Препринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:18, курсовая работа

Описание работы

В своей курсовой работе я попыталась ответить на вопрос – что такое предпринимательство? Для того чтобы более полно раскрыть суть вопроса, я рассмотрела и представила в работе различные мнения специалистов, классификацию предпринимательской деятельности и историю развития предпринимательской теории, основные понятия и определения предпринимательства, а также вспомогательные таблицы и схемы по данной теме.

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономике 5.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

Искомый эффект таким  инвестиционным предприятием достигается за счет рассредоточения привлекаемых средств, что значительно снижает степень риска. Для этого, однако, необходимо владеть доскональной и объективной информацией о финансовом состоянии компаний, в которые планируется вкладывать капитал, и прогнозировать возможные изменения их финансового "здоровья".

 Предприятия второго вида - предприятия, создаваемые с целью концентрации капиталов для реализации каких-либо проектов, в том числе и на региональном уровне. В таком случае возможна двоякая форма таких предприятий:

а) инвестиционный фонд, трансформируемый по мере реализации проекта в акционерное общество. К примеру, мы создаем инвестиционный фонд для реализации проекта по учреждению и организации деятельности автомобильного комплекса. В этом случае наша деловая активность строится по образу и подобию деятельности по созданию акционерного общества;

б) региональный инвестиционный фонд как коммерческое предприятие, специализирующееся только на поиске и привлечении капиталов для  их последующего вложения в конкретные проекты на территории данного региона. К примеру, мы привлекаем капитал для строительства завода по обработке кож в Тульской области. С оргкомитетом по учреждению завода мы заключили договор о том, что инвестируемые в этих целях капиталы должны приносить прибыль в размере 10% от их величины.

К инвестиционным предприятиям относятся и инвестиционные банки, специализирующиеся на финансировании долгосрочных инвестиций (в том числе и путем распространения — подписки — акций, выпускаемых каким-либо акционерным обществом, через выкуп всех акций и их последующую реализацию или прием акций на комиссию, т. е. их реализацию с уплатой процента за услуги с цены реализации).

2. ФОРМЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ            

                                  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        2.1 Два возможных способа действий предпринимателя в

                               отношении потребителя

                      

        Следует особо подчеркнуть, что такое противостояние не носит антагонистического характера. Наоборот, разрешение противостояния осуществляется только через поиск взаимоприемлемого компромисса (оба субъекта — и предприниматель и потребитель — сознают, что ни один из них не может существовать без другого). В таком противостоянии активная роль сохраняется за предпринимателем, который в отношении потребителя может действовать одним из двух возможных способов (рис. 2.1).

 


 

 


 

Рис. 2.1. Два возможных способа органичного сочетания интересов

 предпринимателя и потребителя

 

Выявленный интерес  потребителя — итог, результат изучения предпринимателем очевидных, но не удовлетворяемых (или не полностью удовлетворяемых) потребностей потребителя, которые можно удовлетворить путем развития предпринимательской активности (например, мало производится конфет или не производятся дешевые конфеты). Такой подход возможен в условиях товарного дефицита и характерен для общества с низким уровнем социально-экономического развития.

 

        Навязываемый потребителю интерес предпринимателя — итог, результат предпринимательского решения по выявлению неосознанного интереса потребителя. В основном такая предпринимательская активность связана с решением (и готовностью) предпринимателя производить новые товары, не традиционные для потребительского рынка.

      2.2 Традиционалистское и инновационное предпринимательство

 

Предпринимательская деятельность, связанная с непосредственным производством  товаров, может носить:

1) традиционалистский  характер (традиционалистское предпринимательство);

2) инновационный характер (инновационная предпринимательская деятельность, инновационное предпринимательство).

Инновация (нововведение) — обновление основного капитала (производственных фондов) или производимой продукции на основе внедрения достижений науки, техники, технологии. Это закономерный, объективный процесс совершенствования общественного производства.

Предпринимательство в  сфере непосредственного производства товаров может, таким образом, ориентироваться  на производство и поставку на рынок  традиционных или инновационных товаров. Практика предпринимательской деятельности в любой ее форме включает в себя инновационный процесс. Приводимое выше деление типов предпринимательской деятельности основывается на убеждении, что производство и поставка на рынок традиционных товаров осуществляется также с использованием каких-то новых методов или приемов, связанных с организацией производства, техническими элементами производства или изменениями качественных характеристик производимого товара. В этом случае, однако, можно говорить о производстве традиционных товаров с привнесением частичной инновации. В случае когда производство не частично, а полностью основывается на инновации, результатом такой его организации выступает новый (не существовавший ранее) товар или же товар с принципиально новыми характеристиками, свойствами или даже сферами использования.

2.3 Основные виды предпринимательской деятельности

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что предпринимательская деятельность в сфере непосредственного производства товаров может носить основной или вспомогательный характер. К основным относятся те виды предпринимательской активности, результатом которых является производство товара, готового к потреблению (производственному или индивидуальному).

К вспомогательным относятся виды предпринимательской активности, цель которых сводится к разработке и передаче непосредственным товаропроизводителям инноваций — способов, методов, приемов, применение которых в процессе производства воздействует на повышение качественных характеристик товара. Результатом инновационной деятельности является разработка и передача непосредственным товаропроизводителям новой техники и технологии. К вспомогательным относятся также такие виды предпринимательской деятельности, как инжиниринговая, конструкторская, консультационная, маркетинговая, лизинговая и др.

 Биржевое предпринимательство.

Биржевое предпринимательство по сравнению с другими формами профессиональной предпринимательской деятельности имеет ряд специфических особенностей, что позволяет выделить его в особый тип и классифицировать как самостоятельное направление деловой практики.

Во-первых, биржи представляют собой посреднические структуры. При  этом, однако, они выделяются из всего  ряда посредников тем, что практически  ни один предприниматель не обходится без обращения к ним. Во-вторых, биржи обслуживают клиентов — это их главная функция. В России, однако, эта функция бирж имеет своеобразное проявление — они не столько обслуживают, сколько контролируют производителя через каналы снабжения и посредством цен. Сегодня предпринимательскую деятельность нельзя вести на достаточно эффективном уровне, не принимая во внимание принципы и содержание деятельности бирж.

Товарные биржи

Для сферы предпринимательства  наибольшего внимания заслуживают  товарные биржи. Принципиальными отличительными свойствами биржевых товаров выступают их однородность, взаимозаменяемость, возможность установления для них стандартных качественных характеристик. Обычно реализация биржевых товаров осуществляется без предварительного осмотра по образцам или стандартным описаниям при заранее установленных размерах минимальных партий.

Различают несколько форм сделок, осуществляемых на товарных биржах.

Во-первых, это сделки с немедленной сдачей товара (сделки на наличный товар).

Во-вторых, сделки форвардные, т. е. сделки с поставкой товара в будущем. Оба эти вида сделок завершаются сдачей-приемкой реального товара.

В-третьих, срочные сделки — сделки, заключаемые с целью поставки товара в определенный срок, разрыв между моментом заключения сделки и сроком поставки товара по этой сделке может составлять от 6 до 14 месяцев (среднепринятый срок для такого рода сделок). К примеру, сделки на поставку хлопка обычно заключаются в июле с поставкой хлопка в декабре.

В-четвертых, онкольные сделки — вид операций, при которых покупка реального товара осуществляется без фиксации цены до тех пор, пока этого не потребует покупатель. Продавец в такой ситуации страхует себя хеджированием продажей. При этом цена, по которой продавец закрывает хедж, становится ценой покупки реального товара..

Фьючерсные сделки

Фьючерсный контракт—  это контракт по поставке обусловленного количества определенного товара данного  сорта или марки по фиксированной  цене в течение указанного в договоре срока. Во всех случаях (за незначительным исключением) обязательства по фьючерсным контрактам выполняются путем уплаты разницы в цене, а не путем поставки реального товара.

Хеджирование покупкой—  операция на фьючерсной бирже, заключающаяся  в покупке фьючерсного контракта. Тот, кто осуществляет такую операцию, на рынке реального товара продает, а на фьючерсной бирже покупает, страхуя тем самым свою операцию с реальным товаром.

Хеджирование продажей—  операция на фьючерсной бирже, заключающаяся  в продаже фьючерсного контракта. В этом случае осуществляется покупка на рынке реального товара или товар держится в запасе, а на фьючерсной бирже осуществляется продажа. При этом лицо, осуществляющее хеджирование, намерено прекратить обязательства по сделке на фьючерсном рынке одновременно с завершением операции с реальным товаром и до наступления срока поставки по фьючерсному контракту. Хеджирование, таким образом, представляет собой балансирование между обязательством на рынке реального товара и обязательством (противоположным по направлению) на фьючерсном рынке. Это покрытие возможных рисков.

Биржевое брокерство

Предпринимательство в  биржевой деятельности может быть связано: 1) с организацией деятельности биржи  как коммерческой структуры; 2) с  организацией брокерской конторы или  брокерской фирмы.

Осуществлением всех операций на бирже занимаются биржевые брокеры — посредники, которые содействуют совершению сделок между заинтересованными сторонами — клиентами. Сделки заключаются брокерами обычно от имени, по поручению и за счет клиента. Они могут также действовать от своего имени, но за счет доверителя на основе заключенных с клиентами соглашений. За совершение сделок брокер получает брокерское вознаграждение или в размере, согласованном с клиентом, или по таксе, установленной биржевым клиентом.

Брокерские места на бирже продаются и покупаются. Продажи брокерских мест осуществляет биржевой комитет. Профессионалы-брокеры  работают в биржевом зале. Клиент (или  заказчик), т. е. тот, кто хочет продать  или купить акции, может получить информацию по телефону от брокера, представляющего его интересы.

Схема осуществления  операций на бирже приведена на рис. 2.9.

 

 Рис. 2.9. Схема  отношений по биржевой сделке:

3 — совершение  сделки в соответствии с поручениями  продавца

1 — поручение  продавца брокеру; 

2 — поручение покупателя брокеру; и покупателя

 

Листинг

Важное значение для  эффективной деятельности фондовых бирж имеет листинг— включение ряда эмитентов (т. е. компаний, выпускающих  акции и представляющих их для  оборота на фондовой бирже) в биржевой список (англ. list). Но это не простое включение, а как бы визитная карточка биржи: по условиям организации биржи в состав биржевого списка должны попадать лишь достойные фирмы. В противном случае наносится серьезный ущерб деловой репутации фондовой биржи и доверие к ней со стороны клиентов падает.

Котировка акций. Рейтинг компаний

Листинг, однако, не ограничивается только составлением списка компаний, с акциями которых осуществляются операции на бирже. Кроме этого, элементами концепции листинга выступают котировка акций, т.е. определение рыночного курса ценных бумаг, а также определение рейтинга (делового авторитета) компаний из биржевого списка.

Операции с ценными  бумагами, которые не допущены к  официальной биржевой котировке  и не включены в биржевой лист, относятся к внебиржевому обороту.

Включение в биржевой список той или иной компании призвано прежде всего защитить интересы потенциальных инвесторов, т. е. тех, кто приобретает на бирже ценные бумаги, не допустить возможность проникновения на биржу ценных бумаг "случайных" компаний. Компания, добившаяся права на включение в список фондовой биржи, должна отвечать соответствующим требованиям относительно ее активов, прибылей и надежности ценных бумаг.

Фирма, которая входит в биржевой список, берет на себя целый ряд обязательств, делающих ее "прозрачной" для всех участников фондового рынка. Дело в том, что рядовые клиенты биржи, как правило, не располагают достаточной информацией для принятия решений, в какие бумаги вложить деньги. Целый ряд институтов помогает потенциальным инвесторам получить необходимую информацию. Фондовые биржи занимают в ряду этих институтов одно из ведущих мест, осуществляя котировку ценных бумаг (публикацию в биржевом бюллетене), расчеты биржевых индексов, определение рейтинга списочных компаний биржи и их ценных бумаг.

Работа по сбору информации о компаниях-эмитентах, ее аналитическую  экспертизу и целый ряд других задач обычно выполняет отдел  фондовой биржи, занимающийся процедурой ведения биржевого списка, а также  отдел, осуществляющий котировку обращающихся на бирже ценных бумаг. Именно так организована эта работа на Российской фондовой бирже (РФБ). Биржевым советом РФБ принято "Положение о порядке ведения списка ценных бумаг, допущенных к обращению на Российской фондовой бирже". В нем отражено, что на РФБ продаются и покупаются лишь ценные бумаги, которые, согласно правилам биржевой торговли, прошли соответствующую экспертизу и включены в биржевой список.

Информация о работе Препринимательство