Преимущества и недостатки приватизационного процесса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

В данной работе планируется выявить основные этапы и проблемы приватизации в целом, а также, особенности приватизации на современном этапе развития. Цель данного исследования – изучение особенностей приватизации в России, с рассмотрением ее предпосылок, этапов, темпов и функций.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………...3
1. Сущность и необходимость приватизации………………………………………..4
2. Этапы приватизации в России………………………………………………………..6
3. «Плюсы» и «минусы» приватизации в России………………………………..…9
4. Перспективы приватизации……………………………………………………......11
Заключение…………………………………………………………………………………..13
Список использованной литературы………………………………………………………14

Файлы: 1 файл

преимущества и недостатки приватизации.docx

— 46.46 Кб (Скачать файл)
 



Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Восточно-Сибирский государственный  университет технологий и управления

 

 

Кафедра «Экономики»

 

 

 

РЕФЕРАТ

«Преимущества и недостатки приватизационного процесса в России» 

 

 

 

Выполнил:

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ

2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………………...3

 

  1. Сущность и необходимость приватизации………………………………………..4
  2. Этапы приватизации в России………………………………………………………..6
  3. «Плюсы» и  «минусы» приватизации  в России………………………………..…9
  4. Перспективы приватизации……………………………………………………......11

Заключение…………………………………………………………………………………..13

Список использованной литературы………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В последние десятилетия  тема приватизации стала очень актуальной, так как правительства более  восьмидесяти стран проводили или  проводят денационализацию государственной собственности, а в России приватизация проводится и по сей день.

Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной  экономической науке. Это обусловлено  двумя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при  переходе от административно-командной  к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности.  

В теории приватизации и  обобщении ее практики сохраняется  множество нерешенных проблем. Более  того, в условиях перехода России к  рыночной экономике появляются новые  моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса.

Завершение начального этапа  приватизации в России (так называемой «чековой приватизации») требует оценки его итогов и выявления особенностей. Переход к новому «инвестиционно-денежному» этапу приватизации нуждается в  прогнозе пост приватизационного развития предприятий.

Таким образом, сегодня вопрос о приватизации в нашей стране имеет ярко выраженный характер. В  данной работе планируется выявить  основные этапы и проблемы приватизации в целом, а также, особенности  приватизации на современном этапе  развития. Цель данного исследования – изучение особенностей приватизации в России, с рассмотрением ее предпосылок, этапов, темпов и функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИВАТИЗАЦИИ

 

Приватизация (от англ. private - частный, единичный) - это переход государственной собственности в частные руки (физическим и юридическим лицам) и формирование на этой основе частной (приватной) или смешанной форм собственности в результате принятия правительством программы социально-экономических преобразований. Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. По существу, эта реформа базисных отношений - отношений собственности, фундамента социально-экономической системы. Это означает, что все другие экономические отношения как бы вторичны, и их изменения непосредственно зависят от изменений отношений собственности.

Подход к определению  социально-экономического эффекта  приватизации видится прежде всего в изучении взаимосвязи между процессами приватизации и процессами формирования и функционирования рыночной экономики не вообще, а конкретно, например, с позиций создания условий экономического роста в России.

Приватизация является центральным  пунктом всех реформ, проводимых в  Восточной Европе, но в той или  иной мере характерна и для других стран с развитой рыночной экономикой. В последние десятилетия наметилась общая тенденция к росту и  укреплению частного сектора во многих странах.

В развитых западных странах, с одной стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства  на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она - следствие исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах.

Проблема приватизации присутствует в дискуссиях ее целесообразности. В ходе этих дискуссий подчеркивается, что последствия приватизации нередко  оказываются отрицательными с точки  зрения благосостояния нации и социальной справедливости, т. е. результатом приватизации является неоправданное обогащение незначительной части общества и  обнищание большинства населения. Да, это действительно так, но только в краткосрочном аспекте. Если же приватизацию рассматривать не как  акт мгновенного действия, а как  продолжительный и очень сложный  процесс изменений, охватывающий большой  период времени, то, вероятно, ее конечной целью будет создание экономически эффективной общественной системы.

Основная цель приватизации состоит в повышении эффективности  экономики. Историческая практика свидетельствует, что системы, базирующиеся на частной  собственности, развиваются быстрее  и успешнее, чем системы, в основе которых лежит государственная  собственность. Поэтому в странах  с переходной экономикой приватизации уделяется исключительное внимание и придается первостепенное значение.

Приватизация выполняет  две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической  реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного  характера.

Основная проблема господства государственной собственности  заключается в отсутствии эффективного собственника, т.е. физического лица заинтересованного в рациональном использовании и увеличении собственности. В условиях же господства частной собственности у владельца существует личный интерес в росте эффективности. Частный собственник получает прямую прибыль от максимизации прибыли. В условиях господства государственной собственности ослаблен личный интерес к защите собственности и росту эффективности производства. Поэтому все многочисленные попытки проведения экономических реформ в условиях господства государственной собственности не давали предполагаемого экономического и социального эффекта.

Государственная собственность  эффективна в сфере естественных монополий или инфраструктуры. В  других сферах материального производства она не может выдержать конкуренции  с частным капиталом. Именно поэтому  на определенном этапе общественного  развития необходим процесс приватизации. Так, в России он получил место  в 90-х гг. прошлого столетия в связи  с преобразованием командной  системы хозяйствования в рыночную.

В результате приватизации формируются новые формы собственности: частная и смешанная. Появляется свобода выбора и предпринимательства:

- личный интерес к максимизации  прибыли, конкуренция, новые распределительные  отношения;

- ограничение государственного  вмешательства в хозяйственные  процессы.

Все это способствует формированию новых производственных отношений, известных в экономической теории как капиталистический способ производства, или рыночная система хозяйствования.

Одна из основных дилемм, возникающих при выборе концепции  приватизации, сводится к выбору централизованного  подхода (приватизация «сверху») или  децентрализованного (приватизация «снизу»). Первый подход означает, что государство  занимается приватизацией предприятий, не спрашивая на то их согласия. Второй подход подразумевает, что государство лишь устанавливает необходимые правила, а приватизацией занимаются сами предприятия. Большинство правительств и многие экономисты постсоциалистических государств являются сторонниками приватизации «сверху», так как считают, что именно этот способ обеспечивает быструю и эффективную приватизацию. Идея приватизации «снизу» имеет поддержку в основном среди персонала предприятий.

Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его  производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие  основные способы приватизации - акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и  имущества по коммерческому или  инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство.

Эти черты сближают российскую практику приватизации с восточноевропейской. Использование приватизации как постоянного инструмента государственного регулирования экономики на последующих этапах будет иметь общие характеристики с процессом приватизации в развитых странах Запада (многообразие форм приватизации, ее инвестиционная направленность, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса). 

 

 

 

  1. ЭТАПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ

 

Стержнем проведения курса  реформ в России являлась приватизация. Это все понимали: и политики, и экономисты, но конкретные пути предлагались разные:

1)в России нет необходимости в массовой, или так называемой  «обвальной», приватизации, достаточно  первоначально обеспечить коммерциализацию  государственных предприятий и  постепенно создать новые частные  предприятия: такой эволюционный  путь вполне достаточен для  формирования полноценных субъектов  рыночного хозяйства; 

2)необходим революционный путь - быстрая ломка государственной  собственности, нужна «шоковая  терапия». Именно этим путем пошла  Россия;

3) ни приватизация, ни  коммерциализация не могут обеспечить  создание условий для эффективной  рыночной экономики, так как  в экономике России высокий  уровень государственного монополизма  и нет законов, чтобы противостоять  его негативным последствиям.

Несомненно одно - приватизации должна принадлежать «пальма первенства» в формировании рыночной системы, ведь механизм ее проведения уже был разработан в международной программе курса реформ в России.

Приватизация в России прошла в два этапа. Временные  рамки указанных этапов были определены следующим образом: этап чековой  приватизации - с июня 1992 г. по 1 июля 1994 г.; этап денежной приватизации - с 1 июля 1994 г. по настоящее время.

Первый этап приватизации - ваучерный. Правительство России решило пойти на приватизацию государственной собственности через выпуск так называемых ваучеров. Ваучер - это официальный документ, предоставляющий право владения, распоряжения и пользования определенным количеством материальных благ. Но это формально, так как никто не стал собственником бывшей государственной собственности.

Основными целями первого (чекового) этапа приватизации были:

1.массовое разгосударствление  российской экономики, перераспределение  и закрепление прав частной  собственности в российском обществе  при минимуме социальных конфликтов;

2.формирование слоя частных  собственников, содействие созданию  социально ориентированной рыночной  экономики;

3.обеспечение условий  для повышения эффективности  функционирования российских предприятий;

4.расширение инвестиционной базы российских предприятий и привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику.

Процесс приватизации в России качественно отличался от приватизации, проводимой в западных странах. Сам  характер разгосударствления социалистической экономики поставил более глубокие и масштабные задачи в области  приватизации, а именно: служить  инструментом создания не только новой  структуры собственности, но и формирования класса частных собственников.

Для законодательного обеспечения  процесса приватизации в кратчайшие сроки была разработана и утверждена правовая база, включающая Закон «О приватизации государственных и  муниципальных предприятий в  Российской Федерации», государственные  программы приватизации, указы президента Российской Федерации, постановления  Правительства Российской Федерации  и распоряжения Госкомимущества  России. Формы, конкретные пути и варианты приватизации были определены государственной  программой приватизации государственных  и муниципальных предприятий  в Российской Федерации на 1992 г.

Оценивая качественные и  количественные итоги первого этапа  приватизации, сделаем выводы о положительных  сдвигах в структуре собственности  в российской экономике.

Количественный успех  массовой приватизации стал очевидным  уже к концу июня 1994 г.: было приватизировано  более 15000 крупных и средних предприятий. К концу января 1993 г. 98% всех ваучеров, или 144 млн. единиц, оказалось использованными. Более 40 млн. россиян стали индивидуальными владельцами акций, что свидетельствовало о чрезвычайно распыленной структуре акционерной собственности. Гораздо меньше ясности с качественными итогами приватизации. Как и ожидалось, влияние отраслевых министерств на предприятия было окончательно сведено на нет, а идеи их функционеров относительно объединения предприятий в финансово-промышленные группы так и не были востребованы.

Информация о работе Преимущества и недостатки приватизационного процесса в России