Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 18:05, курсовая работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы раскрыть сущность предприятия с точки зрения микроэкономики и рассмотреть его организационно-правовые формы.
Задачей данной курсовой работы является рассмотрение:
- предприятия как основного звена экономики и форма предпринимательской деятельности
- предприятия как субъект экономики
- предприниматель центральная фигура экономического процесса
- предпринимательство и его виды
-формы собственности и организационные формы предприятия
- инициативно -частные предприятия и партнерства
- корпоративные предприятия
- государственные предприятия
- развитие предпринимательских структур на Украине
Введение………………………………..………………….…………………………...………........3
1 Предприятие как основное звено экономики и форма предпринимательской деятельности…………………..………………………………………………………...….........….5
1.1 Предприятие как субъект экономики………………………………………………….......5
1.2 Предпринимательство и его виды …………………………………………………………8
2 Методические основы НИР по теме:»Предприятие как субект экономической деятельности и его новые организационно- правовые нормы» …………………………………..………..13
2.1 Основные стадии НИР по теме………………………………………………...……….13
2.2 Основы методики этапа исследования НИР по теме………………………………….15
Заключение…………………………………………………………………………………..……..21
Список использованных источников……………………………………………………………..22
Задачей данной работы является рассмотрение:
- предприятия как основного звена экономики и форма предпринимательской деятельности;
- предприятия как субъект экономики;
- предприниматель центральная фигура экономического процесса;
- предпринимательство и его виды;
-формы собственности
и организационные формы
- инициативно -частные предприятия и партнерства;
- корпоративные предприятия;
- государственные предприятия;
- развитие предпринимательских структур на Украине.
Затем я выбрала объект и предмет исследования. Объектом данного исследования является предприятие как субъект экономической деятельности. Любое производство осуществляется на предприятиях, поскольку, для достижения эффективности, как правило, необходимо крупномасштабное производство, мобилизация значительных финансовых ресурсов, а также тщательное управление и контроль за осуществляемой деятельностью.
А предмет его – анализ сущности и роли предприятия с точки зрения микроэкономики.
Выбрала методы и разработала методику проведения исследования. Затем занялась поиском информации для написания этой работы. Для написания этой работы использовались такие книги как: Т.Онищенко «Частный предприниматель», Л. Е. Стровский «Внешне экономическая деятельность предприятия», Анискин Ю. П. «Организация и управление малым бизнесом» Бревнов А. А. «Основы экономической теории», Вечканов Г. С. «Микроэкономика».
Из книги Т.Онищенко «Частный предприниматель» я взяла основы часного предпринимательства,его сущбность и экономические отношения внутри него.
Из книги Л. Е. Стровский «Внешне экономическая деятельность предприятия» я выделила для себя главное во внешней экономической деятельности предприятия.
Из книги Анискин Ю. П. «Организация и управление малым бизнесом» я подчеркнула для себя как осуществляется организация и управление малым бизнысом,а так же его развитие.
Из книги Бревнов, А. А. «Основы экономической теории» я выдела несколько концепций фирмы:
_ Традиционная (классическа)
Из книги Вечканов Г. С. «Микроэкономика» я выписала все существующие виды предпринимательства,их сущность и функции.
После сформулировала логические выводы и заключение работы.
Первая часть была посвящена
раскрытию сущности предприятия
как основного звена экономики
и форм предпринимательской
В рыночном механизме предприятие выступает агентом спроса и агентом предложения, предлагает свои цены потребителям и поставщикам и одновременно учитывает сложившийся на рынке уровень цен, реализует свои интересы и предложения и учитывает (в той или иной степени) предложения других рыночных агентов, строит свою рыночную стратегию и тактику в соответствии с существующим типом рыночной структуры и текущей ситуацией.
Во второй части описаны методы по которым исследовалась данная тема, дается аргументированный анализ основных методических положений исследуемого предмета путем рассмотрения стадий НИР.
Научный реферат (НР) – это самостоятельно выполненная студентом и
предоставленная в письменном виде разработка по определённой теме учебной программы дисциплины.Я сдела НР по теме: «Предприятие как субъект экномической деятельности и его новые организационно-правовые нормы».
Для изучения этой темы использовались такие методы:
-метод экономического анализа ;
-индукция и дедукция;
-метод рыночных теорий;
-экономические наблюдения и измерения.
Метод экономического анализа. Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, связанную с:
• исследованием экономических процессов в их взаимосвязи, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка;
• научным обоснованием бизнес-планов, объективной оценкой их выполнения;
• выявлением положительные и отрицательных факторов и количественным измерением их действия;
• раскрытием тенденций и пропорций хозяйственного развития, определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов;
• принятием оптимальных управленческих решений.
Наиболее важные моменты
анализа – установление взаимосвязи,
взаимозависимости и
Метод экономического анализа помог мне сделать следущее:
1) изучить характер действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предпринимательства;
2) научное обоснование
текущих и перспективных
3) контроль за выполнением планов и управленческих решений, экономным использованием ресурсов;
4) поиск резервов повышения эффективности производства;
5) оценка результатов
работы предприятия по
6) разработка мероприятий по использованию выявленных резервов[10,c.161].
Предмет экономического анализа – хозяйственные процессы предприятий, объединений, ассоциаций, социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему экономической информации.
Базовые принципы экономического анализа:
1. Принцип научности,
который предусматривает
2. Принцип системности,
который предусматривает
3. Принцип комплексности
тесно связан с принципом
4. Принцип конкретности
и действенности
5. Принцип рейтинговой
оценки предусматривает
6. Принцип демократичности,
массовости экономического
Соблюдение названных принципов является необходимым условием проведения аналитических исследований, гарантом достижения поставленных целей и решения конкретных задач[13,c.68].
Индукция и дедукция:
Индукция (в буквальном переводе с латинского – наведение) представляет собой способ логического рассуждения, применяя который, от знания об отдельных конкретных фактах или от менее общего, единичного знания переходят к знанию, носящему более общий характер. Этот способ является древним (берущим начало в древнеиндийской, древнекитайской и древнегреческой логике) способом логического рассуждения, процессом познания действительности путем движения от конкретного к абстрактному.
Индукция обычно непосредственно опирается на наблюдение и эксперимент. Исходным материалом для нее служат факты, которые получаются в процессе эмпирического изучения действительности. Результатом индуктивного мышления являются обобщения, научные гипотезы, догадки о неизвестных ранее закономерностях и законах.
Конечной основой и критерием правильности обобщающих индуктивных выводов является практика. Знания, полученные чисто индуктивным способом, обычно оказываются неполными и, как выразился Ф. Энгельс, "проблематическими". По этой причине выводы индуктивных умозаключений в процессе познания тесно переплетаются с дедукцией[14,c.276].
Дедукция (выведение) –
заключение умозрительных следствий
из посылок в соответствии с законами
логики (излюбленный метод
Строгость логических и математических построений может создать иллюзию безупречности выводов, основанных на дедуктивном методе. В связи с этим необходимо помнить, что сами законы логики и математики есть лишь результаты наблюдения некоторых законов окружающего нас мира, главным образом в области естествознания. Поэтому применение дедуктивного метода требует знания внутренних законов связи изучаемых явлений, без чего никакая логика не может привести к правильным выводам. отражающие реальную действительность[15,c.423].
Благодаря методу индукция
я провела рассуждения основанные на фактах
о предприятиях,
С помошь метода дедукции я сделала логические выводы после своей работы,которые заключались на основе проведенных мною анализов по теме моей работы.
Методы рыночных теорий:
Рыночные экономические теории в отличие от марксистской политической экономии основаны на принципе неизменности основных экономических отношений – капитала и частной собственности, – а также способов решения проблем, составляющих предмет исследования рыночных теорий. Сущностью явлений рыночные теории не интересуются, ограничиваясь поверхностными определениями экономических категорий, а стоящие перед ними проблемы рассматриваются главным образом в аспекте текущего периода, поддающегося непосредственному наблюдению. Тем самым обусловливается преимущественное использование статистических и математических, в том числе графических методов, наряду с общетеоретическим методом научной абстракции.
На основе выработанных абстракций формулируются научные категории и строятся экономические модели. Термин "модель" (в переводе с французского – "образец") обычно употребляется в естественных науках и означает условный образ, изображение, схему, описание. Экономикс определяет его таким же образом: "Модель – это упрощенная картина реальности, абстрактное обобщение того, каково действительное поведение соответствующих статистических данных". В то же время ему придается более глубокий смысл, означающий "закон", "принцип", "теория"3, с чем нельзя согласиться, так как для того чтобы модель можно было трактовать как закон, она должна выражать необходимую, существенную, прочную, постоянно повторяющуюся связь экономических явлений. Что касается статистических моделей, то они в лучшем случае могут претендовать на выражение закономерностей, но не законов[16,c.121].
С помощью методы рыночных теорий я исследовала экномические и рыночные отношения в различных видах предприятий, их рыночную структуру,оценила их внешнеэкономическую деятельность и развитие на основе статистических показателей. В данной теме рассматриваются особенности той среды, в которой взаимодействуют экономические субъекты. Это взаимодействие осуществляется в виде конкуренции на рынке. В зависимости от условий протекания конкуренции возникают достаточно стабильные образования, отличающиеся числом и размерами участников, характером выпускаемой продукции, условиями выхода на рынок. Поведение фирмы существенно меняется в зависимости от типа рыночной структуры, в которой она действует.