятельности составляют операции и сделки по купле-продаже, т. е. По перепродаже товаров и услуг. Отличие коммерческого предпринимательства от производственного состоит в том, что в коммерческом предпринимательстве нет необходимости в обеспечении производственными ресурсами, связанными с выпуском продукции, поскольку приобретаемые материальные ресурсы покупаются предпринимателем в виде готового товара, который затем реализуется потребителю. Здесь необходимо учитывать два основных требования:

  • Реализационная цена должна быть ощутимо выше покупной цены;
  • На данный вид отвара должен быть достаточный спрос.

Следовательно, коммерческой сделке должен предшествовать анализ рынка, в результате которого прогнозируется объем закупки и продажи товара, цена покупки и цена реализации товара.

Финансовое предпринимательство  является особым видом коммерческого  предпринимательства. Его следует выделять, поскольку объектом купли-продажи в этом случае является весьма специфический товар – деньги, валюта, ценные бумаги. Финансово-кредитной сделке должны предшествовать анализ рынка ценных бумаг, выявление и привлечение потенциальных покупателей денег, валюты, ценных бумаг.

Информация о работе Предпринимательство