Предприятие как основное звено экономики и форма предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы раскрыть сущность предприятия с точки зрения микроэкономики и рассмотреть его организационно-правовые формы.
Задачей данной курсовой работы является рассмотрение:
- предприятия как основного звена экономики и форма предпринимательской деятельности
- предприятия как субъект экономики
- предприниматель центральная фигура экономического процесса
- предпринимательство и его виды
-формы собственности и организационные формы предприятия
- инициативно -частные предприятия и партнерства
- корпоративные предприятия
- государственные предприятия
- развитие предпринимательских структур на Украине

Содержание работы

Введение………………………………..………………….…………………………...………........3
1 Предприятие как основное звено экономики и форма предпринимательской деятельности…………………..………………………………………………………...….........….5
1.1 Предприятие как субъект экономики………………………………………………….......5
1.2 Предпринимательство и его виды …………………………………………………………8
2 Методические основы НИР по теме:»Предприятие как субект экономической деятельности и его новые организационно- правовые нормы» …………………………………..………..13
2.1 Основные стадии НИР по теме………………………………………………...……….13
2.2 Основы методики этапа исследования НИР по теме………………………………….15
Заключение…………………………………………………………………………………..……..21
Список использованных источников……………………………………………………………..22

Файлы: 1 файл

1 ПРЕДПРИТИЕ КАК ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ЭКОНОМИКИ И ФОРМА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Автосохраненный).docx

— 58.89 Кб (Скачать файл)

Имея в качестве главной задачи консолидацию этой функции, поведение фирмы определяется как  результат взаимодействия разных уровней  предпринимательства, а главный  вопрос сводится к решению проблемы взаимодействия собственников и наемных управляющих.Другой разновидностью поведенческой теории является эволюционная концепция фирмы. Один из теоретиков бихевиоризма, Ансофф, отмечал в 1984 году, что существуют более 2-ух тысяч различных стратегических образцов поведения фирмы, позволяющих ей быстро приспособиться к меняющемуся окружающему миру. К внешней среде относятся как экономические, политические, экологические условия, так и социальные условия, общественное мнение и т.д. Внутренняя структура фирмы должна быть адекватна ее внешнему окружению, и гибко реагировать на его изменения.

Суть эволюционной концепции сводится к тому, что фирма развивается под воздействием внешних и внутренних факторов, а решения принимаются исходя из особенностей внутренней организации и сложившихся в фирме традиций. При этом у фирмы отсутствует единственный критерий оптимальности принятия решений, и ее поведение меняется в зависимости от рыночной ситуации, сложившихся традиций и исторического опыта фирмы.Общей особенностью всех фирм, представляющих собой сложные иерархические структуры, является наличие проблемы взаимодействия собственника и наемных управленцев.

Проблема «работодателя — агента» возникает всякий раз, когда располагающие более полной информацией и обладающие специальными знаниями «агенты» могут использовать это к собственной выгоде и в ущерб интересам собственника. Следствием ее может явиться отклонение от целей фирмы, рост издержек и снижение прибыли. Поэтому главная задача внутрифирменного управления сводится к обеспечению единонаправленности их целей в долгосрочной перспективе, а условием ее решения выступают дисциплина рынка и создание стимулирующих управленцев механизмов[11,c.82].

Поведенческие теории (данное направление называется "бихевиоризм") получили большое применение в практике японских фирм. Кредо японских менеджеров состоит в следующем: "Залог  успеха - высокий моральный дух  работников фирмы. Высокий моральный  дух - результат удовлетворения заинтересованности работника. Заинтересованный и удовлетворенный  работник - хороший работник. Не может  быть хорошей фирмы, у которой  есть плохие, т.е. незаинтересованные и  не удовлетворенные работники. Задача администрации гармонизировать  интересы работников и фирмы"[3,с 203].

 

 

1.2 Предпринимательство и его виды

 

Предпринимательство отличается многообразием различных  форм и правильность их выбора зависит от специфики государства и задач, которые она решает.

Предпринимательство представляет из себя неотъемлемый атрибут рыночной экономики и фактор производства  и выполняет особую функцию — обеспечение развития и совершенствования экономики, ее постоянное обновление, создание инновационной среды.

Оно характеризуется  следующими чертами:

свобода в выборе хозяйственной деятельности и ее методов, не только самостоятельность, но и новаторство;

-ответственность за принимаемые решения и их последствия и сопряженный с этим риск;

-ориентация на достижение экономического и морального успеха.

Для развития предпринимательства  необходимы определенные условия в которых оно осуществляется:

  • многообразие форм собственности и форм хозяйствования,
  • стабильность экономической и социальной ситуации в стране,
  • экономическая свобода производителей и потребителей,
  • открытость и ровновесность рынка,
  • формирование гражданского правового общества. Защита собственности и прав предпринимателей,
  • льготный режим налогообложения и кредитования,
  • развитая инфраструктура поддержки предпринимательства,
  • возможность гарантированного страхования коммерческого риска,
  • свободный выход на внешний рынок

Предпринимательство допускается в любой отрасли  хозяйственной деятельности, не запрещенной  законом: промышленности, сельском хозяйстве, торговле, бытовом обслуживании, юридической, издательской, банковской и консультационной деятельности, в сфере операций с  ценными бумагами и т. д. Основными  сферами предпринимательской деятельности являются: производство (продукции, услуг), коммерция (торговля) и коммерческое посредничество.

Следовательно, предпринимательство – это организация полезной производственной деятельности, направленной на производство товаров или оказание услуг.Чтобы реализовать товар, необходимо его иметь. Товар предприниматель может делать сам, получать от других, а затем реализовывать. Исходя из этого, выделяют такие формы предпринимательства:

  • производственное,
  • коммерческое,
  • финансовое,
  • посреднеческое
  • страховое.

Будучи относительно самостоятельными видами деятельности, они дополняют друг друга[1,с.56].

Производственное  предпринимательство — это деятельность, направленная на производство продукции, оказание услуг, выполнение работ, сбор, обработку и предоставление информации и т.д., подлежащих последующей реализации потребителям. Исходным элементом технологии реализации данного вида предпринимательства является выбор основной области деятельности.

Выбор вида деятельности предполагает проведение маркетинговых исследований; насколько товар или услуга нужны покупателю (клиенту), каков спрос, его величина и тенденции развития, какова возможная продажная цена, издержки производства и реализации, предполагаемые объемы продаж. Результатом данного вида предпринимательства является производство продукта, который должен быть реализован. Реализация возможна с помощью посредников — агентов, брокеров и т.п. или личными силами.

Усилия предпринимателя должны быть сосредоточены на заключении сделки на поставку изготавливаемого продукта до начала его производства, чтобы снизить риск банкротства. Необходимо следить за конъюнктурой, чтобы своевременно отреагировать на изменение в спросе, что приводит к индивидуализации товара (услуги) и формированию цены. Предприниматель должен стремиться к ускорению оборачиваемости, считать, что сделка должна давать годовую прибыль не менее 20 — 22% от затрат.[8,c.152].

Под контролем  предпринимателя должны находиться каналы распределения продукции (работ, услуг) — оптовая и розничная  сеть, дилеры, агенты и т.д. Скорость оборота вложенных средств во многом определяется каналами распределения.

Коммерческое  предпринимательство характеризуется тем, что его содержание составляют товарно-денежные, торгово-обменные операции, т.е. имеет место перепродажа. Особенностью бизнеса в сфере обращения является тесная связь производственным предпринимательством.Особенностью торгового предпринимательства является непосредственные экономические связи с оптовыми и розничными потребителями товаров, работ, услуг. Необходимо провести исследование рынка с целью оценки конъюнктуры рынка, т.е. какие товары, услуги, работы будут пользоваться наибольшим спросом, каковы цены покупки и реализации. Предприниматель должен разработать конкретный план действий — маркетинг-план. Важным моментом разработки маркетинг-плана является увязка по срокам и исполнителям. Тщательно составленный маркетинг-план позволяет оценить выгодность или убыточность сделки.Основная формула коммерческой сделки: "товар - деньги" (за товар деньги) при продаже и "деньги - товар" (за деньги товар) при закупке. Коммерцию охватывают и так называемые бартерные сделки, осуществляемые по формуле: "товар - товар" (за товар другой товар или услуги). Коммерческое предпринимательство охватывает все виды деятельности, которые непосредственным образом относятся к обмену товара на деньги, денег на товар или товар на товар. Коммерческое предпринимательство привлекает видимой возможностью продать товар по цене намного более высокой, чем он был куплен, и положить тем самым в карман весомую прибыль. Торговое предпринимательство более мобильно, изменчиво, так как непосредственно связано с конкретными потребителями. В то же время, торговое предпринимательство связано с относительно высоким уровнем риска, особенно при организации торговли промышленными товарами длительного пользования [2,c.71].

Финансовое предпринимательство  является разновидностью коммерческого предпринимательства, объектом купли-продажи, выступает специфический товар: деньги, валюта, ценные бумаги. Для организации финансово-кредитного предпринимательства образуется специализированная система организаций: коммерческие банки, финансово-кредитные компании (фирмы, валютные биржи и другие специализированные организации). Предпринимательская деятельность банков и других финансово-кредитных организаций регулируется как общими законодательными актами, так и специальными законами и нормативными актами Национального банка. В соответствии с законодательными актами предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг должна осуществляться профессиональными участниками. Рынок денег, валюты и ценных бумаг является реальностью, его участниками являются банки, фондовые биржи, юридические и физические лица.

Предприниматель может выступать в роли продавца, ростовщика, представляющего деньги, валюту и ценные бумаги потребителю взаймы за определенную плату или под определенный процент. Важной формой финансового предпринимательства является эмиссия ценных бумаг. Предприниматель их продает, размещает на определенных условиях и обязательствах в качестве «финансового товара». Покупка ценных бумаг и продажа за большие деньги является распространенной формой. При отсутствии денег для покупки ценных бумаг предприниматель может осуществлять их покупку в кредит. Финансовая сделка считается успешной, если ее расчетная прибыль составляется не менее 5% от денежной выручки (объема сделки), при долговременных сделках этот процент повышается до 10-15%[7,с.123].

Посредническое предпринимательство.Посредничеством называют предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, связующего звена в процессе товарного обмена, в товарно-денежных операциях. Посредник — это лицо (юридическое или физическое), представляющее интересы производителя или потребителя, но сами таковыми не являющиеся. Посредники могут вести предпринимательскую деятельность самостоятельно или выступать на рынке от имени (по поручению) производителей или потребителей. В качестве посреднических предпринимательских организаций на рынке выступают оптовые снабженческо-сбытовые организации, маклеры, брокеры, дилеры, дистрибьюторы, биржи, в какой-то мере коммерческие банки и другие кредитные организации. Посредническая предпринимательская деятельность является в значительной мере рисковой, поэтому предприниматель — посредник устанавливает в договоре уровень цен, учитывая степень риска при осуществлении посреднических операций. Главная задача и предмет предпринимательской деятельности посредника — соединить две заинтересованные во взаимной сделке стороны. Так что есть основания утверждать, что посредничество состоит в оказании услуг каждой из этих сторон. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход, прибыль.Предпринимательская активность в сфере посредничества позволяет совместить в самые сжатые сроки экономические интересы производителя и потребителя.

Страховое предпринимательство. Страховое предпринимательство  заключается в том, что предприниматель  в соответствии с законодательством  и договором гарантирует страхователю возмещение ущерба в результате непредвиденного  бедствия потери имущества, ценностей, здоровья, жизни и других видов  потерь за определенную плату при  заключении договора страхования. Страхование  заключается в том, что предприниматель  получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность  возникновения таких обстоятельств  невелика, то оставшаяся часть взносов  образует предпринимательский доход.Страховое предпринимательство является одним из наиболее рисковых видов деятельности. В то же время организация страховой предпринимательской деятельности дает определенную гарантию страхователям (организациям, предприятиям, физическим лицам) получить определенную компенсацию при наступлении риска в их деятельности, что являются одним из условий развития в стране цивилизованного предпринимательства[6,c.408].

После всего выше сказанного можно сделать вывод: Предприятие – первичное, основное звено общественного производства. Предприятием является самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в соответствующем порядке, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НИР ПО ТЕМЕ «ПРЕДПРИЯТИЕ КАК СУБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯЛЬНОСТИ И ЕГО НОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ»
    1. Основные стадии НИР по теме

 

Для начала я определилась с темой,я взяла тему «Предприятие как субъект экномической деятельности и его новые организационно-правовые нормы». Актуальностью изучения и исследования этой темы является, то что можно хорошо ознакомится с видами предпринимательства, его организационно-правовыми формами и субъектами. Также можем ознакомится с деятельностью предпринимателя, и как должен действовать предприниматель для создания успешного предприятия.Потом выделила цели,задачи и этой работы.

Цель данной работы заключается  в том, чтобы раскрыть сущность предприятия  с точки зрения микроэкономики и  рассмотреть его организационно-правовые формы.

Информация о работе Предприятие как основное звено экономики и форма предпринимательской деятельности