Предприятие как основное звено экономики и форма предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы раскрыть сущность предприятия с точки зрения микроэкономики и рассмотреть его организационно-правовые формы.
Задачей данной курсовой работы является рассмотрение:
- предприятия как основного звена экономики и форма предпринимательской деятельности
- предприятия как субъект экономики
- предприниматель центральная фигура экономического процесса
- предпринимательство и его виды
-формы собственности и организационные формы предприятия
- инициативно -частные предприятия и партнерства
- корпоративные предприятия
- государственные предприятия
- развитие предпринимательских структур на Украине

Содержание работы

Введение………………………………..………………….…………………………...………........3
1 Предприятие как основное звено экономики и форма предпринимательской деятельности…………………..………………………………………………………...….........….5
1.1 Предприятие как субъект экономики………………………………………………….......5
1.2 Предпринимательство и его виды …………………………………………………………8
2 Методические основы НИР по теме:»Предприятие как субект экономической деятельности и его новые организационно- правовые нормы» …………………………………..………..13
2.1 Основные стадии НИР по теме………………………………………………...……….13
2.2 Основы методики этапа исследования НИР по теме………………………………….15
Заключение…………………………………………………………………………………..……..21
Список использованных источников……………………………………………………………..22

Файлы: 1 файл

1 ПРЕДПРИТИЕ КАК ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ЭКОНОМИКИ И ФОРМА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Автосохраненный).docx

— 58.89 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………..………………….…………………………...………........3

1 Предприятие как основное звено   экономики  и  форма      предпринимательской деятельности…………………..………………………………………………………...….........….5

    1. Предприятие как субъект экономики………………………………………………….......5
    2. Предпринимательство и его виды …………………………………………………………8
  1. Методические основы НИР по теме:»Предприятие как субект экономической деятельности и его новые организационно- правовые нормы» …………………………………..………..13
    1. Основные стадии НИР по теме………………………………………………...……….13

       2.2   Основы  методики этапа исследования НИР по теме………………………………….15

Заключение…………………………………………………………………………………..……..21

Список использованных источников……………………………………………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях рыночных отношений  предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые  услуги. Каждое предприятие - это сложная производственно-экономическая система с многогранной деятельностью.

Предприятие – главная  экономическая единица конъюнктуры  рынка.

Предприятие – это структура  или самостоятельный хозяйственный  субъект, который использует ресурсы для производства продукции, товаров или услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятие  занимает центральное  место в народно-хозяйственном комплексе любой страны. Это первичное звено общественного разделения труда.

Предприятие выступает  как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности.На предприятиях создаются продукция и услуги, необходимые для производственных целей и нужд населения. От того, как они используют свои ресурсы, какую выпускают продукцию по уровню качества и конкурентной способности, как внедряют результаты научно-технического прогресса, зависят экономическое могущество страны и уровень жизни ее граждан.

Предприятие выступает как  производитель и обеспечивает процесс  воспроизводства на основе самоокупаемости  и самостоятельности. По этой причине  актуальность предприятия как субъекта экономической деятельности для  экономической теории чрезвычайно  велика.

Практически любой производственный процесс осуществляется специализированными организациями — мелкими, средними и крупными предприятиями, — которые и представляют собой современную экономику.

Предприятия или предпринимательская  деятельность существуют по многим причинам. Наиболее серьезной из них является экономия за счет массового производства. Для того чтобы производство осуществлялось эффективно, необходимо закупить специализированное оборудование и производственные площади, сборочные линии, осуществить разделение труда на множество мелких операций.

Предприятие необходимо, как организация, где специалисты будут координировать процесс производства, покупать или арендовать землю, капитал, труд и сырье. Если бы можно было обойтись без специализации и разделения труда, каждый из нас мог бы производить свою собственную электроэнергию, электронные часы и компакт-диски на крыльце своего дома. Совершенно очевидно, что  невозможно продемонстрировать такую сноровку, поэтому-то эффективность обычно достигается за счет крупномасштабного производства на предприятиях.

Предприятие представляет собой такую форму организации  хозяйства, при которой индивидуальный потребитель и производитель  взаимодействуют посредством рынка  с целью решения трех основных экономических проблем: что, как  и для кого производить. При этом никто из предпринимателей и организаций сознательно решением этой триады экономических проблем не занят (каждый решает в стихии рынка на индивидуальном уровне)

Актуальностью изучения и  исследования этой темы является, то что можно хорошо ознакомится с видами предпринимательства, его организационно-правовыми формами и субъектами. Также можем ознакомится с деятельностью предпринимателя, и как должен действовать предприниматель для создания успешного предприятия.

Цель данной работы заключается в том, чтобы раскрыть сущность предприятия с точки  зрения микроэкономики и рассмотреть  его организационно-правовые формы.

Задачей данной курсовой работы является рассмотрение:

- предприятия   как основного звена  экономики  и  форма предпринимательской деятельности

- предприятия как субъект экономики

- предприниматель центральная фигура экономического процесса

- предпринимательство и его виды

-формы собственности  и организационные формы предприятия

- инициативно -частные предприятия и партнерства

- корпоративные предприятия

- государственные предприятия

- развитие предпринимательских структур на Украине

Объектом данного  исследования является предприятие  как субъект экономической деятельности. Любое производство осуществляется на предприятиях, поскольку, для достижения эффективности, как правило, необходимо крупномасштабное производство, мобилизация значительных финансовых ресурсов, а также тщательное управление и контроль за осуществляемой деятельностью.

А предмет его  – анализ сущности и роли предприятия  с точки зрения  микроэкономики.

 

 

 

 

 

 

1 ПРЕДПРИТИЕ КАК  ОСНОВНОЕ ЗВЕНО  ЭКОНОМИКИ И ФОРМА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    1. Предприятие как субъект экономики

 

Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий  субъект производственной сферы  народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет  работы промышленного характера  или предоставляет платные услуги.

Предприятие имеет конкретное название - завод, фабрика, комбинат, шахта, мастерская и т.п.Любое предприятие является юридическим лицом, имеет законченную систему учета и отчетности, самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и другие счета, печать с собственным наименованием и товарный знак (марку) [5,с.67].

По средствам  согласования между покупателями и  продавцами (спроса и предложения) на каждом из этих рынков рыночная экономика  решает одновременно все три проблемы:

1) что производить?  — определяется каждодневно голосованием посредством денег (путем выбора покупателем товара и его покупки);

2) как производить?  — определяется конкуренцией между производителями (каждый стремится использовать новейшие технологии, выиграть ценовую конкуренцию и увеличить прибыль, снизить издержки производства);

3) для кого  производить? — определяется соотношением спроса и предложения на рынках, факторами производства (рабочая сила и средства производства).

Эти рынки определяют уровень зарплаты, ренты, процента и  прибыли, то есть источников, из которых  складываются доходы. Производитель  устанавливает свои цены, перемещая  свой капитал в отрасли с высокой  прибылью и оставляя нерентабельное производство товара. Все это и  определяет, что производить. Прибыль  здесь — решающий фактор функционирования рыночного хозяйства[4,c.347].

В хозяйственной  практике термин «фирма» используют для обозначения образований, ведущих коммерческую деятельность. Рассматривая фирму в таком аспекте, ее можно определить как хозяйственную единицу, обладающую обособленным имуществом и оформленными правами, позволяющими ей осуществлять хозяйственную деятельность под свою имущественную ответственность. Фирма являет собой сложное экономическое явление. Ею может быть как мелкое предприятие, так и крупная компания, объединяющая несколько предприятий. Поэтому в экономической теории сложилось несколько концепций фирмы:

_       Традиционная (классическа)

  • Неоклассическая теория;
  • Институциональная теория;
  • Бихевиористские (поведенческие) теории

Традиционная (классическая) экономическая теория определяет фирму как производственно-технологическую систему, как конгломерат людей и машин. Фирма представлялась «черным ящиком», на входе, в который сосредоточиваются различные ресурсы и технология, а на выходе получается готовый продукт. Для экономической теории считалось несущественным, что происходит внутри. В таком определении фирмы особое внимание обращается на организационные аспекты её функционирования и связанные с ними резервы экономической эффективности.

Неоклассическая теория фирмы рассматривает ее как  производственную (технологическую) единицу, деятельность которой описывается производственной функцией, а целью является максимизация прибыли. Главная задача фирмы усматривается в нахождении такого соотношения ресурсов, которое обеспечило бы ей минимальные издержки производства. В этой связи оптимизация размеров фирм постулировалась как результат действия эффекта масштаба.

Институциональная теория фирмы исходит из того, что фирма является сложной иерархической структурой, действующей в условиях рыночной неопределенности. Главная задача анализа связывалась с объяснением поведения фирмы в системе дорогостоящей и неполной информации, а в центр внимания были поставлены вопросы о причинах многообразия видов фирм и их развития. Используя в качестве предпосылок наличие трансакционных издержек (издержки осуществления сделок), а также присущего фирме неценового методе распределения ресурсов, институциональная теория определяет фирму как альтернативный рыночному (ценовому) механизм осуществления сделок (управления ресурсами) в целях экономии трансакционных издержек.

Сегодня все большее  значение приобретает неоинституционалистский подход к определению фирмы. Неоинституционалисты не рассматривают фирму как нечто данное, они хотят понять механизм ее возникновения. Зачем нужна фирма, если есть рынок? Почему бы собственникам ресурсов не функционировать как независимым товаропроизводителям, покупая факторы производства у других собственников, добавляя свой вклад и реализуя готовую продукцию потребителям? Представитель неоинституционализма Р. Коуз сделал нестандартное для традиционной экономической теории предпочтение в пользу фактора издержек трансакций, т. е. контрактов, сделок (обычно принимавшихся равными нулю).

Трансакционные издержки – это издержки ведения сделок: информационные, издержки измерения качества товаров и услуг, на разработку правил ведения контрактов, издержки уклонения от ответственности за выполнение обязательств по сделкам и т. д. Издержки трансакций никогда не бывают нулевыми, так как в реальном мире отношения собственности в значительной мере влияют на производство. Исходя из этого, Р. Коуз предложил трактовать фирму как совокупность взаимовыгодных контрактов. Определение фирмы как совокупности контрактных отношений позволяет понять, что появление фирмы обусловлено, прежде всего, существованием издержек рыночного механизма (механизма цен). Новизна неоинституционалистского определения фирмы заключается в том, что наряду с выгодами разделения труда внутри предприятия четко определяется граница развития фирмы. Пределы власти предпринимателя в фирме устанавливаются контрактным соглашением. В контракте записываются границы, в рамках которых предполагается деятельность поставщика товара или услуги, детально же действия поставщика определяются позднее покупателем. Следовательно, в пределах, контрактного соглашения размещение ресурсов попадает в зависимость от покупателя. В этих условиях краткосрочные контракты нежелательны[9,c.230].

Бихевиористские (поведенческие) теории фирмы акцентируют свое внимание на активной роли фирм в экономике, их способности не только приспосабливаться к изменяющейся рыночной среде, но и изменять эту среду. Они исходят из невозможности максимизации какой-либо цели и концентрируют внимание на исследовании функционирования внутренних структур фирмы и проблем принятия решений. Поведенческая теория фирмы опирается на трактовку компании как сложной системы, в которой иерархии субъектов и объектов управления соответствует иерархия интересов и целей. Эта совокупность интересов и целей включает в себя:

  • интересы рабочих, стремящихся к высокой зарплате, хорошим условиям труда, технологической безопасности, интересному содержанию труда, повышению квалификации и профессиональному росту и т.д.;
  • интересы менеджеров, стремящихся к власти, повышению своего социального статуса, карьере, росту доходов;
  • интересы акционеров, желающих получить высокие дивиденды;
  • интересы высшего руководства фирмы, которое стремится улучшить экономические показатели функционирования компании, повысить престиж фирмы.

Чтобы фирма могла  существовать как единое целое, быть устойчивым жизнеспособным организмом, высшее руководство должно уметь  согласовывать эти частные интересы и общие стратегические интересы фирмы как таковой. В предпринимательской концепции фирма рассматривается как система взаимодействия разных уровней проявления предпринимательской функции (управления).

Информация о работе Предприятие как основное звено экономики и форма предпринимательской деятельности