Преимущества и недостатки приватизационного процесса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

В данной работе планируется выявить основные этапы и проблемы приватизации в целом, а также, особенности приватизации на современном этапе развития. Цель данного исследования – изучение особенностей приватизации в России, с рассмотрением ее предпосылок, этапов, темпов и функций.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………...3
1. Сущность и необходимость приватизации………………………………………..4
2. Этапы приватизации в России………………………………………………………..6
3. «Плюсы» и «минусы» приватизации в России………………………………..…9
4. Перспективы приватизации……………………………………………………......11
Заключение…………………………………………………………………………………..13
Список использованной литературы………………………………………………………14

Файлы: 1 файл

преимущества и недостатки приватизации.docx

— 46.46 Кб (Скачать файл)

Решена главная задача - устранена монополия госсобственности в народном хозяйстве, заложены основы рыночной экономики многоукладного типа.

Одним из негативных результатов  первого этапа приватизации стало  такое распределение собственности  в рамках созданных акционерных  обществ, при котором значительная часть предприятий оказалась под контролем директората и менеджмента. При этом рядовой член акционерного общества только формально являлся совладельцем акционерного капитала.

На этапе чековой приватизации практически не была решена задача привлечения в российскую экономику  иностранных инвестиций, что провозглашалось  в качестве одной из основных целей  этого этапа.

Итак, в результате ваучерного этапа приватизации в России сформировались:

- акционерный сектор экономики;

- рынки ценных бумаг; 

- система инвестиционных  фондов и других финансовых  структур.

Но самый главный результат - это рождение новой классовой  структуры общества: класса частных  собственников и наемных рабочих.

Второй этап приватизации в России - денежный. Главная цель денежного этапа приватизации, официальное  начало которого датировано 1 июля 1994 г., - переход прав собственности на приватизируемое государственное имущество в руки реально ответственных (эффективных) собственников.

Денежный этап приватизации должен обеспечить выполнение трех стратегических задач:

1. Сформировать инвесторов, владеющих значительными пакетами  акций, что повысит их заинтересованность  в долгосрочных инвестициях;

2. Обеспечить приватизируемые  предприятия наличными средствами, необходимыми для их структурной  перестройки;

3. Способствовать решению  фискальных задач, т.е. пополнению  доходной части госбюджета.

Особенностью денежного этапа  является его направленность на осуществление  перехода от системы бесплатной раздачи  собственности к ее реальной продаже  в ходе относительно «медленной») приватизации. В интересах привлечения (стратегических инвесторов, которые ориентируются на контроль и управление предприятием, предполагалось выставлять на денежные аукционы и инвестиционные конкурсы относительно крупные пакеты акций - не менее 15-25% уставного капитала предприятия.

Главной отличительной чертой современного этапа приватизации является действие Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (далее - «Закон о приватизации»). Поскольку некоторые из вышеперечисленных методов приватизации показали свою неэффективность, в Закон о приватизации не вошли безвозмездная передача акций, закрытая подписка и инвестиционный конкурс.

Доля предприятий (объектов), приватизированных иными способами  была мизерна.

К основным результатам денежкой приватизации следует отнести:

1. выведение значительной  части государственного имущества  из-под директивного управления  государства и вовлечение его  в рыночный оборот;

2. формирование основ  рынка недвижимости, в том числе  рынка земли под объектами  приватизации.

Денежная приватизация имела  положительное значение с точки  зрения привлечения иностранных  инвесторов. Положительные результаты денежной приватизации состоят также в ее бюджетном эффекте: в 1997 г. запланированное бюджетное задание было превышено в 2,8 раза. Это связано с впервые примененной практикой предпродажной подготовки предприятия. Вообще, на макроуровне в доходной части консолидированного бюджета поступление средств от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, 2002 г. составило 157,3 млрд. руб., или 1,4 % ВВП. Процесс приватизации способствовал и погашению задолженности предприятий по платежам в бюджет за счет инвестиций, вносимых победителями конкурсов: в 1997 г. эти средства составили 578 млрд. руб.

В ходе денежной приватизации высветился ряд проблем. Прежде всего это обострение противоречий между покупателями предприятий и менеджментом. Конфликт заключается в том, что значительная часть директората, не сумевшая приспособиться к новым условиям хозяйствования (более жесткие бюджетные ограничения), по-прежнему характеризуется склонностью к государственному патернализму и вообще менталитетом советского хозяйственника.

Следует отметить, что социально-экономические  ситуация, в которой оказалась  Российская Федерация после 17 августа 1998 г., затрудняет оценку достигнутых  результатов приватизации. Естественное в этих обстоятельствах сокращение инвестиций в основной капитал, объема производства, рост цен и неплатежей, падение котировок ценных бумаг  не способствуют развитию процесса приватизации и достижению целей ее современного этапа.

Таким образом, в результате проведения массовой приватизации, как  на чековом, так и на денежном ее этапах, поставленные перед органами по управлению государственным имуществом задачи не были решены в полном объеме. 

 

 

 

 

 

 

 

  1. «ПЛЮСЫ» И «МИНУСЫ» ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ

 

Анализ организации приватизационного  процесса в российской экономике  показывает ряд присущих ей черт, носящих  как позитивный, так и негативный характер.

Основные негативные черты:

  1. Единообразие способов приватизации для предприятий различных отраслей, объединяемых по величине стоимости основных фондов и численности трудовых коллективов. Отраслевые особенности приватизации были сведены к порядку согласования планов приватизации предприятий с министерствами (ведомствами) и ограничению акционирования первым вариантом с выпуском «золотой акции». Игнорирование региональных особенностей приватизации.
  2. Преимущественно бесплатный (или за символическую плату) способ передачи собственности. Его организационная форма - введение системы приватизационных чеков на предъявителя.
  3. Административное установление высоких «заданий» по срокам и объемам приватизации.
  4. Внеэкономическое принуждение в процессе приватизации породило появление проблем, не решенных в рамках ее начального этапа. Среди них - порядок использования и финансирования объектов социально-культурного значения, условия закрепления и продажи пользователям земельных участков и недвижимости.

 

Многие элементы приватизационного  механизма начального этапа сохраняются  и в модели послечековой приватизации. Это - перечень и критерии применения способов приватизации, списки приоритетных сфер приватизации, функции государственных органов. Основное же отличие заключается в переходе к денежной приватизации и инвестиционным конкурсам.

Процесс приватизации предприятий  обеспечивает следующие институты: комитеты по управлению имуществом и  фонды имущества различных уровней; инвестиционные фонды и инвестиционные компании; консалтинговые фирмы; фондовые биржи и брокерские фирмы; компании-организаторы аукционов, инвестиционных торгов, тендеров.

Выработка общей стратегии  приватизационных мероприятий стала  исходным пунктом для конкретных решений о способах, темпе, очередности  приватизации и методах оценки имущества.

Процесс приватизации нуждается  в поддержке на двух уровнях: всего  общества и трудового коллектива конкретного предприятия. Недостаточная  пропаганда идей приватизации привела  к тому, что у значительной части  как специалистов, так и населения  в целом сформировался негативный образ приватизационного процесса. Хотя в действующей модели приватизации превалировали способы, формально  ориентированные на уравнительную  справедливость («чековая приватизация»).

Передача собственности  на государственное имущество сложившимся  коллективам предприятий несовместима с рыночным механизмом отбора покупателей, как мелких, так и стратегических. Поэтому в схеме приватизации, реализуемой через аренду с выкупом  государственного имущества, закрепляется нерыночный результат - долговременная консервация прямого соединения собственников с имуществом. В  основе выбора именно этого способа  лежит критерий не эффективности (или  массовости), а приоритета трудового  коллектива.

Основным способом приватизации (в начале этого процесса) являлась продажа имущества предприятий  по конкурсу или на аукционе.

Преобразование предприятий  в открытые акционерные общества стало набирать темпы со второй половины 1992 г. и стало в России наиболее распространенной формой перехода к  приватизации предприятий. В соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных  предприятий в Российской Федерации  все предприятия, имеющие по состоянию  на 1 января 1994 г. балансовую стоимость  основных фондов свыше 20 млн. рублей, могут  быть (по желанию трудового коллектива) приватизированы путем преобразования в открытые акционерные общества.

Приватизация муниципального имущества по количественным показателям  наиболее активно проходила в 1993 г. Способом приватизации объектов муниципальной  собственности преимущественно  является продажа на открытых аукционных торгах и выкуп арендованного  имущества. Для приватизации муниципальных  предприятий характерен и большой  удельный вес средств, поступающих  от продажи на аукционе, по конкурсу по сравнению со средствами, поступающими от продажи акций.

Одной из форм становится так  называемая «парциальная» приватизация, предлагаемая многими комитетами имущества  на местах. Государственное (муниципальное) предприятие в таком случае ликвидируется, а имущество вносится в качестве вклада во вновь создаваемое акционерное  общество, обычно закрытого типа. Другими  участниками данного общества становятся члены трудового коллектива и  сторонний инвестор. К развитию подобных способов приватизации подталкивает и  сложная ситуация, складывающаяся с  приватизацией недвижимости в городах.

Новым способом приватизации, оговоренным впервые в Государственной  программе приватизации, становится банкротство государственных и муниципальных предприятий. На этапе денежной приватизации передача обанкротившегося предприятия кредиторам превращается в одну из форм приватизации с привлечением инвестора. Однако банкротство как способ приватизации не получит в России широкого распространения. Оно будет применено для 700-800 средних предприятий, включая их переход в руки кредиторов. Управления по делам о несостоятельности (банкротстве) будут заниматься предотвращением банкротств тех государственных предприятий и акционерных обществ, где высока государственная доля в уставном капитале.

Приватизация сама по себе не является механизмом, безусловно повышающим эффективность рыночной экономики. В условиях перехода от централизованно планируемой к рыночной экономике она может оказывать позитивное воздействие лишь при условии проведения общеэкономических реформ.

Применение приватизации для развития экономики в развивающихся  странах отражает давление мирового рынка и международных финансовых институтов.

Однако форсированная  чековая приватизация может оказать  позитивное влияние на экономику  только в малых странах. 

 

 

 

  1. ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВАТИЗАЦИИ

 

Принимая во внимание недостатки этапов чековой и денежной приватизации и критически их оценивая, следует отметить, что в сложившихся социально-экономических условиях назрела острая необходимость в смене приоритетов при реализации государственной политики в сфере приватизации госимущества. Сегодня на основе эффективного управления государственной собственностью необходимо достичь следующих основных результата:

1. Максимизации доходов  бюджета на основе эффективного  управления государственной собственностью;

2. Оптимизации структуры  собственности (с точки зрения  народнохозяйственных пропорций  и на микроуровне) в интересах  обеспечения устойчивых предпосылок  для экономического роста;

3. Использования всех  государственных активов в качестве  инструмента для привлечения  инвестиций в реальный сектор  экономики.

В основу государственной  политики в сфере приватизации в  ближайшей перспективе должны быть положены:

  1. Новая цель приватизации
  2. Новые задачи, вытекающие из цели приватизации;
  3. Обновленные принципы проведения приватизационных процессов;
  4. Комплекс новых мер, направленных на достижение цели и решение задач приватизации;
  5. Усиление государственного контроля на всех этапах процесса приватизации.

 

В отличие от целевых ориентиров предыдущих этапов приватизации, состоявших в основном в достижении количественных показателей (числу приватизированных предприятий, доходы федерального бюджета от пропажи государственного имущества и др.), цель государственной политики в области приватизации в ближайшей перспективе должна состоять в кардинальном повышении эффективности функционирования российских предприятий и народнохозяйственного комплекса в целом.

Все приватизационные решения (включая такие их элементы, как  состав приватизируемых предприятий, сроки проведения приватизации, требования к потенциальным инвесторам, параметры  инвестиционных и иных условий при  продаже объектов государственной  собственности, необходимость закрепления  пакетов акций в государственной  собственности к использования  специального права в управлении открытыми акционерными обществами -- («золотой акции») должны впредь определяться в основном с тех позиций, насколько  они будут способствовать повышению  эффективности функционирования; реального сектора российской экономики, созданию новых рабочих мест, расширению налогооблагаемой базы и т.п.

Информация о работе Преимущества и недостатки приватизационного процесса в России