Предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………1-2
Глава I. Предпринимательство: экономическое содержание и основные функции
1.1. Сущность и основные черты предпринимательства…………………… 3-10
1.2. Субъекты и объекты предпринимательской деятельности…………… 10-15
1.3. Функции предпринимательства и его структура……………………… 15-20

Глава II. Роль предпринимательства в социально-экономическом развитии общества
2.1. Развитие предпринимательства в странах с развитой рыночной экономики.............................................................................................................21-25
2.2. Особенности развитие предпринимательства в России........................... 25-28
Заключение...........................................................................................................29-30
Список литературы..............................................................................................31-32

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Осуществляя типологию предпринимательства, прежде всего, следует выделить его основные направления и формы по видам деятельности.  В экономической литературе можно встретить мнение, что предпринимательство это особая форма производства (инновационная)11, что на наш взгляд слишком сужает его функциональное назначение, так как предпринимательство связано с другими сферами экономической деятельности, в частности с финансовой сферой, торговлей. Порой авторы делают акцент лишь на двух типах предпринимательской деятельности: производственной и посреднической.12 Как нам представляется, это неправомерно, так как посреднические операции могут относиться также к коммерческой и финансовой сфере. Тем самым, сфера деятельности предпринимателя за счёт исключения её названных сфер не только искажается, но и обедняется. Вместе с тем считаем, что заслуживает внимания точка зрения, согласно которой в структуре предпринимательской деятельности следует выделить в отдельный её вид, так называемое инновационное предпринимательство. Хотя элементы новаторства присутствуют во всех видах предпринимательской деятельности и инновации могут осуществляться и в производственной, и в коммерческой, и в финансовой сфере, однако на практике существует и развивается особенно рискованный, или венчурный бизнес, связанный с поиском и реализацией новшеств. Во всех развитых странах он занимает своё подобающее место в системе предпринимательства, хотя в России пока ещё проявляется слабо.

Спорным утверждением можно считать выделение в  структуре предпринимательства  в одних случаях страхового бизнеса, в других – консультационных услуг, так как известно, что страхование это часть финансовой сферы, а консультации относятся к сфере услуг. 13

Сущностные  характеристики предпринимательства  выражаются через экономическое  обособление хозяйствующего субъекта, его самостоятельности в выборе вида хозяйственной активности, позволяющего наилучшим (наиболее эффективным) образом использовать имеющиеся ресурсы в целях получения дохода. Функциональные признаки раскрывают различные стороны предпринимательства как особого типа экономического поведения.

В экономической  литературе достаточно распространенным является отождествление категорий  «предпринимательство» и «бизнес». «Бизнес - инициативная предпринимательская  деятельность в условиях рыночных отношений, приносящая доход или иные выгоды», - пишет С.Н. Кретов.

Полагаем, что  понятие предпринимательство и  бизнес в теоретическом плане  не тождественны. Представляется, что  термин бизнес шире «предпринимательства», поскольку его основная функция - производство массы товаров и услуг для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.

Предпринимательство же есть высшая форма бизнеса, связанная  с постоянным преодолением сложившихся  хозяйственных стереотипов, созданием  принципиально новой продукции и т.п.

Систематизируя  выше изложенное, считаем необходимым  напомнить о сложной структуре  предпринимательства, включающей в  себя: определённые подсистемы. Например, производственное предпринимательство  можно разделить на отдельные  сферы (подсистемы): сферу промышленности, аграрную сферу и т.д. Промышленность и аграрная сфера в свою очередь делятся на отрасли, среди которых можно выделить конкретные, особые под отрасли предпринимательства.

Каждый из видов  и подвидов в структуре предпринимательства  осуществляется через систему государственного или частного бизнеса в зависимости от того, какая форма собственности лежит в их основе. Учитывая это, предпринимательство может иметь место как в государственном, так и в частном секторах экономики.

Кроме того, нельзя не учитывать, что в сложной и разветвлённой сети предпринимательства существуют и такие организационно-правовые формы, правовое определение положения которых в действующем законодательстве отсутствует. К ним относятся, например, крестьянское (фермерское) хозяйство, так как Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве от 22 ноября 1990г. В настоящее время отменён. В этой связи некоторые сельскохозяйственные предприятия, например, колхозы на практике не сменили свою прежнюю организационно-правовую форму, а в нынешнем законодательстве их правовое положение до сих пор не определено. Имеются и такие формы организации предпринимательства, которые не только не соответствуют существующему законодательству, а являются преднамеренным нарушением его. Речь идёт о теневом бизнесе и его разновидностях, незаконном или теневом предпринимательстве.

Рассматривая  формы проявления предпринимательства  в практике хозяйствования, нельзя не вспомнить об антрепренёрстве  и интрапренёрстве, а так же о  дифференциации предпринимательских единиц в зависимости от масштабов бизнеса. Изучение опыта зарубежного предпринимательства, осуществляемого предприятиями разных размеров, позволяет утверждать о наличии малого, среднего и крупного бизнеса, причём, как показывает практика, по мере укрепления бизнеса всё большую актуальность приобретает распространение предпринимательских функций внутри крупных фирм.

Учёт других признаков при характеристике классификационных  форм предпринимательства позволяет  более углублённо и полно детализировать внутреннюю его структуру. При этом субординация и взаимосвязь форм предпринимательства позволит не только систематизировать и углубить научные представления о нём в теоретическом плане, но и на этой основе рационально использовать приобретённые знания в практике хозяйствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Роль предпринимательства в социально-экономическом развитии общества

2.1. Развитие  предпринимательства в странах с развитой рыночной экономики

В последние  года в странах с развитой рыночной экономикой предпринимательство переживает своеобразный ренессанс, или возрождение. Всё больше людей приходит в бизнес, желая создать своё собственное дело. Причину подобного явления разные исследователи трактуют по - разному. Некоторые экономисты увязывают этот факт с особенностями современного этапа НТР, характерной чертой которого является широкий спектр услуг, связанный с информационными технологиями, всеобщей компьютеризацией производства, бизнеса и других сфер жизни общества. Другие активизацию предпринимательской деятельности на Западе объясняют усложнением индивидуальных и общественных потребностей людей на современном этапе. Это подтверждается и практикой, которая показывает, что запросы общества, направленные на удовлетворение потребностей, служат своеобразным толчком к расширению сферы предпринимательской активности. Наконец, некоторые учёные объясняют расцвет предпринимательства в разных странах действием благоприятной экономической и политической среды, увязывая подобное с процессом демократизации постиндустриального общества.

Не отрицая  ни одной из вышеуказанных авторами причин динамичного развития предпринимательства  и роста числа предпринимательских  структур (особенно в среде мелкого  и среднего бизнеса), считаем в  настоящее время значимым выделение  ряда новых причин и особенностей его развития в странах с рыночной экономикой.

Прежде всего, особенности предпринимательства  на современном этапе связаны  с появлением определённых новых  направлений и областей его развития. Среди них особую роль играет не только количественный рост предпринимательских структур во всех отраслях и сферах экономики, но и выход предпринимательских идей  за узкие локальные рамки. В частности, его разновидности проникают в некоммерческие учреждения и организации, занимающиеся наукой, образованием, культурой и т.п. Причём, как показывает практика, там, где применяется новаторский подход к делу со стороны руководства и работников, эффективность функционирования некоммерческих структур была более ощутимой.

Аналогичная благоприятная  ситуация наблюдалась на современном этапе и на предприятиях государственного сектора. Отметим, что в условиях рыночной экономики масштабы его,  как правило, несопоставимы с частным сектором. Кроме того, в настоящее время наблюдается тенденция его дальнейшего сокращения. Вместе с тем особая социальная значимость государственных предприятий вызывает необходимость поиска альтернативных ресурсов, повышения результативности государственных инвестиций. В этой связи взаимообусловленность предпринимательской и инвестиционной деятельности неизбежно требует максимального использования многообразных предпринимательских подходов к организации и ведению хозяйственной деятельности и в государственном секторе экономики. И если в условиях административно-командной системы это было проблематичным и даже наказуемым, то в системе рыночной экономики, напротив, стало не только объективно необходимым, но и возможным.

Подобная тенденция  нашла своё конкретное отражение  в ряде экономических концепций  современного периода. Так, в разработанной  концепции немецкий экономист Р. Лифман обращает внимание на три типа субъектов, функционирующих на базе государственной собственности.

Среди них, прежде всего, общественные образования, целью  которых является поддержание общих  условий существования государства. Эти субъекты не должны заботится о своей рентабельности, и действуют вне зависимости от экономических императивов. К подобным образованиям относятся государственный аппарат, армия и т.д.

Далее субъекты, функционирование которых хотя и  основано на определённых экономических принципах (например «минимум затрат – максимальный эффект»), но их деятельность преимущественно нацелена на достижение определённой общественной пользы. В этом случае товары и услуги предоставляются с ориентацией на возмещение издержек, т.е. по ценам, компенсирующим себестоимость (например, почтовая и телеграфно-телефонная служба, коммунальное хозяйство и т.п.).

Наконец, унитарные  предприятия, базирующийся на государственной  собственности, располагающие собственным  капиталом и нацеленные на извлечение прибыли. Именно на базе таких предприятий (шахты, рудники, транспорт), как правило, формируется и осуществляется государственное предпринимательство 14

Наряду с  распространением предпринимательских  идей за пределы частного сектора  в общественный (государственный) сектор и другие разнообразные сферы человеческой деятельности в настоящее время всё более отчётливо стала проявляться и такая тенденция, как развитие предпринимательства не только  «вширь», но и «вглубь», что проявляется в поиске качественно новых факторов его развития, адекватных современным реалиям функционирования бизнеса.

Учёные экономисты, пытаясь охарактеризовать подобные изменения во внешней среде предпринимательства, особо выделяют: во - первых, усиление конкуренции не только между отдельными хозяйствующими субъектами, но и между странами и регионами мира, т.е. усиление процесса глобализации. Во – вторых, неустойчивость внешней среды, её неопределённость в связи с возникновением событий чрезвычайного характера (стихийные бедствия, техногенные катастрофы, войны, вооружённые конфликты, терроризм и т.д.). В-третьих, укрепление системы экономических связей, как на международном уровне, так и внутри отдельных стран.

Совокупность  названных изменений в обществе в целом и в предпринимательской среде, в частности, подтолкнули теоретиков и практиков развития бизнеса к поиску новых возможностей обеспечения экономической эффективности в долгосрочный период и повышения конкурентоспособности компаний под воздействием многообразных перемен. По этому поводу, на наш взгляд, очень удачно высказался в своей книге «Задачи менеджмента в XXI веке» Питер Друкер: «Для периода потрясений, который мы сейчас переживаем, перемена – это норма. Безусловно, перемена сопряжена с потерями и риском и к тому же требует огромного труда. Но если организация, неважно какая – коммерческое предприятие, универмаг, больница или любая другая, - не ставит себе целью идти навстречу изменениям и быстро меняется вместе с окружающим миром, она обречена на прозябание. В периоды коренных структурных преобразований выживают только лидеры перемен – те, кто чутко улавливают тенденции изменений и мгновенно приспосабливаются к нам, используя себе во благо открывающиеся возможности»15

Как видим, по мнению Питера Друкера центральная задача менеджмента в XXI веке заключается в том, чтобы превратить в лидеров перемен как можно больше организаций. Он считает, что для этого в настоящее время требуется:

  1. политика, направленная на создание будущего;
  2. методика поиска и прогнозирования изменений;
  3. стратегия внедрения изменений, как во внутренней, так и во внешней деятельности организации;
  4. политика, позволяющая уравновесить изменения и обеспечить стабильность 16

Следует отметить, что эти концептуальные идеи были опубликованы в указанной выше работе накануне наступления нового тысячелетия в 1999 году, и практика развития предпринимательства на рубеже века подтверждает не только их полную теоретическую состоятельность, но и высокую прикладную значимость. Так, первый тезис реализуется на практике в виде такой функции современной системы управления как стратегический менеджмент. Второе направление находит воплощение в стратегическом планировании и прогнозировании. Организация хозяйственной деятельности на основе учёта изменений осуществляется сейчас посредством управленческого учёта, контроллинга.

Современный этап развития бизнеса за рубежом связан с поиском новых путей и  моделей формирования эффективного менеджмента, с внедрением в практику деловых отношений нового поколения, а также нового уровня организационной культуры, информационных технологий и в целом оптимизации всех составляющих единого предпринимательского процесса.

 

2.2. Особенности  развития предпринимательства в России

В нашей стране ситуация в сфере бизнеса на микро  и макроэкономическом уровне существенно отличается от развитых стран. Так практика показывает, что по прошествии десятилетнего периода рыночной трансформации экономики в нашей стране, предпринимательство по прежнему находится в стадии становления и несёт на себе отпечаток многих ещё не решённых проблем. Это и является его главной трудностью и отличительной особенностью. Остановимся на этом более подробно.

Начнём с  того, что в качестве  важнейшей  проблемы, во многом предопределяющий ход и результаты развития российского  предпринимательства, следует выделить, на наш взгляд, прежде всего создание благоприятных условий для его формирования и динамического функционирования. Сейчас, к сожалению, приходится констатировать, что эта задача во многих аспектах ещё далека от решения не только в практическом, но и в теоретическом плане. В частности, отметим, что в экономической литературе при рассмотрении данного вопроса, как правило, упор делается на описание отдельный региональных систем государственной поддержки бизнеса. Безусловно, изучение и внедрение регионального положительного опыта полезно. Вместе с тем, считаем, что не менее значимо, создать соответствующие условия для эффективного развития отечественного предпринимательства на всех этапах и уровнях формирования экономической системы и в первую очередь на макроэкономическом уровне. При этом важно развивать не только необходимые общеэкономические условия и предпосылки, делающие процесс развития предпринимательской активности потенциально возможным, реально осуществимым, но и учитывать специфические особенности и условия России. Обязательными предпосылками для успешного развития предпринимательства, по мнению зарубежных исследователей и, частности Р. Домари, являются:

Информация о работе Предпринимательство