Предприятие как субъект рыночной экономики. Порядок регистрации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 07:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать сущность предприятия как субъект рыночной экономики и проанализировать порядок регистрации.
Задачи:
1. Дать характеристику предприятия как субъекта рыночной экономики
2. Проанализировать динамику изменения числа функционирующих предприятий Амурской области.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРЕДПРИЯТИЯ КАК СУБЪЕКТ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 5
1.1 Понятие предприятия. Основные признаки 5
1.2 Классификация предприятий 7
1.3 Среда функционирования предприятия: внешняя и внутренняя 11
1.4 Цель создания предприятия 16
2 ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 17
2.1 Этапы и цели образования нового предприятия 17
2.2 Сроки и место государственной регистрации и порядок представления документов при государственной регистрации 17
2.3 Порядок представления документов при государственной регистрации 18
3ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ (РЕГИСТРАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ) ЧИСЛА ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ А 27

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ (2).docx

— 180.46 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ПРЕДПРИЯТИЯ КАК СУБЪЕКТ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 5

1.1 Понятие предприятия. Основные признаки 5

1.2 Классификация предприятий 7

1.3 Среда функционирования предприятия: внешняя и внутренняя 11

1.4 Цель создания предприятия 16

2 ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 17

2.1 Этапы и цели образования нового предприятия 17

2.2  Сроки и место государственной регистрации и порядок представления документов при государственной регистрации 17

2.3 Порядок представления документов при государственной регистрации 18

3ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ (РЕГИСТРАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ) ЧИСЛА ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

ПРИЛОЖЕНИЕ А 27

ПРИЛОЖЕНИЕ Б 28

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях рыночных отношений  центр экономической деятельности перемещается  к основному звену всей экономики – предприятию.

Именно на этом уровне создается  нужная обществу продукция, оказываются  необходимые услуги. На фирме сосредоточены  наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники и технологий. На фирме  добиваются снижения до минимума издержек производства. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент.

Все это требует глубоких экономических знаний. В условиях рыночных отношений выживет лишь та фирма, которая наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.

Ключевой фигурой  рыночных отношений выступает предприниматель. Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации фирмы. При этом субъектом предпринимательской  деятельности может быть как отдельный гражданин, так и объединение граждан. Таким образом, предприятие- это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. 

Из этого определения ясно, что  цель деятельности предприятия –  удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. Ещё недавно  основной целью фирмы называлось удовлетворение общественных потребностей.

Цель  курсовой работы – проанализировать сущность предприятия как субъект рыночной экономики и проанализировать порядок регистрации.

Задачи:

  1. Дать характеристику предприятия как субъекта рыночной экономики
  2. Проанализировать динамику изменения числа функционирующих предприятий Амурской области.

Объект исследования –  Амурская область. Предмет исследования – предприятие как субъект рыночной экономики.

При написании курсовой работы нами были использованы следующие методы научного исследования:

  • Сравнительный метод;
  • Изучение нормативно-правовой базы;
  • Изучение монографических публикаций и статей;
  • Аналитический метод.

В работе использованы периодическая  литература таких авторов как  Титов В.И., Чуева Л.Н. и др., а  так же законодательные акты РФ, в частности ФЗ «О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей», информационно-статистической базой  исследования явились сборники государственных  статистических органов.

 

1 ПРЕДПРИЯТИЯ КАК СУБЪЕКТ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

1.1 Понятие предприятия. Основные признаки

Экономика любой страны представляет собой сложный экономический механизм, различные элементы которого взаимодействуют между собой и обусловливают взаимное развитие друг друга. Она представляет собой огромное число хозяйствующих субъектов (предприятий, фирм, организаций), создающих разнообразные товары и услуги.

Предприятие (фирма) является структурным звеном экономики в целом.[3, с.14]

Предприятие – это учреждение в форме фабрики, шахты, фермы, магазина, которое выполняет  одни или несколько специфических  функций по производству и распределению  разнообразных товаров и услуг. Предприятие выступает в качестве товаропроизводителя, а, следовательно, решает ряд взаимосвязанных задач: получение прибыли, обеспечение потребителей продукцией, выполнение своих обязательств перед государством, соблюдение стандартов, нормативов. Предприятие экономически самостоятельно и обособленно, имеет конкретного собственника, в качестве которого могут выступать индивидуальный владелец, группа физических лиц (ТОО, ЗАО, ОАО), организации (союзы, ассоциации, фонды), государство и муниципалитет.

Если  не брать во внимание все разнообразие видов продукции (работ, услуг), производимым конкретными предприятиями, можно  выделить общие черты, которые свойственны  всем им. Предприятие – это.[3, с.15]:

  1. Организационное единство, т.е. определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления, объединенный общим процессом труда;
  2. Определенный комплекс средств производства. Совокупность средств производства для каждого предприятия, производящего определенный вид продукции или услуг, имеет свои особенности, специфику технологии. Предприятие объединяет экономические ресурсы для производства экономических благ с целью максимизации прибыли;
  3. Обособленное имущество: предприятие имеет собственное имущество, которое самостоятельно использует в определенных целях;
  4. Имущественная ответственность: предприятие несет полную ответственность всем своим имуществом по различным обязательствам;
  5. Предприятие предполагает единоначалие, основывается на прямых административных формах управления;
  6. Выступает в хозяйственном обороте от собственного имени;
  7. Экономически самостоятельно и обособленно, осуществляет самостоятельно оперативную хозяйственную деятельность, различного вида сделки, и операции, получает прибыль, несет убытки, за счет прибыли обеспечивает финансовое положение и дальнейшее развитие производства.

Предприятие – это сложная экономическая система, объединяющая производственные и людские резервы, имеющая общие цели в достижении результатов производства.[3, с.16]

Предприятие, производящее нужные для общества товары и услуги, формирует материальные и социальные условия жизни и  развития общества. Значение предприятий  сферы материального производства определяется той ролью, которую  играет в жизни общества материальное производство. В современных условиях возрастает роль и значение непроизводственной сферы, а следовательно, и предприятий, занятых в ней, оказывающих разнообразные услуги населению.

Непосредственной  целью и побудительным мотивом  деятельности предприятий является получение максимальной величины прибыли. Получение прибыли в условиях рыночной экономики возможно только при условии производства нужной для потребителей продукции, пользующейся спросом. Реализуя непосредственно  цель производства – получение максимальной величины прибыли, предприятие реализует  и цель общества – наиболее полного удовлетворения постоянно растущих потребностей общества.

Предприятия, основной целью которых является получение прибыли, называются «коммерческими». Цели, задачи, ради которых создаются  и действуют коммерческие предприятия, фиксируются в правовых документах об их создании. Создание и регулирование  их определяется Гражданским кодексом РФ.[3, с.16]

1.2 Классификация  предприятий

Предприятия (фирмы, организации) различаются между  собойпо многим характеристикам, по которым и ведется их классификация. Основными признаками классификации предприятий (фирм)по группам являются:

  • отраслевая и предметная специализация;
  • структура производства;
  • мощность производственного потенциала (размер предприятия, фирмы).

Уже при  создании предприятия четкоопределяется, для какого конкретного вида продукции (вида работ) оно предназначено. В зависимости от этого предприятия разделяются на:

  • промышленные предприятия по выпуску продуктов питания, одежды и обуви; по изготовлению машин, оборудования, инструментов, добыче сырья, производству материалов, выработке электроэнергии и др.;
  • сельскохозяйственные предприятия по выращиванию зерна, овощей, скота, технических культур;
  • предприятия строительной индустрии, транспорта.[1, с.18]

Важнейшими  с точки зрения потребностей человека являются предприятия, производящие предметы потребления. Это предприятия (организации) сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности, а также предприятия машиностроения, химической, деревообрабатывающей промышленности, изготавливающиетовары массового потребления, предприятия жилищного и коммунального строительства. Большое число предприятий связано соказанием специализированных услуг производству и населению,включая транспорт всех видов, связь, материально-техническоеснабжение, ремонт, торговлю и др. Принадлежность предприятияк той или иной отрасли производства должна конкретизироватьсяпо видам внутриотраслевой специализации. Крупные отрасли народного хозяйства делятся на более мелкие, специализированные. [1, с.19]

На практике все реже встречаются предприятия (фирмы), отраслевую принадлежность которых можно четко определить. Как правило, большинство из них имеют межотраслевую структуру.[1, с.19]

В связи  с этим по структуре производства предприятия делятся на узкоспециализированные, многопрофильные, комбинированные.

Узкоспециализированными считаются предприятия, которые изготавливают ограниченный ассортимент продукции массового иликрупносерийного производства, например, по выпуску тканей, пошиву одежды, производству чугуна, стального проката, литья,поковок для машиностроения, выработке электроэнергии, производству зерна, мяса и т. д. К многопрофильным относят предприятия, которые выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения. Такие организации чаше всего встречаются в промышленности и сельском хозяйстве. В промышленности они могутспециализироваться одновременно, скажем, на изготовлении компьютеров, морских судов, автомобилей, детских колясок, холодильников, станков, инструмента и т. д. В сельском хозяйстве — на выращивании зерна, овощей, фруктов, откорме скота, производствекормов и т. п.

С усилением  конкуренции многие ранее узкоспециализированные предприятия, экономически окрепнув, выходят за рамки прежней специализации. Они резко расширяют ассортимент продукции и услуг, захватывают новые рынки сбыта. Часто такие предприятия полностью теряют прежний отраслевой профиль и становятся межотраслевыми диверсифицированными предприятиями. Одновременно они могут заниматься, например, выпуском различной промышленной продукции, строительством, транспортными и коммерческими операциями. Перелив капитала изодной отрасли в другие происходит при этом в рамках одной фирмы. Диверсификация оказалась магистральным направлением предпринимательской деятельности конца XX — начала XXI столетий.

Некогда специализированные предприятия в  течение короткого промежутка времени трансформировались в новую категорию фирмы, объединяющие разнородные виды предпринимательской производственной деятельности. В этом случае группировка предприятий по отраслям размывается и теряет смысл — группируется только продукция.

Комбинированные предприятия в классическом виде чаще всего встречаются в химической, текстильной и металлургической промышленности, в сельском хозяйстве. Суть комбинирования производства состоит в том, что один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предприятии превращается параллельно или последовательно в другой, а затем в третий вид.[1, с.20]

В текстильной  промышленности практикуется комбинирование визготовлении волокна из сырья, пряжи — из волокна, полотна —из пряжи.

Наиболее  сложной формой комбинирования производства является комплексное использование сырья для изготовления продукции, различной по структуре и химическому составу.

Группировка предприятий по мощности производственного потенциала (размеру предприятия) получила наиболее широкоераспространение. Как правило, все предприятия делятся на тригруппы: малые, средние и крупные. При отнесении предприятий кодной из указанных групп используются следующие показатели:

  • численность персонала;
  • стоимостной объем выпуска продукции;
  • стоимость средств производства.

Централизованная  система управления экономикой СССР опиралась главным образом на крупные производственные объединенияи поощряла их развитие. В промышленности страны средний размер предприятий, рассчитанный по числу занятых, был в 8—12 раз больше, чем в странах Запада. Это диктовалось рядом причин:

1) из  единого центра управлять меньшим числом крупных объектов легче, чем большим количеством мелких;

Информация о работе Предприятие как субъект рыночной экономики. Порядок регистрации