Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:18, курсовая работа
В своей курсовой работе я попыталась ответить на вопрос – что такое предпринимательство? Для того чтобы более полно раскрыть суть вопроса, я рассмотрела и представила в работе различные мнения специалистов, классификацию предпринимательской деятельности и историю развития предпринимательской теории, основные понятия и определения предпринимательства, а также вспомогательные таблицы и схемы по данной теме.
Операции с ценными бумагами
В биржевой список допускаются акции акционерных обществ, облигации, государственные долговые обязательства, производные ценные бумаги. Порядок ведения биржевого списка РФБ состоит из процедуры включения ценных бумаг в биржевой список; поддержания надлежащего уровня биржевого списка (листинг); процедуры временного приостановления котировки и исключения ценных бумаг из списка.
Разработанная методика оценки инвестиционной привлекательности ценных бумаг акционерных компаний реализована в виде программного продукта. Даже специалист средней квалификации может с помощью персонального компьютера в считанные секунды получить необходимые базовые данные о ценных бумагах компаний и произвести нужные вычисления.
При операциях с ценными бумагами обычно используются такие понятия, как номинальная цена (номинал), цена предложения, цена сделки (цена покупки). Для аналитика важным является выявление: 1) процентного отношения цены покупки к цене предложения; 2) процентного отношения цены покупки (состоявшейся сделки) к номинальной цене (табл. 2.1).
Эмитент |
Номинал |
Цена предложения |
Цена сделки |
3:2,% |
3 : 1, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
Инкомбанк |
100 000/1 |
25 000 |
17 000 |
68 |
170 |
РИНАКО |
50 000/50 |
100 000 |
52 500 |
52,5 |
105 |
РИНАКО |
10 000/1 |
1600 |
1000 |
62,5 |
100 |
МБТД "Россия" |
50 000/1 |
250 000 |
90 000 |
36 |
180 |
Итого: |
111 000/53 |
376 600 |
160 500 |
42,6 |
144,6 |
Таблица 2.1 Базовые данные о биржевых операциях с ценными бумагами
Примечание.: Данные приводятся по сводке Московской центральной фондовой биржи. Стоимость лота по номинальной цене акций (в знаменателе — количество акций).
При осуществлении биржевых сделок основным действующим лицом выступает маклер. Маклер регистрирует все пожелания клиентов о купле-продаже акций и определяет, при каком курсе осуществляется максимальный товарооборот. Это курс кассовых сделок, или единый курс. Плата маклеру, который выступает в качестве посредника в сделках с ценными бумагами, называется куртаж.
Предположим, в биржевой операции участвуют семь покупателей и семь продавцов, интерес которых сосредоточен на одних и тех же акциях (скажем, концерна "Гермес"), но которые имеют разные представления о цене таких акций (табл. 2.2).
При такой ситуации образуется единый курс (курс кассовых сделок) в 1230 руб. По этой цене осуществить сделки могут покупатели Г, Д, Е, Ж и продавцы Л, М, Н, О. Остальные же покупатели и продавцы выбывают из биржевой операции, поскольку они не могут израсходовать на приобретение акции 1230 руб. (а только 1220, 1210 и 1200 — соответственно В, Б и А) или хотели бы получить больше 1230 (1240, 1250, 1260 — соответственно К, И и 3). Единый курс при этом образуется при цене, по которой возможен максимальный товарооборот (в нашем примере это 4 акции).
Покупатель |
Готов купить акции (максимальная цена в рублях) |
Продавец |
Готов продать акции (минимальная цена в рублях) |
А |
1200 |
З |
1260 |
Б |
1210 |
И |
1250 |
В |
1220 |
К |
1240 |
Г |
1230 |
Л |
1230 |
Д |
1240 |
М |
1220 |
Е |
1250 |
Н |
1210 |
Ж |
1260 |
О |
1200 |
Таблица 2.2 Схема
образования единого курса
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
Рынок, как известно, представляет собой место встречи двух основных субъектов экономических (хозяйственных) отношений. А раз это так, то на рынке должны присутствовать или сами производитель и потребитель, или же их представители. Наглядно можно представить во взаимосвязь между производителем и потребителем в Росси. В пример можно привести самые простые способы обмена и купли, представляющие собой, не простую схему круговорота.
В нынешнее время, нельзя
не заметить, как с каждым днем с
большими темпами усовершенствуется
предпринимательская
Таким образом, чтобы представить функционирование предпринимательства
в России обратимся к следующему.
Лица (юридические или физические), представляющие интересы производителя или потребителя (а часто и действующие от их имени), но сами не являющиеся таковыми, называются посредниками.
Предпринимательская активность в сфере посредничества позволяет совместить в самые сжатые сроки экономические интересы производителя и потребителя. Поэтому в России посредничество, с точки зрения производителя, повышает степень эффективности работы последнего, поскольку дает возможность сосредоточить свою активность только на самом производстве, передавая посреднику функции по продвижению товара к потребителю. Кроме того, включение посредника в отношения между производителем и потребителем существенно сокращает срок оборачиваемости капитала, а значит, повышает прибыльность производства.
Для подтверждения последнего тезиса рассмотрим следующую схему (рис. 2.3).
Рис. 2.3. Временная периодизация производства и продвижения товара к потребителю
Пояснения к схеме:
Д — подготовительный период. Необходимая предпосылка производства — обладание денежным капиталом, который используется для приобретения всего, что необходимо для начала производства. Предположим, что такой период продолжается 3 месяца;
П... — процесс производства. Он продолжается в нашем случае, скажем, 6 месяцев;
Т — процесс реализации. Продукт нашей деятельности уже принял товарную форму, это уже товар, готовый к потреблению. Но нам требуется, предположим, 3 месяца, чтобы довести товар до потребителя. Время это мы тратим, чтобы капитал, совершив оборот, вернулся в первоначальную, т. е. денежную (с приростом, естественно) форму.
Если бы мы смогли продать товар сразу после окончания процесса производства, то мы сократили бы период обращения капитала на 3 месяца. В этом случае, правда, мы реализуем товар по оптовой цене, а не по розничной, т, е. теряем часть возможной прибыли. Могли бы, скажем, получить 90 денежных единиц, а получаем только 81 (10%, т. е. 9 денежных единиц, — торговая или оптовая скидка посреднику). Однако, учитывая то, что период обращения капитала в этих новых условиях составит не 12, а 9 месяцев, суммарная прибыль также будет составлять не 90, а 108 денежных единиц.
3.2 Посредник и три вида ценовых показателей
При рассмотренной схеме продвижения товара от производителя к потребителю различают:
• оптовые цены производителя,
• оптовые цены посредника,
• розничные цены.
Каналы распределения товаров
Использование посредника объясняется прежде всего высокой эффективностью его деятельности, которой самому производителю товара подчас добиться невозможно или просто-напросто ему придется менять профиль, т. е. становиться посредником. Благодаря включению посредника в цепочку взаимоотношений производитель-потребитель обеспечивается широкая доступность товара для всех (или почти всех) потребителей. Другая сторона этой проблемы сводится к способности посредника эффективно довести товар производителя до целевых рынков. Посредник обычно предлагает производителю значительно больше того, что сам производитель в состоянии осуществить. С точки зрения потребителя, посредничество позволяет полнее и значительно быстрее удовлетворить существующие у него потребности за счет образования более эффективного канала распределения.
Канал распределения — это путь, по которому товары движутся к потребителю (покупателю) от производителя. Каналы распределения устраняют достаточно длительные разрывы или во времени, или между местом производства и местом потребления, а также между правами собственности на товары и правами на пользование ими. Каналы распределения, как оказывается, будут наиболее эффективными, когда они базируются не на прямых связях, а на основе включения посредника.
Прямые связи — договорные отношения, устанавливающиеся между производителем товара (или услуги) и его непосредственным потребителем.
Предположим, имеются три производителя разных товаров и три потребителя каждого из этих товаров. Канал распределения, базирующийся на таких прямых связях, будет включать в себя 9 контактных линий (рис. 2.4).
Рис. 2.4. Схема контактных линий "производители-потребители"
(без включения посредника)
Включение же посредника
сокращает число таких
Рис. 2.5. Схема контактных линий "производители-потребители" (с включением посредника)
Предпринимательская деятельность в посредничестве осуществляется всегда в какой-то конкретной форме. Самой распространенной формой посредничества является агентирование, т.е. такой тип отношений, в которых агент выступает посредником между производителем и потребителем.
Агент в России — лицо, действующее от имени и в интересах производителя товара или потребителя. Лицо, в интересах и от имени которого действует агент, называется принципалом. Принципалом может быть как собственник товара, поручающий агенту продать его, так и потребитель товара, поручающий агенту купить этот требуемый товар.
Таким образом, посредничество с участием агента включает взаимоотношения уже не двух, а трех субъектов (рис. 2.6).
Рис. 2.6. Схема отношений производителя и потребителя с участием агента
Типы агентов
Различают несколько типов агентов:
1) агенты производителей;
2) полномочные агенты по сбыту;
3) агенты по закупкам.
Агенты, производителей (представители производителей) — представляют интересы двух или нескольких производителей дополняющих друг друга товаров.
Полномочные агенты по сбыту получают право на сбыт всей продукции и представляют собой как бы отдел сбыта, но не входят в структуру фирмы-производителя, а взаимодействуют с ней на договорных условиях.
Агенты по закупкам чаще всего занимаются подбором нужного товарного ассортимента (например, для мелких розничных торговцев).
Брокерство
Брокер — посредник при заключении сделок, специализирующийся по определенным видам товаров или услуг, действует по поручению и за счет клиентов, получая от них специальное вознаграждение. Относится к категории профессиональных деловых посредников.
Комиссия
Иногда агент выступает в качестве оптовика-комиссионера, который самостоятельно распоряжается товаром, принимая его на комиссию. Комиссионер действует на основе договора комиссии, заключаемого между комиссионером (агентом) и принципалом, который в таком случае выступает в виде комитента.
Комиссионные операции
— это разновидность торгово-
Комиссионер — посредник, физическое или юридическое лицо, совершающее за определенное вознаграждение (комиссионное вознаграждение) сделки в пользу и за счет комитента, но от своего имени.
Комитент — лицо (обычно производитель или собственник товара), дающее поручение другому лицу (комиссионеру) заключить определенную сделку или ряд сделок от имени последнего, но за счет комитента.
При осуществлении комиссионной операции сделки купли-продажи совершаются комиссионером за счет комитента, который выплачивает комиссионеру комиссионное вознаграждение. Размер вознаграждения устанавливается в виде определенного процента от суммы сделки (обычно, когда в роли комитента выступает продавец товара) или разницы между ценой, назначенной комитентом, и ценой, по которой комиссионер реализовал товар (в случае, когда в роли комитента выступает продавец).
Делькредере
Отношения между комиссионером и комитентом, регулируемые договором комиссии, могут включать и обязательство, которое комиссионер дает комитенту и содержание которого сводится к гарантии того, что заключаемый комиссионером договор с какой-либо третьей стороной будет исполнен. Такое обязательство (вернее — ручательство) называется делькредере и предполагает передачу комиссионеру дополнительного вознаграждения.