Препринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:18, курсовая работа

Описание работы

В своей курсовой работе я попыталась ответить на вопрос – что такое предпринимательство? Для того чтобы более полно раскрыть суть вопроса, я рассмотрела и представила в работе различные мнения специалистов, классификацию предпринимательской деятельности и историю развития предпринимательской теории, основные понятия и определения предпринимательства, а также вспомогательные таблицы и схемы по данной теме.

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономике 5.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

                                               ВВЕДЕНИЕ

В своей курсовой работе я попыталась ответить на вопрос – что такое предпринимательство? Для того чтобы более полно раскрыть суть вопроса, я рассмотрела и представила в работе различные мнения специалистов, классификацию предпринимательской деятельности и историю развития предпринимательской теории, основные понятия и определения предпринимательства, а также вспомогательные таблицы и схемы по данной теме.

На сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательства. Многие ученые-экономисты определяют "предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя — как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым". В различной учебной и научной литературе дается множество и других определений, характеризующих предпринимательство и предпринимателя с экономической, политэкономической, психологической, управленческой и других точек зрения. Так, например, Английский профессор Алан Хоскинг утверждает: "Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия".

Но ни за рубежом, ни в нашей стране пока еще не создана общепринятая экономическая теория предпринимательства, хотя потребность в такой теории давно уже стала весьма насущной.

В настоящее время  в теоретических исследованиях  уделяется внимание не только предпринимательству  как способу ведения дел на самостоятельной, независимой основе, но и внутрифирменному предпринимательству, или интрапренерству. Термин "интрапренер" был введен в оборот американским исследователем Г. Пиншо. Он же впервые использовал и другой термин, производный от первого, — "интракапитал".

Появление интрапренерства  связано с тем фактором, что многие крупные производственные структуры переходят на предпринимательскую форму организации производства. Поскольку предпринимательство предполагает обязательное наличие свободы творчества, то подразделения целостных производственных структур получают право на свободу действий, что подразумевает и наличие интракапитала — капитала, необходимого для реализации идей, лежащих в основе внутрифирменного предпринимательства.

 

 

1. ДВА ОСНОВНЫХ ТИПА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Предпринимательство государственное и частное

Предпринимательство как  особая форма экономической активности может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают предпринимательство государственное и предпринимательство частное.

Государственное предпринимательство  есть форма осуществления экономической  активности от имени предприятия, учрежденного:

а) государственными органами управления, которые уполномочены (в  соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие), или

б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие).

Собственность такого рода предприятий есть форма обособления  части государственного или муниципального имущества, части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой таких предприятий выступает то обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами не отвечают по обязательствам государства).

Частное предпринимательство  есть форма осуществления экономической  активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

Конечно, каждый из этих видов — государственное и  частное предпринимательство —  имеет свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления  во многом совпадают. И в том и в другом случае осуществление такой деятельности предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли. Схожей является и типология обоих видов предпринимательства.

1.2 Производительная и посредническая предпринимательская деятельность

 

Предпринимательство как  форма инициативной деятельности, направленной на извлечение прибыли (предпринимательского дохода), предполагает:

1) осуществление непосредственных  производительных функций, т.  е. производство товара (продукта) или оказание услуги (например, машиностроительная фирма, туристская компания, инжиниринговая фирма или конструкторское бюро);

2) осуществление посреднических  функций, т. е. оказание услуг,  связанных с продвижением товара  на рынок и его передачей в надлежащем (общественно приемлемом) виде от непосредственного производителя такого товара его потребителю.

Общественное понимание  проблемы сводится к тому, что, с  одной стороны, приоритетное значение имеет первый тип предпринимательской  деятельности, поскольку общественное богатство (как обобщенный итог уровня и качества жизни каждого члена общества) зависит от состояния дел именно в сфере материального производства, научно-технических и сервисных услуг. С другой стороны, такое общественное отношение к этому типу предпринимательства на практике не носит действительно приоритетного характера — общество способствует развитию и второго типа предпринимательской деятельности, т. е. посредничества. Почему? Прежде всего потому, что уровень и качество жизни, удобство и комфорт каждого члена общества в немалой степени зависят от уровня развития в обществе посреднической сферы (удобная для покупателя организация торговли, реклама, доставка товаров на дом, заказ товара по почте, телефону и т. д.); то же самое относится и к потребителям товаров производственного назначения.

Но такое общественное восприятие посреднической деятельности не является единственной и основной причиной. Главное заключается в  другом — посредническая предпринимательская  деятельность, ее наличие и усложнение до разумных пределов ведет:

1) к увеличению производительности  труда непосредственных производителей  товаров на основе углубления  специализации;

2) к ускорению темпов  оборачиваемости (кругооборота) капитала;

3) к насыщению товарных  рынков до объективно требуемых размеров и функционированию непосредственных товаропроизводителей в соответствии с интересами конечных потребителей (поскольку посредник специализируется главным образом на изучении потребительского спроса и заказе или приобретении только той продукции, потребительский интерес к которой он уже выявил; любую продукцию, производимую непосредственным товаропроизводителем, он приобретать не будет).

Товаропроизводитель и посредник: логика партнерства

Логика предпринимательской  деятельности непосредственного производителя товаров сводится к тому, что вместо обращения к изучению рынка и рыночной ситуации он может получить экспертную оценку предпринимательской идеи, обратившись к посреднику. По этой причине чаще всего между этими двумя субъектами производственных связей устанавливаются доверительные партнерские отношения, основанные на взаимной передаче требуемой информации, ибо каждый из них сознает, что достижение цели (получение предпринимательского дохода) во многом зависит именно от таких их взаимных действий.

Итак, тип предпринимательской  деятельности определяется главным  образом тем местом, которое предприниматель  занимает в процессе удовлетворения потребительского интереса.

1.3 Финансовые институты как основа предпринимательской инфраструктуры

 

Кроме двух основных типов  предпринимательской активности, о  которых мы вели речь, следует выделить еще один тип, занимающий в структуре  предпринимательства особое место. Имеется в виду предпринимательство  в финансовой сфере, которое, с одной  стороны, относится к категории посреднической деятельности, а с другой — к оказанию услуг, без которых осуществление любой активности становится практически невозможным. Поэтому финансовое предпринимательство выступает как составная и неотъемлемая часть и того и другого типа предпринимательской активности.

Предпринимательство в  финансовой сфере может осуществляться банкирами или финансистами за счет учреждения и организации деятельности банков, инвестиционных компаний и  фондов.

К банкам относятся специализированные финансовые институты (предприятия), объединяющие (сосредоточивающие у себя) финансовые ресурсы — временно свободные денежные средства (вклады), предоставляющие их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд), посредничающие во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями и отдельными лицами.

Такое определение относится  к государственным или коммерческим (частным или акционерным) банкам. Центральный банк выполняет в  основном функцию регулирования  денежного обращения в стране, включая эмиссию (выпуск в обращение) новых денег. Центральный банк, как правило, принадлежит государству. Коммерческие банковские учреждения относятся к категории предприятий, осуществляющих свои функции с целью получения прибыли.

В организации банковского дела главная проблема сводится к качественному обслуживанию клиентов. Одной из важнейших характеристик деятельности банковских структур выступает период прохождения банковских платежей. При этом различают:

• внутрибанковские платежи,

• межбанковские платежи на национальном уровне,

• межбанковские платежи  на международном уровне.

Внутрибанковские платежи  — это прежде всего внутренние (применительно к каждому отдельному банку) расчеты с филиалами. Для  оперативной работы в этом направлении  обычно используют традиционные виды связи: телефон, телетайп и почту. В телетайпной связи применяется стандартная (принятая во всем мире) таблица ключей. При внутригородских расчетах часто основная нагрузка ложится на специально выделенные телефонные линии.

В настоящее время в пределах России платежное поручение, переданное по телеграфу, проходит в среднем за 3 дня, по почте — 11 дней. Используются также факсимильная и модемная связь. Однако эти каналы ненадежны, поэтому российские банки пытаются найти какие-либо альтернативные средства связи, вплоть до использования спутниковой связи, если речь идет о расчетах с иногородними филиалами.

Для международных банковских расчетов российские банки используют систему "Еврокэш" (электронная  система международных банковских операций, разработанная банком "Еврофинанс"). Но лидирующие позиции в международных банковских операциях остаются за широко распространенной системой "СВИФТ", несмотря на то, что подключение к этой системе обходится банку достаточно дорого — около 200 тыс. долл. США. Однако высокий уровень защиты информации и возможность прямой связи с банком-корреспондентом, что свойственно системе "СВИФТ", заставляет российские банки идти на такие затраты.

“СВИФТ" относится  к разряду систем специального назначения. Наряду с этим банками применяются и системы общего пользования, такие как "Спринт" — система межбанковских электронных платежей с использованием телекоммуникационных услуг компании "Спринт", созданной московским производственным объединением "Центральный телеграф" и американской телекоммуникационной компанией "Спринт интернэшнл комьюникейшн". Особенности сети "Спринт" — возможность предотвратить утечку информации, перехват и вмешательство на всех уровнях системы, а также обеспечить защиту от несанкционированных изменений информации. Так, модемное оборудование может работать в режиме "колл-бэк" — при установлении соединения по коммутируемой линии модем разрывает связь и делает обратный дозвон до клиента с целью проверки зарегистрированного телефонного номера. Для каждого пользователя определяются его статус, степень секретности информации и область интересов, присваиваются ключи и пароли, регистрируются происходящие изменения. Банки сами решают, по каким полям будет шифроваться передаваемая ими информация, и использоваться канал электронной подписи. С помощью особых процедур, выполняемых специальным центром безопасности, можно создать полностью замкнутую группу пользователей внутри сети "Спринт".

 К инвестиционным компаниям и фондам относятся финансовые учреждения (предприятия), преследующие коммерческие цели (т. е. извлечение прибыли), концентрирующие (привлекающие) как свои, так и чужие капиталы и инвестирующие их с максимальной эффективностью в функционирующие и новые производства.

Инвестиции — долгосрочные вложения капитала в какое-либо предприятие, дело.

Инвестиционный —  относящийся к осуществлению  инвестиций. Инвестор — вкладчик капитала; лицо, организация или государство, осуществляющие инвестиции.

Инвестиционные компании и фонды подразделяются на два  вида.

Предприятия, создаваемые с целью концентрации имеющихся у потенциальных вкладчиков средств, вложения капитала в действующие производства и получения прибыли за счет таких инвестиций (с последующей выплатой вкладчикам дохода из получаемой прибыли).

Информация о работе Препринимательство